Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произвольность поведения в младшем школьном возрасте




В младшем школьном возрасте особенности поведения ребёнка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. Известно, что в этом возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости ребёнка. Бывает, что и мы сами способствуем этому. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, мы часто читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даём инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждаем его массой запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний.

Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребёнка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные формы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений.

В двигательной сфере:

· умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

· умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

· умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-лёгкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

· умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребёнка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости. Лучше, если эта работа проводится совместно учителем и психологом.

В эмоционально-волевой сфере:

· умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

· умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно - неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

· умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

· умение произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Эмоционально-волевую сферу считают сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилие к его реализации, преодолевать препятствия.

Содержание эмоционально-волевой сферы включает произвольность высшего двигательного поведения, обеспечивающего возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке, произвольное управление внутренними психическими действиями, для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

Ребёнок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что представляет собой проявление слабоволия. Учитывая подражательный характер действий ребёнка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, учителей и других лиц, имеющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижений поставленной цели. Поэтому те люди, которых ребёнок любит, уважает, кем он восхищается, обязательно будут примером для впечатлительного маленького человека, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых. Нередко у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, а у людей с сильной волей – дети целеустремленные и терпеливые.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Формирование воли неразрывно связано с сознательной дисциплиной младшего школьника, с его умением придерживаться установленного режима и выполнять предписанные правила. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение общественных норм заставляет ребёнка соблюдать правила поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формировать соответствующие волевые качества.

Волевое и произвольное поведение соотносятся. Определенному уровню развития воли отвечает определенный уровень развития произвольности. При этом волевое развитие несколько опережает произвольное, являясь психологическим механизмом развития произвольности. Произвольность – это актуальное развитие личности ребёнка, ребёнок этим пользуется повседневно, а волевое развитие задаёт зону ближайшего развития личности ребёнка.

В сфере общения:

· умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

· сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

· умение отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе формируется представление о ценности другого.

С возрастом способность ребёнка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я «у ребёнка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребёнка учитывать интерес других, их потребности, представленные переживания. Через эмпатию при перевоспитании ребёнка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребёнок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребёнку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

В поведении:

· умение определять конкретные цели своих поступков;

· умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

· умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

· умения предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

· умение брать на себя ответственность.

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие – взрослые, учитель даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Младший школьник представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он школьник) и какое место ему предстоит занять. К этому времени он уже многого достиг в межличностных отношениях, он ориентируется в семейно- родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я -хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка, выступает преобладания мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу» [4].

Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, художественный труд и другие виды учебной деятельности.

На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

Таким образом, новое социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как отсроченная. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии, но и на поведении ребёнка.

Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.

Поведение ребёнка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерное особенность в том, что они с большим доверием относятся к взрослым. По мере того, как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе наученных знаний о морали.

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают имперактивные (повелительные) элементы, обуславливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находится на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Одним из показателей поведения является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольность в поведении - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза; процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Почти все авторы, исследуя проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности. К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действия по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Наблюдение за поведением младших школьников позволяет зафиксировать произвольность подчинения правилам, но лишь тогда, когда ребенку предлагаемое задание интересно или оно имеет для него огромное значение. Слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе, но произвольность новообразования младшего школьного возраста и развивается внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание.

Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе стоит как за многими собственно учебными затруднениями детей, так и за такими фактами, как плохая дисциплина на уроках, неумения выполнять несколько сложные, по сравнению со стандартными, задания, а в определенной степени даже возникновением у детей психологической перегрузки, повышенной утомляемости. Причем на протяжении всего периода обучения в начальной школе эта проблема остается чрезвычайно острой.

Если уровень произвольности низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в её специфическом учебном значении. Дети не видят за вопросами учителя учебной проблемы, а воспринимают их как повод для непосредственного житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, назвать учителя не по имени-отчеству, а «тетя Нина», выкрикивать с места. Проще говоря, они не воспринимают заданные условия ситуации, не подчиняют свое поведение им.

Как уже отмечалось, младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребёнка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного поведения к опосредованному, т.е. к поведению осознанному и произвольному. Ребёнок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно - потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, которая, становясь для ребёнка обязательной, определяет необходимость соблюдения целого ряда норм и правил, требует быть организованным, дисциплинированным и т.д. Однако поступление ребёнка в школу само по себе не обеспечивает появление этих качеств, объективно необходимых для учащихся и настойчиво требуемых учителями и родителями. Они нуждаются в специальной организации.

И здесь возникает противоречие: с порога школы от ребёнка требуют того, что только еще должно быть сформировано в условиях новой социальной ситуации развития. Ни один учитель никогда не потребует от ребёнка решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил, - писала Л.И. Божович. Но многие учителя требуют от учащегося организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки.

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности с взрослым, который дает ребёнку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 11972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.