В основании треугольника "лежат" два взаимно противоположных процесса (компонента). С одной стороны - возбуждение (побудительный компонент), с другой - торможение (тормозной компонент). В вершине треугольника - высший корковый регулятор. Побудительный компонент в условиях сложной психической деятельности человека включает в себя потребность, интерес и другие формы мотивации, различные виды условных и безусловных раздражителей, т. е. все те биологические и социальные стимулы, которые лежат в основе целенаправленной деятельности. Именно они побуждают человека к активности. Тормозной компонент представляет собой совокупность всех тех внутренних и внешних факторов, которые прямо или косвенно снижают или угнетают активную деятельность человека в данной конкретной ситуации. К ним относятся насыщение, страх, боль, конкурирующая мотивация и др. Страх и боль, будучи активирующими факторами деятельности в одних условиях (защитная деятельность), становятся тормозящими в других. Здесь регулирующая функция принадлежит корковому компоненту. В некоторых случаях у человека появляется непреодолимое желание чего-то достичь (побудительный компонент), но в то же самое время он испытывает страх (тормозной компонент): происходит столкновение двух взаимопротивоположных мотивов. Решающая роль в таких ситуациях принадлежит третьему компоненту - корковому регулятору, который и определяет судьбу волевого процесса. Когда корковый компонент способен подавить тормозной фактор (страх), он дает команду исполнительным органам: "действуй!". Это и есть исходный рубеж всякой волевой деятельности. В противном случае процесс торможения доминирует над побуждением и корковый регулятор подавляет желание приказом "воздержись!". Таким образом, не только принятие решения действовать, но и команда "воздержись!" является волевым актом. Одно и другое действие целенаправленны и связаны с преодолением препятствий (в данном случае - внутренних). Для того, чтобы совершить действие, и для того, чтобы воздержаться от него, человек в одинаковой степени должен приложить к самому себе определенное усилие. Степень его бывает разной. Именно последнее и есть не что иное, как сила воли. Положительной оценкой команд "действуй!" и "воздержись!" является ее целесообразность в биологическом и социальном плане. Успешная деятельность (подкрепление) способствует развитию и закреплению волевого процесса, а неудача тормозит его. Например, когда волевое усилие ребенка заканчивается неудачей (а тем более несколько раз подряд), это не побуждает, а, напротив, тормозит его последующую активность. Он боится, что всякая новая попытка окажется безуспешной. Следовательно, неудача усиливает тормозной компонент, а успех придает уверенность и побуждает к новой активности. Воля не является каким-то особым, независимым от других психических функций феноменом. Это - сложная система присущих человеку психических функций, с помощью которой он реализует заранее намеченную цель. Она - не простое проявление активности человека, направленной на реализацию той или иной потребности, а глубоко осознанная деятельность, выражающаяся в напряжении и концентрации внутренних сил личности. В структуре сложного волевого акта выделяют ряд последовательных этапов: влечение, желание, хотение, принятие решения, исполнение, оценку волевого действия. Но так как в литературе еще нет четкого разграничения понятий "влечение", "желание" и "хотение", то многие авторы выделяют только три основных этапа волевого процесса: постановку цели, планирование действия (стадию обсуждения и борьбы мотивов) и исполнение. Исходным пунктом всякого волевого акта является влечение (состояние, связанное с осознанием потребности при незнании цели, достижение которой приведет к ее удовлетворению). В нашей схеме - это побудительный компонент волевого процесса. Основой влечения служат потребности, интересы и возникающие на их базе другие психические явления (идеалы, принципы, убеждения). Они являются источниками любого волевого акта и на определенном этапе своего развития формируют желание (состояние, связанное с осознанием цели, но не путей, ведущих к ней). Следует отметить, что далеко не всякое желание является мотивом действия, основанием для волевого акта. Если оно не соответствует реальным возможностям, тогда мы желаем, но не действуем. Желания же, связанные с возможностью достичь цель и знанием соответствующих средств, побуждают личность к активности и являются основанием для волевого акта. Можно, таким образом, сказать, что действенное желание есть непременная предпосылка для осуществления волевого акта. Оно обычно переходит в хотение человека (состояние, связанное с осознанием потребности, цели и средств, т. е. путей ее достижения). Хотеть - значит знать, к чему стремиться и как этого достичь. "Хотение, - пишет С. Л. Рубинштейн, - это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит". На этапе хотения цель представляется ясной и определенной, намерение категоричным. Действия и поступки в этом случае становятся волевыми, осознанными. Следовательно, постановка цели есть существенная сторона волевого акта. Без нее невозможны планомерная деятельность и достижение определенных результатов. Цель мобилизует и концентрирует всю психическую активность человека вокруг изыскания средств и путей ее достижения. Все перечисленные выше этапы волевого действия составляют период выбора цели и средств. Постановка цели часто совершается в процессе внутренней борьбы мотивов в силу того, что в одно и то же время человек может испытывать различные, притом самые противоречивые, чувства и потребности. И отдать разумное предпочтение одному из них не так просто. На схеме этот противоречивый процесс показан в форме двух конкурирующих между собой сил (побудительного и тормозного компонентов волевого процесса). Борьба мотивов завершается принятием решения. Человек кладет конец своим сомнениям и колебаниям и останавливается на какой-то одной определенной цели. Затем выбирает конкретные пути ее реализации. В этом периоде решающее значение принадлежит сознанию. В динамике волевого процесса принятие решения завершается тем, что побеждает более значимый или отвечающий интересам личности мотив. Таким образом, исход борьбы мотивов и принятие решения в значительной мере определяются характером личности, ее мировоззрением и теми социально-историческими условиями, в которых она развивалась и действует. Определив цель и приняв конкретное решение, человек переходит к исполнительному этапу волевого процесса. Это самый существенный и ответственный этап. Он реализуется путем того или иного вида деятельности. И именно на этом этапе человек чаще всего испытывает самые значительные трудности. Для того чтобы их преодолеть, нужна сила воли. Ее составляют три основных компонента: потребность (мотив деятельности), выраженная в силе влечения (желания, хотения); сила нервного процесса; уровень развития личности, ее интеллекта, сознания. Таким образом, воля - динамичное явление, оно меняется в зависимости от степени выраженности составляющих ее компонентов. Завершающим этапом всякого волевого акта служит оценка результата деятельности. Полученный результат сверяется с исходными параметрами и на основании их совпадения или несовпадения делается вывод о полезности, ценности или бесполезности данного волевого акта. Достижение поставленной цели сопровождается положительными эмоциями, а безуспешная деятельность - отрицательными. Так, с нашей точки зрения, выглядит структура сложного волевого процесса. На практике важно знать, что воля формируется, воспитывается в процессе индивидуального развития личности. И поэтому, когда об этом идет речь, имеют в виду прежде всего еще несформированную, пластичную личность ребенка. В этом возрасте однажды предпринятое волевое усилие, подкрепленное положительным результатом, неизменно оставляет след в механизмах памяти и служит как бы проторенной дорогой для более легкого протекания нового волевого акта. Всякий последующий акт содержит в себе элементы предыдущего жизненного опыта и приобретает характер навыка. Частое повторение однотипных видов деятельности формирует привычку. Повторный волевой акт требует меньшего напряжения душевных сил и совершается без особой затраты энергии. Таким образом, путем повторения, путем тренировки внутренних духовных сил идет формирование волевых свойств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости, решительности. А теперь несколько слов о технологии реализации воли в СК -методе. В СК-методе воля проявляет себя в самоприказах, психотехнике само программирования и технологии самовнушения. Психотехнологическая суть СК-самоприказов заключается в воздействии на мысли и создание режима доверия к тексту самоприказов; воздействие на эмоции и создание нужного уровня энергетики; воздействие на воображение и активизация зрительно-образного канала восприятия с целью прямого проникновения образов самоприказа в Бессознательное. В СК-аутотренинге самоприказы отдаются в СК. Поэтому они большей частью внедряются в Бессознательное, а после выхода из СК ученик воспринимает их в качестве непреодолимой психофизиологической потребности собственной психики и физиологии. Искусство СК-аутотренинга состоит из шести основных психофизиологических этапов: 1) Предсуггестивная установка. 2) Мгновенная техника вхождения в СК-Сверхсознание. 3) Техника самоприказов в СК. 4) Техника выполнения программы в СК. 5) Техника формирования постсуггестивной установки. 6) Техника выхода из СК. Предсуггестия - это предварительное (до начала тренировки) формирование целей, содержания и психотехнологии предстоящей СК-тренировки. А постсутгестия - это формирование перед выходом из СК послетрансовых целей и послетрансовой психофизиологии на заданный срок исполнения. Техника составления самоприказов и их выполнение в СК являются важнейшим элементом СК-тренировок. Текст самоприказов, на первых порах, должен составляться письменно и выучиваться наизусть еще до начала СК-тренировки, чтобы войдя в СК, не думать, что же мне теперь говорить, а знать четко каждое слово самоприказа. Текст самоприказов составляется из максимально коротких команд в утвердительном ключе. Например, ученику СК-методом хочется укрепить свои волевые качества. Для этого ему необходимо перед СК-тренировкой, предварительно, четко сформулировать предсуггестивную установку: "Я решил укрепить свою волю! Я хочу иметь очень сильную волю!" Затем, начав тренировку и войдя в СК, следует на выдохе жестко самоприказать: "Воля!" Затем на следующем выдохе: "Сильная воля!" Затем следует постсуггестивная команда: "После тренировки моя воля сильно укрепится! Отныне я всегда буду чувствовать себя сверхволевым человеком! Отныне у меня железная воля!" Затем ученик выходит из СК и в результате нескольких таких тренировок начинает чувствовать, что его воля значительно укрепилась, что часто становится заметным даже во внешнем облике ученика. Ученик становится более собранным и имеет "волевое" лицо и "волевой" взгляд. Итак, самоприказы составляются коротко, мысленно произносятся на жестком носовом выдохе, и если вначале тренировок произносятся несколько раз, то по мере овладения СК-методом самоприказ отдается только одним словом и только один раз, причем это слово должно отражать саму суть ставящейся цели, будь она любого психического, физиологического или энергетического свойства. Для более качественного выполнения какой-либо деятельности, к примеру, спорт, танец, рисование, игра на музыкальном инструменте, выступление на сцене, учеба, работа и т. д., надо перед началом деятельности войти в СК-1-Сверхсознание, пробыть в нем 10-15 секунд, и не выходя из СК-1, выполнить все то, что вам необходимо. После окончания деятельности следует вновь выполнить классическую психотехнику входа в СК-1 и побыть в режиме СК-1-Сверхсознания 20-30 секунд. Таким образом, сеанс СК-1 "до" и сеанс СК-1 "после", помогают улучшить, иногда очень сильно, любую деятельность. О технике развития сверхспособностей с помощью более глубоких СК читайте в моей книге "СК-аутотренинг" (три тома по 800 стр.).
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Я посвятил многие годы изучению методов развития необычных способностей и достижения бессмертия. Созданный мной СК-метод воплотил в себя лучшие достижения современных наук о человеке. Обучение СК-методу я провожу по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург ул. Малая Морская, д. 9, кв. 34. В. М. Кандыбе. Мой телефон для справок: (812) 31229-09 На курсы принимаются все желающие, независимо от образования, возраста (можно с 5 лет), личных способностей и т. д. В программе обучения СК-методу: 1. Обучение профессии гипнотизера. 2. Обучение профессии психолога. 3. Обучение основам нетрадиционной медицины. 4. Обучение СК-аутотренингу. 5. Обучение необычным сверхспособностям: биолокации, телепатии, рентгеновскому зрению, ясновидению, телекинезу, силовому гипнозу, искусству исцелять, духовному и информационно-энергетическому развитию, искусству предсказаний и прорицаний, технике создания бессмертного тела и др. Все желающие могут позвонить, уточнить информацию, записаться на консультацию или обучение. Всем, кто прослушал курсы, выдаются три международных диплома: 1. Психолог-консультант. 2. Психолог - гипнотерапевт. 3. Гипнотизер высшей международной категории. Обучение можно пройти заочно, для этого мы высылаем все необходимые книги и материалы. У нас продаются лучшие в мире книги по гипнозу, саморегуляции, истории, психологии, философии, медицине, СК-методу саморазвития и др. Книги вы можете заказать по вышеуказанному телефону или письмом. В течение 50 лет я провожу обучение СК-методу, гипнозу и т. д. в самых разных городах мира. У меня свыше 400 миллионов учеников в более чем 140 странах. И если вы пригласите меня для обучения или чтения лекций в ваш город, то я обязательно приеду и постараюсь помочь. Все, кто пожелает высказать свои замечания по моей книге или обратиться ко мне с предложением издать мои книги, напишите письмо или позвоните по вышеуказанному адресу. Обращаюсь к книготорговцам и деловым людям! У нас имеются несколько тысяч книг разных наименований авторов В. М. Кандыбы и Д. В. Кандыбы, которые мы готовы продать оптом по цене в 3 раза ниже розничной и в 2 раза ниже себестоимости. Если кто-то пожелает у нас их закупить оптом обращайтесь по вышеуказанному адресу или телефону. Желаю всем всего самого доброго!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление