Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Простые




Память (виды, свойства, индивидуальные различия).

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей
познавательной формой, лежащей в основе развития и обучения.

Память — это познавательный психический процесс отражения,
заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающий возможным его повторное

использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять процессы
формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего
понимания сущности человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или явлений реальной действительности,

которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями. Различают:

представления памяти — воспроизведение, более или менее точное, предметов и
явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств; эти представления
бывают единичные и общие;

представления воображения — представления о предметах и явлениях, которые в
таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.

В основе представлений лежат ассоциации, или связи. Предметы и явления,
взаимосвязанные в действительности, связываются и в памяти человека (встретившись с
одним предметом, мы можем по ассоциациям вспомнить другой).
Различают два рода ассоциаций:

ассоциации по смежности — объединяют два явления, связанных во
времени или пространстве;
ассоциации по сходству — связывают два явления, имеющих сходные черты;

ассоциации по контрасту — связывают два противоположных явления
(здоровье/болезнь; организованность/расхлябанность;
общительность/замкнутость; ответственность/безответственность);

сложные:

• смысловые ассоциации (составляют основу наших знаний) — связывают два
явления, которые и в действительности постоянно связаны (часть и целое;
род и вид; причина и следствие).

Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков
сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.
Таким образом, деятельность личности определяет формирование всех психических
процессов, в том числе и процессов памяти.

Классификация видов памяти

В зависимости от волевых усилий личности различают непроизвольную и
произвольную память:


непроизвольная: информация запоминается сама собой без специального
заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над
информацией (развита в детстве);

произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью
специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит от:

1. целей запоминания;

2. приемов заучивания:

 

• механическое повторение (механическая память);

• логический пересказ (логическая память);

• образные приемы заучивания (зрительная, слуховая, моторно-двигательная,
вкусовая, осязательная, комбинированная и др.);

• мнемотехнические приемы, облегчающие запоминание.

По времени хранения материала различают несколько видов памяти.

1. Мгновенная (иконическая — зрительная) память — связана с удержанием от 0,3 до
1 секунды точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без
какой бы то ни было переработки информации; люди, обладающие иконической
памятью, называются эйдетики (русский живописец Н. Н. Ге, француз Гюстав
Доре удерживали в памяти текстуальный и другой образы в течение 10 минут).

2. Кратковременная память — способ хранения информации в течение короткого
промежутка времени (сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого,
его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток).

3. Оперативная память — рассчитанная на хранение информации в течение
определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких
минут).

4. Долговременная память — хранит информацию в течение длительного срока.

В зависимости от момента получения информации различают память наследственную
(генетическую), прижизненную и импринтинг (запечатление) (рис. 4).


Генетическая (наследственная) - сохраняет
информацию, которая определяет генетическое
и физическое построение организма в процессе
развития и врожденные формы видового
поведения (инстинкты). Меньше зависит от
условий жизнедеятельности организма.
Информация генетической памяти храниться в
молекулах ДНК

 

Прижизненная- хранит информацию, полученную с момента рождения до смерти
  Виды прижизненной памяти  
Двигательная- память Образная (зрительная)- Эмоциональная- Символическая
на позу, положение память на зрительный воспроизведение а) Словесная -
тела; лежит в основе образ; преобладает у детей определенного формируется в
профессиональных, и подростков. В период чувственного состояния процессе
спортивных и удержания (сохранения) при повторном прижизненного
автоматических образа в памяти он воздействии развития вслед за
навыков претерпевает определенную той ситуации, в образной памятью
  трансформацию: которой данное и достигает наивысшей
  ■ упроститься эмоциональное силы к 10 - 13 годам
  (опускание деталей); состояние Отличается:
  ■ преувеличиться; возникло впервые. - точностью воспроизведения
  ■ преобразоваться Точность запоминания - значительно большей
  (по форме, положению, зависит от эмоционального зависимостью от воли;
  ориентации) отношения к объекту б) логическая (смысловая)
    (при положительном основана на установлении
    отношении к в запоминаемом
    запоминаемому объекту материале смысловых
    объем запоминаемой информации увеличивается) связей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.