Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия реализации учебной дисциплины




СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные занятия – не предусмотрено -
практические занятия 490
контрольные работы 5
дифференцированный зачет - не предусмотрено -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
подбор иллюстративного материала по теме; 3
анализ графического произведения; 1
подбор иллюстративного материала графических произведений по темам используя интернет ресурсы, составление мультимедийной презентации; 8
выполнение построения предмета; 14
выполнение изображения предмета с легкой моделировкой формы и объема с натуры; 33
выполнение рисунка натюрморта; 44
выполнение линейного построения комнаты в угловой и фронтальной перспективе; 4
выполнение рисунка мебели простой конструкции; 8
выполнение рисунка интерьера; 10
выполнение набросков; 21
выполнение зарисовок; 69
выполнение уникальной графики; 8
выполнение печатной графики; 8
выполнение рисунка головы натурщика; 81
выполнение рисунка фигуры человека; 53
выполнение копии. 18
Итоговая аттестация в форме экзамена

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Изображение объектов предметного мира, пространства средствами академического рисунка      
Тема 1.1.Основы рисунка   Содержание  
  Специфика выразительных средств различных видов изобразительного искусства. Виды графики. Виды графических работ. Краткосрочный рисунок, длительный рисунок. Средства художественной выразительности рисунка: линия, штрих, тональное пятно. Использование их в графических работах. Особенности выполнения линейного, штрихового и тонального рисунка.  
  Пропорции и их значение в рисунке. Метод визирования. Композиция рисунка. Основные свойства пропорций  
  Основные сведения о законах перспективы. Понятие «перспектива». Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы.  
  Средства выявления формы. Понятие «тон». Светотень и ее закономерности  
Практические занятия 1.Построение перспективы квадрата и окружности 2.Конструктивное линейное построение рисунка куба 3.Конструктивное линейное построение рисунка цилиндра 4.Выявление тоном формы куба 5.Выявление тоном формы цилиндра 6.Выявление тоном формы шара    
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Подбор иллюстративного материала по теме: «Виды графики» используя интернет ресурсы и составление мультимедийной презентации 2.Подбор иллюстративного материала по теме: «Пропорции в рисунке» 3.Подбор иллюстративного материала по теме: «Линейная перспектива» 4.Подбор иллюстративного материала по теме: «Светотень» 5.Выполнение перспективного построения прямоугольного предмета в вертикальном и горизонтальном положении 6.Выполнение перспективного построения куба (по памяти) в различных положениях 7.Выполнение перспективного построения коробки в различных положениях с натуры 8.Выполнение перспективного построения стакана, стоящего вертикально и горизонтально в различных положениях по отношению к линии горизонта с натуры 9.Выполнение изображения предмета цилиндрической формы (кастрюли или ведра), в различных положениях с легкой моделировкой формы и объема с натуры 10.Выполнение изображения предмета шаровидной формы с легкой моделировкой формы и объема с натуры  
Тема 1.2.Выполнение графического изображения натюрморта Содержание  
  Последовательность выполнения натюрморта  
  Последовательность построения предметов комбинированной формы  
Практические занятия    
1.Выполнение натюрморта из простых по форме предметов 2.Выполнение натюрморта из бытовых предметов 3.Выполнение натюрморта из изученных предметов 4.Выполнение натюрморта из предметов граненой и комбинированной формы, различных по материалу 5.Выполнение натюрморта с гипсовой розеткой 6.Выполнение натюрморта с включением гипсовой вазы 7.Выполнение тематического натюрморта с чётко выраженными пространственными планами
Контрольная работа  
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Выполнение построения предметов комбинированной формы 2.Выполнение изображения яблока с моделировкой формы и объема с натуры 3.Выполнение изображения драпировки с моделировкой формы и объема с натуры 4.Выполнение изображения предметов домашнего обихода, близких к форме куба или призмы с легкой моделировкой формы и объема с натуры 5.Выполнениенатюрморта из предметов различных по материалу 6.Выполнение линейного построения гипсовой розетки 7.Выполнение натюрморта из кухонных предметов 8.Выполнениенатюрморта из предметов цилиндрической формы 9.Выполнение натюрморта на тему «В мастерской художника»  
Тема 1.3. Выполнениеграфического изображения интерьера Содержание  
  Последовательность выполнения рисунка интерьера в угловой и фронтальной перспективе  
  Последовательность выполнения рисунка части интерьера с архитектурной деталью и простой мебелью  
Практические занятия    
1.Выполнение натюрморта в интерьере в неглубоком пространстве с включением архитектурной детали 2.Выполнение рисунка мебели простой конструкции на фоне неглубокого пространства интерьера 3.Выполнение рисунка части интерьера с архитектурной деталью и простой мебелью
Контрольная работа  
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Выполнение линейного построения комнаты в угловой и фронтальной перспективе 2.Выполнение рисунка натюрморта в интерьере кухни 3.Выполнение рисунка мебели простой конструкции 4.Выполнение рисунка интерьера своей комнаты  
Тема 1.4.Выполнение набросков и зарисовок Содержание  
  Понятие «набросок», «зарисовка» в рисунке. Их графическое выполнение простым карандашом. Наброски и зарисовки деревьев, пейзажа  
  Последовательность выполнения набросков и зарисовок архитектурного пейзажа  
  Последовательность выполнения набросков и зарисовок головы человека с натуры  
  Последовательность выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в состоянии покоя  
Практические занятия    
1.Выполнение набросков и зарисовок различных пород деревьев 2.Выполнение набросков и зарисовок пейзажа с передачей воздушной перспективы, плановости 3.Выполнение набросков и зарисовок архитектурного пейзажа 4.Выполнение набросков головы натурщика 5.Выполнение зарисовок головы натурщика 6.Освоение выполнения набросков фигуры человека с помощью линий и схем 7.Освоение выполнения зарисовок фигуры человека
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Выполнение зарисовки группы деревьев 2.Выполнение зарисовки пейзажа с передачей воздушной перспективы, плановости 3.Выполнение зарисовки архитектурного пейзажа 4.Выполнение набросков головы натурщика 5.Выполнение зарисовок головы натурщика 6.Выполнение линейных набросков фигуры человека 7.Выполнение зарисовки фигуры человека  
Тема 1.5.Выполнение графического изображения гипсовых слепков частей лица и гипсовой классической головы средствами академического рисунка Содержание  
  Последовательность выполнения рисунка черепа человека в разных ракурсах. Особенности конструкции черепа человека. Основные опорные точки для проверки правильности построения черепа. Способы передачи пропорции черепа в рисунке. Моделировкой формы и объема черепа  
  Последовательность выполнения рисунка гипсовых частей лица. Особенности конструкции частей лица человека. Моделировкой формы и объема частей лица  
  Последовательность выполнения зарисовок с гипсовой обрубовочной и анатомической головы. Особенности конструкции обрубовочной и анатомической головы. Основные опорные точки для проверки правильности построения. Моделировкой формы и объема обрубовочной и анатомической головы  
  Последовательность выполнения изображения гипсовой классической головы. Особенности конструкции мужской и женской гипсовой головы человека. Основные опорные точки для проверки правильности построения гипсовой головы. Моделировкой формы и объема гипсовой головы  
Практические занятия          
1.Выполнение построения тонового рисунка черепа человека (фас) 1. Выполнение построения рисунка черепа человека (фас) 2.Освоение передачи тонового рисунка черепа человека (фас) 3.Выполнение построения рисунка черепа человека (профиль) 4.Освоение передачи тонового рисунка черепа человека (профиль) 5.Выполнение построения рисунка ¾ черепа человека 6.Освоение передачи тонового рисунка ¾ черепа человека 7.Выполнение построения гипсового слепка носа 8.Освоение выявления формы и объема гипсового слепка носа 9.Выполнение построения гипсового слепка рта 10.Освоение выявления формы и объема гипсового слепка рта 11.Выполнение построения гипсового слепка уха 12.Освоение выявления формы и объема гипсового слепка уха 13.Выполнение построения гипсового слепка глаза 14.Выявление формы и объема гипсового слепка глаза 15.Зарисовки с гипсовой обрубовочной головы 16.Зарисовки с анатомической головы 17.Рисунок гипсовой классической женской головы 18.Рисунок гипсовой классической мужской головы 19. Рисунок гипсовой классической мужской головы - Гаттамелата
  Экзамен
  Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Подбор иллюстративного материала графических произведений с изображением портрета человека в различных поворотах используя интернет ресурсы и составление мультимедийной презентации 2.Выполнение рисунка черепа человека (по памяти) 3.Выполнение рисунка частей лица с натуры 4.Выполнение зарисовки гипсовой обрубовочной головы (по памяти) 5.Выполнение рисунка гипсовой женской головы 6. Выполнение рисунка гипсовой мужской головы 7. Выполнение рисунка портрета  
Раздел 2. Основные изобразительные техники и материалы    
Тема 2.1.Уникальная графика Содержание  
  Понятие «Уникальная графика». Исторические сведения об уникальной графике. Материалы и инструменты для выполнения уникальной графики  
  Графические материалы, свойства материалов и способы работы ими (уголь, сангина, тушь, перо, цветные карандаши, пастель). Принцип рисования различными графическими материалами (уголь, сангина, соус, тушь, перо, цветные карандаши, пастель). Фиксация рисунка  
Практические занятия    
1.Освоение приёмов работы тушью и пером 2.Освоение приёмов работы углём 3.Освоение приёмов работы сангиной 4.Освоение приёмов работы цветными карандашами 5.Освоение приёмов работы рисунка пастелью
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Анализ графического произведения 2.Выполнение работы углём 3.Выполнение работы сангиной 4.Выполнение работы цветными карандашами 5.Выполнение работы пастелью    
Тема 2.2.Печатная графика Содержание  
  Виды печатной графики (глубокая печать, плоская печать, высокая печать, трафаретная печать). История печатной графики. Понятия: «эстамп», «экслибрис»  
  Техника выполнения акватипии  
  Техника выполнения монотипии  
Практические занятия    
1.Освоение технических приёмов выполнения акватипии 2.Освоение технических приёмов выполнения монотипии
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1. Подбор иллюстративного материала графических произведений по теме «Печатная графика» используя интернет ресурсы, составление мультимедийной презентации 2. Выполнение акватипии 3. Выполнение монотипии  
Раздел 3. Выполнение графического изображения головы и фигуры человека средствами академического рисунка и основными изобразительными техниками и материалами    
Тема 3.1.Выполнение графического изображения головы человека средствами академического рисунка и основными изобразительными техниками и материалами Содержание  
  Последовательность выполнения изображения головы живой модели с натуры. Особенности конструкции головы живой модели. Основные опорные точки для проверки правильности построения головы живой модели. Моделировкой формы и объема головы живой модели  
Практические занятия    
1. 2. 3.   4. 5. 7.   Выполнение рисунка головы натурщика с характерными чертами лица Выполнение рисунка головы пожилого натурщика с плечевым поясом Выполнение рисунка головы натурщика мягким материалом (уголь, сангина, пастель) Выполнение рисунка головы натурщика в поднятом и опущенном положении Выполнение подгрудного портрета натурщика в легком повороте Выполнение поясного портрета человека с передачей психологического состояния модели
  Контрольная работа  
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Выполнение рисунка головы пожилого натурщика с плечевым поясом (уголь) 2.Выполнение зарисовки головы натурщика в поднятом и опущенном положении (карандаш) 3.Выполнение подгрудного портрета натурщика в головном уборе (сангина) 4.Выполнение поясного портрета с передачей психологического состояния модели (уголь)  
Тема 3.2.Выполнение графического изображения фигуры человека Содержание  
  Наброски фигуры человека в движении тушью и углем. Основные схемы движения фигуры человека  
  Процесс изображения конструктивного анатомического рисунка фигуры человека. Особенности конструкции скелета. Этапы выполнения анатомического рисунка  
  Последовательность выполнения рисунка гипсовой классической фигуры: мужской и женской.  
  Приёмы и методы выполнения рисунка кистей рук. Конструктивные особенности и пропорции кистей рук. Этапы работы над изображением кистей рук. Особенности передачи изображения кистей рук  
  Приёмы и методы выполнения рисунка ног с коленным суставом. Особенности конструкции, пропорции ног с коленным суставом. Передача взаимосвязи костей ног с туловищем  
  Последовательность выполнения рисунка стоящей фигуры человека с натуры.Анатомические особенности стоящей мужской фигуры в фас. Этапы работы над рисунком стоящей мужской фигуры в фас. Передача характера движения фигуры человека в пространстве. Анатомические особенности стоящей мужской фигуры со спины.  
  Кратковременные зарисовки сидящей и лежащей фигуры человека. Особенности конструкции сидящей и лежащей фигуры. Последовательность выполнения зарисовок сидящей и лежащей фигуры человека Способы передачи пропорции фигуры человека с учетом перспективных сокращений при изображении набросков с натуры фигуры человека в ракурсе, характера движении каждой отдельной части тела  
  Последовательность выполнения рисунка одетой сидящей фигуры. Особенности пропорционально-конструктивного построения сидящей фигуры человека. Особенности передачи складок одежды в рисунке сидящей фигуры. Способы передачи материальности в рисунке одетой сидящей фигуры в интерьере  
Практические занятия    
1.Освоение выполнения набросков фигуры человека в движении тушью 2.Освоение выполнения набросков фигуры человека в движении углем 3.Освоение выполнения набросков фигуры человека в движении по памяти, представлению тушью и углём 4.Выполнение конструктивного рисунка скелета 5.Выполнение зарисовки анатомического торса 6.Выполнение зарисовки анатомических частей тела: рука, нога 7.Выполнение построения гипсовой классической мужской фигуры 8.Выполнение построения гипсовой классической женской фигуры 9.Выполнение построения рисунка кистей рук 10.Выявление формы и объема рисунка кистей рук 11.Выполнение набросков кистей рук с натуры 12.Выполнение построения рисунка ног с коленным суставом Выявление формы и объема в рисунке ног с коленным суставом Доработка по результатам обобщения рисунка ног с коленным суставом 13.Выполнение набросков ног с коленным суставом 14.Выполнение построения рисунка мужской фигуры в фас, стоящей с упором на одну ногу 15.Выполнение рисунка мужской фигуры со спины, стоящей с упором на одну ногу 16.Выполнение рисунка женской фигуры в легком светлом платье 17.Выполнение рисунка мужской фигуры в легком движении 18.Выполнение кратковременных зарисовок сидящей фигуры человека 19.Выполнение кратковременных зарисовок лежащей фигуры человека 20.Выполнение кратковременных зарисовок лежащей фигуры человека в ракурсе 21.Выполнение рисунка сидящей женской фигуры в национальной одежде 22.Выполнение рисунка одетой сидящей фигуры в легком повороте с предметом в руках 23.Выполнение рисунка тематической постановки одетой сидящей фигуры в интерьере
Контрольная работа    
Дополнительная работа по завершению программного задания под руководством преподавателя 1.Подбор иллюстративного материала графических набросков и зарисовок с изображением человека в различных движениях используя интернет ресурсы и составление мультимедийной презентации 2.Выполнение набросков фигуры человека в простом движении тушь и пером 3.Выполнение зарисовок фигуры человека в лёгком движении углем 4.Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях 5.Выполнение зарисовок скелета с разных сторон 6.Выполнение зарисовок анатомического торса по памяти 7.Выполнение зарисовок гипсовых частей тела 8..Выполнение набросков стоящей мужской фигуры 9.Выполнение копии мужской фигуры человека с работы мастера 10.Выполнение копии женской фигуры человека с работы мастера 11.Выполнение набросков кистей рук 12..Выполнение зарисовок кистей рук 13..Выполнение набросков ног с коленным суставом 14..Выполнение зарисовки ног с коленным суставом 15.Выполнение рисунка стоящей мужской фигуры 16. Выполнение рисунка стоящей женской фигуры 17.Выполнение рисунка мужской фигуры в легком движении 18.Выполнение зарисовок сидящей фигуры человека 19. Выполнение зарисовок лежащей фигуры человека 20. Выполнение зарисовок фигуры человека в ракурсе 21.Выполнение рисунка сидящей женской фигуры в легком движении 22.Выполнение рисунка сидящей женской фигуры в интерьере  
  Экзамен    
  Всего    
               

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.