Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-экономической модернизации




ЛЕКЦИЯ V. ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ СТРАНЫ В ПЕРИОД

(90-е годы XX – начало XXI в.)

Внутриполитическая борьба в СРЮ в 90-е гг. В 1991–1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым: социализмом, самоуправлением. Союз коммунистов Югославии создал на своей основе Социалистическую партию Сербии (СПС). Председателем СПС стал С. Милошевич. С 1990 г. по 2000 г. он являлся президентом СРЮ.

Первой оппозиционной партией, сформировавшейся в Сербии, было Сербское народное обновление (СНО). Лидером движения стал В. Драшкович. Создание Сербской радикальной партии (СРП) связано с именем В. Шешеля. В 1990 г. была создана Демократическая партия (ДП). Ее руководителем до 1994 г. был Д. Мичунович. Из этой партии вышел В. Коштуница, создавший позже Демократическую партию Сербии. Нынешний лидер Демократической партии – Зоран Джинджич. На президентских выборах 2000 г. он отказался от самостоятельного выдвижения. В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии объединились, образовав блок «Вместе».

Экономическое положение СРЮ в 90-е гг. Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. После введения санкций с 30 мая 1992 г. промышленное производство уменьшилось на 60%, число безработных в конце 1997 г. достигло 25,6% всего трудоспособного населения.

Экономические реформы второй половины 90-х гг. В 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии», руководителем которой стал опытный экономист Д. Аврамович. Программа дала положительный результат: резервы в банках стали расти. Однако в 1996 г. рост цен уже составил 58,7%, в 1998 г. – 29,8%. 1999 г. был провозглашен годом создания и укрепления малых и средних предприятий, благодаря которым появилась возможность быстро трудоустроить тех, кто потерял работу.

В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость, который призван обеспечить единую систему налогообложения товарооборота. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. С 2000 г. наблюдается оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа 90-х гг. дала право всем гражданам покупать землю и владеть ею, бесплатно возвращалась земля бывшим собственникам или их наследникам. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости. Во время войны осуществление реформ было отодвинуто на второй план. Несмотря на то, что весенний сев 1999 г. осуществлялся в тяжелых военных условиях, в сельском хозяйстве были достигнуты также хорошие результаты.

Внешнеэкономическая деятельность. В области экспорта и импорта СРЮ за почти три месяца бомбардировок НАТО понесла большой ущерб. За 11 месяцев 1999 г. объем внешнеторгового оборота, по сравнению с тем же периодом 1998 г., снизился на 38,5%. На падении объема внешней торговли отрицательно сказались и дополнительные санкции против СРЮ, которые были введены 29 апреля и 6 мая 1999 г. Для стабилизации народного хозяйства 17 августа 1999 г. был принят ряд правительственных законов.

Внутриполитическая борьба в конце 90-х годов XIX – начале XXI в. С 1999 г. отношения, между С. Милошевичем и президентом Черногории M. Джукановичем, и без того натянутые, стали еще сложнее. Разногласия между Сербией и Черногорией приобрели опасный характер в связи с однозначной поддержкой Западом M. Джукановича. Ситуация в самой Черногории не позволяет M. Джукановичу проявлять поспешность. За сохранение югославской федерации выступило 30% населения, за независимость – 36%, за конфедерацию, официальная позиция M. Джукановича – 20%. Югославское руководство и армейское командование не хотели смириться с потерей Черногории, ведь это – выход к морю.

7 июля 2000 г. обе палаты Скупщины СРЮ проголосовали за поправки к действующей конституции. Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. Президентом СРЮ стал В. Коштуница. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их. На выборах победил И. Ругова, председатель Демократической лиги Косово.

СРЮ в системе международных отношений. Внешнеполитические ведомства стран-членов НАТО возвестили о снятии с Югославии санкций Евросоюза. В середине октября 2000 г. В. Коштуница присутствовал на заседании саммита ЕС, на котором был рассмотрен вопрос о включении Югославии в эту организацию.

В конце октября 2000 г. в г. Скопье (Македония) открылся саммит балканских стран, где прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. На саммите был выработан «новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры». Рассматривался вопрос об окончательном статусе Косово, администрация которого находится под контролем ООН. 1 ноября 2000 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке было принято решение восстановить членство СРЮ в ООН.

Сербско-черногорские противоречия. Отношения между Сербией и Черногорией остались сложными. Черногория недовольна своим положением, она потеряла равноправие с Сербией. В Черногории все громче звучат голоса о необходимости самостоятельности республики. М. Джуканович бойкотировал союзные выборы 24 сентября 2000 г. Вместе с ним бойкотировало союзные выборы 75% избирателей Черногории. 23 декабря 2000 г. состоялись выборы в парламент Сербии, на которых оппозиция одержала убедительную победу, набрав две трети голосов населения. В марте 2002 г. было достигнуто соглашение об изменении государственного устройства союзной Югославии. С января 2003 г. – это Государство Сербия и Черногория. В 2003 г. в стране пройдет референдум по вопросу вступления в НАТО.

Хорватия в конце XX – начале XXI в. Выход Хорватии из состава Югославии. Первый шаг на пути выхода Хорватии из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) был сделан в начале 1990 г., когда Сабор принял закон о плюрализме партий. В ходе последовавших в мае того же года многопартийных парламентских выборов победу над коммунистами одержала партия Хорватское демократическое содружество (ХДС) во главе с Франьо Туджманом.

В июне 1990 г. Ф. Туджман стал первым Президентом Республики Хорватии (РХ). В декабре 1990 г. Сабор принял новую Конституцию страны. В мае 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого 94% его участников высказались за государственную независимость Хорватии. Референдум бойкотировали хорватские сербы. Сабор Республики Хорватии 25 июня 1991 г., опираясь на результаты референдума, принял Декларацию о полной независимости и суверенитете республики. 15 января 1992 г. самостоятельность Хорватии официально признали страны Европейского Союза. 22 мая Хорватия стала полноправным членом ООН, а затем была принята в ОВСЕ и Совет Европы.

Межнациональные и межконфессиональные противоречия в Хорватии. Однако с момента проведения многопартийных выборов, на которых победила партия ХДС, в Хорватии развернулась острая борьба между «хорватскими» сербами и хорватами. Сербы, численность которых по переписи 1991 г. составляла свыше 12% населения Хорватии, опасаясь преследований, в основном были против выхода республики из состава СФРЮ. Противостояние завершилось вооруженными столкновениями и провозглашением 19 декабря 1991 г. независимой Республики Сербская Краина (РСК).

Отношение мирового сообщества к событиям в Хорватии. Гражданскую войну в Хорватии остановили миротворческие силы ООН, размещенные в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН вдоль границ самопровозглашенной Сербской республики, которая не была признана ни одним государством. Освобождение «временно оккупированных хорватских территорий» произошло спустя три года в ходе проведения в 1995 г. хорватскими войсками операций «Молния» (май) и «Буря» (август), результатом которых стало изгнание из страны более 200 тыс. хорватских сербов. За эти действия Хорватия подверглась санкциям со стороны Запада. Под сербским контролем остался восточнославонский регион Хорватии, который по Эрдутскому соглашению 1995 г. был постепенно реинтегрирован в конституционно-правовую систему Хорватии до января 1998 г. под наблюдением Временной Администрации ООН.

Внутренняя политика партии ХДС. На протяжении всего десятилетия правящий режим Ф. Туджмана (скончался 10 декабря 1999 г.) удерживал в своих руках все рычаги управления и в целом обеспечивал в стране относительную и политическую, и экономическую стабильность. Вместе с тем в 1998–1999 гг. шли процессы утраты партией ХДС престижа, а с другой стороны, шел процесс укрепления авторитета оппозиции.

Укрепление влияния оппозиции в Хорватии. В 1999 г. началась интенсивная перегруппировка сил, активизировалась борьба за власть. Оппозиция окрепла, создав коалицию из шести ведущих партий с лидерством Социал-демократической и Хорватской социально-либеральной партий (СДП-ХЛСП). ХДС вынуждено было пойти на более благоприятный для оппозиции избирательный закон. ХДС передало президентские полномочия председателю прежнего состава парламента В. Павлетичу, а после выборов – выигравшей оппозиции, создав условия для формирования нового коалиционного правительства, во главе которого встал лидер Социал-демократической партии Ивица Рачан. Победа оппозиции была подкреплена и успехом Степана Месича на президентских выборах 2 февраля 2000 г.

Хорватия в начале XXI в. Новая власть своим главным приоритетом во внешней политике объявила выход страны из международной политической и экономической изоляции. С февраля 2000 г. по 2001 г. был решен ряд важнейших внешнеполитических задач. Хорватия стала полноправным членом ВТО. Она подписала соглашение с ЕС о стабилизации и с ЕАСТ – о свободной торговле. Хорватия была принята в программу НАТО «Партнерство во имя мира»; заключила двухсторонние соглашения о свободной торговле почти со всеми членами ЦЕАСТ; подписала новые кредитные соглашения с МВФ и Мировым банком, активизировала свое участие в Пакете о стабильности.

Если в области внешней политики видны несомненные достижения, то однозначной оценки деятельности правительства в экономической сфере страны нет. С одной стороны, видны несомненные достижения. В то же время реализуемый правительством курс экономических мер не только не облегчает сегодняшнее положение хорватского народа, но мало что сулит ему и в ближайшем будущем.

Внутриполитическая обстановка в начале 90-х гг. Многонациональная Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. 18 ноября 1990 г. на первых многопартийных выборах в Югославии в БиГ большинство мест в парламенте получила мусульманская Партия демократического действия (ПДД). Следом за ней Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС).

Результаты выборов в основном совпадали с национальной структурой населения. Было сформировано коалиционное правительство под председательством А. Изетбеговича. Сербы в БиГ ориентировались на сохранение единства Боснии и Герцеговины в составе Югославии. Мусульмане во главе с А. Изетбеговичем выступали за самостоятельную и суверенную Боснию и Герцеговину. Хорваты во главе со Степаном Клюичем, объединившись в Хорватское демократическое содружество в БиГ, строили планы по объединению с Хорватией или всей Боснии и Герцеговины, или областей, заселенных преимущественно хорватами.

Этноконфессиональная война. К осени 1991 г. в БиГ обстановка накалилась. 14 октября парламентарии мусульмане и хорваты проголосовали за суверенную Боснию. 9 января 1992 г. была провозглашена Республика Сербская БиГ, как федеративная единица СФРЮ. 1 марта Босния и Герцеговина фактически провозгласила свою независимость. 27 марта 1992 г. была принята Конституция Республики Сербской.

4 апреля начались военные действия. В такой сложнейшей обстановке Совет министров ЕС принял 6 апреля Декларацию, которая советовала государствам-членам ЕС, начиная с 7 апреля, признать независимость БиГ. Уже 7 апреля 1992 г. Боснию признали США, Европейское сообщество. В тот же день Президиум БиГ провозгласил в республике чрезвычайное положение, а 8 апреля ввел состояние непосредственной военной угрозы. В начале мая БиГ становится членом СБСЕ, начинает сотрудничество в других международных организациях, таких как Организация Исламской конференции и Движение неприсоединения. 22 мая 1992 г. БиГ стала членом ООН.

Провозглашение Республики Сербской. Сербы понимали, как осложнилась ситуация с признанием Боснии. Поэтому 7 апреля Скупщина сербского народа БиГ в Баня-Луке провозгласила независимость Республики Сербской Боснии и Герцеговины. 27 апреля Президиум БиГ потребовал от Югославии вывода ЮНА с территории республики, а несколькими днями позже обратился за военной помощью к другим государствам. Совещание СБСЕ, проходившее в Хельсинки, поставило Югославии ультиматум – до 29 апреля вывести все войска из БиГ. 30 апреля СРЮ принимает решение об установлении границы с бывшими республиками СФРЮ, а 4 мая – о выводе своих войск из БиГ в 15-дневный срок. Уже 18 мая в Сараеве был подписан договор об эвакуации ЮНА.

Первыми полувоенными вооруженными группами в БиГ были мусульманские «зеленые береты», состоящие из добровольцев. 12 мая начинает формироваться Армия Республики Сербской (АРС) во главе с Р. Младичем, 28 августа 1993 г. парламент боснийских хорватов преобразовал Хорватское содружество в Хорватскую Республику Герцег-Босна.

Военные действия в первой половине 90-х гг. В 1992 г. военными средствами началось разграничение, фактический раздел территории между тремя народами. Решительный перелом в соотношении сил в БиГ наступил после того, как США заставили мусульман и хорватов пойти на перемирие, а затем на создание федерации. С начала марта 1994 г. в Вашингтоне и Вене шли переговоры об условиях объединения в одно государство сторон, которые еще вчера жестоко воевали друг с другом. 18 марта 1994 г. в Вашингтоне был подписан договор о создании мусульманско-хорватской федерации на территории БиГ. Официальное название нового государственного образования – Федерация Боснии и Герцеговины (ФБиГ).

Образование Республики Западная Босния. К осени 1993 г. в мусульманском руководстве обозначилась сильная сепаратистская линия, носителем которой выступал Фикрет Абдич. Он создал автономную область и доказал на деле возможность мирного сосуществования всех народов на территории Боснии и Герцеговины. Автономный край Западная Босния (ЗБ) был провозглашен 27 сентября 1993 г. 26 июля 1994 г. была провозглашена Республика Западная Босния (РЗБ) со столицей в городе Велика-Кладуша. Ф. Абдич сумел наладить торговлю со всеми субъектами региона, избегать военных столкновений и дать своим сторонникам надежду на мир. Правительственные войска пытались военным путем ликвидировать РЗБ, начиная с октября 1993 г. С 10 июня 1994 г. наступления и контрнаступления сторон сменяли друг друга. РЗБ прекратила свое существование 21 августа 1994 г.

Последствия войны за раздел государства. 1994 год являлся переломным в войне в Боснии и Герцеговине. Миротворческие силы и НАТО фактически встали на сторону мусульман и хорватов, начали оказывать давление на сербскую сторону. Республика Сербская стояла перед лицом полной международной изоляции. В августе-сентябре 1995 г. войска НАТО провели операцию по уничтожению сербских военных объектов. Бомбардировка самолетов НАТО сопровождалась успешным наступлением мусульманско-хорватских сил в западной части страны. Ситуация на фронтах начала меняться с молниеносной быстротой.

В результате четырехлетних боев к концу 1995 г. территория Боснии и Герцеговины была разделена на три этнических района. Окончательный итог войне в Боснии и Герцеговине был подведен в Дейтоне в декабре 1995 г. Для реализации Дейтонских соглашений по БиГ были созданы международные Силы по выполнению соглашений (СВС). Развертывание сил НАТО завершилось уже в феврале 1996 г.

Много разногласий имелось между мусульманами и хорватами. В августе 1996 г. хорваты в БиГ объявили о суверенитете своего государства Герцег-Босна, старались оградить свою территорию, не обозначенную в Дейтоне.

Босния и Герцеговина в конце 90-х гг. На муниципальных выборах осенью 1997 г. в большинстве округов победили национальные партии. В Республике Сербской – Сербская демократическая партия (СДП), во главе которой с момента ее основания стоял Р. Караджич, не получила большинства голосов и ушла в оппозицию. Новый президент РС Б. Плавшич создала свою партию – Сербский народный союз РС (СНСРС). 12-13 сентября 1998 г. состоялись общие парламентские и президентские выборы как в Федерации, так и в РС. Постоянное сужение демократического пространства в БиГ стало нормой жизни. Обновление хозяйственной системы во многом зависит от возвращения к своим очагам беженцев. Те, кто бежал от пожара войны, и в 2000 г. не вернулись к своим очагам.

Оппозиционное движение в Словении в составе СФРЮ. В 1989 г. стали выдвигаться требования о предоставлении Словении независимости, с этой целью была создана коалиция из 6 партий – Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). В мае 1990 г. коалиция сформировала некоммунистическое правительство. Словения была самой высокоразвитой в экономическом отношении республикой СФРЮ. Однако экономический кризис, охвативший страну, имел серьезные последствия и для Словении: около 800 предприятий находились на грани финансового краха, росло число безработных, падал уровень жизни. Словения в течение 1990 г. и первой половине 1991 г. осуществила ряд акций, направленных на достижение большей самостоятельности.

Выход Словении из состава федерации. 23 декабря 1990 г. в Словении был проведен плебисцит, на котором 88, 5% населения высказалось за отделение от Югославии. 31 января 1991 г. была принята Декларация об отделении. 20 февраля 1991 г. Словения приняла поправку к Конституции, согласно которой республика становилась самостоятельным государством, а в начале марта наложила мораторий на призыв словенских юношей в югославскую армию. В Словении создавалась национальная гвардия. Германия и Австрия готовы были признать самостоятельность. 26 июня 1991 г. словенское руководство взяло под свой контроль границы республики и воздушное пространство, а также таможенные пункты.

Противоречия Словении и Югославии. Правительство Югославии приняло решение признать акт Словении односторонним, угрожающим территориальной целостности Югославии. 27 июня утром танки ЮНА вышли из казарм и направились к словенской границе. Словенское руководство оценило деятельность ЮНА как агрессию. Дороги были блокированы словенскими добровольцами и военными, перегорожены баррикадами, на югославских военных начались нападения. 3 июля было заключено перемирие. 7 июля был подписано Брионское соглашение о приостановке на три месяца принятых 25 июня актов о независимости. По истечении трехмесячного моратория Словения окончательно подтвердила суверенитет и независимость своего государства 7 октября 1991 г.

Начало политической трансформации. По итогам декабрьских 1992 г. выборов 3 января 1993 г. было сформировано правительство под руководством лидера ЛДП Я. Дрновшека, президентом стал М. Кучан. В феврале 1997 г. после длительного торга между либеральными демократами и народной партией удалось сформировать коалиционное правительство под председательством Я. Дрновшеком. На состоявшихся в ноябре 1997 г. президенских выборах М. Кучар был переизбран на второй пятилетний срок. С декабря 2002 г. президентом стал Я. Дрновшек.

Экономические преобразования. Несмотря на то, что Словения раньше других встала на путь демократии, ей удалось сохранить политическую стабильность, ставшую важнейшим фактором успеха экономических реформ. Словенский экономический феномен состоит в том, что этой небольшой стране удалось сравнительно быстро преодолеть основные негативные последствия распада Югославии и стать на путь нормального экономического развития.

Спад производства продолжался в течение двух лет (1991–1992). С середины 1993 г. Словении удалось приостановить трансформационный спад в экономике и положить начало росту производства на новой, рыночной экономике. Трехлетний период 1993–1995 гг. прошел под знаком макроэкономической стабилизации и ускоренного развития народного хозяйства. Экономическая политика правительств базировалась на стимулировании возникновения и развития малых и средних предприятий, на поощрение производства на экспорт.

Развитие экономики во второй половине 90-х гг. В период 1996–1998 гг. произошло некоторое замедление динамики экономического роста вследствие усилившихся трудностей внешнего и внутреннего характера. В эти же годы произошли заметные структурные изменения в экономике. Две трети внешней торговли приходится на рынки ЕС. Сфера услуг участвует в создании 56,2% ВВП, промышленность и строительство – 39%, сельское хозяйство – в создании 4,8% ВВП. Одним из важнейших достижений последних лет считается снижение темпов инфляции.

После возникновения в 1997 г. дефицита государственного бюджета правительство было вынуждено пойти на непопулярные меры. В июне 1997 г. был подписан договор о социальной политике до конца 1999 г. В соответствии с ним правительство уменьшило объем средств, предназначенных для выплаты пособий и пенсий. В 1998–1999 гг. в Словении продолжалось проведение экономической политики, суть которой состояла в стремлении правительства замедлить чрезмерный рост всех видов непроизводительного потребления и стимулировать рост капиталовложений в экономику. В 2000 г. прирост ВВП составил 4,5%. Сейчас Словения представляет собой открытое и глубоко включенное в международные хозяйственные процессы экономическое пространство со стабильной национальной валютой, здоровыми финансами и рыночной системой хозяйствования.

Македонская республика. Становление македонской государственности. Руководство Македонии поддерживало планы сохранения федерации или ее трансформации в конфедерацию. Лишь после провала всех попыток решения югославского кризиса конституционным путем, македонское руководство взяло курс на мирный, без вооруженных конфликтов выход из прежнего государственного образования. В ноябре-декабре 1990 г. были проведены многопартийные парламентские выборы. 8 сентября 1991 г. был организован референдум о независимости. Более 90% участников референдума дали утвердительный ответ. Югославская армия была выведена с ее территории весной 1992 г. без вооруженных столкновений.

Проблемы международного признания Македонии. Вопрос же международного признания нового государства сильно осложнился. Значительную роль в осложнении для Македонии обстановки в Европейском Сообществе сыграла особая позиция Греции. На многотысячном митинге 12 июля 1992 г. в Скопье была принята резолюция, в которой содержался призыв к международной общественности признать Македонию под ее историческим названием. Кстати, к такому же выводу пришла и специальная комиссия ЕС. Комиссия отметила, что Македония выполняет все условия, выработанные ЕС для признания новых государств и рекомендовала ЕС признать Македонию.

В конце 1991 г. Народное собрание Республики Македония приняло новую Конституцию. В начале 1992 г. Македония приняла предложенные ЕС условия признания ее независимости. В августе 1992 г., когда Россия признала Македонию, ее признали еще восемь стран. Хотя Македония отказалась от претензий к другим странам, Греция убедила ЕС отложить ее признание на том основании, что единственным регионом, имеющим право на название «Македония», является греческая часть Македонии. В 1993 г. Македония стала членом ООН, а в 1995 г. был урегулирован спор с Грецией. В 1999 г. Македония приняла беженцев из Косово и разрешила НАТО использовать свою территорию против Сербии.

Македония во второй половине 90-х гг. Албанская проблема. В октябре 1994 г. были проведены президентские выборы. Победу второй раз одержал К. Глигоров. В 1999 г. президентом страны стал Б. Трайковски, которого поддержали этнические албанцы (25-30% населения Македонии), предъявляющие свои требования. В целом можно отметить сложные межнациональные отношения. В апреле-августе 2001 г. произошло вторжение отрядов албанских националистов на территорию Македонии, вызвавшее государственный кризис.

Преобразования в области экономики. Добившись политической самостоятельности, Македония постаралась обеспечить и экономическую самостоятельность, хотя условия были неблагоприятными. После принятия в 1993 г. Закона о трансформации предприятий начался процесс приватизации предприятий во всех отраслях экономики. С 1996 г. стали заметны успехи в преодолении инфляции. Процесс приватизации ускорился в 1998–1999 г.

Пришедшие в 1998 г. к власти новые политические силы заявили о своем намерении радикально реформировать экономику, пребывающую в предыдущие годы в состоянии застоя. В Македонии была избрана модель сочетания платной приватизации с бесплатным распределением привилегированных акций среди трудящихся. В частном секторе работают около 57% общего числа занятых в народном хозяйстве.

Доходы, получаемые бюджетом от приватизации, оказались гораздо ниже ожидавшихся. Резкий рост безработицы, начавшийся в 1989 г., продолжился и в последующие годы. С большим трудом проходит реорганизация банковской системы. В целом Македония сталкивается с такими же трудностями, что и другие постсоциалистические страны. Однако ее положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических трений и межконфессиональных противоречий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.