КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народы Африки
Иран Государственный строй. В XIX веке Иран был абсолютистской монархией. Главой государства был шах, наделенный неограниченными правами. Вся власть была сосредоточена в его руках. При шахе действовал тайный совет, состоящий из главного визиря, второго визиря, министра финансов и внутренних дел, религиозной главы и придворного лекаря. Государство было поделено на вилайеты, которыми управляли бекларбеги. Наследнику престола было дано управление Азербайджаном, с резиденцией в Тебризе. Международное положение Ирана. В начале XIX века Ирак начал занимать видное место в международной политике. Этому способствовали борьба между Францией и Англией за господство на Востоке и стремление России завладеть Кавказом. Чтобы не дать укрепиться России на Кавказе, Франция и Великобритания стали поддерживать Иран, которому принадлежали большие территории на Кавказе. Однако это не изменило политики России по отношению к Кавказу, и в войнах с Ираном Россия одерживала победы одну за другой. Русско-иранский договор 1813 года еще больше укрепил позиции России на Кавказе. В русско-иранской войне 1826 года Иран вновь проиграл. Договор между двумя странами, подписанный в Туркманчае, вновь оказался выгодным для России по отношению к Кавказу. Иран отказался от своих притязаний на территории в Закавказье. Превращение Ирана в рынок Великобритании. Поражение в войне с Россией и его последствия вызвали резкое недовольство господствующего сословия Ирана. В результате, в ряде вилайетов Ирана крупные землевладельцы возглавили мятеж против шаха. Великобритания поспешила воспользоваться создавшейся ситуацией, и в 1841 году заставила Иран подписать неравноправный договор. Согласно этому договору, Великобритания получила льготы и привилегии в торговых делах и наводнила иранские рынки фабричной продукцией, что привело к разорению местных торговцев, ремесленников и крестьян. Таким образом, Иран превратился в торговый рынок такого крупного колониального государства, как Великобритания. В стране возросла потребность в деньгах. В результате, стали продаваться и покупаться места в государственном аппарате. Правители вилайетов и крупные землевладельцы перестали платить налоги в государственную казну. Все это вызвало широкую волну недовольства среди отчаявшейся части населения страны, что вылилось в цепь народных восстаний. Бабидские восстания. Бабидские восстания были направлены против шахского гнета, его системы правления и крупных землевладельцев. Участниками восстаний были в основном ремесленники, мелкие торговцы, городская беднота и живущие близ города крестьяне. Возглавляли восстаниями представители высшего духовенства и купцы, из числа сторонников бабидства. Восстание началось в 1848 году. Бабидское движение было связано с одноименным религиозным учением, основателем которого был молодой сеид Али-Мухаммед под псевдонимом Баб. Выступления сторонников этого учения вошли в историю, как бабидские восстания, участников восстания стали называть бабидами, а его учение - бабизмом. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕНИИ БАБИДОВ. Сеид Али-Мухаммед родился в 1819 году в городе Ширазе в семье торговца. В 1844 году Али-Мухаммед объявил себя «Ба-бом», то есть «вратами», через которые «скрытый имам махди» якобы передает свою волю народу. (Арабское слово «баб» означает «дверь», «врата»). Приход «махди» признавала и официальная шиитская религия, но только в будущем, когда «земля будет переполнена несчастьем и бедами». Баб же заявлял, что такой момент настал, и он призван открыть народу истину и подготовить людей к переустройству жизни. Он написал книгу «Беян» («Откровение»), где изложил основу своего учения. В своей книге он объявил себя пророком вместо Мухаммада (с.а.в.), а свое сочинение - новым священным Писанием. Бабиды требовали защиты личности, отмены налогов с малоимущих, ликвидацию частной собственности и крупных землевладельцев, равного распределения всего имущества. Они были сторонниками отмены существующей религии и государственного строя. Бабидские восстания продолжались до середины 1850 года. Основные очаги восстания были жестоко подавлены шахскими войсками. Сеид Али-Мухаммед был казнен. Причины поражения бабидского движения. Противоречие бабизма с основами исламской религии стали главной причиной поражения бабидских восстаний. Поражению способствовали также отсутствие четкой организации и единого руководства, а также территориальная разобщенность. Восстания ограничивались отдельно занятыми городами или крепостями, где применялась тактика выжидания шахского наступления. Восстания не были поддержаны основной частью населения - крестьянами. Англо-иранская война. Великобритания решила воспользоваться ослаблением Ирана. Нацеливаясь на завоевание Средней Азии, Великобритания понимала, насколько важен для нее Герат. Поэтому, в 1853 году она заставила Иран официально отказаться от вторжения на Герат. Но Иран в 1856 году все-таки захватил Герат. В ответ на это Великобритания объявила Ирану войну. В военных действиях между двумя государствами, Иран потерпел поражение. В 1857 году Великобритания и Иран заключили в Париже мирный договор, в результате которого Иран полностью отказался от своих претензий на Герат и на территорию Афганистана в целом. В случае возникновения конфликта между Ираном и Афганистаном, Великобритания взяла обязательство разрешить его. Парижский мирный договор способствовал укреплению влияния Великобритании на Иран. Бекларбеги - высокий административный чин в некоторых восточных странах в период средневековья и позже. Вилайеты - области. Махди - своего рода мессия, с появлением которого мусульмане-шииты связывают восстановление справедливости на земле. „Черный континент". Поскольку большую часть Африки населяют люди с черным цветом кожи, Африку называют еще и черным континентом. В XIX веке народы Африки жили в различных ступенях социально-экономического развития. Если в таких странах, как Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судак. Мадагаскар установилась монархическая система, то другие народы этогоконтинента все еще жили в первобытно-общинном строе. Некоторые племена вели бродячий образ жизни. У них не было насиженных мест. Небольшими группами они перемещались из одного места в другое, занимаясь на определенных территориях охотой и сбором растительной пищи. Они не знали, что такое сельское хозяйство, обработка металла, не пользовались металлическими орудиями труда. Были и такие племена, которые жили, как люди каменного века. Самыми древними государствами континента являлись Гана и Мали, расположенные на западе Африки. На их территориях было развито сельское хозяйство, выращивались, в основном, кофе, земляные орехи и какао. Разделение Африки. Нетронутые, нескончаемые богатства Африки притягивали к себе внимание великих держав. Колонизация Африки резко изменила традиционную жизнь ее народов. Нарушилась торговля, разрушилось местное производство. Охота на людей, в целях работорговли, продолжалась до середины XIX века. С континента были увезены в рабство 100 млн. человек. Базами работорговли являлись португальские колонии - Ангола и Мозамбик. Начиная с 70-х годов XIX века, началась колонизация и внутренней части Африки. В конце XIX века 90 % континента являлись колониями развитых стран. Независимость сохранили лишь два государства - Либерия и Эфиопия. Либерия. Основание Либерии связано с борьбой против рабовладения в США. В 1816 году в США началось движение за размещение освобожденных от рабства негров в Африке. Для этого на побережье Гвинеи было куплено 13 тысяч квадратных километров земли. Там был организован переселенческий пункт Монровия (названо в честь президента США Монро), куда доставлялись переселенцы - бывшие рабы из США. Вскоре была заселена вся купленная территория. В 1847 году было объявлено об основании нового (свободного) государства Либерия, со столицей Монровия. Переселенцы внедрили в своей стране правила и порядки самых передовых стран Европы и Северной Америки. Конституция страны провозглашала равенство всех граждан перед законом, право каждого на счастливую жизнь, свободу и безопасность. В ней также констатировались положения о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, независимости суда от власти, утверждалось также, что источником власти является народ. Либерия сохранила свою независимость, умело использовав соперничество между Францией и Великобританией. Эфиопия. В XIX веке в Эфиопии сохранялись средневековые отношения. Государство состояло из нескольких княжеств, каждое из которых имело свое войско и лишь на словах признавало центральную власть. Европейские страны не прочь были использовать эти факторы для своих колониальных целей. Стране грозила экспансия иностранного капитала. И в такой исторический период на политической арене Эфиопии появился сын среднего землевладельца Касса. Он объединил страну в единое государство и в 1855 году объявил себя императором. Созданная им хорошо подготовленная сильная армия позволила ему отменить право крупных феодалов на владение своим войском. В стране были проведена ряд реформ, укрепивших экономику страны. Император призвал всех своих подданных продолжить свою трудовую деятельность там, где они трудились раньше. Однако его реформы не были поддержаны крупными феодалами и церковью. В 1867 году при вмешательстве Великобритании Касса был свергнут. Но Великобритания не смогла укрепиться в Эфиопии. Воля эфиопского народа, отстаивающего свою независимость, оказалась сильнее желаний правительства великой державы. Так, Эфиопия сохранила свою независимость. Колонизация Южной Африки. В XIX веке Великобритания захватила голландскую Капскую колонию в Южной Африке. Население колонии называлось бурами. Буры вынуждены были оставить колонию. На захваченных у африканского населения землях, они основали два государства. Одно из них они назвали Оранжевое свободное государство, второе - Трансвааль. Буры были беспощадны к коренному населению. Они превратили их в полурабов. Англия, хоть и не желала возникновения этих двух государств, но вынуждена была их признать. В 1852 году она временно признала Трансвааль, а в 1854 году - Оранжевое государство. Французские колонии. На рубеже XVIII - XIX веков гвардейцы мамлюки (потомки воинов-рабов, сформированных из плененного населения Грузии и Северного Кавказа) и местное население Египта воевали с армией Наполеона Бонапарта, вторгнувшегося в Египет. После того, как остатки французской армии были выдворены из страны, египтяне боролись против англичан. Официально Египет был под высочайшей властью Османской империи, но фактически он был самостоятельным государством. В 1830 году Франция захватила Алжир, население которого оказывало колонизаторам решительное сопротивление. В борьбе за национальную независимость большую роль сыграл арабский лидер Абдулкадыр. В 1847 году войско Абдулкадыра было окружено и разбито. Сам Абдулкадыр погиб. Но национально-освободительная борьба продолжалась. На протяжении десятков лет алжирские патриоты вели партизанскую войну против захватчиков. Население Марокко успешно боролось с проникшими во внутрь страны португальскими, испанскими и французскими колонизаторами. Франция несколько раз безуспешно пыталась захватить остров Мадагаскар, расположенный в Индийском океане. Колонизаторы в своих завоеваниях воспользовались военно-технической отсталостью Африки, тем, что народы ее жили разрозненно, а некоторые вожди племен предали интересы своего народа. В 70-х годах XIX века огромные территории внутри континента были еще неизвестны европейцам. Разделение этих территорий в виде колоний между великими державами произошло в конце XIX начале XX веков. Общественное движение. Наука, литература и искусство (XVII – 60-е годы XIX веков) Общественное движение в Западной Европе. Общественное движение - это добровольное служение на пути удовлетворения интересов, потребностей, нужд и благ большей части трудового населения в той или иной стране. Такие движения существовали во все времена. В зависимости от характера движения они различались друг от друга содержанием и поставленной целью. Движения могут носить религиозный, политический, социальный, культурный характер. В политическом движении Европы XIX века наиболее широкий размах получило социалистическое движение. Сторонниками этого движения были социалисты. Общество, о котором они мечтали и за которое боролись, называлось социалистическим обществом или социализмом. Социалисты считали такое общество справедливым. Как же возникло учение о социалистическом обществе? Причины его возникновения связаны с тяжелым положением трудящихся, с их нищенским существованием, с тяжелым, продолжительным, изнурительным трудом, низкими заработками и беспросветной жизнью, о чем вы уже читали в учебниках по истории. Путь человечества к сегодняшнему процветающему обществу был нелегок. Передовое капиталистическое общество, впервые зародившееся в Европе, тоже было не свободно от перечисленных недостатков. Капиталисты, в погоне за прибылью, жестоко эксплуатировали рабочих. На их фабриках, заводах, шахтах и приисках рабочие трудились по 12 - 15 часов в сутки, получая при этом грошовую зарплату. Капиталисты эксплуатировали женщин и детей, оплачивая их труд гораздо ниже, чем труд взрослых мужчин. Труд рабочих не был защищен. Из-за производственных травм они часто становились калеками и инвалидами. Фабричное производство разорило ремесленников. В годы экономических кризисов жизнь трудящихся становилась еще невыносимей. Эти факторы не могли не огорчать или оставлять равнодушными передовых людей общества. Они заставляли думать о переустройстве мира, искать новые пути человеческого существования. Решение этой проблемы многие люди видели в построении справедливого общества. Мыслителей, выдвигавших идею об идеальном - гуманном и справедливом, обществе, называли в Европе утопическими социалистами, а их учение - утопическим социализмом. Утопический социализм. Идеи утопического социализма впервые выдвинули в начале XIX века французы Клод-Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Они подвергли критике общество, в котором жили, усмотрев в нем несправедливость, жестокость и алчность, которые вели к нищете, унижениям и войнам. Например, Оуэн предлагал отменить частную собственность, заменив ее общественной, разделить поровну общественное богатство и положить конец войнам. Будучи человеком богатым, на собственной фабрике он сократил рабочим рабочий день, повысил зарплату, улучшил условия труда, открыл для детей рабочих ясли, сады, назначил пенсию по старости. Он думал, что его примеру последуют и другие капиталисты. Фурье разработал план нового общества, ячейками которого были „фаланги", в которых люди будут вести совместный образ жизни, трудясь на сельскохозяйственном и промышленном производствах. Он считал, что только так можно превратить труд в радость и удовольствие. Но, предложенные Сен-Симоном, Фурье и Оуэном пути к справедливому обществу, невозможно было построить только путем взывания к совести господствующего сословия. Поэтому их назвали утопистами, то есть мечтателями, а „гармоничное", справедливое общество, о котором они мечтали - утопическим социализмом или утопией. Немецкий утопический социализм. Теоретиками социалистических идей в Германии были К. Маркс и Ф. Энгельс, работавшие над своими трудами в середине XIX века. В отличие от своих французских и английского предшественников, они предлагали свергнуть капитализм силой. Эту задачу они возлагали на пролетариат - нанятых капиталистами рабочих. В одном из своих трудов они называли „пролетариат могильщиком буржуазии". Учение Маркса и Энгельса хоть и отличалось своей боевитостью, но в сущности тоже было утопическое. Потому что общество без частной собственности обречено на гибель, что еще раз подтвердила недалекое прошлое. Общественное движение в России. Видными деятелями общественного движения России были В. Белинский и А. Герцен, творившие в 40 - 50-х годах XIX века. Белинский считал, что надо положить конец самодержавию и крепостничеству, высказывал идеи о необходимости обществу умных и справедливых законов. Он считал, что борьба против самодержавия должна начинаться с просвещения народа. Герцен тоже был сторонником справедливого общества. По его мнению, основой российского социализма должна была стать крестьянская община, а земля, выделенная крестьянам - имуществом всей крестьянской общины. Эти земли, время от времени, должны были меняться между крестьянскими семьями, в зависимости от количества мужчин в семье. А леса, пастбища и воды должны были быть общими. Утопия (греч. «место, которого нет») - взято с названия книги английского писателя Томаса Мора «Утопия», жившего в XVI веке. Т. Мор писал о воображаемом острове Утопия, где не существовало частной собственности.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |