Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великобритании в первой половине и 60-х годах XIX века




Страны Европы и Америки в первой половине и 60-х годах XIX века

Развитие промышленности. В Великобритании в этот период наблюдалось бурное развитие промышленности. Ве­дущее место занимали текстильное, металлургическое, маши­ностроительное, горнодобывающее производства.

В1816 году в Великобритании, в результате машинного про­изводства, машинами выполнена работа, равная ручному труду 150 млн человек. Тогда как население Великобритании в этот период составляло всего лишь 12 млн человек.

Промышленное развитие требовало создания нового вида транс­порта. Ответом на это явилось строительство в 1825 году в Велико­британии, впервые в мире, железной дороги. Это техническое новше­ство обеспечивало соединение друг с другом разных уголков страны и удешевляло транспортные перевозки. И, как результат, -расширялся внутренний рынок. Теперь заводы и фабрики стре­мились выпускать как можно больше продукции. Со строитель­ством железных дорог возрастала потребность в чугуне, желе­зе и стали. Появилась новая отрасль промышленности - паро­возостроение. В дальнейшем новая отрасль способствовала со­зданию мощного морского торгового и военного флота.

XIX век вошел в историю как век железа и пара.

Промышленное развитие требовало создания нового вида транс­порта. Ответом на это явилось строительство в 1825 году в Вели­кобритании, впервые в мире, железной дороги. Это техническое новшество обеспечивало соединение друг с другом разных уголков страны и удешевляло транспортные перевозки. И, как результат, расширился внутренний рынок. Теперь заводы и фабрики стремились выпускать как можно больше продукции. Со строительством железных дорог, возрастала потребность в чугуне, железе и стали. Появилась новая отрасль промышленности - паровозостроение. В дальнейшем оно способствовало созданию мощного морского торгового и военного флота.

Бурные изменения в жизни страны еще больше укрепили пози­цию Великобритании, как гегемона в промышленности. Грунто­вые дороги стали заменяться асфальтовыми, что позволяло вдвое ускорить прохождение пути торговым экипажам. Начиная с 40-х годов XIX века, в сельском хозяйстве начали применять машины и химические удобрения. Продолжалось строительство больших про­мышленных предприятий.

Строительство железных дорог и крупных предприятий требо­вало больших денежных вложений. Это способствовало наращива­нию мощи коммерческих банков. Их деятельность начала приоб­ретать международный масштаб. В стране произошла концент­рация промышленного производства. Впервые в мировой истории первенство в экономике страны перешло от сельского хозяйства к промышленности. Великобритания стала первым индустриальным государством мира.

Завершение промышленного переворота. Бурное развитие про­мышленности в первой половине и до конца 60-х годов XIX века, а также развитие науки в этот период привели к новому явлению - за­вершению промышленного переворота.

Это явление произошло в Великобритании в 50-х годах XIX века. Паровая машина стала основной силой в промышленности. Каменный уголь превратился в самый важный вид топлива.

Парламентские реформы. В 1825 году парламент Велико­британии принял закон, запрещающий участие в забастовках. Этот закон вызвал резкое недовольство среди рабочих. В ре­зультате возникла необходимость реформирования парламен­та. Это означало, что назревшие в обществе проблемы будут решены мирным путем. Наконец, в 1832 году была проведена парламентская реформа, которая изменила порядок выборов в парламент. Согласно этой реформе, крупным промышленным центрам были предоставлены 144 места в парламенте. Теперь промышленная буржуазия и в политическом отношении стано­вилась господствующим сословием. Реформа коснулась и пол­номочий верхней и нижней палат. Была повышена роль нижней палаты в политической жизни страны. За ней сохранилось пра­во контроля за бюджетом страны. Соответственно, была опре­делена ответственность правительства Великобритании перед нижней палатой. Согласно установленному порядку, если ниж­няя палата выражала недоверие правительству, то оно вынуж­дено была уйти в отставку.

После реформ 1832 года вновь избранный парламент в 1833 году установил детям до 13 лет 8-часовой рабочий день. Был запрещен труд детей, не достигших 9-летнего возраста.

Парламентская реформа 1832 года не смогла положить конец развернувшейся в стране борьбе за всеобщие избирательные права. В 1836 году в Лондоне была организована «Ассоциация рабочих за всеобщие избирательные права», которая трижды выдвигала в парла­мент петицию, изложенную в виде хартии (партии) - законопроекта с требованием введения всеобщего избирательного права. Это движе­ние за всеобщие избирательные права вошло в историю, как «чартистское движение». Это движение, хоть и потерпело крушение, но оказало влияние на последующие парламентские реформы.

В1867 году была проведена вторая парламентская реформа. Она наделяла правом участия в выборах всех мужчин, проживающих в го­роде, но не имеющих собственного жилья. В результате, количество избирателей с 600 тысяч в 1832 году выросло до 2 млн. человек.

Внешняя политика. В 50-х годах XIX века по уровню раз­вития промышленности, объему торговли и превосходству на море Великобритания достигла своего апогея. Это превосходство по­зволило ей еще более укрепить господство над колониями и дало возможность расширить их границы. Английское правительство уделило особое внимание созданию на стратегически важных ре­гионах земного шара мощных военно-морских баз и опорных пунктов.

В течение XVIII и первой половине XIX веков Великобрита­ния захватила опорные пункты, расположенные на важнейших мировых морских и океанических путях: Гибралтар (выход из Сре­диземного моря в Атлантический океан), Аден (выход из Красного моря в Индийский океан), Кейптаун (на мысе Доброй Надежды -южная точка Африки), Сингапур (Индийский порог), Гонконг (Китайский порог). Опираясь на эти военные базы и превосходство своего военного флота, Великобритания превратилась к середине XIX века в самую крупную колониальную державу.

Например, в самой большой английской колонии - Индии про­живало более 300 млн. человек, то есть в 10 раз больше, чем в самой Англии.

Во внешней политике она придерживалась лозунга: „Разделяй - и властвуй!".

„Белые" колонии. В своей колониальной политике Великобри­тания особое место уделяла „белым" колониям. Так назывались, подчиненные английской короне, территории в Америке, Африке и Австралии, освоенные переселенцами из Англии и других стран Европы. Такими колониями являлись Канада, Австралия, Новая Зе­ландия.

Например, в 1861 году белое население Австралии составляло 1 млн. 200 тысяч человек. Вместе с тем, эти колонии боролись за свою независимость. Особенно сильно эта борьба развернулась в Канаде. В 1867 году Великобритания вынуждена была предоставить ей статус государства доминиона.

Доминион (англ. «владение, власть») - государство в со­ставе Британской империи, признававшее главой английско­го короля.

Концентрация (от лат. «вместе, центр, средоточие») - сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, накапливание, собирание воедино.

Отставка - окончательный уход со службы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.