КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа учебно-ознакомительной практики
Права и обязанности студента - практиканта При прохождении практики студент-практикант имеет право: - получить временный (на срок практики) пропуск для входа в организацию; - иметь допуск к служебным материалам данной организации (предприятия), разрешенных к общему пользованию, для выполнения учебных целей практики; - получать необходимые консультации по всем возникающим вопросам как у руководителя практики от кафедры, так и у руководителя практики от организации (предприятия); - заниматься научно-исследовательской работой в течение рабочего времени. В период практики студент-практикант обязан: - вовремя прибыть в организацию и поступить в распоряжение назначенного руководителя практики; - полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики; - регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики; - выполнять существующие на предприятии правила внутреннего распорядка, строго соблюдать правила охраны труда; - обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты; - представить отчет о выполнении задания в полном объеме и защитить его; - вовремя информировать руководителей практики от организации и деканат о возможных непредвиденных обстоятельствах, связанных с семейными, личными и другими проблемам, из-за которых практика может прерваться по объективным, уважительным причинам. За невыполнения задания по учебно-ознакомительной практике в установленный срок студент получает неудовлетворительную оценку, за что к нему применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия, он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению директор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных компаний. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальную инфраструктуру. Содержание управленческого анализа определяют вид и направления деятельности организации – объекта практики. В зависимости от этого анализ включает следующие направления: На промышленном предприятии Организационно-правовая форма предприятия: - дать характеристику организационно-правовой формы предприятия и его места в экономической среде; - учесть специфику предприятия и ее влияние на порядок его функционирования. Организация управления предприятием: - охарактеризовать производственную структуру предприятия и номенклатуру выпускаемой продукции; - представить и проанализировать организационную структуру - описать экономическую среду предприятия, показать взаимосвязь - охарактеризовать стратегию деятельности предприятия при достижении целей; - описать особенности управления проектами и нововведениями в организации; - провести анализ процесса обоснования, принятия и организации контроля исполнения управленческих решений; - описать процедуру проведения производственных совещаний, особенности коллегиального принятия решения; - описать особенности применения технических средств, обеспечивающих поддержку управленческих решений; - изучить виды управленческой информации, организацию документооборота на предприятии; - проанализировать функциональную структуру на примере одного из подразделений, должностные обязанности сотрудников и порядок их взаимодействия; - проанализировать организацию труда руководителя, специалиста; - описать порядок и особенности постановки задач исполнителям; - охарактеризовать организационную культуру, мотивацию деятельности сотрудников и используемые методы формирования корпоративной культуры. Система планирования деятельности предприятия: - раскрыть сущность и виды плановой деятельности на предприятии; - ознакомиться с порядком согласования, утверждения и контроля выполнения плана; - проанализировать бизнес-план предприятия, охарактеризовать его разделы. Производство и реализация продукции: - проанализировать динамику объемов производства и реализации по номенклатуре продукции в натуральном и стоимостном выражении за последние годы; - дать экономическую оценку структурных сдвигов за анализируемый период; - проанализировать показатели технического уровня производства. Оценить уровень эффективности использования основных и оборотных фондов предприятия, степень физического и морального износа оборудования; - проанализировать производственную программу предприятия с позиций - представить баланс производственных мощностей, охарактеризовать способы и финансовые источники удовлетворения дополнительной потребности в производственных мощностях; - охарактеризовать направления инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, пути повышения капитальных вложений на предприятии, стратегию принятия инвестиционного решения. Оценить эффективность инвестиционных проектов предприятия; - изучить организацию на предприятии системы менеджмента качества, управления ассортиментом и обеспечение конкурентоспособности продукции. Оперативно – производственное планирование: - изучить организацию оперативно-производственного планирования на предприятии; - охарактеризовать порядок проведения расчетов и разработки графиков Материально – техническое обеспечение и сбыт продукции: - изучить и проанализировать состояние обеспечения предприятия сырьем, материалами, комплектующими изделиями, топливно-энергетическими ресурсами; - проанализировать систему нормирования и определения потребности в материальных ресурсах для выполнения производственной программы; - описать и оценить порядок приобретения сырья и материалов; - изучить организацию и планирование маркетинговой деятельности на - изучить формы и методы формирования спроса и стимулирования сбыта - охарактеризовать организацию коммерческой деятельности предприятия. Управление трудом и персоналом на предприятии: - рассчитать и проанализировать уровень, темпы роста и прироста - проанализировать влияние научно-технического прогресса на повышение производительности труда; - изучить существующую на предприятии практику учета и анализа потерь рабочего времени; - ознакомиться с формами и содержанием документов, регламентирующих управление персоналом на предприятии; - рассмотреть методы нормирования персонала по категориям, изучить баланс рабочего времени и его роль в практике планирования; - рассмотреть порядок найма работников, раскрыть виды найма, их сущность и характерные особенности; - проанализировать обеспеченность предприятия квалифицированной рабочей силой, причины текучести кадров; - оценить эффективность применяемых форм и систем оплаты труда; - ознакомиться с документами и процедурой проведения аттестации работников на предприятии; - рассмотреть планирование и формы повышения квалификации и переподготовки работников. Себестоимость продукции, прибыль и рентабельность: - проанализировать динамику и структуру издержек производства и реализации продукции на предприятии; - рассмотреть плановую калькуляцию на одно изделие, составление смет комплексных расходов; - оценить источники и факторы издержек производства; - рассчитать балансовую и чистую прибыль предприятия, рентабельность - рассмотреть систему налогообложения прибыли и доходов предприятия, - изучить и проанализировать порядок формирования и использования Организация расчетов внутри предприятия: - оценить эффективность системы экономического стимулирования на - рассмотреть систему показателей, доводимых до структурных подразделений, методику их расчета; - описать внедрение новых форм хозяйствования на предприятии. Финансы предприятия: - охарактеризовать организацию и содержание финансовой работы на предприятии; - ознакомиться с финансированием и кредитованием инвестиционной деятельности. Изучить источники финансирования и кредитования инвестиций в основные фонды; - изучить действующую на предприятии систему анализа финансово- Заключение: 1. Ha основании проведенного анализа дать общую оценку эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. 2. Дать общую оценку организации процесса управления на предприятии. 3. Охарактеризовать стратегические направления развития предприятия с учетом хозяйственного риска В кредитной организации Организационно-правовая форма: - дать характеристику организационно-правовой формы кредитной организации (коммерческого банка) и ее места в экономической среде. Организация управления: - составить схему организационной структуры организации; - проанализировать структуру аппарата управления; - описать внешнюю и внутреннюю среду, ее влияние на финансово- - описать организацию маркетинговой деятельности; - охарактеризовать основные виды планирования деятельности; - охарактеризовать используемые информационные технологии и Кредитная политика: - охарактеризовать основные стратегические цели развития организации; - проанализировать динамику и объемы деятельности по основным направлениям; - оценить рентабельность оказываемых услуг. Кадровая политика и управление персоналом: - проанализировать систему документации, регламентирующую управление персоналом; - охарактеризовать подходы к определению численности, процедуры отбора персонала; - охарактеризовать политику стимулирования персонала; - оценить обеспеченность квалифицированными сотрудниками, причины текучести кадров; - ознакомиться с системой оценки и аттестации сотрудников; - проанализировать систему повышения профессиональной квалификации и Финансовый менеджмент: - проанализировать организацию управления собственным капиталом, активами кредитной организации (банка), заемными и привлеченными средствами, прибылью банка, инвестиционным портфелем, валютными ресурсами; - дать оценку ликвидности и платежеспособности кредитной организации (коммерческого банка). Организация деятельности структурного подразделения (места прохождения практики): - изучить положение о структурном подразделении; - изучить функциональные (должностные) обязанности специалиста; - охарактеризовать виды выполняемых работ (с приложением образцов - охарактеризовать коммуникации в отделе, управлении, филиале. Заключение: 1. На основании проведенного анализа дать общую оценку эффективности деятельности и конкурентоспособности кредитной организации (коммерческого банка); 2. Дать общую оценку организации процесса управления в кредитной организации (коммерческом банке). 3. Охарактеризовать стратегические направления развития кредитной организации (коммерческого банка) с учетом хозяйственного риска. В торгово-коммерческой организации Организационно-правовая форма: - дать характеристику выбранной организационно-правовой формы, описать ее преимущества и место в экономической среде. Учесть специфику торгово-коммерческой организации и ее влияние на порядок ее функционирования. Организация управления: - охарактеризовать схему организационной структуры; - проанализировать особенности, преимущества и недостатки принятой - описать внешнюю и внутреннюю среду и их влияние на финансово- - дать анализ процесса принятия и организации выполнения управленческих решений и методов контроля их исполнения; - охарактеризовать основные виды и методы планирования деятельности - описать используемые информационные технологии и системы, Производство и реализация продукции: - ознакомиться с бизнес-планом организации и охарактеризовать его основные разделы; - проанализировать динамику объемов производства и реализации - изучить план маркетинга организации. Оперативно-производственное планирование: - изучить организацию оперативно-производственного планирования в - ознакомиться с порядком проведения расчетов и разработки графиков Себестоимость продукции, прибыль и рентабельность: - проанализировать структуру себестоимости продукции организации и ее динамику; - оценить источники и факторы издержек организации; - рассчитать балансовую чистую прибыль организации, рентабельность деятельности; - выявить резервы роста прибыли и рентабельности деятельности организации. Кадровая политика, управление персоналом: - ознакомиться с системой документации по управлению организацией и персоналом; - оценить методы и подходы по определению численности, процедуры - оценить источники получения и обеспеченность квалифицированными - ознакомиться с системой повышения профессиональной квалификации и - изучить систему оплаты труда и вознаграждения сотрудников; - проанализировать организацию деятельности структурного подразделения; - изучить функциональные (должностные) обязанности специалистов, охарактеризовать виды выполняемых работ. Заключение: 1. На основе проведенного анализа дать общую оценку эффективности деятельности и конкурентоспособности торгово-коммерческой организации. 2. Дать общую оценку организации процесса управления в торгово-коммерческой организации. В организации сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Краткая характеристика организации: - дать характеристику типа научно-исследовательской учреждения (организации), министерства либо ведомства, а также его роли и места в сфере разработки программных, стратегических либо оперативных экономических решений государственных и/или хозяйственных органов управления. Организация управления учреждением: - охарактеризовать организационную структуру управления; - описать среду функционирования учреждения, показать его взаимосвязи с субъектами хозяйствования во внешней и внутренней экономической среде; - охарактеризовать цель и представить основные направления деятельности учреждения (организации), описать стратегию деятельности учреждения при достижении целей; - описать особенности управления проектами и нововведениями в организации; - дать анализ процесса обоснования, принятия и организации контроля - описать процедуру проведения производственных совещаний, особенности коллегиального принятия решений; - описать особенности применения технических средств, обеспечивающих поддержку управленческих решений; - изучить виды управленческой информации, организацию документооборота в организации. Система планирования деятельности организации: - охарактеризовать виды планирования деятельности организации, порядок заключения договора на выполнение НИОКР; - ознакомиться с порядком согласования, утверждения и контроля выполнения плановых заданий. Финансирование деятельности организации: - ознакомиться с системой финансирования организации, изучить источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кадровая политика организации и управление персоналом: - ознакомиться с формами и содержанием документов, - проанализировать обеспеченность организации квалифицированными - оценить эффективность применяемых форм и систем оплаты труда; - ознакомиться с документами и процедурой проведения аттестации работников; - рассмотреть планирование и формы повышения квалификации и Организация деятельности структурного подразделения (места прохождения практики): - краткая характеристика деятельности подразделения (задачи, - представить организационную структуру управления организации; - дать характеристику функциональных (должностных) обязанностей - проанализировать виды выполняемых работ и их информационное обеспечение (с приложением образцов документов); - представить краткий информационный отчет о научно- С учетом специфики деятельности подразделения учреждения студенту выдаются индивидуальные задания руководителем практики от кафедры. Собранная и проанализированная по данным направлениям информация должна быть отражена в отчете о практике наряду с предложениями о совершенствовании управления предприятием и повышении эффективности его функционирования. Содержание практики В период прохождения практики студент должен изучить, провести анализ, исследовать и дать освещение в отчете следующих разделов. Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Задачей написания данного раздела отчета является раскрытие общих организационных и экономических аспектов (условий) деятельности исследуемой организации. В содержании раздела должны быть рассмотрены вопросы деятельности организации. Миссия, цель и задачи организации.Миссия – это четко выраженная общая генеральная цель, определяет суть деятельности организации, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает контекст для разработки стратегии. На основе миссии вырабатываются цели и задачи организации.Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.Цель – это исходная точка планирования.Задачи обеспечивают достижение поставленных целей и лежат в основе построения организационных отношений.На задачах базируется система мотивации. Задача – это точка отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда работников и организации в целом. Наименование организации, юридический адрес, организационно-правовая форма и форма собственности. Экономико-географическое положение и условия деятельности организации. Необходимо коротко(!) охарактеризовать местоположение организации, удаленность от городов, экономических центров, транспортных коммуникаций и др., природные условия деятельности (если необходимо). Специализация и масштаб деятельности организации. Необходимо определить направления производственно-коммерческой деятельности исследуемой организации, выделив основные (см. табл. 1). Таблица 1 Объем и структура производства в ОАО «Х»
Следует оценить тенденции изменения размеров производственно-хозяйственной деятельности, указать тенденции в развитии специализации. Производственная структура организации: технологический аспект. Под производственной структурой организации понимается состав образующих ее участков, цехов, служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Организационная структура производства и характер организационных отношений между структурными подразделениями. Организационная структура характеризует разделение труда между подразделениями организации, их кооперацию. Она оказывает влияние на технико-экономические показатели производства, структуру управления предприятием. (Необходимо представить схему организационной структуры организации) Основные экономические показатели деятельности организации должны определять динамику производственно-хозяйственной деятельности организации (Табл. 2). Таблица 2 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Х»
Выводы должны определять текущее состояние и перспективы производственно-хозяйственной деятельности организации. Организационная структура управления должна раскрывать вопросы организационного регламентирования управления производственно-хозяйственной деятельностью организации. По данному разделу студент должен изучить: - организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; - характер организационных отношений - между структурными подразделениями; - компоненты организационной структуры управления, линейные и функциональные связи в структуре управления; - структуру и функции аппарата управления предприятия; - эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления (обязательно!), его структурных подразделений. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством предполагает изучение: - производственной функции предприятия; - структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля; - оперативного планирования выпуска продукции; - нормирования труда и управления запасами; - календарного планирования и диспетчеризации производства; - мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; - управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена. Студенту необходимо: - ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению; - изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии; - проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений; - проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность; - ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли); - дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия; - изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку. Управление персоналомсодержит анализ кадрового потенциала предприятия и его формирование, в том числе: - профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); - планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала); - процесс подбора кадров руководителей и специалистов; - систему материального и морального стимулирования; - функции управленческого персонала; - требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки; - систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.); - методы повышения эффективности управленческого труда. Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить: - массивы информации; - коммуникационный процесс; - коммуникации между уровнями управления и подразделениями; - коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.); - характеристику общей схемы информационных потоков в организации; - информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); - средства передачи и преобразования информации; - документооборот предприятия и его характеристику; - организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия; - пути устранения недостатков коммуникационного процесса; - совершенствование коммуникаций в организации.
Экономические службы и финансовый менеджмент.По этому разделу студенту необходимо: - изучить структуру и содержание деятельности экономических служб; - ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования; - приобрести навыки составления финансового плана, балансу доходов и расходов предприятия; - на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия; - изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; - осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы; - внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.
Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете: - задачи службы маркетинга; - систему организации службы маркетинга; - задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы; - анализ маркетинговой среды фирмы; - структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС); - планирование продукции и товарную политику; - управление качеством товара; - стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб; - инновационную политику; - ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии; - роль посредников в товародвижении; - условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; - требования к торговым посредникам; - планирование продвижения товара на рынке; - коммуникационную политику фирмы; - основные методы реализации изделий (услуг); - стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность; - инструменты стимулирования сбыта; - ценовую политику и конкуренцию; - факторы, определяющие решения по ценам; - ценовую рекламу; - ценовые гарантии и особые соглашения; - определение цен на новые изделия и их поведение на рынке; - систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб - предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности
Раздел 2. Научно – исследовательская работа должен быть посвящен анализу наиболее «проблемных» аспектов деятельности организации и является предпосылкой для выбора темы будущего дипломного исследования студента. В зависимости от предприятия – базы практики, руководитель практики по утвержденной тематике выбирает направление исследований для студентов, которые он должен провести в процессе прохождения практики. В качестве таких направлений рекомендуется выбирать: - Исследование рынка товара (услуг) выпускаемого предприятием; - Методика разработка стратегий предприятия; - Исследование эффективности менеджмента предприятия; - Исследование внешней среды предприятия с использованием SWОT, PEST – анализа; - Исследование конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия; - Исследование централизации и децентрализации в системе управления предприятием; - Исследование систем планирования производственной деятельности; - Исследование финансово-экономической деятельности; - Исследование системы управления кадрами; - Исследование инновационной деятельности предприятия; - Новые направления в менеджменте предприятия и их эффективность; - Научно – исследовательская и опытно – конструкторская деятельность предприятия. Результаты научно-исследовательской работы включаются в отчет по практике самостоятельным разделом. При выполнении научно-исследовательской работы студент ориентируется на выбор темы выпускной квалификационной (дипломной) работы. В научно – исследовательской работе должны быть отражены следующие вопросы: - название темы исследования; - актуальность исследования; - объект исследования; - предмет исследования; - проблемы по теме требующие решения; - предложения студента по решению проблемы; - оценка эффективности. Порядок проведения защиты отчета по производственной практике Не позднее, чем за неделю до назначенной даты зачета по практике, студент должен сдать на кафедру свой отчет, календарный план и дневник, в котором должен расписаться преподаватель – руководитель практики от кафедры. В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. Зачет принимается, как правило, членами комиссии, образованной из числа преподавателей кафедры. Оценка выставляется с учетом фактического выполнения программы и заданий практики, полноты содержания и правильности оформления дневника и отчета, отзывов руководителей практики от предприятия и кафедры, ответов на вопросы в ходе защиты отчета. Студен, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, может быть направлен на практику повторно (в период студенческих каникул). В исключительных случаях решается вопрос об отчислении из академии.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |