Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Просвещения

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Природа.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - философия XVIII в. во Франции, Германии, Польше, России, Северной Америки, в основе которой лежала антифео­дальная идеология прогрессивных социальных сил.

Основными чертами просветительской идеологии являлись: убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, т.е. просвещения прежде всего власть придержащих, а затем широких масс; специфический «рациона­лизм», отличный от классического рационализма XVII в.

Классический рационализм основывался на утверждении, что мир может быть полностью познан разумом, так как он обладает разумно-логической структурой и связями, тождественными логическим связям

мышления. «Рационалисты»-просветители XVIII в. идут в своих рассужде­ниях уже не от разума к природе, а наоборот - от природы к разуму, кото­рый получен человеком от природы, а затем приспосабливается к ней. Этот специфический «рационализм» вполне согласуется с сенсуализмом: природа устроена разумно в том смысле, что она гармонично организова­на, закономерна, а человек должен следовать природе, ее естественному порядку- Человеческие же органы чувств - порождение природы, следова­тельно, они вписываются в естественную закономерность, и познание на­чинается именно с них и дополняется разумом. Философия просвещения имеет натуралистическую ориентацию. Это касается и онтологии, и гно­сеологии, и антропологии.

Теория познания философов-просветителей была метафизической, так как абсолютизировала познавательную роль ощущений и рассматривала познающего субъекта как пассивного приемника внешних «раздражений» (созерцательность). Материализм просвещения характеризуется как механистический, так как весь мир рассматривался как состоящим из неизменных атомов и под­чиняющийся механическим законам их движения. Просветители стреми­лись материалистически объяснить жизнь, в том числе создать материали­стическую концепцию человека: сущность человека трактовалась ими чис­то натуралистически, т.е. выводилась из законов природы, а история рас­сматривалась как прямое продолжение развития природы, не связанное с какими-либо специфическими закономерностями; между законами приро­ды и законами общества проводилась аналогия. В заключение можно назвать и такие особенности философии про­свещения, как фатализм (ни в природе, ни в обществе нет места случайно­сти) и атеизм. Основные философы-просветители: Вольтер, Ш.Монтескье, Э. Кондильяк, Р. Руссо, а также просветители-материалисты: Ж. Ламетри, Д- Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции - во Франции; Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн - в Северной Америке; Г. Коллонтай, С. Сташиц и Ф. Езерский - в Польше; Лессинг, И. Гердер - в Германии; М.В. Ломоносов, Д.С. Аничков, Я.П. Козельский, СЕ. Десницкий, А.Н. Радищев —в России.

Сенсуализм, филос., направление в теории познания, признающее, что разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; врожденных идей нет, источником нашего познания является внешний мир. В новой философии распространению С. содействовал Локк, затем Кондильяк, Гельвеций и др. МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. РАЦИОНАЛИЗМ - способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт. В Новое время, начиная с XVII в Р становится ведущим способом мышления, что связано с подъемом науки стремящейся до конца, абсолютно познать мир. Исходный тезис Р. - «мир устроен рационально», т.е. может быть расчленен с помощью анализа на логически связанные друг с другом и математически точно описываемые составные элементы: все в мире развивается по законам и неподвластно случаю. Природа этих законов - божественный разум или надмировая ло­гика, идея, дух. Разум человека способен познавать мир, так как его при­рода идентична природе (логике) мира. Для Р. характерно утверждение об абсолютности (окончательности), полноте, вечности и неизменности исти­ны. Главными методами знания в Р. являются дедуктивный метод (от об­щих самоочевидных положений к частному), а также рациональная интуи­ция. Рационалисты Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель.

Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга.Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития.

 

Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - "Система природы", в написании которой приняли так же некот участие Дидро, Нэжон.

В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том чтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материиЗаконы причинной связи также универсальны, как универс св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.Учение о прир. получило развитие в работах

 

Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения: "Племянник Рамо". "Разговор Деламбера с Дидро", "Сон Деламбера".Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения.Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим) Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь главные побудители к действию.Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о действиях, леж в основе нравственностии.Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные, лительные и более зависящие от самого человека.Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. общества.

Гельвеций считает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что угодно.Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ высоконравственного общества атеистов.Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда кажется что люди стремятся к добру, в основе этого лежит прав понятый л. интерес.Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый добродетельный. Добродетель есть желание общего блага. Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.

Вольтер Франсуа (1694 - 1778) -философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:*страстно выступал против религии, особенно католициз­ма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы под­держивать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;• в отношении познания выступал за совмещение эмпи­ризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;• выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиции революционной демократии.В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он: • видел в Боге мировую волю и мировой разум; • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;• считал, что человек состоит из смертного тела и бес­смертной души;• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);• выступал против религии как таковой, против христианства. однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагагает создать заменитель религии - "гражданскую религию". «культ великого существа (Бога)», "культ мировой воли" и т. д.; • был сторонником эмпирического (опытного) познания.• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя создать общество по собственному усмотрению); *в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в раз­мерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); *власть должна осуществляться не через парламент, а гра­жданами — непосредственно через собрания, сходы; *в будущем государстве должна быть применена принци­пиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоува­жения, нетерпимости к религии и деспотизму, владею­щих профессией и понимающих ведущие науки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Кривые второго порядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.