Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция II. Чехи и словаки в новейшее время




Положение чехов и словаков. С началом I мировой войны в Австро-Венгерской монархии усилился произвол властей в отношении славянского населения. В чешских землях в качестве официального вновь вводился немецкий язык, из учреждений увольняли служащих чешской национальности, вводилась жесткая цензура. Преследованиям подверглись наиболее радикальные чешские и словацкие политические партии и их лидеры. В Словакии усилилось стремление к национальному и социальному освобождению, что вызывало антивоенные настроения.

Основные политические ориентации чешского общества. В самом начале войны большинство чешских политических партий проявляли лояльность к австрийскому правительству. Сторонники одного из политических направлений концентрировали свои усилия на решении «чешского вопроса» в рамках Австро-Венгрии путем ее конституционной перестройки. Второе направление включало в себя проантантовски настроенных политиков.

Деятельность чешских и словацких политиков в эмиграции. В начале 1915 г. для сбора политической и военной информации и ведения антиавстрийской пропаганды внутри страны была нелегальная организация – Маффия. В Париже Т. Масарик, Э. Бенеш и словак М. Штефаник образовали Чехословацкий заграничный комитет, который в 1916 г. был переименован в Чехословацкий национальный совет. Дело в том, что осенью 1915 г. в Кливленде был заключен договор о будущем объединении чехов и словаков в федеративный союз государств.

Подъем национально-освободительного движения. После смерти в ноябре 1916 г. австрийского императора Франца Иосифа на престол вступил Карл I. Появились условия для активизации чешской политики внутри страны. Был создан Чешский союз в Вене, объединивший чешских депутатов рейхсрата, и Национальный комитет в Праге, осуществлявший связь между депутатами и партиями.

Октябрьские 1917 г. события в России повлекли за собой выход Австро-Венгрии из войны. Неудачи на фронтах, экономический и политический кризис привели Австро-венгерскую империю к краху.

Революция в Чехи и Словакии. Манифест императора Карла о преобразовании Австро-Венгрии в федеративное государство не мог спасти монархию от распада. Национальный комитет 28 октября 1918 г. провозгласил образование самостоятельного Чехословацкого государства. В октябре 1918 г. в Словакии из представителей буржуазных партий был создан Словацкий национальный совет. Он издал 30 октября 1918 г. в Мартине декларацию с требованием образования единого государства чехов и словаков, объявил отторжение Словакии от Венгерского королевства. 13 ноября Национальный комитет утвердил временную конституцию Чехословацкой республики. Ее президентом стал Т. Масарик. Главой первого правительства стал К. Крамарж.

Складывание государственных границ. Границы Чехословакии были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. В состав государства вошли чешские земли, Словакия и Подкарпатская Русь. Конфликт с Польшей из-за Тешинской Силезии разрешился разделом области между двумя государствами.

Словацкая республика Советов. В новой Чехословацкой республике власть захватила экономически более мощная и лучше политически организованная чешская буржуазия. В январе 1919 г. в Братиславе обосновалось министерство по делам Словакии во главе с В. Шробаром, получившим диктаторские права. Недовольство этими действиями, тяжелое экономическое положение вызвали подъем революционного движения. Вслед за Венгрией в июне 1919 г. была провозглашена Словацкая социалистическая республика, которая просуществовала всего три недели, а затем была уничтожена правительственными войсками. В феврале 1920 г. была принята конституция Чехословацкой республики.

Развитие экономики в 20-е гг. Чешский капитал стремился превратить Словакию в аграрно-сырьевой придаток и рынок сбыта более развитых чешских промышленных областей. Слабая словацкая промышленность не выдерживала конкурентной борьбы и вынуждена была сократить производство. Рабочие забастовки против закрытия предприятий и безработицы жестоко подавлялись. Началась массовая эмиграция словаков за границу.

Последствия войны в Чехословакии преодолевались значительно быстрее и успешнее, чем в других странах. Дело в том, что на территории республики осталась большая часть экономического потенциала бывшей Австро-Венгрии. Чехословакия входила в первую десятку индустриально развитых стран мира. Уже в 1924 г. промышленное производство страны вступило в полосу подъема. Однако экономическое развитие чешских и словацких земель было неодинаковым.

Аграрная реформа. Аграрная реформа была завершена к концу 20-х годов, но 2/5 земли остались в руках крупных землевладельцев и церкви. Во второй половине 20-х годов сельское хозяйство по основным показателям превысило довоенный уровень.

Особенности мирового экономического кризиса начала 30-х гг. Экономический кризис начала 30-х годов привел к спаду промышленного производства до 60% от уровня 1929 г. Начавшееся вслед за этим экономическое оживление не привело к значительному увеличению продукции. В 1937 г. объем промышленного производства лишь приблизился к докризисному периоду. Середина 30-х годов была отмечена массовыми крестьянскими волнениями в Словакии. Недовольство народа использовала, основанная в 1918 г. Христианская народная партия (с 1925 г. Глинковская словацкая народная партия клерикально-националистического характера).

Политическое развитие Чехословацкого государства. Сложный состав чехословацкого общества отражало существование большого числа различных политических партий. Реальная политическая власть в республике концентрировалась в руках внепарламентных организаций, таких как группировка «Град», «Пятерка» «Восьмерка», состоявшие из лидеров наиболее влиятельных политических партий. На протяжении 20-30-х годов наблюдалась тенденция к свертыванию парламентской власти и расширению полномочий исполнительной.

Чехословакия в системе международных отношений в 20-30-х гг. Во внешней политике Чехословакия ориентировалась на укрепление отношений с Францией. В 1920 г. был создан военно-политический союз Чехословакии с Румынией и Югославией – Малая Антанта. В 1922 г. Чехословакия признала Советское правительство де-факто, юридическое признание последовало лишь в 1934 г. В ответ на «пакт четыpex» в 1933 г. Чехословакия вместе с Югославией, Румынией и рядом других стран подписала конвенцию об определении агрессора. Внешнеполитическая опасность подтолкнула Чехословакию к заключению вместе с Францией договора о взаимной помощи с СCCP.

Обострение внутриполитической ситуации в середине 30-х гг. В середине 30-х гг. происходит перегруппировка политических сил внутри страны. Растет число членов КПЧ. Определенное развитие приобрело фашистское движение, но только в районах Северной и Северо-западной Чехии, населенных в основном судетскими немцами. В 1933 г. возникает Судето-немецкий фронт во главе с К. Генлейном, переименованный позже в Судето-немецкую партию. Однако массовой опоры в Чехии фашизм не получил.

После аншлюса Австрии Судето-немецкая партия выдвигает требования широкой автономии северо-запада, полной свободы «немецкого мировоззрения». 21 сентября 1938 г. английское и французское правительства потребовали передачи чехословацких пограничных районов Германии.

Мюнхенское соглашение 1938 г. и раздел Чехословакии. 29-30 сентября 1938 г. Мюнхенская конференция приняла решение передать Германии чехословацкие пограничные районы, удовлетворить территориальные претензии Польши и Венгрии. Правительство ЧCP и президент приняли мюнхенский диктат. В начале октября Германия оккупировала пограничные районы, польские войска заняли Тешинскую область ЧСР, в ноябре Венгрия получила южные и юго-западные районы Словакии и южную часть Закарпатья.

Вторая республика. Республика стала называться Чехо-Словакией. Правительство «второй республики» и ее президент получили право изменять конституцию. Была запрещена деятельность КПЧ. В результате возникшего конфликта между центральным и словацким автономным правительством последнее было распущено и в Словакии введено военное положение.

Провозглашение независимости Словакии в марте 1939 г. Гитлер объявил Чехословакию очагом «постоянных беспокойств и угрозы европейскому миру». Словацкий сейм провозгласил самостоятельное и независимое Словацкое государство, которое 18 марта было взято под охрану германским рейхом.

Оккупация Германией Чехии. Протекторат Чехия и Моравия. 15 марта 1939 г. Э. Гаха был поставлен Гитлером в известность, что, ввиду «нежизнеспособности» чехословацкой государственности, Чехия и Моравия включаются в состав Германии в качестве протектората. Венгрия заняла оставшуюся часть Закарпатья. «Вторая республика» была уничтожена. Первым протектором Чехии и Моравии был назначен К. фон Нейрат, В стране был установлен оккупационный режим.

Движение Сопротивления. Центры эмиграции. Уже в 1939 г. создается сеть подпольных организаций для борьбы за независимость. КПЧ уходит в подполье. В ноябре 1939 г. во Франции был создан Чехословацкий национальный комитет. Летом 1940 г. Э. Бенеш и его сторонники создали в Лондоне Временное чехословацкое правительство. После вступления в войну СССР 18 июля 1941 г. было заключено советско-чехословацкое соглашение о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии.

Словакия в годы II Мировой войны. Фактически Словакия находилась в полной политической и экономической зависимости от Германии. В стране шел процесс милитаризации экономики. Образование Словацкого государства, временный экономический подъем, связанный с увеличением поставок сырья и продовольствия Германии, привели к тому, что в первое время новый режим получил массовую поддержку.

Однако вскоре иллюзии развеялись. В результате переговоров между коммунистами и деятелями буржуазных антифашистских групп в мае 1943 г. был создан Словацкий национальный совет как высший политический орган национально-освободительной борьбы. 29 августа 1944 г. германские войска заняли Словакию. Это послужило причиной начала Словацкого национального восстания. В январе 1945 г. началось освобождение Восточной и Центральной Словакии.

Создание национального фронта чехов и словаков. В марте 1945 г. в Москве была согласована программа правительства Национального фронта чехов и словаков. Президент Чехословакии и правительство Национального фронта в г. Кошице официально объявили о создании нового правительства и опубликовали его программу, получившую название Кошицкой.

Освобождения Чехословакии. После освобождения Северной и Центральной Словакии советское Главнокомандование приступило к проведению военных операций по освобождению Западной Словакии, Моравии и Чехии. В конце марта 1945 г. началось наступление Красной Армии на Братиславу. В конце апреля были освобождена Южная Моравия и г. Брно. Советские войска вступили в Прагу утром 9 мая. В течение последующих нескольких дней было завершено освобождение Чехословакии от фашистских войск.

Воссоздание Чехословацкой Республики. По соглашению от 29 июня 1945 г. между СССР и ЧСР Закарпатье было присоединено к Украинской ССР. На основе решений Потсдамской международной конференции немецкое население западных и северо-западных областей было выселено за пределы страны. Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95% населения. Во главе Национального фронта встал К. Готвальд. Широкими полномочиями, в том числе и законодательными, пользовался вновь избранный президент Э. Бенеш.

Кошицкая программа определила содержание преобразований в стране в период 1945–1947 гг. В мае 1945 г. был подписан декрет о национализации промышленности. Началось поэтапное проведение аграрной реформы. Осенью 1945 г. была проведена денежная реформа и введен прогрессивный подоходный налог. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

Обострение политической борьбы. В составе народно-демократической Чехословакии словацкая буржуазия города и деревни в основном сохранила свои позиции. Демократическая партия при активной поддержке католической церкви тормозила национализацию промышленных предприятий и проведение аграрной реформы. Демократическая партия, уличенная в связях с реакционным подпольем, вынуждена была пойти на ограничение компетенции словацких национальных органов власти.

В феврале 1948 г. в стране разгорелся политический кризис. 12 из 26 министров правительства Национального фронта, не согласные с программой коммунистов, отказались выполнять свои обязанности. Республика находилась на грани гражданской войны. Президент Э. Бенеш был вынужден дать согласие на отставку министров и сохранение правительства в обновленном составе. В стране была установлена диктатура пролетариата.

Принятие сталинской модели построения социализма. В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. Президентом Чехословакии стал Готвальд. В сентябре 1948 г. КПС вошла в состав КПЧ, вместо распавшейся Демократической партии была создана Партия словацкого национального возрождения. Состоявшийся в мае 1949 г. IX съезд КПЧ принял генеральную линию на построение основ социализма. В 1949 г. была разработана концепция социалистического преобразования Словакии.

Курс на форсированное строительство социализма. К концу 1948 г. в основном было завершено восстановление чехословацкой экономики. Перестройка структуры экономики в соответствии с требованиями, выдвигаемыми социалистическим строительством, осуществлялась в 50-е годы. Однако упор на развитие тяжелой промышленности к середине 50-х годов привел к ощутимому обострению структурных диспропорций в чехословацкой экономике.

Недостаточным было внимание к сельскому хозяйству. Выход из создавшегося положения виделся в массовом кооперировании крестьян. 1952 г. был определен как год массового перехода к кооперированию. Искусственно завышенные темпы кооперирования привели к тому, что вскоре многие кооперативы стали распадаться. Только к середине 50-х гг. сельскохозяйственное производство Словакии приблизилось к довоенному уровню. Но к началу 60-х годов в Чехословакии на долю кооперативов и госхозов приходилось уже 90% обрабатываемых площадей.

Симптомы кризиса власти в середине 50-х гг. Со второй половины 50-х годов Чехословакия стала одной из первых стран Центральной и Восточной Европы, ощутившей необходимость перехода к усилению интенсификации в производстве. Принципиальные решения были приняты на состоявшейся в июне 1956 г. общегосударственной конференции КПЧ. Новые принципы планирования и управления народным хозяйством были внедрены в 1958–1959 гг., а затем на XII съезде КПЧ (декабрь 1960) необоснованно отвергнуты. Постепенно стали ликвидироваться диспропорции в промышленности Словакии.

Конституция 1960 г. В июле 1960 г. была принята новая конституция, что было связано с выводами компартии о завершение переходного периода от капитализма к социализму и о переходе к построению коммунизма. Чехословакия провозглашалась государством двух равноправных народов – чехов и словаков. Но в то же время в конституции закреплялись ограничения полномочий словацких органов власти и управления.

Реформаторские тенденции 60-х гг. Обострение отношений с верхушкой католической церкви привело к принятию законов, согласно которым государство брало на себя экономическое обеспечение церкви, но устанавливало над ней свой контроль. Католическая церковь утрачивала право вмешиваться в политические дела.

Общественно-политический кризис 1968 г. В начале 60-х годов, несмотря на увеличение капиталовложений в экономику, объем национального дохода снизился. Медленные темпы жилищного строительства, неудовлетворительное положение городского коммунального хозяйства и службы быта вызывали недовольство в обществе. Производство валовой сельскохозяйственной продукции в середине 60-х годов заметно сократилось. Все это побудило ужесточить централизованную систему хозяйственного руководства. Усиливалась напряженность в обществе. Реформаторы стремились создать свою модель социализма – «социализм с человеческим лицом».

Военная интервенция стран-участниц ОВД. СССР и другие страны – участники Варшавского Договора предприняли 21 августа 1968 г. прямое вооруженное вторжение на территорию Чехословакии. Руководители государства были арестованы. Многие деятели культуры и общественных наук были вынуждены покинуть страну. Экономический кризис был временно преодолен за счет очередной помощи СССР. 27 октября 1968 г. Национальное собрание приняло конституционный закон о федерации. Отныне Чехословакияпревращалась в федерацию двух республик – Чехии и Словакии.

Проявление негативных явлений в экономике в конце 70-х гг. В последующие десять лет, наряду с определенными успехами в экономике, обозначились и негативные явления, связанные с откладыванием радикальной реконструкции и модернизации производственной базы, с низкой трудовой дисциплиной и невысокой производительностью труда. Приняты в конце 60 – начале 70-х гг. экономические и социальные реформы в Словакии положительно сказались на развитии региона. До конца 80-х гг. чешско-словацкое противостояние не было определяющим в общественном развитии страны.

Возникновение оппозиции в стране и эмиграции. Борьбу за свободу и права человека возглавили возникшие в конце 70-х годов диссидентские группы и организации, такие как «Хартия–77», «Комитет защиты незаконно осужденных». Получили широкое распространение подпольная литература и искусство.

«Бархатная» революция 1989 г. Начало процесса политической трансформации относится к осени 1989 г., когда в стране разразился политический кризис, получивший название «бархатной революции». Его суть состояла в переходе от тоталитарного к плюралистическому, демократическому режиму.

Программа В. Клауса. В июне прошли первые свободные выборы в парламент, который сформировал правительство, призванное осуществить радикальные экономические реформы. Идеологом экономической реформы, которая включала широкий комплекс взаимосвязанных мер по стабилизации экономики и переводу ее на рыночные рельсы, выступил министр финансов В. Клаус.

Начало экономических реформ. В мае 1990 г. вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. был принят закон о реституциях, началась «малая приватизация». Одним из важнейших шагов реформы стала либерализация цен. Валютный закон 1991 г. одновременно с введением внутренней конвертируемости кроны установил жесткий валютный режим. Повысилась конкурентоспособность чехословацкого экспорта. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица среди людей, занятых в тяжелой и горной промышленности.

Усиление разногласий между чехами и словаками. Возникшие экономические трудности изменили чехословацкую политическую сцену. Словацкие политики не были согласны с существующей формой федерации. Претензии слышались также из Моравии и Силезии.

Изменение характера федерации. 1 декабря 1990 г. законодательным порядком был изменен федеральный строй, пересмотрены компетенции федеральных и республиканских органов. Изменилось и название государства – отныне оно стало Чехо-Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР). Однако обострение национального вопроса сохраняло опасность раскола страны. В 1991–1992 гг. к исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ.

Распад ЧСФР. 14 марта в Братиславе состоялся митинг с требованием государственной самостоятельности Словакии. На парламентских выборах 1992 г. в Чехии победу одержала коалиция правоцентристских партий, ориентировавшаяся на сохранении федерации и проведении радикальных рыночных реформ, в Словакии – левоориентированное Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), выступавшее за суверенитет Словакии и принятие своей конституции.

Переговоры, проходившие в июне 1992 г. между чехами и словаками, окончились безрезультатно. 25 ноября Федеральное собрание приняло закон о прекращении существования ЧСФР с 31 декабря 1992 г. и разделе ее на два самостоятельных государственных образования – Чехию и Словакию.

 

Словацкая республика в период политико-экономической

модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)

 

Особенности дезинтеграция с Чехией. Последствия раздела государства оказались болезненными для словацкой экономики. Спад промышленного производства, остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы в стране. Производство продуктов сельского хозяйства в этот период снизилось на 7%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения. Заметно стало сокращение государственной поддержки здравоохранения, науки, культуры и образования.

Особенности демократических преобразований. Словакия стала парламентской республикой, где президента избирают всеобщим голосованием. Центральным органом исполнительной власти является правительство. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств, вызывали внутреннюю нестабильность и носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии.

Спад промышленного производства в первой половине 90-х гг. Большая приватизация проводилась, в отличие от чешской, преимущественно через аукционы и конкурсы. После экономического и финансового кризиса в 1994 г. начался постепенный рост ВВП. Одновременно наблюдалось снижение уровня инфляции. Структурная перестройка промышленности проходила в основном за счет внутренних ресурсов, размер иностранных инвестиций в экономику страны был незначительным. В Словакии только 26% экспортируемых продуктов были конкурентоспособны на европейском рынке.

Оживление хозяйственной деятельности. К концу 90-х гг. в Словакии наметилось оживление хозяйственной деятельности. Для вступления Словакии в Европейский союз в мае 2004 г. необходимо в 2,5 раза повысить эффективность экономики. В 2002 г. каждый пятый трудоспособный в Словакии – безработный.

Внешнеполитические приоритеты Словакии. После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, Европейского совета, продолжается работа по выполнению условий, необходимых для вступления ее в Европейский союз. Внешняя политика Словакии в основном направлена на взаимовыгодное сотрудничество с Чехией и Россией, урегулирование отношений с Венгрией.

 

Чешская республика в период политико-экономической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.