Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместимость складов ВМ




 

Наименование склада ВВ в хранилище т Вместимость общая
ВВ, т КД,ЭД,РП тыс.шт. ДШ, тыс.м ОШ,ФЗТ, ЗПБ
Постоянный расходный         не ограни- чивается
Временный расходный         - " -
Кратковремен- ный расходный по проекту по проекту     - " -

 

Общая вместимость базисного склада ВМ не ограничивается, вместимость отдельного хранилища не должна превышать 420 т ВМ.

 

5.2. Поверхностные и полууглубленные постоянные

склады ВМ

Территория:

- расстояние между отдельными зданиями или хранилищами должны быть не мене противопожарных норм или безопасного расстояния по передаче детонации;

- склады должны ограждаться и иметь запретную зону шириной от ограды не менее 50 м;

- расстояние от ограды до ближайшего хранилища должно быть не менее 40 м;

- ограда выполняется из колючей проволоки, дерева, кирпича, металла высотой не менее 2 м;

- все деревья, кустарники на территории склада и запретной зоны удаляются; хворост, сухая трава и другие легковоспламеняющиеся предметы убираются.

Устройство хранилищ:

- строятся из несгораемых материалов;

- полы деревянные, бетонные, асфальтированные или глинобитные;

- тамбуры 2 х 2 м (при выдаче ВМ мелкими партиями);

- наличие двух дверей, открывающихся наружу (внутренняя - деревянная решетчатая);

- окна хранилищ оборудуются стальными решетками;

- стекла окон с солнечной стороны матовые или окрашены белой краской;

- рабочее освещение от сети до 220 В;

- вентиляция естественная приточно-вытяжная;

-выключатели, предохранители, распределительные щитки размещаются снаружи хранилища.

Связь и сигнализация:

- все склады и караульные помещения оборудуются телефонной связью с предприятием, пожарной охраной и органом внутренних дел;

- при невозможности оборудования телефонной связью - радиосвязь;

- телефонная связь между постами охраны и караульными помещениями.

Противопожарная защита:

- оборудование противопожарными средствами согласно проекта;

- на расстоянии не менее 5 м от хранилищ ВМ снимается дерн;

- вокруг территории на расстоянии 10 м от ограды - канал глубиной не менее 0,5 м и шириной 1,5 м;

- противопожарный водоем на территории склада.

 

5.3. Поверхностные и полууглубленные временные и

кратковременные склады ВМ

Хранилища временных складов могут быть дощатыми, глинобитными, земляными. Разрешается приспосабливать неиспользуемые строения. Полы могут быть деревянными, бетонными, глинобитными. Деревянные строения покрывают огнезащитными составами. Устройство водоемов, тамбуров не обязательно, двери могут быть одинарными. Рабочее освещение внутри хранилищ может осуществляться рудничными аккумуляторами. Размеры окон и дверей могут не изменяться. В остальном к временным складам предъявляются такие же требования, как и к постоянным складам.

Кратковременные склады допускается оборудовать в неиспользуемых строениях, сараях, землянках, на автомобилях, палатках, шалашах, пещерах. Требования к кратковременным складам такие же, как и для временного склада. При этом не обязательно устройство молниезащиты, освещения, телефонной связи, противопожарного канала и очистки запретной зоны вокруг склада от деревьев. Ограда разрешается высотой не менее 1,5 м из жердей, досок, плетней. Во всем остальном должны выполняться соответствующие требования

 

5.4. Размещение ВМ в хранилищах

В хранилищах складов ВМ стеллажи для ВВ и СИ и штабели для ВМ должны отстоять от стен не менее чем на 20 см, а от поля - не менее чем на 10 см. Мешки, ящики с ВВ необходимо размещать на настилах. Высота штабеля не должна превышать 2 м. По ширине штабеля можно располагать не более двух мешков (ящиков) так, чтобы свободно обеспечивался подсчет мест.

При использовании средств механизации погрузочно-разгрузочных операций разрешается хранить ящики и мешки с ВВ в пакетах на поддонах, в том числе в стропконтейнерах, до двух ярусов по высоте. Порядок размещения поддонов и стропконтейнеров необходимо определять проектом. Максимальная высота штабелей не должна превышать 2,6 м.

Между штабелями, в том числе со стропконтейнерами, и стеллажами следует оставлять проходы шириной соответственно не менее 1,3 и 1 м.

На стеллажах ящики, мешки и другие места с ВМ должны размещаться не более чем по два в высоту и в штабелях (стропконтейнерах) - в соответствии с требованиями стандартов (ТУ). Вскрытые места со взрывчатыми материалами групп В, С и дымным проходом могут размещаться только в один ряд по высоте. Высота верхних полок стеллажей для указанных ВМ не должна превышать 1,7 м и для прочих - 2 м.

Расстояние между каждыми двумя полками должно быть таким, чтобы между ящиками (мешками) с ВМ и полками над ними оставались зазоры не менее 4 см. По ширине полки запрещается ставить ящики более чем в два ряда, а при размещении возле стен при отсутствии прохода - более чем в один ряд.

Головки железных гвоздей и болтов, применяемых для укрепления полок в хранилищах ВМ, необходимо утапливать полностью.

Доски полок стеллажей должны настилаться с промежутками до 3 см. Нижняя полка должна быть сплошной.

Возле камер, стеллажей и штабелей на складе ВМ должны быть вывешены таблички с указанием наименований взрывчатых веществ, средств инициирования или ПВА, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения.

 

6. ПЕРЕВОЗКА ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

6.1. Общие положения

Взрывчатые материалы к местам хранения, ведения взрывных работ могут доставляться автомобильным, железнодорожным, морским, авиатранспортом. Для доставки со складов ВМ к местам ведения взрывных работ используется в основном автомобильный транспорт (на базе БелАЗ, МАЗ, КРАЗ). В данном пособии будут рассмотрены правила перевозки автомобильным транспортом, как наиболее часто используемом на предприятиях. Правила безопасности при перевозке ВМ автотранспортом устанавливаются в дополнение к Единым правилам безопасности при взрывных работах.

Согласно ГОСТ 19433-88 и §8 ЕПБ при ВР, а также другим нормативным документам, в том числе и международным, промышленные ВМ по степени опасности при перевозке относятся к классу 1, который подразделяется на подклассы, указанные в табл. 9.

Таблица 9

Подклассы взрывчатых материалов

 

Номер подкласса Характеристика подкласса
1.1 ВМ, способные взрываться массой (взрыв, который одновременно охватывает весь груз).
1.2 ВМ, не взрывающиеся массой, но имеющие при взрыве опасность разбрасывания.
1.3 ВМ, выделяющие при горении большое количество тепла или загорающиеся один за другим с незначительным эффектом взрыва или разбрасывания, или того и другого вместе.
1.4 ВМ, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортирования только в случае воспламенения или инициирования. Действие взрыва ограничивается упаковкой.
1.5 ВМ с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании не должно произойти инициирования или перехода от горения к тетонации, а также изделия, содержащие только очень нечувствительные детонирующие вещества, не вызывающие случайного инициирования.
1.6 ВМ, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

 

Все ВМ по степени опасности при обращении с ними, в том числе при перевозке, подразделяются на группы согласно табл. 1 и должны перевозиться раздельно. Однако допускается совместная перевозка ВМ различных групп при соблюдении ряда требований. При этом детонаторы должны размещаться в передней части кузова автомобиля в специально оборудованном ящике. ВВ размещают в задней части кузова и отделяют от детонаторов с детонаторами способами, исключающими передачу детонации. Загрузка ВМ должна составлять в данном случае до 2/3 грузоподъемности автомобиля.

 

6.2. Подготовка ВМ к перевозке, маршрут, организация

движения, техническое состояние

транспортных средств

Грузоотправитель обязан подготовить ВМ к перевозке так, чтобы обеспечить их сохранность и безопасность транспортирования. Упаковка должна быть исправной, закрыта, опломбирована и иметь соответствующую маркировку. ВМ в таре следует укладывать и закреплять так, чтобы исключить их внутреннее перемещение. Каждая грузовая единица должна иметь маркировку согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение". Способы и материалы для нанесения маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192-77.

Погрузка и разгрузка должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах. Загрузка должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления грузов симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади.

При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей допускается до полной грузоподъемности, за исключением детонаторов (2/3 грузоподъемности и не более 2-х ящиков по высоте).

Транспортные средства подаются к месту погрузки по одному. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и в разных местах.

Перевозка ВМ осуществляется по заранее выбранному и согласованному с ГАИ маршруту. Выбор маршрута осуществляется предприятием, осуществляющим перевозку ВМ.

Маршрут должен удовлетворять следующим требованиям:

- не должен, по возможности, проходить через населенные пункты, вблизи промышленных предприятий, зон отдыха, архитектурных объектов;

- при перевозке в пределах населенных пунктов, по возможности, не должен проходить вблизи мест возможного сбора большого количества людей (школы, сады, больницы, кинотеатры и т.д.);

- в маршруте указываются места стоянок, заправок топливом, опасные участки дорог.

При перевозке ВМ скорость транспортных средств не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных условиях (дождь, снег и т.д.) скорость снижается до значений, обеспечивающих безопасность движения. При движении в колонне расстояние между автомобилями должно быть не менее 50 м на горизонтальных участках и не менее 300 м в горной местности.

При перевозке ВМ колонной из 5 и более машин обязательно сопровождение колонны автомобилем прикрытия, который движется впереди уступом с левой стороны так, чтобы его габарит по ширине выступал за левый габарит сопровождаемых транспортных средств.

Автомобиль прикрытия оборудуется проблесковым маячком желтого цвета (не дает права преимущественного проезда и является дополнительным средством информации).

При перевозке ВМ колонной из 5 и более машин обязательно в конце колонны должен быть резервный автомобиль, приспособленный для перевозки ВМ.

ВМ могут перевозиться специальными, специализированными и автомобилями общего назначения, приспособленными для этих целей и работающими на жидком или газообразном топливе (дозаправка газобаллонных груженых автомобилей запрещена).

У автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки ВМ, выпускная труба глушителя должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором.

Перевозка ВМ на автосамосвалах запрещается.

Металлические части кузова (днища и борта) автомобилей и автоприцепов, перевозящих ВМ, должны быть покрыты сплошным настилом из трудновоспламеняющегося материала, исключающего искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настила, необходимо пропитывать огнезащитным составом.

Топливный бак (кроме газовых баллонов) необходимо оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливать стальную сетку с ячейками размером 10х10 мм (перфорированный лист); расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должно отвечать следующим требованиям:

- номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

- электрические цепи должны быть защищены от повышенных токов предохранителями заводского изготовления и размыкающим выключателем, приводимым в действие из кабины водителя;

- электропроводка должна иметь надежную изоляцию, исключающую короткое замыкание, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла быть повреждена от ударов и трения о части автотранспортного средства, а также защищена от теплового воздействия выпускной системы;

- электропроводка должна быть выполнена из проводов с бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии;

Дверь фургона должна быть расположена с правой стороны автотранспортного средства. Допускается устройство двери в задней стенке фургона при условии оборудования сигнализацией, выведенной в кабину автомобиля и срабатывающей при открывании двери. Дверь должна запираться на внутренний замок и иметь приспособление, препятствующее ее открыванию в случае выхода замка из зацепления. Для внутреннего освещения фургона необходимо использовать светильник, плафон которого должен устанавливаться в верхней части передней стенки кузова с наружной электропроводкой, проложенной в защитном кожухе.

Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки ВМ, комплектуется:

- красным флажком, прикрепляемым с левой стороны кабины;

- противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать типу транспортного средства;

- тремя огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый;

- трудновоспламеняющейся непромокаемой тканью;

- набором инструментов для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;

- мигающим фонарем красного цвета или знаком аварийной остановки;

- двумя знаками "Въезд запрещен";

- аптечкой;

- комплектом цепей противоскольжения.

Перевозка ВМ на неисправных транспортных средства, а также при наличии в кузовах посторонних изделий и материалов запрещается.

 

6.3. Требования к водителям, охрана и сопровождение

транспортных средств, система информации

об опасности (СИО)

К вождению транспортных средств, на которых перевозятся ВМ, допускаются лица, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет и удостоверение соответствующей категории на право управления транспортным средством. Водитель должен пройти подготовку по специальной типовой (примерной) программе. С ним должен быть проведен инструктаж по безопасности при перевозке ВМ. Инструктаж проводится при каждом изменении условий перевозки ВМ, но не реже одного раза в полугодие.

При перевозке ВМ водитель транспортного средства обязан соблюдать настоящие Правила дорожного движения.

Водитель, выполняющий перевозку ВМ, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, обязан иметь при себе:

- маршрут перевозки;

- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке ВМ;

- свидетельство о допуске водителя к перевозке ВМ;

-соответствующую(ие) аварийную(ые) карточку(и) и информационную таблицу.

В случае вынужденной остановки водитель, кроме обозначения согласно Правилам дорожного движения места остановки, на расстоянии 100 м спереди и сзади от транспортного средства должен установить знаки "Въезд запрещен", а также принять меры к его эвакуации за пределы дороги.

В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель должен действовать в соответствии с Правилами дорожного движения. Кроме того, он обязан:

- при необходимости, принять меры для вызова пожарной охраны и скорой медицинской помощи;

- осуществить необходимые меры, указанные в соответствующей аварийной карточке;

- по возможности, не допускать посторонних лиц к месту ДТП;

- при прибытии на место ДТП представителей органов внутренних дел и здравоохранения информировать их об опасности и принятых мерах, предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

При управлении транспортным средством с ВМ водителю запрещается:

- резко начинать движение и тормозить;

- буксировать неисправные автомобили;

- двигаться с выключенными сцеплением, коробкой передач и двигателем;

- курить, а также допускать применение открытого огня ближе 100 м от ВМ;

- отлучаться (при отсутствии сопровождающего лица) от транспортного средства без крайней необходимости (перечень таких ситуаций должен быть определен на предприятии и доведен до всех водителей под роспись).

При перевозке ВМ должны быть назначены сопровождающие лица: ответственный за транспортировку груза представитель предприятия - лицо, имеющее право руководства взрывными работами или их производства, либо заведующий складом ВМ (раздатчик), а также охрана, вооруженная огнестрельным оружием.

Транспортные средства с ВМ на всем пути следования, при стоянках и погрузочно-разгрузочных работах должны находиться под непрерывной вооруженной охраной и наблюдением сопровождающих лиц.

При перевозке ВМ на одном транспортном средстве ответственное за транспортировку лицо может одновременной выполнять и функции охраны. В случае перевозки ВМ на двух и более транспортных средствах охрана выделяется в обязательном порядке. При этом ответственное за перевозку лицо должно находиться на переднем автомобиле, а лицо охраны - на последнем. Первый и последний автомобили должны иметь между собой надежную радиосвязь.

Лицо, ответственное за перевозку, и охрана обязаны знать свойства и особенности груза, иметь навыки обращения с ним, в том числе при возможных аварийных ситуациях, должны быть обеспечены установленными средствами индивидуальной защиты.

Система информации об опасности (СИО) должна содержать сведения об опасности при движении транспортного средства с ВМ и определять меры по ликвидации возможных последствий дорожно-транспортных происшествий и аварийных ситуаций.

СИО должна включать:

- аварийную карточку (рис. 18);

- информационную таблицу (рис. 19).

Аварийная карточка заполняется грузоотправителем (грузополучателем) по единой форме для грузов каждого подкласса; она в обязательном порядке прилагается к перевозочным документам и находится на транспортном средстве.

Информационные таблицы изготавливаются грузоотправителем (грузополучателем) и предоставляются водителю для установки только на транспортные средства, загруженные ВМ.

Цифрами обозначается КЭМ (код экстренных мер) при пожаре, буквой - КЭМ по защите людей, находящихся в пределах опасной зоны.

Код экстренных мер, распространяющийся на перевозку ВМ:

1 - "Воду не применять! Применять сухие огнетушащие средства!"

2 - "Применять водяные струи!"

4 - "Применять пену или составы на основе хладонов!"

Э - "Необходима эвакуация людей!"

В случае ДТП или возникновения аварийной ситуации при перевозке ВМ мероприятия по ликвидации последствий должны осуществляться согласно указаниям аварийной карточки и КЭМ по информационной таблице.

 

АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА № 1

(типовая форма)

 

Наименование опасного груза подкласса 1.1 Условный номер (или номер по списку ООН) Степень опасности Код экстренных мер
по ГОСТ 19433-88 по ГОСТ 12.1.007-76
         
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ВИДЫ ОПАСНОСТИ
  Основные свойства Состояние, вид (порошок, гранулы, чешуйки и т.п.). Без запаха (с запахом). В воде не растворяется (растворяется). Реагирует с кислотами, щелочами. Токсичен при пылении в случае разрушения упаковок. Горит без доступа воздуха.
  Пожаро- и взрывоопас-ность Пожаровзрывоопасен. Чувствителен к механическому воздействию (удар, трение), открытому пламени, повышенной температуре, электрическим и электростатическим разрядам. Взрывается массой. Радиус опасной зоны 500 м
  Опасность для человека При горении и взрыве возможны ожоги, осколочные ранения, контузии. Могут выделяться токсичные газы пли газы раздражающего действия. Возможны отравления при вдыхании пыли ВВ.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
При работах с россыпью (разливом) ВМ из упаковок необходимо применять респиратор типа "Лепесток", "Астра-2", РТП-67А, противогаз марки БКФ; хлопчатобумажную одежду и перчатки; резиновые сапоги или галоши. При пожаре - соответствующий самоспасатель или противогаз марки В с аэрозольным фильтром, защитный костюм группы То.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При дорожно- транспортном происшедствии В случае ДТП водитель действует в соответствии с "Правилами дорожного движения". Кроме того, следует: при необходимости принять меры для вызова скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, госгортехнадзора, санэпиднадзора, специалистов по грузу и ликвидации аварий; организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;  
    При пожаре по возможности, не допускать посторонних лиц к месту ДТП; по прибытии на место ДТП вызванных представителей органов и служб проинформировать их об опасности и принятых мерах, предъявить транспортные документы. При развале, повреждении упаковок и рассыпании ВМ место остановки дополнительно обозначить двумя знаками "Въезд запрещен", не допускать движения в зоне ДТП, устранить источники огня. Не курить. Принять меры по защите окружающей среды. Не допускать попадания ВМ в водоемы и канализацию. В случае загрязнения местности оповестить местные органы власти и санэпиднадзора. Рассыпавшиеся из упаковок изделия не перемещать до прибытия специалистов. При загорании транспортного средства и оборудования принять меры по недопущению огня к ВМ. Вызвать пожарную охрану. Использовать для тушения воду, углекислоту, сухие огнетушащие средства согласно коду экстренных мер. При угрозе загорания упаковок с ВМ удалить людей на безопасное расстояние. При воспламенении ВМ и развитии пожара тушение и другие виды работы немедленно прекратить и всем покинуть опасную зону. Ликвидацию последствий аварии начинать не раньше, чем через 2 часа после окончания пожара.
МЕРЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Вызвать скорую медицинскую помощь. Оказать первую медицинскую помощь, соответствующую характеру травм: при ранении наложить повязку, при кровотечении - жгут, при переломе (вывихе) - шину, при необходимости сделать искусственное дыхание, при отравлении сделать промывание. Госпитализация.

 

Рис. 18. Аварийная карточка № 1

(типовая форма)

 

 

Информационные таблицы СИО необходимо располагать на транспортном средстве спереди и сзади перпендикулярно его продольной оси.

Спереди таблицу следует устанавливать на правой стороне бампера. Она не должна выступать за габаритные размеры бампера в правую сторону и вниз, а также не должна перекрывать номерной знак транспортного средства.

Сзади таблицу необходимо устанавливать на стенке кузова в пределах ее габаритов, не перекрывая номерной знак и внешние световые приборы.

В случае совместной перевозки различных ВМ на одном транспортном средстве на нем должна быть установлена таблица СИО, характеризующая наиболее опасный вид взрывчатых материалов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Дубнов Л.В., Бахаревич Н.С., Романов А.И. Промышленные взрывчатые вещества. - М.: Недра, 1968.

2. Единые правила безопасности при взрывных работах. - М.: НПО ОБТ, 1992.

3. Нормативный справочник по буровзрывным работам / Ф.А. Авдеев, В.Л. Барон, Н.В. Гуров, В.Х. Кантор. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1986. - 511 с.

4. Поздняков З.Г., Росси Б.Л. Справочник по промышленным взрывчатым веществам и средствам взрывания. - М.: Недра, - 1977.

5. Физика взрыва / Ф.А. Баум, Л.П. Орленко, К.П. Станюкевич и др. - М.: Наука, 1978.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.