КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл информационных систем
Жизненный цикл АИС – это непрерывный процесс с момента принятия решения о необходимости принятия решения о необходимости ее создания до полного завершения ее эксплуатации. Продолжительность жизненного цикла современных АИС составляет около 10 лет, что значительно превышает сроки морального и физического старения технических и системных программных средств, используемых при реализации АИС. Поэтому, как правило, в течение ЖЦ системы проводится ее модернизация, после чего все функции системы должны выполняться с не меньшей эффективностью. Добиться этого на протяжении всего ЖЦ АИС — довольно сложная по ряду объективных и субъективных причин задача, в результате подавляющее большинство проектов АИС внедряется с нарушениями качества, сроков или сметы; почти треть проектов прекращают свое существование незавершенными. По данным Standish Group в 1996 г. 84 % проектов АИС не были завершены в установленные сроки, в 1998 г. это число сократилась до 74 %, после 2000 г. оно не опускается ниже 50 %. Главной причиной такого положения является то, что уровень технологии анализа и проектирования систем, методов и средств управления проектами не соответствует сложности создаваемых систем, которая постоянно возрастает в связи с усложнением и быстрыми изменениями бизнеса. Из мировой практики известно, что затраты на сопровождение прикладного программного обеспечения АИС составляют не менее 70 % его совокупной стоимости на протяжении ЖЦ, поэтому крайне важно еще на проектной стадии предусмотреть необходимые методы и средства сопровождения, включая методы конфигурационного управления. Процесс проектирования АИС регламентирован следующей документацией (стандартами, методологиями, моделями): · ГОСТ 34.601-90. Введен в действие 01.01.1992. Устанавливает стадии и этапы создания автоматизированных систем и дает содержание работ на каждой стадии. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, соответствуют каскадной модели жизненного цикла. · ISO/IEC 12207:1995. Международный стандарт, описывающий процессы жизненного цикла программного обеспечения. Содержит описание более, чем 220 базовых работ, выполнение которых может потребоваться в процессе создания ИС. Все процессы ЖЦ ПО подразделяются на три большие группы: o Основные процессы (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); o Вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, разрешение проблем, аудит, аттестация, совместная оценка, верификация); o Организационные процессы (создание инфраструктуры, управление, обучение, усовершенствование). Для реализации положений стандарта должны быть выбраны инструментальные средства, совместно образующие взаимосвязанный комплекс технологической поддержки и автоматизации жизненного цикла программного обеспечения и не противоречащие предварительно скомпонованному набору нормативных документов. Чтобы облегчить практическое применение стандарта, международной организацией по стандартизации были разработаны и утверждены следующие документы: o ISO/IEC TR 15271:1998 – руководство по применению ISO/IEC 12207; o ISO/IEC TR 16326:1999 – руководство по управлению проектами при использовании ISO/IEC 12207. · ISO/IEC 15288:2002. Международный стандарт, описывающий возможные процессы жизненного цикла систем, созданных человеком. Был создан с учетом опыта проектирования автоматизированных информационных систем, а также с привлечением специалистов различных областей: системной инженерии, программирования, администрирования, управления качеством, безопасностью и т.д. Предполагается, что стандарт содержит полное множество процессов, которые могут протекать в ходе жизненного цикла системы. Таким образом, задача разработчика ИС заключается в формировании необходимого ему множества – среды процессов. В обзоре стандарта отмечается, что в нем не содержится описания методов и процедур, необходимых для обеспечения выполнения целей, задач и результатов указанных процессов. В 2003 году выпущено руководство по применению стандарта (ISO/IEC TR 19760:2003). В настоящее время продолжается работа над подготовкой новой редакции стандарта серии 15288. · Rational Unified Process (RUP) – концепция итеративной (спиральной) разработки программного обеспечения, предложенная фирмой Rational Software (ныне – подразделение IBM). Жизненный цикл ИС представляет собой четыре фазы: начало (inception), исследование (elaboration), конструирование (construction) и внедрение (transition). Каждая фаза может содержать в себе несколько итераций. Кроме того, завершение всех четырех фаз не всегда означает завершение работы над проектом – его развитие может продолжится новым циклом. В рамках итераций производится создание взаимосогласованных моделей, которые описываются на специально разработанном языке UML (Unified Modeling Language). · Microsoft Solution Framework (MSF). Итерационная методология разработки приложений, аналогичная RUP. Так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация и предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. По сравнению с RUP в большей степени ориентирована на разработку ИС для бизнеса. · Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование – это самая новая среди рассматриваемых методологий (первые идеи были сформированы в середине 1990-ых). Основные принципы: командная работа, эффективное взаимодействие между заказчиком и исполнителем в течение всего времени разработки ИС, использование последовательно дорабатываемых прототипов, достижение максимальной гибкости разработки (адаптация к изменяющимся требованиям заказчика).
Стандарт ISO/IЕС 12207 в структуре жизненного цикла определяет процессы, которые выполняются при создании ПО АИС. Эти процессы подразделяют на три группы: • основные (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение); • вспомогательные (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит и решение проблем); • организационные (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение). Среди основных процессов жизненного цикла самыми важными являются разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами. Разработка АИС включает все работы по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Этот процесс также предусматривает: • оформление проектной и эксплуатационной документации; • подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов; • разработку материалов, необходимых для обучения персонала. Как правило, составляющими процесса разработки являются стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализация (программирование). К процессу эксплуатации относятся: • конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей; • обеспечение пользователей эксплуатационной документацией; • обучение персонала. Основные эксплуатационные работы включают: • непосредственно эксплуатацию; • локализацию проблем и устранение причин их возникновения; • модификацию программного обеспечения; • подготовку предложений по совершенствованию системы; • развитие и модернизацию системы. Профессиональное, грамотное сопровождение — необходимое условие решения задач, выполняемых АИС. Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой АИС. Ошибки на этом этапе могут привести к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой системы. К предварительным действиям при организации технического обслуживания АИС относятся: • выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие АИС и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания); • определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (таким образом, четко ограничивается круг исполняемых функций и производится распределение ответственности); • проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции (основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала); • подготовка плана организации технического обслуживания с определением этапов исполняемых действий, сроков их исполнения, затрат на этапах, ответственности исполнителей. Обеспечение качественного технического обслуживания ШС требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии решать не только ежедневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при сбоях и авариях. Среди вспомогательных процессов одним из главных является управление конфигурацией, которое поддерживает основные процессы жизненного цикла АИС, прежде всего процессы разработки и сопровождения. Разработка сложных АИС предполагает независимую разработку компонентов системы, что приводит к появлению многих вариантов и версий реализации как отдельных компонентов, так и системы в целом. Таким образом, возникает проблема обеспечения сохранения единой структуры в ходе разработки и модернизации АИС. Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты АИС на всех стадиях ее ЖЦ.
Организационные процессы имеют очень большое значение, так как современные АИС — это большие комплексы, в создании и обслуживании которых занято много людей разных специальностей. Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков, контроля сроков и качества выполнения работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает: • выбор методов и инструментальных средств реализации проекта; • определение методов описания состояния процесса разработки; • разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения; • обучение персонала. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования компонентов АИС. Верификация — процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка — процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидаемыми результатами, а также для оценки соответствия характеристик АИС исходным требованиям. В 2002г. Был опубликован стандарт на процессы ЖЦ автоматизированных систем (ISO/IEC 15288 System Life cycle processes). В разработке стандарта участвовали специалисты из различных областей деятельности; учитывался практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Согласно стандарту ISO/IEC серии 15288 в структуру ЖЦ включены следующие группы процессов. 1. Договорные процессы: • приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика); • поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика). 2. Процессы предприятия: • управление окружающей средой предприятия; • инвестиционное управление; в управление ЖЦ ИС; • управление ресурсами; • управление качеством. 3. Проектные процессы: • планирование проекта; • оценка проекта; • контроль проекта; • управление рисками; • управление конфигурацией; • управление информационными потоками; • принятие решений. 4. Технические процессы: • определение требований; • анализ требований; • разработка архитектуры; • внедрение; • интеграция; • верификация; • переход; • аттестация; • эксплуатация; • сопровождение; • утилизация. 5. Специальные процессы: • определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |