Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й Всероссийский семинар драматургов (14-16.06.2012) Альтернативный взгляд

Библиографический список

а) основной список:

1. Красота, В.Ф. Разведение с.-х. животных [Текст]: учебник / В.Ф. Красота, М.Н. Костомахин, Т.Г. Джапаридзе. – М.: КолосС, 2006. – 424 с.

2. Щеглов, Е.В. Разведение с.-х. животных [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Щеглов, В.В. Попов. – М.: Колос, 2004. – 120 с., ил.

б) дополнительный список:

1. Борисенко, Е.Я. Практикум по разведению с.-х. Животных [Текcт]: учеб. пособие / Е.Я. Борисенко, К.В. Баранова, А.П. Лисицын. - 3-е изд. перераб. и дополненное. – М.: Колос, 1984. – 256 с.

2. Кравченко, Н.А. Разведение с.-х. животных [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Кравченко. – М.: Колос, 1973. – 310 с.

 

 

г. Уфа, БГАУ, Кафедра разведения животных и пчеловодства

Драматурги приходят и уходят,но проблемы остаются

 

Решил поделиться своими наблюдениями о прошедшем семинаре,который проходил в Ярославле на камерной сцене Волковского театра.Я оказался свидетелем трёх(из пяти)постановок:»Ловушка» (В.Граковский),»Кладовка»(Роман Шабанов),»Моя защита»(Гюльнара Ахметзянова).

 

Начну с»Ловушки».Само название предусматривает,что кто то должен быть пойман – буквальный смысл вряд ли кого заинтересует,говорю себе,а вот с т.зр. высказывания:«весь мир театр..» - пожалуй,хотя каждый человек,в меру своей наблюдательности,имел возможность убедиться в этом.Потому и надеялся,что это не очередная попытка напомнить,что все мы пойманы кем то.Смешно,но именно так и чувствовал себя во время просмотра,спрашивая себя:а что я тут делаю,хотя имел оправдание - мол, поделюсь потом своими впечатлениями(что,собственно,и начну делать).Сюжет,отчасти,заимствован из сказки»синяя борода» - в той мере,что есть сам «борода»(в пьесе это современный парень со своими странностями);

 

есть его жена,Нина(в режиссёрской версии видим сразу двух исполнительниц,что сначало произвело эффект,но и только – в дальнейшем же эта линия не находит своего развития); есть подаренная женой

запонка,которую «борода» не может отыскать в своих карманах(находит её в конце пьессы,в своём же кармане)

 

есть комната,в которую никому нельзя заходить(вот оно,иное измерение,и догадываюсь,что запонка «там»);

 

есть врач-психиатр,который проводит курс-лекцию,пытаясь убедить«больного»(с.бороду),что смерть это нормально и её не стоит бояться.Возможно,думаю,- если вы и так мертвы,образно говоря(а вообще,это правильный вопрос – что считать живым,а что мёртвым и я изо всех сил надеялся,что тема раскроется);есть бомж – видимо для того,чтобы своей»простотой» оттенить весь этот «мистицизм»,обнажить существование другой реальности.Технически это решено просто:он(бомж)на протяжении почти всей пьессы находится под столом,до пола укрытым скатертью(нижний,грубый план),а остальные персонажи,стало быть,- те,кто «над».

Иногда бомж и с.борода меняются «измерениями»: первый -на столе,второй – под столом.

Есть между ними общее – они регулярно»смачивают»себя алкоголем(а иногда из одного сосуда).

Видимо,этот»мистический»сосуд и есть ключ-нить к изменённому состоянию сознания,который и«открывает»

им возможность для прямого диалога между собой.И,очевидно,на этой стадии сюжета,мы,вдруг,должны со всей ясностью осознать слова психиатра – «смерти не стоит бояться..»,потому как оба плана(верхний-нижний)

существуют одновременно и что нормально для одного из них может выглядеть странно,непонятно для другого,например – отрезанные головы жён с.бороды,которые,как узнаём в конце истории,хранятся в той самой таинственной комнате..Эврика,должен воскликнуть зритель,так,значит,мы бессмертны! Но почему тогда «ловушка»?.Зрители окончательно запутались во всей этой сюжетной символике,да и сюжета как такового не было,но,скорей,набор клипов,где автор даёт,как бы,полную свободу для игры в кубики,дабы составить из них свой контекст на увиденное и услышанное.Я,конечно,не против символизма,но,ведь,можно,

например,просто сказать,что земля круглая,не прибегая к «спецсредствам».Отсюда и мой контекст на такой контекст -»А король то голый!».Собственно,в обсуждении,после показа пьессы,я выразил своё отношение,что в последнее время очень часто спекулируют на непонятности и,в частности,на теме смерти,в то время как сам драматург не имея реального опыта,переживания,связанного с данной темой,замещает это умственными упражнениями,основываясь на изобилии фактов,которые сейчас весьма доступны(а часто противоречивы)по любой области знаний.Каждый человек,в силу своей природы,посвоему воспринимает увиденное и услышанное,но однако,уверен,что искренний подход способен почувствовать,отличить любой человек.

 

Пьесса»Кладовка»,в отличии от предыдущей,проста по структуре,но,увы –это не святая простота.Не скрою –

иногда хотелось выть.Все персонажи(преимущественно члены одной семьи)по очереди,незаметно от домочадцев,забирались в кладовку,чтобы поведать старому ч\б телевизору о своих проблемах.

Сами эти проблемы,как можно убедиться,стары,как мир,но зрителя «окунали» в них с головой,предлагая,что называется,поставить себя поочерёдно на место то одного,то другого героя,дабы найти в этой паутине точки их соприкосновения,и вынести из такого опыта некое новое,так понял,понимание жизни.В финале пьессы(как и в начале),под бодрый аккомпанемент рояля,выстраиваются на физзарядку все домочадцы(в своё время она транслировалась каждое утро по советскому радио).Это действительно взбодрило и дало повод воспринять как альтернативу для сближения всех членов семьи,но,по большому счёту,с трудом верится,что это есть решение семейной проблемы.Актёры-участники обмолвились,что постановочных решений было много.С позволения,поделюсь ещё одним: каждый персонаж имеет надетый на голову куб(образ кладовки);они по очереди появляются на сцене,постоянно повторяя только свою ключевую фразу;все персонажи уже на сцене

и произносят каждый свою речовку,хаотично перемещаясь(вслепую),провоцируя неминуемые столкновения

(слышим удары); ускоряется движение,фразы героев превращаются в скороговорку,гаснет свет; длинное звучание гонга,плавно вводится свет и видим (клад)бище.Таким образом,всё действо займёт не более 10 минут.И поскольку идея в таком варианте проявлена,как вижу,достаточно наглядно,то у зрителя появляется шанс подойти к выводу:а не проще ли снять «ящик»с головы,ведь она у многих заместо того же телевизора

(это тоже вариант финала..оптимистического).Образы содержат более ёмкие характеристики,что позволяет исключать банальные подробности и тонкость,лишь,в том,чтобы сделать их(образы)«доступными»для зрителя.

 

Пьесса»Моя защита»напомнила,что есть такой «закон единства и борьбы противоположностей».Собственно,

её можно воспринять как инсценировку личного такого опыта.Каждый персонаж отстаивает свою»правду»,

будучи не свободен от своих противоречий.- Явление действительно классическое и достойно внимания.Уже в начале пьессы отметил тонкий юмор автора на примере эпизода с пемзой и назвал бы его

жемчужиной,и счёл,что он заслуживает отдельной истории(говорю браво).Отсюда заключаю о творческом потенциале автора.Отметил,так же,что написано искренне и о наболевшем.Талантливо описаны «промежуточные» состояния героя,когда тот,находясь наедине с собой,-является именно собой.Однако,в ситуациях,требующих взаимодействия,это сокровенное«уходит в осадок»,а на поверхности часто остаётся раздраженость,злость.Это,кстати,тоже весьма распространено и могло бы стать отдельной темой.Согласен с

автором,что актёру(исполнителю гл.роли)не хватило диапазона(тише-громче),но уточню – диапазона состояний,чтобы мы,зрители,смогли заметить и учесть обе грани противоречия,уживающихся в одной личности,что важно было подчеркнуть именно для данной истории.

 

Саму же пьессу,по форме,счёл(не только моё мнение)целесообразным сократить в пользу динамического развития и – дабы избежать смысловых повторений.В конце истории герой публично,открыто,словно исповедуясь,обнажает в фейерверке чувств свои страхи:» Не женюсь я тоже потому, что боюсь. Боюсь ответственности, требований, боюсь измен, боюсь предательства, боюсь появления детей. Боюсь, что ребенок может родиться больным, боюсь, что он мне будет мешать жить, боюсь, что нарушит мой привычный распорядок жизни, боюсь, что станет наркоманом или алкоголиком, боюсь, что станет никчемным, как я, боюсь, что я стану ему ненужным, боюсь, что в старости отправит меня в дом престарелых. Боюсь, боюсь, боюсь, но об этом никто никогда не узнает, потому что у меня всегда есть защита. Моя фантазия и моя ложь — это еще одна форма защиты». Пародокс:для того,чтобы открыто заявить о своих страхах,нужна смелость и,прежде всего,перед собой.И это есть позитивный факт,потому и говорится:нужно сначало назвать,чтобы победить.Но из этой цитаты мне ясно и то,что автор ещё только формирует свою систему ценностей. – Из многочисленных»боюсь» лишь последнее,ложь –главный источник перечисленных видов страха,и,дабы создать качественный перевес,есть идея - в качестве альтернативы заменить»боюсь» на «целесообразно» и тогда получим: целесообразно ли кому то жениться,целесообразно ли кому то иметь детей,целесообразно ли бояться,целесообразно ли,вообще,держаться за чужие ценности,

которые общество хочет преподать,как эталон,хотя на деле это часто оказывается враньём,по факту.И отсюда

самый важный вывод: ЦЕЛЕСООБРАЗНА ЛИ ЛОЖЬ.. Кстати,герой пьессы сам восстаёт,хотя и в грубой,

демонстративной форме,против некоторых социальных норм.Это,как вижу,есть след противоречий самого автора(не соглашается,но – боится),а то,что рассказ ведётся от мужского лица -видимо,есть ещё одна из форм защиты(возможно,конечно,это только эксперимент).

 

Ряд выводов,касаемых,в первую очередь,самого театра как явления,который всё чаще становится ареной для незрелых экспериментов:

1.В пьесе ставится вопрос,но отсутствует подход к его решению;

2.Автор замещает непосредственный опыт,касаемый предмета своего»вдохновения» умственными спекуляциями на заданную тему;

3.Компетентное жури данного семинара,не озвучило,что упомянутые проблемы(п.1,п.2)существуют

(правда,одно«родственное»обращение,касаемо пьессы«Ловушка»,было,и начиналось так:»давайте снимем очки и посмотрим как есть...»).Сам выбор некоторых пьес для семинара – тоже настораживает.

4.Нужен новый подход,который исключит возможность для «незрелых»экспериментов на театральных (и не только)площадках.Это требует,как вижу,нового качества Сознания и,прежде всего,от самих организаторов.

 

Хорошее впечатление осталось от «Волковцев»

Особое спасибо Анастасии Светловой(«Кладовка») и Кириллу Искратову(«Моя защита»)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Доповідна записка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.