КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. 2.2. Когнитивное развитие
П. 2.1. Физическое развитие.
Физическая сила, функционирование органов и систем, скорость реакции, двигательные навыки и др. достигают своего max в промежутке 25 – 30 лет; после 30 лет они медленно идут на убыль. Однако этот спад, происходящий в возрасте от 30 до 50 лет, не столь резок, как многие думают. Существенное снижение уровня функционирования организма по 6 важным физиологическим показателям (1) скорость проведения нервного импульса, 2) функция почек, 3) функция сердечно-сосудистой системы, 4) сила мышц, 5) полезный объем легких, 6) жизненная емкость легких) наступает после 40 лет. До 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Фактически, снижение этого уровня после 25 лет может быть важным только для спортсменов высокого ранга, на всех остальных же оно сказывается незначительно. Между 23 и 27 годами поперечно-полосатые мышцы, включая бицепсы и трицепсы, обладают max силой. Сила ног достигает max между 20 и 30 годами, а рук – ≈ в 20 лет. В эти же годы травмы заживают сравнительно быстро. В то же время первые признаки болезней, способных принести неприятности в будущем, появляются именно в ранней взрослости. Начинают развиваться (хотя человек может и не ощущать их симптомов) болезни легких, сердца и почек, артриты и артрозы, атеросклероз и цирроз печени. Также ряд генетически обусловленных заболеваний, таких как диабет, серповидноклеточная анемия (причина – удлиненная форма эритроцитов, что снижает количество О2, переносимого кровью, а также вызывает боли, опухоли), рассеянный склероз, ревматоидный артрит; а также болезни, связанные со стрессами: гипертония, язвы и депрессии. В настоящее время ранняя взрослость – это период пика заболеваемости СПИДом. (Крайг). Также – это возраст наивысшей сексуальности и способности к воспроизведению рода. Так, у женщин половое влечение достигает max к 30 годам и далее, а сохраняется на высоком уровне до 60 лет. У мужчин потребность в половой жизни достигает max к 25–30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. (Абрамова).
Если в детстве и юности можно легко выделить четкие границы стадий когнитивного развития, то во взрослости – это сложно. В целом память, мышление и т.д. не прекращают развиваться с наступлением взрослости. Имеются интересные сведения о развитии интеллекта взрослых. Метод поперечных срезов показывает, что уровень IQ у 15-25 летних выше, чем у большинства старших людей. В то же время лонгитюдный метод показал, что испытуемые демонстрируют рост оценок по интеллектуальным тестам в период от 20 до 40 лет, переходящий в плато в районе 45 лет. Чем это объяснить? Это объясняется тем, что в методе поперечных срезов более молодые обладают всегда лучшим здоровьем, они не так давно окончили школу и т.п. Также отмечено, что у большинства образованных людей наблюдается тенденция к более продолжительному росту оценок по IQ на протяжении взрослости, чем у меньшинства образованных. У. Перри, изучая студентов Гарвардского и Рэдклиффского университетов, установил, как происходит изменение в процессах интерпретации, осмысления и понимания. В итоге, было выделено 3 стадии: 1) начальный дуализм (например, истина – ложь, правильно – неправильно); 2) терпимость по отношению к множеству соперничающих точек зрения (концептуальный релятивизм); 3) переход к самостоятельно выбранной позиции, личным мнениям, убеждениям и принятие на себя ответственности за выбор собственных ценностей, своего образа жизни. Клаус Ригель же выделяет понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития во взрослости. Он называет это диалектическим мышлением. По Ригелю, это и есть 5-я стадия когнитивного развития, следующая за 4-й в теории Пиаже. Это (5-я стадия) стадия, на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует (интегрирует) их. Особо важный аспект диалектического мышления – интеграция идеального и реального. Практический, обычный мир (реальное) служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного, формально-операционального мышления (идеальное). В этом состоит сильная сторона мышления взрослых. К. Уорнер Шайи не согласен, что существует 5 стадия и считает, что в ранней взрослости отличительным признаком мышления является гибкость, т.е. умелое использование всех тех когнитивных способностей, которыми человек уже обладает. Это означает не умение решать интеллектуальные тесты, а умение принимать личные решения для достижения жизненных целей. Поэтому период ранней взрослости, по Шайи, это период достижения. Итак, стадии когнитивного развития по У. Шайи:
Человек, который успешно справляется с периодом достижений, приобретает определенную степень личной независимости и переходит к следующей фазе в использовании когнитивных навыков – периоду социальных обязанностей (использование когнитивных способностей, чтобы решать проблемы других, – в семье, на работе). У некоторых эти обязанности могут быть довольно сложными, требующими налаживания отношений в организациях и предполагающими разносторонние знания. Также люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции, в дополнение к тем социальным обязанностям, которые они принимают. В поздней взрослости главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни – осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути. (Крайг).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |