КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды восприятия
Протекание процесса восприятия. 1 этап. Первичное выделение комплекса стимулов из первичного потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту. 2. Поиск в памяти аналогичного или близкого ощущения. 3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих гипотезу. 4. Окончательный вывод о том, что это за объект. 1. По модальности:- зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое)
2. По видам материи: а) Восприятие пространства. Важно: при некоторых уголовных делах, при ДТП Состоит из восприятия: - формы (с помощью зрительного и тактильного анализаторов). Контур. - величины (определяется размером на сетчатке и определяется двумя механизмами аккомодацией (преломление хрусталика) и конвергенцией (сведение зрительных осей на предмете). - глубины и удаленности (с помощью бинокулярности зрения (конвергенции)). - направления (определяется положением на сетчатки положением тела по отношению к предмету). В восприятии пространства имеет место феномен иллюзии восприятия. Восприятие личного пространства: 0-15 - сверхинтимная зона (интимные и теплые отношения - возлюбленные, родители-дети); 15- 45 см – интимная зона (интимные и теплые отношения - возлюбленные, родители-дети + друзья); 45-150 см – личная зона (дружеское общение - хорошие коллеги); 1,5-3 м – социальная зона (формальное общение - начальник-подчиненный, коллеги), более 3 м – публичная зона (аудиторное, на митинге - преподаватель, оратор).
б) Восприятие движения. Отражение изменения положения объектов в пространстве: его скорости, ускорения и направления. В основе лежат Восприятие предметов и Восприятие пространства - участвуют те же анализаторы - зрительный, слуховой, кинестетический. 2 способа восприятия движения: - фиксация взгляда на неподвижной точке - фиксация взгляда на движущемся предмете. Важно: м/б ошибки в свид.показаниях при ДТП - на след. эксперименте можно попросить водителя ехать с разной скоростью, а свидетель определяет какая была в действительности. в) Восприятие времени. Отражение длительности, скорости, последовательности явлений. Инверсия – явления, когда ощущение события с реальными датами не совпадают. Удаленность оценки. Считается, что подвержены больше женщины и правополушарники (30-35%). Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. У пожилых время течет быстрее - м/б расхождение в показаниях. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее. В состоянии аффекта искаженное восприятие времени и на следственном эксперименте обвиняемому предлагается воспроизвести все действия и одновременно проводится хронометраж. Представления
Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.
Классификация представлений В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: · зрительные (образ человека, места, пейзажа); · слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); · обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного); · вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.) · тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); · температурные (представление о холоде и тепле). Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными). Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий. Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |