Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 8. Развитие системы образования в Украине в 1995-2005 гг




ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение роли государства в обществе и другие составляющие – неотделимые атрибуты гражданского общества.
На протяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Украина осуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основам общественного развития. В социально-политической сфере – это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы планового хозяйства к социально ориентированной рыночной экономике, в жизни каждого человека – это переход от потребительских, созерцательных позиций к функциям самодавлеющего субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности.
На смену индустриальному обществу приходит общество информационное, предопределяющее определенные социальные, производственные, экономические и политические сдвиги. Вектор развития экономики направляется на качество, обновление и расширение номенклатуры продукции и услуг. Соответственно потребностям экономического развития общества формируется рынок труда. Возрастает численность работников информационной сферы, развиваются высокие технологии, увеличивается число занятых в непроизводственной сфере услуг.
Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный потенциал человека, тем легче ему преодолеть кризисные ситуации, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Все это, бесспорно, предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, к его совершенствованию через образованность, профессионализм, многосторонность, коммуникабельность.
В этих условиях для Украины особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования.
Высокий уровень образованности нации способствует большей восприимчивости и действенности экономических и социальных реформ, формированию правовой и экологической культуры при осуществлении социальной и технологической деятельности, создает условия для прогрессивной индивидуальной активности личности в обществе.
В новых социально-экономических условиях образование получает высокий статус, поскольку именно оно будет оказывать содействие переходу к информационному обществу и формированию приоритетов развития государства. Высокообразованная молодежь – главный стратегический резерв социально-экономических реформ в Украине, без которого невозможно дальнейшее развитие общества.
Стремясь приобрести статус развитого государства, Украина поддерживает развитие всей своей многоступенчатой системы образования, рост интеллектуального потенциала общества: по прогнозам ЮНЕСКО уровень национального благополучия, отвечающего мировым стандартам, достигнут лишь те страны, трудоспособное население которых на 40–60% будут составлять лица с высшим образованием.
Вектор современной политики и стратегии государства в развитии национальной системы образования направлен на ее дальнейшую адаптацию к условиям социально-ориентированной экономики, трансформации и интеграции в европейское и мировое сообщество.
Образование является могущественным фактором развития духовной культуры украинского народа, воспроизводства продуктивных сил общества. Эта гуманитарная сфера направлена на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, профессионально-практической подготовки личности, формирование интеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности как высочайшей ценности общества.
В этой связи концептуальные основы и государственные приоритеты развития образования Украины рассматриваются в первую очередь с позиций его роли и места в обеспечении жизнедеятельности общества, непосредственной взаимосвязи со сферой труда. С этой целью ведется системная активная работа по:
– созданию условий для определения образовательных проблем развития страны и ее регионов в контексте политического видения и принятия решений на государственном уровне;
– разрешению с привлечением сферы образования проблем, возникающих на рынке труда;
– приданию системе образования большей гибкости и более широких возможностей для получения гражданами профессиональной подготовки.
Соответственно, для обеспечения в Украине образования высшего качества и вхождения в европейское образовательное сообщество необходимо разрешение как минимум двух стратегических задач:
– направленности педагогической науки на разработку и реализацию стратегии развития образования, перспектив реформирования и развития национальной образовательной системы;
– разработки и внедрения в учебный процесс передовых интеллектуальных информационных технологий.
В реформировании образования в Украине в значительной мере учитывается объективное влияние общих для современной цивилизации тенденций развития.
Первая тенденция – усиление процесса глобализации экономики, взаимосвязи и взаимозависимости государств мира. Эта тенденция обусловлена развитием науки, технологий, производства, что приводит к формированию общего мирового экономичного пространства и планетарного информационного поля и интенсивному обмену результатами материальной и духовной деятельности.
Вторая обусловлена формированием положительных условий для индивидуального развития личности, ее самореализации в мире.
Подходы и практические действия реформирования и развития образования в Украине базируются на концепции построения независимого демократического государства, которое основано на государственных приоритетах:
– доступ к образовательной и профессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности, мотивацию и адекватную подготовку;
– использование образования и профессиональной подготовки для защиты социальных интересов общества и стратификации его членов по ролям и статусам;
– уменьшение монопольных прав государства в образовательной сфере за счет создания на равноправной основе негосударственных учебно-воспитательных, профессионально-технических и учебных заведений, формирование многовариантной инвестиционной политики в области образования.
С учетом этого стратегическими приоритетными задачами реформирования системы образования в Украине являются:
– построение национальной системы образования, формирование образованной творческой личности, обеспечение приоритетного развития человека;
– функционирование и развитие национальной системы образования на основе принципов гуманизма, демократии, приоритетности общественных и духовных ценностей;
– выход системы образования в Украине на уровень систем образования развитых стран мира путем коренного реформирования его концептуальных, структурных и организационных основ.
Приоритетными направлениями реформирования системы образования при этом определены:
– обеспечение всесторонней готовности граждан к получению образования любого уровня;
– достижение качественно нового уровня в освоении базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного и профильного циклов;
– создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей личности и возможностей ее совершенствования на основе непрерывного образования, в том числе переподготовки и повышения квалификации.
Основными путями реформирования системы образования являются:
– создание в обществе атмосферы общегосударственного содействия развитию образования;
– преодоление девальвации общечеловеческих и гуманистических ценностей, отрыва от национальных истоков;
– обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрения передовых технологий и научно-методических достижений;
– отход от основ авторитарной педагогики, подготовка новой генерации педагогических кадров;
– интеграция образования и науки, активное привлечение к учебному процессу научного потенциала учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, мотивация обучающихся к участию в научных исследованиях и разработках;
– реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных, профессионально-технических и учебных заведений нового поколения, радикальная реконструкция управления сферой образования.
Опыт реформирования системы образования в Украине показал, что качество образования – это, в первую очередь, функция качества стандартов образования и профессиональной подготовки, инфраструктур внутренней и внешней среды, управления учебным заведением.
Для Украины с разветвленной сетью учебных заведений государственной и негосударственной форм собственности характерно управление отраслью образования, которое объединяет как элементы централизованной, так и децентрализованной систем с развертыванием горизонтальных и вертикальных связей между разными уровнями и субъектами управления. В этой связи положительную роль в повышении качества управления должны сыграть, например, намеченные меры по:
– расширению фактора децентрализации, что создает лучшие условия для демократизации управления, развития творчества и инициатив коллективов учебных заведений;
– подготовке управленцев сферы образования;
– созданию и развитию открытых университетов.
Основным в реформировании управления образованием являются:
– рациональное объединение деятельности центральных, региональных и местных органов управления образованием с применением принципов двойного подчинения;
– реформирование и нормативно-методическое развитие системы государственно-гражданской оценки образовательной деятельности учебно-воспитательных, профессиональных и учебных заведений, качества подготовки специалистов на основе стандартизации образования, выработки критериев оценивания, придания прозрачности и упрощения механизмов аккредитации;
– апробация инновационных моделей управления отраслью образования и управленческих решений, проведение экспериментов на региональном и местном уровнях.
За годы независимости Украины на государственном уровне реализован ряд мероприятий, существенно повлиявших на стабилизацию состояния системы образования и ее дальнейшее развитие в сложных условиях переходного периода.
В первую очередь к ним относится создание законодательного образовательного правового поля.
С принятием Конституции Украины, законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании» были определены основные правовые нормы демократического функционирования и развития системы образования Украины.
Образовательная деятельность на всех уровнях требуют системных действий, довольно радикальных изменений в структуре, содержании, экономике и управлении образованием, что в порядке реализации положений вышеупомянутых Законов Украины регулируется нормативными актами Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, положениями, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Украины.
На основе новой законодательной базы органами исполнительной власти в сложных социально-экономических условиях осуществляется целенаправленная работа по стабилизации системы образования, созданию надлежащих условий для организации деятельности учебно-воспитательных, профессиональных и учебных заведений.
Политика особой государственной поддержки дошкольного, среднего, профессионально-технического образования в сельской местности, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особыми потребностями реализуется через целевые государственные программы «Учитель», «Школьный автобус», «Компьютеризация сельской школы», «Одаренные дети» и т. п.
С учетом социальной потребности общества и финансовой возможности государства также разработана и поэтапно реализуется программа системного реформирования всех звеньев системы образования. Осуществлены мероприятия по организационно-методическому, материально-техническому и кадровому обеспечению учебных заведений.
В развитии национальной системы образования и демократизации образовательной деятельности за годы независимости сделаны существенные шаги. К ним следует отнести, кроме разработки новой законодательной базы отрасли, введение непрерывного ступенчатого образования, создание отечественных учебников, педагогической литературы, обновление содержания образования, прежде всего в социально-гуманитарной сфере, вариативность сети учебных заведений и образовательно-профессиональных программ.
Немало сделано также для утверждения гуманистических ценностей образования, его направленности на развитие личности. Существенным образом оптимизирована сеть учебных заведений, появились новые их типы различных форм собственности, осуществляется подготовка специалистов по многим новым специальностям, отвечающим изменениям на рынке труда.
Образование в Украине имеет сложную структуру европейского типа и включает дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование. Установлены образовательные уровни: начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование, профессионально-техническое образование, базовое высшее и полное высшее образование. Установлены так же образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.
Наличие такой многоступенчатой по уровням схемы имеет принципиальное значение, поскольку гарантирует личности свободный выбор и дает возможность получения образования в соответствии с умственными и профессиональными способностями. Такие возможности дополнительно расширяют право граждан на получение образования благодаря возможности выбора формы обучения: очной, вечерней, заочной, экстернатной, дистанционной.
Осуществлены шаги по вхождению украинской высшей школы в европейское образовательное пространство. Приведены в соответствие с международными требованиями образовательно-квалификационные уровни, ступенчатость высшего образования и контроль за его качеством, завершается работа над соответствующими стандартами образования и профессиональной подготовки, приближающих отечественное образование к образовательным системам наиболее развитых стран Европы и мира. Этому содействуют и масштабные международные связи Министерства образования и науки Украины, учебных заведений с образовательными учреждениями более чем пятидесяти стран мира.
В третье тысячелетие система образования Украины вступает, определив свою собственную политику и стратегию, ключевые положения которой совпадают с основными тенденциями, характерными для других развитых стран мира.


Раздел 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Важное место в системе непрерывного образования принадлежит в Украине дошкольному и общему среднему образованию.
В стране исторически сложилась стройная система дошкольного образования, которая включает в себя разнообразные по типам и видам дошкольные учебные заведения, научные и методические учреждения, органы управления образованием.
Вопросы функционирования дошкольных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса урегулированы Законом Украины «О дошкольном образовании».
Как свидетельствует статистика, в последнее время в стране растет популярность общественного дошкольного воспитания, интерес общественности к качеству образовательного процесса в дошкольном учебном заведении. Невзирая на неблагоприятную демографическую ситуацию и сокращение в связи с этим количества заведений дошкольного образования, количество детей в них постепенно увеличивается.
В 2004 году в Украине функционировало 15 тыс. дошкольных учебных заведений разных форм собственности (в городах – 6,7 тыс., в селах – 8,3 тыс.). Эти заведения посещали 977 тыс. детей (в городах – 807 тыс., в селах – 170 тыс.), что составляет 48% от общего количества детей дошкольного возраста (в городах – 64%, в селах – 21%).
Контингент воспитанников в дошкольных заведениях за последние три года увеличился на 9 тыс., соответственно показатель охвата детей общественным дошкольным воспитанием вырос на 7% (с 41 до 48%).
В связи с увеличением занятости женщин в трудовом секторе, изменением демографической ситуации в последние годы особенное внимание в Украине уделяется формированию сети заведений для работы с детьми раннего возраста (до 3-х лет). Из общего количества детей, посещающих дошкольные заведения, почти 16% составляют дети раннего возраста и наблюдается позитивная динамика роста такого контингента детей.
Дошкольные учебные заведения посещают свыше 14% детей в возрасте до двух лет; 70% – трех-четырехлетних, 54,5% – пятилетних, 20,3% – шестилетних.
В Украине развиваются дошкольные учебные заведения разных типов. На сегодня реальностью является их вариативность в зависимости от форм собственности, контингента детей, режима их пребывания, применения тех или иных педагогических подходов к содержанию и методам воспитания. Например, группы кратковременного пребывания посещают свыше 10 тыс. дошкольников.
Расширяется сеть дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа, в которых бесплатно воспитываются и проходят лечение больные дети и дети с недостатками психофизического развития. Так, более чем 2 тыс. дошкольных учебных заведениях свыше 98 тыс. детей – это дети больные и те, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития. Одновременно с получением дошкольного образования они проходят комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий. То есть, 10 процентов малышей находятся в особенных условиях государственной заботы и поддержки.
Наблюдается тенденция к увеличению количества учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение», которых в Украине функционирует свыше 1,6 тыс., где обучается 211 тыс. учеников и работает около 11 тыс. учителей. Деятельность таких заведений дает возможность успешно решать проблемы обеспечения непрерывного дошкольного и общего среднего образования, безболезненной адаптации дошкольников к обучению в школе.
Особенное внимание уделяется в Украине образованию тех старших дошкольников, которые не посещают детские садики.
В тех населенных пунктах сельской местности, где нет детских садиков, эта функция реализуется через создание при общеобразовательных учебных заведениях дошкольных групп, количество которых постоянно увеличивается; в стране свыше 72 тыс. детей посещают более чем 6 тыс. таких групп.

Задание 1 Содержание обучения в начальной школе.

В системе общего среднего образования начали 2004/2005 учебный год в 21 722 общеобразовательных учебных заведениях 573 1365 учеников и 54 6525 педагогов.
Согласно национальному законодательству, в Украине дети могут поступать в школу с 6 лет. С каждым годом количество детей шестилетнего возраста, охваченных обучением, растет: в 2001/2002 учебном году охват обучением детей этого возраста составлял 66% от общего количества детей 6-летнего возраста, а в 2004/2005 – 74,6%. Родительская общественность осознала целесообразность и эффективность раннего системного обучения детей, которым обеспечивается всестороннее развитие, ранняя социализация ребенка. 23% украинских первоклассников учится на базе дошкольных учебных заведений (почти 94 тыс. учеников), где создаются надлежащие условия для обучения учащихся, организации питания и отдыха детей 6-летнего возраста.
В таких заведениях создаются оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса, оздоровительно-профилактической работы учеников начальных классов.
В случае отсутствия возможности посещать учебное заведение (болезнь, коррекционная и упреждающая работа, демографическая ситуация и тому подобное) для детей на общих основаниях в общеобразовательных учебных заведениях организуется индивидуальное обучение.
Количество учеников, находящихся на индивидуальном обучении, с каждым годом растет: в 2001/2002 учебном году индивидуальной формой обучения было охвачено 6,6 тыс. учеников начальных классов, а в 2004/2005 учебном году на индивидуальном обучении находятся свыше 8,4 тыс. учеников.
На индивидуальном обучении находятся также дети:
– имеющие высокий учебный потенциал и имеющие способности ускоренно окончить курс обучения;
– ученики, проживающие в сельской местности (если в населенном пункте менее 5 детей соответствующего возраста);
– дети, нуждающиеся в коррекции физического или (также) умственного развития, при условии, что родители отказались направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу.
Также в стране увеличивается количество учеников, посещающих группы продленного дня. По сравнению с 2001/2002 учебным годом их число увеличилось до 32 тыс. Всего в группах продленного дня учится и воспитывается свыше 394 тыс. учеников 1–4 классов. На начало 2004/2005 учебного года насчитывается 4,4 тыс. заведений, где работают 11 тыс. групп продленного дня за счет государственных средств и 545 групп продленного дня – за счет средств родителей.
Действующее законодательство в сфере общего среднего образования приоритетными направлениями государственной политики определяет личностную ориентацию образования, формирование национальных и общечеловеческих ценностей, обеспечение равных возможностей в получении образования, постоянное улучшение качества образования путем обновления его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, сохранение и укрепление здоровья участников учебного процесса, обеспечение экономических и социальных гарантий педагогических работников, повышение их социального статуса, особенное внимание сельской школе.
Реализация этих приоритетных направлений, а также приведение национального законодательства в сфере образования в соответствие с общественными потребностями и нормами международного права концептуально создало почву для обеспечения равного доступа граждан к качественному образованию, утверждению высоких его стандартов.
На сегодня этапы трансформации среднего образования в Украине законодательно достаточно четко определены. В целях реализации Закона Украины «Об общем среднем образовании» Кабинет Министров Украины 16 ноября 2000 г. принял постановление «О переходе общеобразовательных учебных заведений Украины на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения», которым определены этапы и технология изменений. В частности, была принята новая структура среднего образования: четырехлетняя начальная школа, пятилетняя основная школа и трехлетняя, как правило, профильная, старшая школа.
Постепенный переход к 12-летнему обучению начался в 2001 году. До этого была проведена организационная и научно-методическая работа по подготовке управленческих структур, методических служб, общественного мнения к переходу общего среднего образования на новое содержание и формы обучения.
Основными целями внедрения нового содержания образования являются:
– повышение уровня образованности и культуры учеников для обеспечения экономического и социального развития нашего государства;
– приведение учебной нагрузки учеников к нормам, которые отвечают физиологическим, психологическим особенностям школьников;
– сохранение и укрепление здоровья детей, их физическое развитие;
– творческое и практическое направление учебной деятельности учеников и т. п.
Для реализации этих заданий Кабинетом Министров Украины были утверждены Государственные стандарты начального общего образования, на основе которых разработаны и утверждены новые учебные планы и программы для учеников начальной школы.
Согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании» упразднены переводные и выпускные экзамены в общеобразовательных учебных заведениях и введена государственная итоговая аттестация, ученикам предоставлена возможность проходить ее при поступлении в высшие учебные заведения с последующим зачислением результатов в общеобразовательном учебном заведении; предоставлено право поступления в несколько высших учебных заведений одновременно.
В Украине разрабатывается национальная система внешнего мониторинга и тестирования учебных достижений учащихся, главными задачами которой являются:
– создание системы мониторинга качества образования для организации сбора, сохранения, обработки и распространения информации об эффективности функционирования национальной системы образования;
– создание Украинского центра оценивания для осуществления итогового оценивания учебных достижений выпускников общеобразовательных учебных заведений с признанием его результатов для поступления в высшие учебные заведения, а также с целью проведения мониторинговых исследований качества образования в Украине;
– создание сети региональных центров оценивания (9 центров);
– поэтапный переход к проведению государственной итоговой аттестации через внешнее стандартизированное тестирование;
– поэтапный переход к проведению вступительных испытаний в высшие учебные заведения III–ІV уровней аккредитации на места государственного заказа через внешнее стандартизированное тестирование;
– разработка программы национальных измерений учебных достижений учеников для обеспечения органов государственной власти сравнительной информацией для формирования образовательной политики в стране;
– создание системы подготовки кадров для обеспечения технологического цикла внешнего оценивания.
Граждане Украины имеют конституционное право на бесплатное общее среднее образование во всех государственных учебных заведениях, независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, местожительства и других обстоятельств.
Правовой основой формирования государственной политики относительно обеспечения прав национальных меньшинств в области среднего образования является Декларация о государственном суверенитете Украины, Конституция Украины, Законы Украины «О национальных меньшинствах в Украине», «О языках», «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств», другие законодательные акты Украины.
Национальное законодательство и практика регуляции этнонациональных процессов в сфере среднего образования формируется нашим государством соответственно международным нормам и рекомендациям, изложенным в Общей декларации прав человека, Дакарских рамках действий, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Гаагских рекомендациях по правам национальных меньшинств на образование и других документах.
Реализация языковой стратегии соответственно Национальной доктрине развития образования осуществляется путем комплексного и последовательного внедрения просветительских, нормативно-правовых, научно-методических, разъяснительных мероприятий.
В Украине обеспечивается право национальных меньшинств на удовлетворение образовательных потребностей на родном языке, сохранение и развитие этнокультуры. Вместе с тем, в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств создаются условия для надлежащего овладения государственного языка.
Сеть учебных заведений в Украине формируется соответственно образовательным запросам и национальному составу населения. В 2004/2005 учебном году в стране функционирует общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке – 16 889 (3 738 936 учеников), на русском – 1 411 (594 329 учеников), на румынском – 95 (23 432 ученика), на венгерском – 69 (15 284 ученика), на крымскотатарском – 14 (3 851 ученик), на молдавском – 8 (3 237 учеников), на польском – 4 (981 ученик).
Кроме того, функционирует 2 181 общеобразовательное учебное заведение, где обучение осуществляется на двух и более языках, в частности:
– украинском и русском – 2 109 (1 104 556 учеников);
– украинском и венгерском – 30 (9 404 ученика);
– украинском и румынском– 8 (3 173 ученика);
– украинском и молдавском – 4 (1 458 учеников);
– украинском и польском – 2 (1 023 ученика);
– русском и крымскотатарском – 18 (8 380 учеников);
– русском и румынском – 2 (1 343 ученика);
– русском и венгерском – 2 (6 567учников);
– русском и болгарском – 2 (1 318 учеников);
– русском и молдавском – 3 (1 395 учеников).
Русский язык как один из основных предметов изучает 1 485 931 ученик, украинский – 1 285 477, крымскотатарский – 26593, болгарский – 10 822, польский – 5 533, молдавский – 1 335, еврейский – 1 970, венгерский – 1 454, гагаузский – 897, латинский – 647, греческий – 217, румынский – 174.
Факультативно, кроме отмеченных выше языков, изучаются японский, китайский, корейский, итальянский, турецкий, чешский, словацкий, французский, арабский, индийский, татарский, ромский, армянский языки. Например, только в городе Киеве в общеобразовательных учебных заведениях изучается 24 языка.
Постепенно решаются проблемы удовлетворения прав граждан крымскотатарской национальности на обучение на родном языке или изучение родного языка.
В Автономной Республике Крым в 2004/2005 учебном году функционирует 14 общеобразовательных учебных заведений с обучением на крымскотатарском языке, в которых учится 3851 ученик. Кроме того, в 40 общеобразовательных учебных заведениях с обучением на русском языке функционирует 195 классов с обучением на крымскотатарском языке. Всего на крымскотатарском языке учится 5 797 учеников.
Крымскотатарский язык как предмет в школах изучали 26 593 ученика, факультативно – 3 949 учеников.
Развивается сеть центров досуга детей в местах компактного проживания крымских татар. В 2005 году их уже 14, подавляющее большинство – в городах Симферополе, Евпатории, Феодосии, Белогорске, Бахчисарае.
Государственной программой расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись в Автономную Республику Крым на постоянное проживание, на 2001–2005 гг. предусмотрено открытие 5 общеобразовательных учебных заведений для обучения еще 4 тыс. детей.
Для представителей национальных меньшинств, которые дисперсно проживают в Украине, работают воскресные школы, посещение которых не ограничивается возрастным цензом. Деятельности воскресных школ способствуют органы управления образованием, национально-культурные общества, просветительские организации и ячейки.
С целью наиболее полного удовлетворения потребностей национальных меньшинств в Украине в сфере обучения, воспитания, общекультурной подготовки Министерством образования и науки Украины разработано и утверждено Типовое положение о культурно-образовательном центре национальных меньшинств Украины
Языки и литературы национальных меньшинств могут изучаться в Украине как обязательные предметы. Кроме того, в вариативной части учебных планов общеобразовательных учебных заведений предусмотрено изучение языков национальных меньшинств как предмета по выбору и факультативно.
В учебных планах начальной школы с обучением на языках национальных меньшинств предусмотрено изучение родного языка с 1-го класса и введен устный курс украинского языка, увеличено время на его изучение со 2-го класса. В начальных школах с обучением на украинском языке предусмотрена возможность изучения языков национальных меньшинств, начиная со 2-го класса.
Завершен процесс создания новых учебных программ и учебников по родным языкам и чтению для 1–4 и 5-го классов общеобразовательных учебных заведений с обучением на румынском, венгерском, польском и крымско-татарском языках, которые отвечают требованиям Государственного стандарта начального общего образования и Государственного стандарта общего среднего образования.
В соответствии с вновь созданными программами разработаны новые учебники для начальной школы. В частности, в 2003–2004 годах вышли из печати новые буквари на польском и венгерском языках, учебный комплект на румынском языке для начальной школы, состоящий из программы, учебника по языку, книги для чтения, тетрадей для развития связной речи, для тематической оценки знаний учеников и методических рекомендаций для учителя. Подобный учебный комплект разработан также и на венгерском языке.
Созданы учебники по украинскому языку и чтению для 1–4 и 5-го классов с обучением на венгерском и румынском языках. Положено начало созданию учебников по болгарскому языку для общеобразовательных учебных заведений, в которых отмеченный язык изучается как предмет, и по украинскому языку для общеобразовательных учебных заведений с обучением на польском языке.
С целью сохранения культурного наследия крымских караимов и крымчаков подготовлено к печати учебное пособие по крымчацкому языку. Созданы также рукописи украинско-русско-караимского словаря и учебно-методического пособия «21 урок караимского языка».
Министерством образования и науки Украины ежегодно организовывается проведение олимпиад по государственному и родным языкам, литературе, истории, культуре, этнографии национальных меньшинств Украины; проводится мониторинг удовлетворения культурно-образовательных и информационных потребностей национальных меньшинств и развития межэтнических отношений с учетом региональных особенностей, данные которого учтены в Национальной доктрине развития образования, а также в процессе оптимизации сети учебных заведений, при составлении плана издания учебной литературы.
В учебных заведениях Украины ежегодно проводятся культурно-художественные мероприятия, направленные на гармоничное сочетание культур украинской нации и национальных меньшинств. В библиотеках общеобразовательных учебных заведений систематически проводятся тематические выставки книг, читательские конференции, посвященные развитию культур национальных меньшинств, юбилейным датам известных деятелей литературы, культуры, науки – представителей этнических сообществ.
Государство способствует внедрению на телевидении и радио циклов культурно-просветительских и воспитательных программ по истории развития украинской и других культур национальных меньшинств Украины, принимает участие в подготовке программ реализации языковой политики в Украине и других вопросов развития образования национальных меньшинств.
Невзирая на существующие проблемы финансирования издания учебной литературы, Министерство образования и науки Украины ежегодно пополняет фонды библиотек учебных заведений новыми учебниками, словарями и другими учебными пособиями для обучения на языках национальных меньшинств.
Глобализационные процессы в мире, ответом на которые стало, в частности, заявление Украины о намерении интегрироваться в Европейский Союз, растущая потребность в общении и сотрудничестве между странами и народами с разными языками и культурными традициями побуждали к безотлагательным изменениям в подходах к изучению иностранных языков в учебных заведениях. В Украине, начиная со 2 класса общеобразовательных учебных заведений всех типов и форм собственности, изучение одного из иностранных языков является обязательным; созданы предпосылки для изучения, начиная с 5-го класса, второго иностранного языка.
Важной формой социальной защиты детей с особенностями развития в Украине является создание для этой категории населения условий для получения качественного образования. Для обеспечения качественного образования, медико-социальной реабилитации, интеграции в общество детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, детей-сирот с учетом их индивидуальных способностей, интересов и возможностей в целом разработано соответствующее современное нормативно-правовое обеспечение.
В июле 2004 года утвержден Государственный стандарт начального общего образования для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, постепенно решаются организационно-педагогические и научно-методические проблемы; завершается разработка учебных планов, соответствующих программ, обеспечение учебниками.

Структурные и организационные основы получения образования в специально организованных условиях регламентирует постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении срока обучения в общеобразовательных учебных заведениях для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития».
В Украине предусматривается создание учебно-реабилитационных центров как типа общеобразовательного учебного заведения. Пока еще такие центры существуют в составе специальных школ-интернатов или дошкольных заведений, что сужает поле их деятельности.
В настоящее время в стране разрабатывается Государственная целевая программа «Образование инвалидов», которая определит стратегию и конкретные задания обеспечения права на образование всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья, возможностей выбора форм обучения в сочетании с коррекционной работой.
Общее среднее образование дети с особенными образовательными потребностями получают в разных организационных формах.
Для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, состояние здоровья которых делает невозможным обучение и воспитание на общих основаниях, работают: специальные учебные заведения - детские сады; школы (школы-интернаты); специальные группы в дошкольных и специальные классы в общеобразовательных учебных заведениях общего типа.
В настоящее время образование в специально организованных условиях получают свыше 64 тыс. детей дошкольного и 57,7 тыс. детей школьного возраста, которые нуждаются в коррекции физического или умственного развития. Для них функционируют 182 детских сада, 337 специальных школ-интернатов, 60 специальных общеобразовательных школ с продленным днем.
Около 60 тыс. детей дошкольного возраста с недостатками развития одновременно с дошкольным образованием получают комплекс лечебно-реабилитационных и коррекционных мероприятий в специальных группах детских садиков общего типа. Почти 7 тыс. школьников, которые нуждаются в коррекции физического или умственного развития, учатся в специальных классах общеобразовательных школ.
Учитывая, что сеть традиционных специальных учебных заведений (школ-интернатов) не в состоянии удовлетворить современные образовательные потребности населения по месту жительства (в частности, желание родителей принимать участие в учебно-воспитательном процессе), развивается сеть заведений для детей, которые еще до недавнего времени находились дома: центры ранней социальной реабилитации, центры развития ребенка, учебно-реабилитационные центры.
Существенным признаком модернизации содержания работы учебных заведений, которые обеспечивают образование детей с недостатками развития, является расширение их функций путем предоставления кроме образовательных и социально-педагогических услуг (осуществление социально-педагогического патроната), широкое сотрудничество с родителями и общественностью. Они постепенно становятся ячейками комплексной государственной поддержки семьи. В первую очередь, это касается семей, у которых дети по состоянию здоровья учатся по индивидуальной форме обучения.
Отрабатываются новые подходы к обеспечению права на качественное образование детей с особенными образовательными потребностями, что позволяет преодолевать социальную изолированность таких детей. В первую очередь, это интегрированное обучение детей с особенностями развития вместе с ровесниками, которые нормально развиваются.
В системе образования Украины функционирует психолого-медико-педагогическая служба, которая оказывает помощь родителям, педагогическим работникам в выявлении особенностей индивидуального развития детей, определения адекватных форм и методов обучения, воспитания, коррекции, медико-социальной, трудовой реабилитации. Эти задачи выполняют созданные в областях и постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации, в состав которых входят учителя-дефектологи, врачи, психологи.
Современные социально-экономические изменения в Украине требуют усиленного внимания к социально незащищенным категориям детей и подростков, особенно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
С целью урегулирования деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части содержания, обучения и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, разработано Положение «О детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы», которое в настоящее время согласовано с заинтересованными органами центральной исполнительной власти.
На сегодня государственная система содержания и воспитания продолжает занимать главное место в системе охраны прав детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, функционирует почти две сотни учебных заведений интернатного типа, где содержится почти 24 тыс. детей отмеченной категории. Из общего количества учреждений: 53 – общеобразовательные школы-интернаты (13,1 тыс. детей), 25 – специальные для детей-сирот со сниженным интеллектом (4,3 тыс. детей), 101 детский дом для детей-сирот дошкольного возраста (6,4 тыс. детей), включая малокомплектные детские дома смешанного типа.
Реальной потребностью и перспективой является разукрупнение и расформирование интернатных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, что будет способствовать их социальной реабилитации и адаптации. Примером этого является создание в Украине малокомплектных (от 15 до 30 детей) детских домов смешанного типа для избежания социальной изолированности детей-сирот, поскольку они учатся в общеобразовательных учебных заведениях, обеспечение своевременной защиты их имущественных, жилищных прав.
При этом вопросы материального обеспечения функционирования заведений для детей-сирот остаются актуальными.
Соответственно государственной политике в стране значительно усилилось внимание общества к проблемам сиротства; внедряется система шефской помощи интернатным заведениям, где содержатся дети-сироты. Органами центральной исполнительной власти совместно с областными (городскими) государственными администрациями определены согласованные мероприятия по предоставлению действенной помощи этим заведениям.
Важное место в государственной политике отводится вопросам социальной реабилитации инвалидов путем создания условий для подготовки из их числа квалифицированных рабочих и специалистов для различных отраслей экономики.
В профессионально-технических учебных заведениях Министерства образования и науки на сегодня учится 3,5 тыс. детей с ограниченными возможностями развития (0,7% от общего контингента). Прослеживается тенденция к увеличению этой категории учеников: с 1997 по 2003 год их количество выросло с 2,4 тыс. до 3,5 тыс.
Результативность учебно-воспитательного процесса в значительной мере детерминирована обеспечением учебной литературой и информационными средствами. За годы независимости в Украине создана национальная индустрия учебной литературы.
За тринадцать лет независимости усилиями ученых и педагогов, творческой интеллигенции, издателей и полиграфистов на конкурентной основе создано свыше 800 названий учебников и учебных пособий по всем предметам инвариантной составляющей учебного плана общеобразовательной школы. К большинству учебных предметов их создано несколько, что дает возможность обеспечить вариативность обучения и отбор качественного учебника для школы.
Также в Украине выпускается свыше 50 названий общенациональных методических журналов и просветительских газет, многочисленные региональные педагогические издания.
Тенденции развития современного образования побуждают Правительство Украины обратить особое внимание не только на обеспечение учебного процесса учебниками и пособиями на печатной основе, но и на внедрение информационных технологий в учебный процесс. С этой целью в Украине разработана и реализуется Программа компьютеризации и информатизации общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений. В ее рамках только в 2004 году в общеобразовательные учебные заведения, обеспечивающие получение полного среднего образования, поставлены 1 495 современных учебных компьютерных комплексов.
Одной из важных проблем является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Комплексной программы обеспечения общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений современными техническими средствами обучения по естественно-математическим и технологическим дисциплинам» предусмотрены конкретные шаги, нацеленные на повышение уровня обеспеченности общеобразовательных заведений современными техническими средствами обучения и наглядными пособиями по естественно-математическим и технологическим дисциплинам, разработка в общих чертах дидактических и предметно ориентированных комплексов программно-методического обеспечения для использования новейших технических средств обучения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.