Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Африки




Читайте также:
  1. Азії і Африки – 2 год.
  2. Б. Монголоязычные народы
  3. Водные ресурсы и водообеспеченность Африки
  4. Водный баланс речных бассейнов Африки
  5. Второе пророчество о том, что все народы мира должны распевать Новую песнь
  6. Господь царствует: да трепещут народы! Он вос­седает на херувимах: да трясется земля!
  7. Зэковские народы».
  8. Индейцы, народы сибири и их ландшафты
  9. ЛЕКЦИЯ IV. ЮГОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ В XX в.
  10. Народы и государства на территории России накануне татаро-монгольского нашествия.
  11. Народы России в первой половине XIX в. Национальная политика самодержавия. Кавказская война

Иран

Государственный строй. В XIX веке Иран был абсолю­тистской монархией. Главой государства был шах, наделен­ный неограниченными правами. Вся власть была сосредо­точена в его руках. При шахе действовал тайный совет, состоящий из главного визиря, второго визиря, министра финансов и внут­ренних дел, религиозной главы и придворного лекаря. Государство было поделено на вилайеты, которыми управляли бекларбеги. На­следнику престола было дано управление Азербайджаном, с ре­зиденцией в Тебризе.

Международное положение Ирана.В начале XIX века Ирак начал занимать видное место в международной политике. Этому способствовали борьба между Францией и Англией за господство на Востоке и стремление России завладеть Кавказом.

Чтобы не дать укрепиться России на Кавказе, Франция и Вели­кобритания стали поддерживать Иран, которому принадлежали боль­шие территории на Кавказе. Однако это не изменило политики Рос­сии по отношению к Кавказу, и в войнах с Ираном Россия одержи­вала победы одну за другой.

Русско-иранский договор 1813 года еще больше укрепил пози­ции России на Кавказе. В русско-иранской войне 1826 года Иран вновь проиграл. Договор между двумя странами, подписанный в Туркманчае, вновь оказался выгодным для России по отношению к Кавказу. Иран отказался от своих притязаний на территории в Закавказье.

Превращение Ирана в рынок Великобритании. Пораже­ние в войне с Россией и его последствия вызвали резкое недо­вольство господствующего сословия Ирана. В результате, в ряде вилайетов Ирана крупные землевладельцы возглавили мятеж про­тив шаха. Великобритания поспешила воспользоваться создав­шейся ситуацией, и в 1841 году заставила Иран подписать не­равноправный договор. Согласно этому договору, Великобрита­ния получила льготы и привилегии в торговых делах и наводнила иранские рынки фабричной продукцией, что привело к разоре­нию местных торговцев, ремесленников и крестьян. Таким об­разом, Иран превратился в торговый рынок такого крупного ко­лониального государства, как Великобритания. В стране возрос­ла потребность в деньгах.

В результате, стали продаваться и покупаться места в государ­ственном аппарате. Правители вилайетов и крупные землевладель­цы перестали платить налоги в государственную казну. Все это выз­вало широкую волну недовольства среди отчаявшейся части насе­ления страны, что вылилось в цепь народных восстаний.

Бабидские восстания.Бабидские восстания были направлены против шахского гнета, его системы правления и крупных земле­владельцев. Участниками восстаний были в основном ремесленни­ки, мелкие торговцы, городская беднота и живущие близ города крестьяне. Возглавляли восстаниями представители высшего духовенства и купцы, из числа сторонников бабидства. Восстание нача­лось в 1848 году. Бабидское движение было связано с одноименным религиозным учением, основателем которого был молодой сеид Али-Мухаммед под псевдонимом Баб. Выступления сторонников этого учения вошли в историю, как бабидские восстания, участни­ков восстания стали называть бабидами, а его учение - бабизмом.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕНИИ БАБИДОВ. Сеид Али-Мухаммед родился в 1819 году в городе Ширазе в семье торговца. В 1844 году Али-Мухаммед объявил себя «Ба-бом», то есть «вратами», через которые «скрытый имам махди» якобы передает свою волю народу. (Арабское слово «баб» означает «дверь», «врата»). Приход «махди» признавала и официальная шиитская рели­гия, но только в будущем, когда «земля будет переполнена несча­стьем и бедами». Баб же заявлял, что такой момент настал, и он призван открыть народу истину и подготовить людей к переуст­ройству жизни. Он написал книгу «Беян» («Откровение»), где из­ложил основу своего учения. В своей книге он объявил себя про­роком вместо Мухаммада (с.а.в.), а свое сочинение - новым свя­щенным Писанием.

Бабиды требовали защиты личности, отмены налогов с мало­имущих, ликвидацию частной собственности и крупных землевла­дельцев, равного распределения всего имущества. Они были сто­ронниками отмены существующей религии и государственного строя.

Бабидские восстания продолжались до середины 1850 года. Ос­новные очаги восстания были жестоко подавлены шахскими войс­ками. Сеид Али-Мухаммед был казнен.

Причины поражения бабидского движения.Противоречие бабизма с основами исламской религии стали главной причиной поражения бабидских восстаний. Поражению способствовали так­же отсутствие четкой организации и единого руководства, а также территориальная разобщенность. Восстания ограничивались отдель­но занятыми городами или крепостями, где применялась тактика выжидания шахского наступления. Восстания не были поддержаны основной частью населения - крестьянами.

Англо-иранская война.Великобритания решила воспользовать­ся ослаблением Ирана. Нацеливаясь на завоевание Средней Азии, Великобритания понимала, насколько важен для нее Герат. Поэтому, в 1853 году она заставила Иран официально отказаться от вторже­ния на Герат. Но Иран в 1856 году все-таки захватил Герат. В ответ на это Великобритания объявила Ирану войну. В военных дейст­виях между двумя государствами, Иран потерпел поражение. В 1857 году Великобритания и Иран заключили в Париже мирный договор, в результате которого Иран полностью отказался от своих претензий на Герат и на территорию Афганистана в целом. В слу­чае возникновения конфликта между Ираном и Афганистаном, Ве­ликобритания взяла обязательство разрешить его. Парижский мир­ный договор способствовал укреплению влияния Великобритании на Иран.

Бекларбеги - высокий административный чин в некото­рых восточных странах в период средневековья и позже. Вилайеты - области.

Махди - своего рода мессия, с появлением которого му­сульмане-шииты связывают восстановление справедливости на земле.

„Черный континент".Поскольку большую часть Африки населяют люди с черным цветом кожи, Африку называют еще и черным континентом. В XIX веке народы Африки жили в различных ступенях социально-экономического развития. Если в таких странах, как Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судак. Мада­гаскар установилась монархическая система, то другие народы этогоконтинента все еще жили в первобытно-общинном строе. Некото­рые племена вели бродячий образ жизни. У них не было насижен­ных мест. Небольшими группами они перемещались из одного мес­та в другое, занимаясь на определенных территориях охотой и сбо­ром растительной пищи. Они не знали, что такое сельское хозяйство, обработка металла, не пользовались металлическими орудиями тру­да. Были и такие племена, которые жили, как люди каменного века.

Самыми древними государствами континента являлись Гана и Мали, расположенные на западе Африки. На их территориях было развито сельское хозяйство, выращивались, в основном, кофе, зем­ляные орехи и какао.

Разделение Африки. Нетронутые, нескончаемые богатства Африки притягивали к себе внимание великих держав. Колони­зация Африки резко изменила традиционную жизнь ее народов. Нарушилась торговля, разрушилось местное производство. Охо­та на людей, в целях работорговли, продолжалась до середины XIX века. С континента были увезены в рабство 100 млн. чело­век. Базами работорговли являлись португальские колонии - Ан­гола и Мозамбик.

Начиная с 70-х годов XIX века, началась колонизация и внут­ренней части Африки. В конце XIX века 90 % континента являлись колониями развитых стран. Независимость сохранили лишь два го­сударства - Либерия и Эфиопия.

Либерия.Основание Либерии связано с борьбой против ра­бовладения в США. В 1816 году в США началось движение за размещение освобожденных от рабства негров в Африке. Для этого на побережье Гвинеи было куплено 13 тысяч квадратных километров земли. Там был организован переселенческий пункт Монровия (названо в честь президента США Монро), куда дос­тавлялись переселенцы - бывшие рабы из США. Вскоре была заселена вся купленная территория. В 1847 году было объявлено об основании нового (свободного) государства Либерия, со сто­лицей Монровия.

Переселенцы внедрили в своей стране правила и порядки самых передовых стран Европы и Северной Америки. Конституция страны провозглашала равенство всех граждан перед законом, право каждого на счастливую жизнь, свободу и безопасность. В ней так­же констатировались положения о свободе вероисповедания, сво­боде слова и печати, независимости суда от власти, утверждалось также, что источником власти является народ. Либерия сохранила свою независимость, умело использовав соперничество между Фран­цией и Великобританией.

Эфиопия. В XIX веке в Эфиопии сохранялись средневековые отношения. Государство состояло из нескольких княжеств, каждое из которых имело свое войско и лишь на словах признавало цент­ральную власть. Европейские страны не прочь были использовать эти факторы для своих колониальных целей. Стране грозила экс­пансия иностранного капитала. И в такой исторический период на политической арене Эфиопии появился сын среднего землевладельца Касса. Он объединил страну в единое государство и в 1855 году объявил себя императором. Созданная им хорошо подготовленная сильная армия позволила ему отменить право крупных феодалов на владение своим войском. В стране были проведена ряд реформ, укрепивших экономику страны. Император призвал всех своих под­данных продолжить свою трудовую деятельность там, где они трудились раньше.

Однако его реформы не были поддержаны крупными феодала­ми и церковью. В 1867 году при вмешательстве Великобритании Касса был свергнут. Но Великобритания не смогла укрепиться в Эфиопии. Воля эфиопского народа, отстаивающего свою независи­мость, оказалась сильнее желаний правительства великой державы. Так, Эфиопия сохранила свою независимость.

Колонизация Южной Африки.В XIX веке Великобритания захватила голландскую Капскую колонию в Южной Африке. Насе­ление колонии называлось бурами.

Буры вынуждены были оставить колонию. На захваченных у африканского населения землях, они основали два государства. Одно из них они назвали Оранжевое свободное государство, второе - Трансвааль. Буры были беспощадны к коренному населению. Они превратили их в полурабов. Англия, хоть и не желала возникнове­ния этих двух государств, но вынуждена была их признать.

В 1852 году она временно признала Трансвааль, а в 1854 году - Оранжевое государство.

Французские колонии.На рубеже XVIII - XIX веков гвардей­цы мамлюки (потомки воинов-рабов, сформированных из пленен­ного населения Грузии и Северного Кавказа) и местное население Египта воевали с армией Наполеона Бонапарта, вторгнувшегося в Египет. После того, как остатки французской армии были выдворе­ны из страны, египтяне боролись против англичан. Официально Египет был под высочайшей властью Османской империи, но фак­тически он был самостоятельным государством. В 1830 году Фран­ция захватила Алжир, население которого оказывало колонизато­рам решительное сопротивление. В борьбе за национальную неза­висимость большую роль сыграл арабский лидер Абдулкадыр.

В 1847 году войско Абдулкадыра было окружено и разбито. Сам Абдулкадыр погиб. Но национально-освободительная борьба про­должалась. На протяжении десятков лет алжирские патриоты вели партизанскую войну против захватчиков.

Население Марокко успешно боролось с проникшими во внутрь страны португальскими, испанскими и французскими колонизато­рами. Франция несколько раз безуспешно пыталась захватить ост­ров Мадагаскар, расположенный в Индийском океане.

Колонизаторы в своих завоеваниях воспользовались военно-тех­нической отсталостью Африки, тем, что народы ее жили разроз­ненно, а некоторые вожди племен предали интересы своего народа. В 70-х годах XIX века огромные территории внутри континента были еще неизвестны европейцам. Разделение этих территорий в виде колоний между великими державами произошло в конце XIX нача­ле XX веков.

Общественное движение. Наука, литература и искусство (XVII – 60-е годы XIX веков)

Общественное движение в Западной Европе. Общественное движение - это добровольное служение на пути удовлет­ворения интересов, потребностей, нужд и благ большей час­ти трудового населения в той или иной стране. Такие движения су­ществовали во все времена. В зависимости от характера движения они различались друг от друга содержанием и поставленной целью. Движения могут носить религиозный, политический, социальный, культурный характер.

В политическом движении Европы XIX века наиболее широкий размах получило социалистическое движение. Сторонниками этого движения были социалисты. Общество, о котором они мечтали и за которое боролись, называлось социалистическим обществом или социализмом.

Социалисты считали такое общество справедливым. Как же воз­никло учение о социалистическом обществе? Причины его возник­новения связаны с тяжелым положением трудящихся, с их нищенс­ким существованием, с тяжелым, продолжительным, изнуритель­ным трудом, низкими заработками и беспросветной жизнью, о чем вы уже читали в учебниках по истории.

Путь человечества к сегодняшнему процветающему обществу был нелегок.

Передовое капиталистическое общество, впервые зародившее­ся в Европе, тоже было не свободно от перечисленных недостатков. Капиталисты, в погоне за прибылью, жестоко эксплуатировали ра­бочих. На их фабриках, заводах, шахтах и приисках рабочие труди­лись по 12 - 15 часов в сутки, получая при этом грошовую зарплату. Капиталисты эксплуатировали женщин и детей, оплачивая их труд гораздо ниже, чем труд взрослых мужчин. Труд рабочих не был за­щищен. Из-за производственных травм они часто становились ка­леками и инвалидами.

Фабричное производство разорило ремесленников. В годы эко­номических кризисов жизнь трудящихся становилась еще невыно­симей.

Эти факторы не могли не огорчать или оставлять равнодушны­ми передовых людей общества. Они заставляли думать о переуст­ройстве мира, искать новые пути человеческого существования. Ре­шение этой проблемы многие люди видели в построении справед­ливого общества.

Мыслителей, выдвигавших идею об идеальном - гуманном и справедливом, обществе, называли в Европе утопическими социа­листами, а их учение - утопическим социализмом.

Утопический социализм. Идеи утопического социализма впервые выдвинули в начале XIX века французы Клод-Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и англи­чанин Роберт Оуэн. Они подверг­ли критике общество, в котором жили, усмотрев в нем несправед­ливость, жестокость и алчность, которые вели к нищете, унижени­ям и войнам.

Например, Оуэн предлагал от­менить частную собственность, заменив ее общественной, разде­лить поровну общественное богат­ство и положить конец войнам. Будучи человеком богатым, на соб­ственной фабрике он сократил ра­бочим рабочий день, повысил зарплату, улучшил условия труда, открыл для детей рабочих ясли, сады, назначил пенсию по старо­сти. Он думал, что его примеру последуют и другие капиталис­ты. Фурье разработал план нового общества, ячейками которого были „фаланги", в которых люди будут вести совместный образ жизни, трудясь на сельскохозяйственном и промышленном про­изводствах. Он считал, что только так можно превратить труд в радость и удовольствие.

Но, предложенные Сен-Симоном, Фурье и Оуэном пути к спра­ведливому обществу, невозможно было построить только путем взы­вания к совести господствующего сословия. Поэтому их назвали утопистами, то есть мечтателями, а „гармоничное", справедливое общество, о котором они мечтали - утопическим социализмом или утопией.

Немецкий утопический социализм.Теоретиками социалис­тических идей в Германии были К. Маркс и Ф. Энгельс, работав­шие над своими трудами в середине XIX века. В отличие от своих французских и английского предшественников, они предлагали свергнуть капитализм силой. Эту задачу они возлагали на проле­тариат - нанятых капиталистами рабочих. В одном из своих тру­дов они называли „пролетариат могильщиком буржуазии". Уче­ние Маркса и Энгельса хоть и отличалось своей боевитостью, но в сущности тоже было утопическое. Потому что общество без ча­стной собственности обречено на гибель, что еще раз подтвердила недалекое прошлое.

Общественное движение в России. Видными деятелями обще­ственного движения России были В. Белинский и А. Герцен, тво­рившие в 40 - 50-х годах XIX века. Белинский считал, что надо по­ложить конец самодержавию и крепостничеству, высказывал идеи о необходимости обществу умных и справедливых законов. Он счи­тал, что борьба против самодержавия должна начинаться с просве­щения народа.

Герцен тоже был сторонником справедливого общества. По его мнению, основой российского социализма должна была стать крес­тьянская община, а земля, выделенная крестьянам - имуществом всей крестьянской общины. Эти земли, время от времени, должны были меняться между крестьянскими семьями, в зависимости от ко­личества мужчин в семье. А леса, пастбища и воды должны были быть общими.

Утопия (греч. «место, которого нет») - взято с назва­ния книги английского писателя Томаса Мора «Утопия», жившего в XVI веке. Т. Мор писал о воображаемом остро­ве Утопия, где не существовало частной собственности.





Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.91.171.137
Генерация страницы за: 0.008 сек.