Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. 5 страница




157. Развитие латиноамериканских государств в XX в.

Вступление латиноамериканских государств в XX в. происходило в условиях, когда их социально-эконо­мические и национально-этнические структуры, мало из­менившиеся после завоевания независимости, несли в себе многие черты прошлого. Латифундизм и клерикализм не были подорваны, а процессы этнической интеграции и национальной консолидации не завершились. Но развитие ка­питализма привело в XX в. к росту социальной и политиче­ской мобильности населения в латиноамериканских респуб­ликах, к утрате земельной олигархией и клерикалами мо­нополии на власть. К руководству государством все чаще приходят представители национальной буржуазии, прежде всего ее верхушки. Постепенно увеличивалась активность политической жизни средних и беднейших слоев общества. В XX в. в экономике и политике латиноамериканских рес­публик значительно возрастает роль иностранного капита­ла.
С начала XX в. постепенно преодолевается известный изоляционизм, присущий латиноамериканским государст­вам в XIX в. Они все более втягиваются в мировые хозяйст­венные связи, в общий процесс развития цивилизации. В результате этого процесса ключевые позиции в экономи­ке латиноамериканских стран заняли не национальные пред­приниматели, а иностранцы. До первой мировой войны ве­дущую роль играли здесь английские компании. После пер­вой мировой войны США, опираясь на сформулированную еще в XIX в. президентом Монро доктрину: "Америка для американцев", постепенно начинают теснить своих тради­ционных конкурентов. Американский капитал не только доминировал в важнейших отраслях промышленности и торговли стран Латинской Америки, но и приобрел здесь крупные земельные владения. Господство иностранных ком­паний вело к деформированному развитию национальной экономики, к искусственной поддержке латифундизма, к консервации антидемократических государственных и пра­вовых институтов.Правящие круги США в начале XX в. с помощью "ди­пломатии доллара" и политики "большой дубинки" усили­вали свое политическое и военное давление на правитель­ства латиноамериканских республик, открыто вмешивались в их внутренние дела. Правительство США под предлогом защиты жизни и интересов американских граждан все чаще начинает посылать морскую пехоту в различные латино­американские государства с целью поддержать проамери­канские диктаторские режимы (интервенции на Кубе, в Панаме, Доминиканской Республике, Никарагуа, Гондура­се). С помощью экономического давления и военной силы правительство США неоднократно навязывало латиноамериканским республикам договоры, которые грубо наруша­ли их суверенитет и нормы международного права. США неоднократно оказывали нажим на латиноамериканские страны с целью закрепления за американскими компания­ми льгот по аграрному, налоговому и горному законодательству этих стран.Таким образом, иностранный капитал, крупная нацио­нальная буржуазия и земельная олигархия составляли ту основную силу, которая стояла на пути социального про­гресса и демократических преобразований. В XX в. за мно­гочисленными путчами и военными переворотами скрыва­лись интересы не только местных олигархических кругов, но и иностранных компаний, соперничающих между собой за влияние на континенте. В Гаити, например, в 1908- 1915 гг. правительства сменялись 7 раз и получили назва­ние "однодневки". Республика была опутана французски­ми, германскими и американскими займами и подвергалась постоянному шантажу. В 1915 г. США оккупировали Гаити под предлогом "защиты безопасности и собственности аме­риканских граждан" и с целью "помочь гаитянам создать прочное правительство". В Доминиканской Республике в начале XX в. шла бес­прерывная смена президентов-каудильо. Они были не в со­стоянии платить проценты по иностранным займам. В 1911 г. в республике произошло антиамериканское восстание, вызван­ное раздачей американским сахарным компаниям крупных земельных угодий. Опасаясь за судьбу американских капи­талов, правительство США в 1915 г. послало в Доминиканскую Республику морскую пехоту и фактически управляла этой страной до 1924 г.
Ожесточенная борьба за власть между каудильо, за спиной которых стояли различные олигархические и проимпериалистические группировки, проходила и в других латиноамериканских республиках. Отдельные диктаторы в начале XX в. по своей жестокости и бесцеремонности в обращении с конституциями намного превзошли каудильо XIX в. Так, X. Гомес, захвативший в 1908 г. власть в Венесуэле, правил до 1935 г. В стране установилась свирепая диктату­ра, Гомес не считал себя связанным судебной процедурой и расстреливал людей только на основе того, что "читал их мысли".Жестокую диктатуру установил в Гватемале Э. Кабрера, захвативший власть еще в 1889 г. и удерживавший ее 22 года. Система доносов и подслушивании была в это время столь развита, что Гватемалу называли страной, где "стены имеют уши". В 1920 г. палата депутатов осмелилась при­знать диктатора "душевно больным", но он посадил в тюрь­му строптивых депутатов. Лишь народное восстание сверг­ло кровавого диктатора.
В начале XX в. более быстрое развитие капитализма повлекло за собой появление ростков нового в политиче­ских системах латиноамериканских стран. Возникают проф­союзы, крестьянские объединения, общедемократические движения. Подрывается монополия "исторических партий" - консерваторов и либералов, начинается постепенный пере­ход к многопартийной системе. Возникают новые политиче­ские партии. В 1904 г. впервые в истории Америки на выбо­рах в конгресс Аргентины был избран депутат-социалист. В ряде стран так называемого южного конуса по типу фран­цузских радикалов возникают радикальные или радикаль­но-гражданские партии (Чили, Аргентина и т. д.).Реформистски настроенные лидеры этих партий, вос­пользовавшись коротким пребыванием у власти, предпри­няли попытки осуществить ряд экономических и социаль­ных преобразований, заложить фундамент политической демократии. Так, в результате борьбы радикалов в Арген­тине во время первой мировой войны был принят закон, по которому право голоса получили все граждане, достигшие 18 лет. Такого не знало еще избирательное право передо­вых государств Запада. Для того чтобы преодолеть пассив­ность и абсентеизм избирателей, самому голосованию при­давался обязательный характер. На выборах делалась от­метка в паспорте голосующих. Эта мера на практике оказа­лась утопичной, но радикалы рассчитывали таким образом обеспечить участие более широких слоев населения на вы­борах и укрепить свои политические позиции. В Уругвае президент Батлье, пытаясь внести элементы демократиза­ции в политическую жизнь, ввел тайное голосование, позволившее в какой-то мере ослабить характерное для стра­ны, как и для всей Латинской Америки, неприкрытое дав­ление государственных властей на избирателей. Было введено также пропорциональное представительство всех пар­тий. Впервые на американском континенте в Уругвае было принято законодательство об отмене смертной казни.Одновременно правительство Батлье осуществило ряд мероприятий по развитию государственного сектора в эко­номике страны. В 1911-1915 гг. в Уругвае были национали­зированы железные дороги, городской транспорт, некото­рые банки, страховое дело, доки, предприятия по производ­ству и продаже горючего. Под влиянием рабочего движения в Уругвае было при­нято самое передовое для того времени социальное и рабо­чее законодательство (закон о 8-часовом рабочем дне, о пен­сиях по старости, о минимуме заработной платы). Этот ра­дикальный реформизм встретил яростное сопротивление традиционных правящих сил, а также и иностранного ка­питала.
С началом XX в. в Латинской Америке уси­лились выступления широких масс населения против авто­ритарных режимов и продажных диктаторов.

 

158. Развитие правовой системы Англии в XIX – XX вв.

В XIX веке, особенно после избирательной реформы 1832 г., законодательная деятельность парламента резко ак­тивизировалась. Законодательство постепенно становится важным и динамичным средством правового регулирова­ния новых политических и социально-экономических от­ношений, рождающихся в ходе капиталистического разви­тия. Оно же стало основным инструментом для расчистки правовой системы от явно устаревших, архаичных и часто противоречащих друг другу средневековых статутов. Новое законодательство, что было особенно важно, проявило себя более эффективным и быстродействующим средством мо­дернизации права, чем "общее право" и "право справедли­вости".С 20-х гг. XIX в. для упорядочения и пересмотра ста­рых законов парламент стал использовать такое средство, как издание консолидированных актов, объединяющих без изменения законодательного текста предшествующие ста­туты, принятые парламентом по какому-нибудь одному вопросу. Так, например, в 1823-1827 гг. правительство Р. Пиля осуществило через парламент частичную реформу старого уголовного законодательства, сведя в 4 консолиди­рованных акта около 300 старых запутанных статутов.
7 новых консолидированных актов в области уголовно­го права были приняты в 1861 г. Особенно широко консолидация законодательства стала применяться в конце XIX и еще больше в XX в. С 1870 по 1934 г. было принято свыше 109 консолидированных актов. Некоторые из этих актов по-прежнему в той или иной степени несли в себе устаревшую юридическую терминологию и косное правовое мышление. Многие из них были непомерно сложны и громоздки. Так, например, Акт 1894 г. о морской торговле содержал свыше 748 статей, причем чрезвычайно детализированных.Особенностью английского права в XIX-XX вв. стало и то, что оно осталось некодифицированным. Еще в первой половине XIX в., в частности, благодаря работам известного юриста И. Бентама, критиковавшего английское право за его "непознаваемость", отдельные юристы предпринимали попытки кодифицировать "общее право". Но их попытки оказались безуспешными. В 1866 г. по инициативе извест­ного юриста Стифена была образована парламентская ко­миссия по кодификации права в Англии. Сам Стифен под­готовил проект уголовного кодекса. Но деятельность комис­сии натолкнулась на яростное сопротивление со стороны адвокатов и судей, для которых было проще и выгоднее сохранять право в его первозданном виде. В результате об­щественное мнение Англии оказалось неподготовленным к идее кодификации.В конце XIX в. в английском праве стали появляться своеобразные "суррогаты кодексов" - консолидированные статуты с элементами кодификации. Такими были Акт о переводном векселе 1882 г., Акт о товариществах 1890 г., Акт о продаже товаров 1893 г. и др. Эти статуты не ограни­чивались консолидацией, а довольно существенно пересмат­ривали ранее действовавшее право, в частности, принципы "общего права". Но в отличие от кодексов они не представ­ляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права, а объединяли в себе нормы, относящиеся к сравнительно узким и специальным сферам (например, Акт о лжесвидетельстве 1911 г., Акт о подлоге документов 1913 г. и т. д.).В XIX веке в связи с ростом законодательной активно­сти было осуществлено официальное издание сборников статутов Англии. В 1810-1822 гг. были опубликованы ста­туты парламента (Statutes of the Realm) в 9 томах, приня­тые за период с XIII в. по 1711 г. Но это издание не внесло ясности в крайне запутанное статутное право, поскольку сюда были включены документы, не являвшиеся законода­тельными актами, а многие статуты были напечатаны с про­белами, далеко не в точной редакции. Кроме того, многие акты в этом сборнике были явно устарелыми и не приме­нялись на практике. В 1870-1878 гг. было осуществлено новое официальное издание - "Пересмотренные статуты" (Revised Statutes). В последующем закрепилась практика ежегодного издания сборников новых публичных и частных актов парламента.Рост законодательства особенно в конце XIX - нача­ле XX в. значительно потеснил позиции прецедентного пра­ва. По словам известного историка права У. Сигля, "общее право стало подобно старой паре штанов, столь заплатан­ной статутами, что заплаты заменили большую часть первоначальной ткани". Тем не менее и судейское право не ус­тупило полностью своих позиций, в частности, оно попол­нилось прецедентами - толкованиями самого статутного законодательства.В XX в. в Англии законодательство окончательно пре­вратилось в основной и наиболее продуктивный источник права. Оно становилось все более сложным не только в силу своей исторической специфики, но и благодаря принятию большого числа новых публичных актов по вопросам, кото­рые ранее не были предметом законодательного регулиро­вания (трансплантация человеческих органов, использова­ние компьютерных данных и т. д.).Усложнению статутного права способствует появление и такого сравнительно "молодого" источника права, как акты делегированного законодательства. К их числу относятся акты исполнительной власти, издаваемые на основе и в рам­ках специальных законов парламента о делегации своих полномочий. Такие акты принимают различные формы, чаще всего "приказа" (order). Высшим по силе из таких приказов остается "приказ в Совете", который издается правитель­ством на основе полученных им делегированных полномо­чий от имени короны и Тайного совета. Но наиболее распро­страненной формой делегированного законодательства яв­ляются приказы министров.Акты делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение и т. д.) по своему числу и значению превосходят статутное право. В условиях множественности источников права и быстрого увеличения числа законодательных актов вопрос об их сис­тематизации приобрел в XX в. особую остроту. Основной формой ревизии и упорядочения многочисленных законов оставалась консолидация. Удобство этой формы опреде­ляется тем, что консолидирующие акты проходят через пар­ламент посредством упрощенной законодательной процедуры. Консолидация принимала различные виды. Это и про­стое объединение ранее изданных по одному вопросу зако­нодательных положений, и такая систематизация законо­дательства, которая не исключала внесения в него отдель­ных изменений и усовершенствований.Специальный парламентский Акт о процедуре консо­лидации законодательства 1949 г. обобщил сложившуюся парламентскую практику, подчеркнув принцип неизменно­сти консолидируемых законодательных положений. Он при­знал допустимым консолидирующие акты с внесением "из­менений и незначительных усовершенствований" в дейст­вующее право. Формально эти изменения призваны устра­нять двусмысленность и сомнительные или устаревшие по­ложения, но практически бурный процесс консолидации английского законодательства во второй половине XX в. привел к существенным изменениям в правовой системе в целом.В Законе 1949 г. специально указывалось, что измене­ния, установленные консолидирующими актами после их утверждения парламентом, имеют силу закона. В послед­ние десятилетия в Англии при составлении целого ряда кон­солидированных актов было осуществлено значительное об­новление содержания законодательства (Акт об уголовном праве 1967 г., Акты о краже 1968 и 1978 гг., Акт о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г. и т. д.).
Масштабы консолидации в Англии были расширены принятием парламентом специального Акта 1965 г. об обра­зовании правовой комиссии (отдельная комиссия была соз­дана и для Шотландии), целью которой было проведение реформы права вплоть до его полной кодификации. Были подготовлены кодифицированные акты, в частности, по до­говорному и семейному праву, по правовому регулированию аренды недвижимости и др.Но процесс создания кодифицированного права даже в современной Англии весьма далек от завершения. В процессе консолидации (кодификации права) все чаще учитываются не только сами статуты и после­дующие поправки к ним, но и делегированное законода­тельство, а также и отдельные прецеденты.

159. Французский гражданский кодекс 1804 г. (источники, принципы, основные институты).

в ходе революции 1789-1794 гг. были уп­разднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного права. Но только в начале XIX в., в период правления Наполеона Бо­напарта, сформировались, наконец, необходимые условия для принятия единого и стабильного гражданского кодекса.В его разработке приняли участие такие видные фран­цузские юристы, как Порталис, Тронше, Мальвиль и др., опиравшиеся на римское право, дореволюционную судеб­ную практику и кутюмы, которые они переработали в соот­ветствии с потребностями нового общества. Первый консул лично участвовал в обсуждении ряда статей Кодекса. Он устранил из проекта некоторые положения, которые ассо­циировались с революцией, а теперь, в послереволюцион­ный период, представлялись чрезмерно радикальными.Несмотря на отдельные консервативные отступления, именно в Кодексе Наполеона гражданское право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное значение, сыграл ис­ключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов нового гражданского права.Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гра­жданского права. ГК Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг. Его структура отрази­ла схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Данная структура Кодекса получила в гражданском праве название институционной.
Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, "всякий фран­цуз пользуется гражданским правом". Таким образом, прин­цип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление граждан­ских прав не зависит от "качества гражданина", которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.
Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рам­ки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как прави­ло, самостоятельно (в качестве физического лица). Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. Эта позиция нашла свое отражение еще в законе Ле Шапелье 1791 г.
Делая шаг назад по сравнению с революционным зако­нодательством, ГК восстановил "гражданскую смерть" как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказа­нием осужденный терял собственность на все имущество, "как если бы он умер естественным образом"), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин (так, женщины не могли быть свидетелями при составлении ак­тов гражданского состояния).В первой книге закреплялись также основные принци­пы семейного права. В этой сфере Кодекс заметно отличал­ся от ряда положений революционного периода, когда дек­ларировалось равенство личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д.Хотя отдельные статьи ГК Наполеона подчеркивали равенство мужа и жены, например: "Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке", в целом мужчина занимал в семье господствующее положе­ние. Согласно ст. 213, "муж обязан оказывать покровитель­ство своей жене, жена - послушание мужу". Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.Весьма характерны статьи Кодекса, касающиеся раз­вода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог тре­бовать развода, распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел возмож­ность и иных имущественных отношений супругов, в частно­сти режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в от­ношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской вла­сти. Отец, имевший "серьезные поводы к недовольству по­ведением ребенка, не достигшего 16 лет", мог лишить его свободы на срок до одного месяца.Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила оты­скание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюци­онным законодательством.Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Кон­ституции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что оз­начало разрыв с требованиями канонического права. Прав­да, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г. Вторая книга ("Об имуществах и различных видоиз­менениях собственности") посвящена регламентации вещ­ных прав и также исходила из классической римской клас­сификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.В Кодексе ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и не­движимые.Центральное место во второй книге ГК занял институт собственности. В трактовке права собственности, восприня­той Кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещ­ных прав. ГК использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Статья 544 гласила: "Собственность есть право пользоваться и рас­поряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами".В этом определении законодатель подчеркивает уни­версальный индивидуалистический характер права собст­венности. Развивая революционные представления о незыб­лемости и "неприкосновенности" права частной собствен­ности, Кодекс предусматривал, что собственник "не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справед­ливое и предварительное возмещение". В третьей, наиболее значительной по объему книге ГК ("О различных способах, которыми приобретается собст­венность") указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств.
ГК подтвердил произведенную еще в период револю­ции отмену феодальных принципов наследования. Наслед­никами умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а так­же восходящие и боковые родственники до 12-й степени родства.
Наследственные права внебрачных детей по Кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать лишь в том слу­чае, если были признаны в законном порядке, причем толь­ко имущество отца и матери, но не иных родственников.
Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, кото­рые нередко использовались для обхода законного порядка наследования.

160. Уголовный кодекс Франции 1810 г. (источники, принципы, структура).

Во Франции, в отличие от Англии, законодательство перио­да революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представ­лениями о преступлениях и наказаниях. Как уже отмеча­лось выше, принятый в революционной обстановке УК Фран­ции 1791 г. оказался недолговечным.Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательст­вом эпохи революции, в целом он был прогрессивным для сво­его времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предва­рительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголов­ной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные по­нятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных дея­ний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть). В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что престу­плениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников пре­ступления, предусматривалось освобождение от ответствен­ности лиц, действующих в состоянии безумия или под при­нуждением силой.Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного пра­ва: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упомина­лось покушение, но оно полностью приравнивалось к закон­ченному преступлению, если преступное действие преры­валось не по воле покушавшегося.УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступ­ных действий, которые в зависимости от характера наказа­ния делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния - преступления (crimes), кото­рые карались мучительными или позорящими наказания­ми. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывав­шиеся исправительными мерами. Для третьей группы - полицейских правонарушений (contraventions) - были пре­дусмотрены наказания полицейского характера. В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголов­ных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказа­ний средневековой эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восста­навливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гра­жданская деградация. В качестве дополнительного наказа­ния предусматривалось также клеймение.
Исправительными наказаниями, по терминологии Ко­декса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправи­тельном заведении, временное лишение некоторых полити­ческих, гражданских и семейных прав, а также штраф.В разделе о преступлениях и проступках против част­ных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабо­чих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию. В особенной части УК 1810 г. на первое место выноси­лись преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягатель­стве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за поку­шения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.
Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений про­тив внутренней и внешней безопасности государства, рас­сматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

 

 

161. Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г.

Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший ито­ги послереволюционных преобразований в области уголов­ного процесса. УПК ввел во Франции так называемый сме­шанный процесс. В период расследования дела до суда со­хранялось тайное и письменное производство, которое вос­ходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следст­вия осуществлялось особыми следственными судьями, пол­номочия которых по УПК были весьма широки, а после­дующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще бо­лее их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свиде­телей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.Заключительная часть процесса - судебное разбира­тельство уголовных дел - строилась на принципах гласно­сти, устности и состязательности. УПК предусматривал раз­граничение следствия и обвинения. Последнее на суде под­держивал не следственный судья, а прокурор. После вы­ступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяж­ных, которые выносили вердикт о виновности или невинов­ности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогла­сия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым боль­шинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицирован­ное большинство в 8 голосов из 12).
В соответствии с УПК председательствующий в судеб­ном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фикси­ровал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутствен­ное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г. В течение всего XIX в. УК и УПК активно использова­лись сменяющими друг друга правительствами для поддер­жания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.В 1881 году специальным законом о печати устанавли­валась уголовная ответственность за широкий круг престу­плений и проступков, "совершаемых путем печати". В зако­не предусматривались наказания для лиц, использующих печать для "публичного оскорбления" должностных лиц, "оскорбления нравственности", подстрекательства к неис­полнению воинских обязанностей и т.д.
В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий "анархическую про­паганду", если она направлена к совершению преступлений. Но постепенное развитие и укрепление демократиче­ских начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отме­нявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. - гражданская казнь.В период Второй империи осуществлялась также ли­берализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.В 1885 году специальным законом было введено услов­ное освобождение, которое применялось к лицам, отбыв­шим не менее половины срока заключения (для рецидиви­стов - две трети срока). Для условного освобождения тре­бовалось, чтобы администрация места заключения засвиде­тельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колони­ях, к пожизненному заключению.В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серь­езных уголовно-правовых реформ наталкивалось на поли­тические трудности. Изменения в Уголовном кодексе каса­лись главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и кон­курсов, злоупотребления в казино, проституция, разруше­ние исторических памятников и т.д.). Во второй половине XX в. необходимость усиления борь­бы с преступностью, принимающей новые формы (терро­ризм, экологические преступления), потребовала сущест­венных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.Наиболее благоприятные условия для проведения ра­дикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пя­той республике, когда формирование правового государст­ва сделало необходимой более эффективную и целенаправ­ленную борьбу с преступностью.Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничи­вающих возможность совершения новых преступлений (за­прещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).В 1981 году в результате длительной борьбы демокра­тических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффектив­ной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществ­лена криминализация и пенализация терроризма, наруше­ний в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особен­но при краткосрочном заключении), когда содержание осу­жденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.В июле 1992 г. результатом предшествующего широко­го реформирования уголовного права стало принятие ново­го Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.Новый Кодекс существенно отличается от предшест­вующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борь­бы с социально опасными преступлениями, но сохраняю­щим в целом демократическую и гуманистическую направ­ленность.
Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.
Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодатель­ной практики целого ряда норм, предусматривающих уго­ловную ответственность юридических лиц. При этом уго­ловной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территори­альные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом до­говора о передаче государственно-властных полномочий".В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского государства в XX в. Перечень наказаний за совершение престу­плений в новом УК достаточно простой и краткий. В связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказа­ния выступает пожизненное лишение свободы.
К наказаниям за преступления относится также зато­чение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.
Наказание в виде лишения свободы не исключает воз­можности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.