Наименование понятия
| Его содержание
|
Память
| Это сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом
|
Образная память
| Память, основаная на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах.
|
Двигательная память
| это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве
|
Эмоциональная память
| Память, состоящая в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств.
|
Вербально-логическая память
| это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме.
|
Непроизвольная память
| чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.
|
Произвольная память
| Память, опосредованая целью и задачами запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти
|
Кратковременная память
| Память, которая характеризуется очень коротким временем сохранения следов после однократного воздействия раздражителя.
|
Долговременной памяти
| присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека.
|
Оперативная память
| обеспечивает сохранение и воспроизведение той информации, которая необходима для достижения цели определенного действия, с выполнением которого она перестает функционировать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место.
|
Запоминание
| это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.
|
«эффект Зейгарник»
| когда незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга
|
фактор края
| когда первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.
|
Воспроизведение
| Это процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал
|
Узнавание
| это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта
|
реминисценция
| усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.
|
Забывание
| процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности
|
Мышление
| это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира
|
Воображение
| это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений.
|
Внимание
| это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей
|