Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Средние века и Раннее Новое время




ЛЕКЦИЯ III. БОЛГАРСКИЕ И МАКЕДОНСКИЕ ЗЕМЛИ

Первое Болгарское царство. В начале VI в. на территорию Балканского полуострова началось проникновение славянских племен. У них уже сложилось имущественное неравенство, формировалась знать. В VII в. возникают племенные объединения, наиболее прочным из которых оказался союз семи племен.

Во второй половине VII в. развитие славянской государственности в восточной части Балканского полуострова было осложнено появлением из Северного Причерноморья тюркских племен, которых принято называть протоболгарами. Протоболгары, кочевники-скотоводы подверглись влиянию более высокой славянской культуры. У них стали складываться феодальные отношения, основанные на землевладении. Постепенно шел процесс ассимиляции протоболгар славянами. Попытки Византии подчинить протоболгар и славян окончились неудачей. Но как славяне, так и протоболгары нуждались в объединении для борьбы Византией. Мирным договором, заключенным в 681 г. с ханом Аспарухом, Византия признала существование нового государства, которое вошло в историю под названием Первого болгарского царства (681–1018).

Социально-экономическая организация. В VII–IX вв. развитие ремесла, начавшего отделяться от сельского хозяйства (гончары, кузнецы, строители), было еще незначительным. Основной массой населения были свободные земледельцы. Продолжало существовать рабство, но рабы мало использовались в производстве. В начале IX в. пленных уже не обращали в рабство. Незавершенность процесса феодализации сказывалась в характере болгарского войска (народное ополчение), в неразвитости системы обложения, слабости государственного аппарата.

Отношения с Византией. Основные события политической жизни страны определялись ее взаимоотношениями с Византией, которая тщетно пыталась воспользоваться борьбой различных слоев знати, чтобы подчинить себе Болгарию. За двадцать лет (с 757 г.) в Болгарию было предпринято девять походов. Болгарские правители стремились упрочить свое государство и расширить его территорию за счет византийских провинций, населенных славянами. При хане Круме (803–815), первом болгарском законодателе, Болгария, укрепившаяся в результате победы прогрессивной группы феодалов, разгромила Аварский каганат, захватила его земли до реки Тисы, и предприняла попытку захвата Константинополя. Преемники Крума присоединили Паннонию и часть Македонии.

В середине IX в. Болгария – мощное государство на Балканском полуострове. Эти успехи были достигнуты благодаря усилению центральной власти в Болгарии. Хан, проводя политику централизации государства, стремился опереться на феодалов. «Законы хана Крума» карали нарушителей права частной собственности.

Принятие христианства. Принятие при князе Борисе (около 865 г.) христианства укрепило международное положение Болгарии, усилило господствующие позиции складывавшегося землевладельческого класса (болярства), ускорило этническое объединение населения Болгарии. Протоболгары к концу IX в. окончательно растворились в славянской массе, славянский язык стал языком церкви, письменности и государства. Принятие христианства способствовало значительному культурному подъему Болгарии. К концу IX в. в Болгарии уже сложились основные классы феодального общества. Основными формами эксплуатации были отработочная рента и натуральная рента. Происходило отделение ремесла от сельского хозяйства и образование феодального города. Широко развивалась торговля, способствовавшая распространению денежного обращения.

Распространение богомильства. Рост эксплуатации зависимых крестьян, усилившейся под влиянием длительных и тяжелых для Болгарии войн с Византией, явился причиной появления в I половине X в. движения в форме религиозной ереси – богомильства. Богомильство было формой сопротивления крестьян против феодального государства и эксплуатации. Выражалось оно в отказе признавать какие-либо власти и выполнять повинности, отрицании богатства. Не отвергая христианства, оно направило удар против церкви, критиковало ее организацию и обрядность.

Войны царя Симеона (865–927) против Византии привели к значительному увеличению территории Болгарии, что отразилось в новом титуле Симеона – «царь болгар и греков». Была провозглашена независимость болгарской церкви от константинопольского патриарха. Правление Симеона совпало со временем расцвета славянской культуры, письменности и литературы.

Начало феодальной раздробленности. Военно-административное объединение захваченных Симеоном земель, населенных греками, сербами, албанцами, было непрочно, и уже при его преемнике царе Петре (927–969) начался распад царства (в 930 г. временно отошли земли по реке Струме, в 931 г. отпала Сербия). Почти непрерывные войны подорвали экономику страны. Развитие феодальных отношений способствовало росту центробежных стремлений феодалов и в самой Болгарии. От нее отделилось Западно-Болгарское царство.

В 969 г. в северной Болгарии появились дружины киевского князя Святослава. В ответ на это византийский император Иоанн Цимисхий двинулся с войском в Болгарию. Разбив киевского князя Святослава и принудив его покинуть Болгарию, Иоанн Цимисхий присоединил северо-восточную часть страны к Византии (972). Усилившиеся раздоры между крупными феодалами ослабляли государство. Лишь с установлением в Западно Болгарском царстве личной власти царя Самуила (997–1014) упрочилась центральная власть. В 995 г. начались военные действия против Византии, завершившиеся поражением болгар в битве при Сперхее (996). Наступление Византии привело к разгрому болгарских войск (1014). В 1018 г. Византия окончательно подчинила Болгарию.

Болгария под властью Византии. В результате византийского завоевания болгарский народ оказался под двойным гнетом – собственных феодалов и византийских феодалов и администрации. Экономическое развитие Болгарии замедлилось. Болгарская церковь была вновь поставлена в зависимость от константинопольского патриарха. Особенно быстро росло землевладение византийской знати. Замена в 1040 г. натуральной подати с крестьян денежным налогом явилась поводом к восстанию Петра Деляна. Усилилось богомильское движение (ряд восстаний богомилов и павликиан в 80-х гг. XI в.), для борьбы с которым созывались, начиная с XII в., церковные соборы.

Второе Болгарское царство. Крупное восстание против византийского господства (1185–1187), возглавленное братьями Петром и Асенем, привело к свержению иностранного ига и созданию, нового болгарского государства, вошедшего в историю под названием Второго болгарского царства (1187–1396). Столицей его вначале был объявлен г. Великий Преслав, впоследствии столицей стало Тырново.

Феодальные отношения в Болгарии достигли в этот период полного развития. Существовала феодальная иерархия: царь – великие боляре – малые боляре. Крупные феодалы имели свои дружины. Крупным земельным собственником была также церковь. Феодальный иммунитет юридически закреплял власть боляр над населением принадлежащих им владений. Основной категорией крестьян были парики, известны отроки. Небольшое количество свободных крестьян сокращалось. Наиболее распространенной формой феодальной ренты была натуральная. Со второй половины XIII в. в связи с ростом барской запашки стала возрастать отработочная рента. Усиление эксплуатации крестьян вело к обострению внутренних противоречий (движение богомилов, восстание Ивайло (1277–1280).

Развитие городов, ремесла и торговли. В это время в Болгарии быстро развивались города (к середине XIII в. их насчитывалось до 70), ставшие центрами ремесла и торговли. Во внешней торговле господствующая роль принадлежала Дубровнику, получившему от болгарских царей Ивана и Михаила Асеней право свободной торговли на всей территории Болгарии. Велась также торговля с Италией (договоры с Венецией 1352 г. и с Генуей 1387 г.), Византией, Польшей, Галицкой Русью.

Большой ввоз иностранных товаров отрицательно сказывался на развитии болгарского ремесла. Наличие в городах многочисленных иностранных торговцев, участие в городском управлении феодалов и духовенства препятствовало созданию сильного бюргерского слоя. Города не смогли стать опорой царской власти в борьбе за централизацию государства против усилившейся тенденции феодального распада (убийство болярами царей Асеня и Калояна).

Процесс феодальной раздробленности замедлился при Иване Асене II, когда Болгария достигла ряда военных успехов (победа над войсками Эпира в 1230 г., присоединение в том же году Македонии и Албании). Болгария при царе Иване Асене II (1218–1241) снова становится ведущим государством Юго-Восточной Европы, начавшим чеканить свою медную, серебряную и золотую монету.

Восстание Ивайло. Во второй половине XIII в. Болгария подвергается нападениям монголо-татар, византийцев и мадьяр. В 1277 г. на севере Болгарии начинается народное восстание во главе с Ивайло, отряды которого дважды разбивают татар. В начале 1278 г. под Тырново армия Ивайло разбила войско царя Константина Асеня (1258–1277), Ивайло женился на его вдове, византийке Марии, и был провозглашен царем. Ему удалось еще раз разбить татар и византийцев, но в результате сложной дипломатической борьбы он был убит в ставке татарского хана Ногая. Болгария разделилась на несколько феодальных владений: Тырновское и Видинское царства, независимую Черноморскую область, которыми управляли династии Тертеров и Шишманов.

Османское завоевание. В конце XIV в. болгарские земли попали под власть сербского короля Стефана Душана. После его смерти Балканский полуостров был завоеван турками. Последние государи Восточной и Западной Болгарии Иоанн Шишман и Иоанн Страшимир с 1393 по 1398 год потеряли Тырново, взятый приступом войсками султана Баязета, Видин, восточные и западные болгарские земли. Шишман III, Срашимир и болгарский патриарх были взяты в плен, и страна окончательно стала турецкой провинцией. К 1396 г. Болгария была завоевана Османской империей, в составе которой находилась почти 500 лет.

Турецкое завоевание принесло балканским народам страшные опустошения. Многие села и города были уничтожены. Значительная часть населения была уведена в рабство. Плодородные долины были заняты турками. Местное население постепенно перемещалось с юго-востока на северо-запад, уходило в малодоступные горы и леса. Султаны организовали переселение турок из Малой Азии. Больше всего турок поселилось в Болгарии и Македонии. В Сербии, Боснии и Герцеговине они жили главным образом в городах. В целом турки на Балканском полуострове составляли этническое меньшинство. Однако это был господствующий слой, проводивший политику ассимиляции.

Административно-политическое положение болгарских земель под властью Турции. Турецкие завоеватели распространили на территории Болгарии турецкую военно-ленную систему. Вся земля была объявлена государственной. Часть ее была роздана в ленное владение турецким феодалам – спахиям, обязанным нести военную службу, и соответственно доходу от своего лена снаряжать и посылать на военную службу определенное число всадников. Болгарские боляре, покорившиеся новой власти, влились в господствующий класс Османской империи. Но позднее феодалы-христиане постепенно либо перешли в ислам, либо были лишены своих наследственных владений. Крестьяне (райя) наряду с натуральной рентой феодалу (десятина), позднее также и отработки, обязаны были платить множество налогов государству (всего до нескольких десятков названий).

Кризис военно-ленной системы. Со второй половины XVI в. начался распад военно-ленной системы. Завоевательные войны привели к усилению крупных феодалов. Обедневшие ленники стали уклоняться от военной службы, их владения теряли свой прежний характер. В связи с военными неудачами Османской империи со второй половины XVII в. спахии теряли такой источник дохода, как военная добыча. Они стали требовать от крестьян отбывания барщины, заменять натуральный налог денежным. Это приводило к разорению целых деревень. Правительство все чаще использовало даровой труд населения. Все это привело к застою в сельском хозяйстве, отставанию от Западной Европы, где уже утверждались капиталистические отношения.

Завоевание привело к упадку ремесла и торговли. Многие города были разрушены, другие стали крепостями или административными центрами. Население городов заменялось турецкими колонистами. Города приобретали восточный облик. Бесчисленные пошлины мешали развитию ремесла и торговли. Даже горное дело, в процветании которого была заинтересована турецкая армия, пришло в упадок. С XVI в., испытывая недостаток в продуктах ремесленного производства, турецкие феодалы стали покровительствовать иностранным купцам, особенно дубровницким. Началось оживление и собственного ремесла. В XVII–XVIII вв. в города начался прилив славянского населения. Ремесленники были объединены в цехи, подчиненные туркам.

Положение славянской церкви. Завоеватели лишили самостоятельности болгарскую, македонскую, сербскую и боснийскую церкви и подчинили их константинопольскому патриарху, который был не только духовным главой православного населения, но и осуществлял по отношению к нему некоторые административные и политические функции. Греческая церковь стала служить более прочному подчинению славянских народов туркам. В богослужении и школе стал утверждаться греческий язык. Греческое духовенство преследовало и свои цели, проводя ассимиляторскую политику, вызывало ненависть местного населения.

Борьба против турецкого господства. Борьба славянских народов против турецкого господства началась сразу же после завоевания. Она принимала различные формы. Одной из них были массовые переселения и бегство в малодоступные районы, отказ принять мусульманство и выполнять феодальные повинности. Высшей формой сопротивления были вооруженные выступления. Они вылились в гайдуцкое движение. Гайдуки были организованы в дружины (четы), возглавляемые воеводами. Гайдуцкое движение переплеталось с массовыми крестьянскими восстаниями.

В течение XV–XVI вв. вспышки восстаний быстро гасли, так как турецкая военная машина действовала еще бесперебойно. С конца XVI в. началась более организованная борьба. В немалой степени она была связана с войнами центрально-европейских государств с Османской империей. Попутно Габсбурги стремились утвердить свое господство на Балканском полуострове. Австрия поощряла восстания славянских народов, если они содействовали ее военным планам.

С середины XVII в. в Болгарии усиливается надежда на помощь России, чей политический авторитет в Европе значительно возрос. В 1686 г. произошло новое восстание в Тырнове. Заговор был раскрыт. Не смотря на помощь России, восстание было потоплено в крови.

Все восстания в Болгарии в конце XVI – начале XVIII в. потерпели неудачу. Основной их движущей силой были крестьяне. Из-за экономической отсталости страны в ней еще не начала формироваться буржуазия, которая бы возглавила национально-освободительную борьбу. Восстания носили локальный характер. Их руководители, происходившие из уцелевших семей болгарских землевладельцев, не могли выработать программу, которая стала бы общенародной. Россия была еще не готова к решающей схватке с Турецкой империей, а балканская политика Австрийского государства имела свои планы.

Македония в VII–XI вв. К VII в. Македония, как и вся восточная часть Балканского полуострова, была заселена различными славянскими племенами, являющимися общими предками современных македонцев и болгар. Славяне Македонии вели длительную борьбу с Византией, в ходе которой славянские племена объединялись в союзы, носившие временный и непрочный характер.

В IX в. Македония подверглась нападению хана Крума. Выходцы из Македонии, Кирилл и Мефодий, основали славянскую письменность, ставшую основой развития славянской культуры. В IX в. Македония вошла в состав Болгарского государства, в частности Западно-Болгарского (рубеж X–XI вв.) и Второго Болгарского (XI–XIII вв.) царств. В составе Болгарского царства македонские славяне, приняли христианство.

Македония под властью Византии (XI–XIII вв.). В 1018 г. Македония, входившая в состав Западно-Болгарского царства, была захвачена Византией. В период Византийского господства в Македонии многократно поднимались восстания против усиливающегося феодального гнета и поборов в пользу Византийской империи: восстание Петра Деляна (1040), Георгия Войтеха (1072) и др. Социальное угнетение вызвало в Македонии рост богомильского движения.

В XIII в. Македония распалась на ряд феодальных владений, и ее разрозненные части, отпавшие от Болгарии, входили в состав различных государственных образований (Эпирской деспотии, Византии). В середине XIV в. Македония была завоевана сербским королем Стефаном Душаном, а после распада его государства раздробилась на мелкие уделы. Многократные переходы македонских земель от одного государства к другому превращали ее в область столкновения различных политических и культурных влияний. Тем не менее, македонцы оставались наиболее близкими населению Болгарии по культуре, являясь частью болгарской народности.

Македония под властью Османской Турции. В конце XIV – начале XV в. территория Македонии была завоевана турками-османами и вошла в состав их империи. Социальный гнет дополнился национальным и религиозным господством завоевателей. Османское владычество еще более увеличило этническую пестроту населения. Население Македонии составляли греки, славяне, говорившие на местных диалектах южнославянских языков, турки, албанцы, влахи. Установление турецкой военно-ленной системы привело к резкому хозяйственному и культурному упадку Македонии.

В конце XVIII – начале XIX в. в Македонии начинается процесс национального Возрождения, имеющий ряд особенностей. Несмотря на пестроту национального состава Македонии, этот процесс длительное время проходил здесь в русле греческого национально-освободительного движения. Греки в этот период представляли собой наиболее развитый в экономическом, социальном, культурном отношении национальный элемент на Балканах, в том числе и в Македонии.

Роль православной церкви в сохранении славянской культуры. Центрами просвещения и развития славянской культуры оставались православные монастыри в Македонии (Заграфский, Хилендарский и др.).

Немалую роль в распространении греческого влияния в процессах национальной самоидентификации македонского населения сыграла Константинопольская патриархия, особенно после упразднения в 1767 г. последней болгарской Охридской архиепископии.

Константинопольская патриархия являлась носителем греческого языка и греческих византийских традиций, на протяжении веков она была проводником политики «эллинизации» в районах сферы своего идеологического и культурного влияния. В результате многие представители македонских славян, не вполне осознавая свою национальную и этническую принадлежность, считали себя греками, а их дети учились в греческих школах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.