Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. 7 страница




 

167. Трудовое и социальное законодательство Франции в XIX-XX вв.

В отличие от гражданского и торгового права рабочее зако­нодательство не имело во Франции глубоких исторических корней, напротив, первые акты французской революции имели скорее ярко выраженный антирабочий характер.Принятый в 1791 г. закон Ле Шапелье был направлен на борьбу не столько с корпорациями средневекового типа, сколько с рабочими объединениями. Закон запрещал союзы рабочих одной и той же профессии, объявлял незаконными стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения усло­вий труда.Закон Ле Шапелье и основанные на нем уголовные за­преты стали серьезным правовым препятствием на пути ор­ганизации профсоюзов. С развитием капитализма во Фран­ции законодательство, запрещающее объединения рабочих, становилось все более оторванным от жизни и неэффектив­ным.
Наполеон III, использовавший тактику заигрывания с рабочими, в 1864 г. отменил закон Ле Шапелье. Так были узаконены рабочие синдикаты (профсоюзы) и стачки, если только они не сопровождались "неправомерными" дейст­виями.Но в условиях режима Второй империи рабочие орга­низации не могли свободно создаваться и функционировать. Лишь в 1884 г. в связи с новым ростом рабочего движения парламент Третьей республики узаконил свободное обра­зование рабочих союзов, которые преследовали экономиче­ские цели.Правящие круги Третьей республики время от време­ни шли на отдельные незначительные уступки в вопросах регулирования условий труда. Законы 1874-1892 гг. запретили труд детей до 13 лет, установили для подростков до 16 лет 10-часовой рабочий день, а для женщин и подростков до 18 лет - 11-часовой. В 1898 г. был принят закон, преду­смотревший ответственность предпринимателя за производ­ственный травматизм рабочих.По сути дела, трудовое и социальное законодательство как составные части французской правовой системы берут свое начало лишь в XX в. Развитие трудового и социального права непосредственным образом связано с уровнем орга­низованности и сознательности рабочего движения, со сте­пенью развития государственных механизмов регулирова­ния социальных отношений, с готовностью самих предпри­нимателей и рабочих, а также и общества в целом к поиску и использованию социальных компромиссов.Заметной вехой в создании правовых начал регулиро­вания трудовых конфликтов и условий труда стал приня­тый в 1910 г. специальный Трудовой кодекс. Но становление современной правовой системы трудового и социального регулирования связано с послевоенным периодом и послед­ними десятилетиями XX в.Важным рубежом в формировании современного тру­дового и социального права стала Конституция Четвер­той республики (1946 г.). Преамбула к этой Конституции представляла собой настоящую хартию труда. Здесь не только признавалось право трудящихся на труд, на соз­дание профсоюзов, на забастовку и т.д., но и предусмат­ривалась государственная программа социальной поддерж­ки матерей, детей, инвалидов, престарелых, безработных и т.д.Конституция 1958 г. не содержала каких-либо новых положений о труде и социальной политике. Но, как извест­но, она сохранила преамбулу к Конституции 1946 г. в каче­стве действующего правового документа. Отсюда выводи­лись и обязательства правительства Пятой республики в области труда и социального обеспечения.В соответствии с Конституцией 1958 г. законы опреде­ляют лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательного регулирования труда, решаются в регламентарном и адми­нистративном порядке. Таким образом, Конституция оста­вила парламенту право разрабатывать общие принципы тру­дового права, тогда как реализация этих принципов предос­тавлялась правительству.Важнейшим источником трудового права Франции яв­ляется Трудовой кодекс, который действует в настоящее время в редакции 1973 г. с поправками 1981-1982 гг. Этот Кодекс представляет собой инкорпорацию многочисленных законодательных актов по труду, принятых в разное время парламентом и правительством.
В качестве дополнительного источника права выступа­ет и текущее законодательство. В частности, декреты ми­нистра труда (социальных дел), которые связаны с регули­рованием действия коллективных договоров, закрепляют правила по технике безопасности и производственной санитарии и т.д.
Кодекс о труде претерпел в XX в. большие изменения. Сначала он распространялся только на промышленных ра­бочих, которые требовали особой правовой защиты. В на­стоящее время он действует в отношении всех лиц наемно­го труда, как простых рабочих, так и представителей управ­ленческой элиты.
Трудовой кодекс и законодательство последних деся­тилетий, отразившие тенденцию к демократизации и рас­ширению социальной политики государства, регулируют широкий круг отношений.
Во-первых, в них регламентируется сама организация работы государственных органов в сфере трудовых отно­шений (Трудовая инспекция и т.д.).Во-вторых, устанавливаются нормы, относящиеся к трудовому договору как к основному правовому документу, регулирующему отношения между работодателем и работ­ником. Здесь же предусматривается регламентация зара­ботной платы и трудовых споров, которые разрешаются специальными судами.В-третьих, Трудовой кодекс регулирует коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность про­фессиональных объединений работников и работодателей.
Законодательство 1981-1982 гг., отразившее усиление позиций левых, демократических сил, расширило право комитетов предприятий на участие в управлении. Они по­лучили возможность влиять на финансовые дела, на плани­рование, на развитие условий труда и социальной политики в пределах отдельных предприятий. Трудовой кодекс 1973 г. носит общенормативный ха­рактер. В то же время в нем имеется специальный раздел, который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, отно­сящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.Во Франции на работников частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового права. Это не исключает и специ­альных норм, которые издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях.
В послевоенный период значительные демократические изменения произошли и в сфере социального права, в осно­ве которого лежит Кодекс социального страхования 1956 г. с последующими добавлениями.
Кодекс социального страхования, по сути дела, содер­жит две группы норм, составляющих в целом социальное право: это, во-первых, право социального обеспечения, а во-вторых, право семьи и социальной помощи.Первая группа норм устанавливает пенсии и пособия в связи с травматизмом, болезнью, беременностью, инвалид­ностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Эта система норм гарантирует все более широкому кругу лиц защиту на случай так называемого "социального риска". Размеры пенсий и социальных выплат регулярно (дважды в год) индексируются в соответствии с изменениями сред­ней заработной платы. Система государственного социального страхования во Франции основана на взносах предпринимателей и самих работников, а также на средствах, выделяемых самим го­сударством. Право социальной помощи предусматривает поддерж­ку тех категорий лиц, которые оказались в нужде, бедности или нищете. Это брошенные дети, престарелые или лица, лишенные источников существования, лица и семьи, под­вергающиеся опасности, беженцы. Если право социального обеспечения основывается на государственной системе стра­хования, то социальная помощь выступает как государст­венная благотворительность.

 

 

168. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство США в XIX-XX вв.

В 1890 г. в США был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные последствия для значительных групп населения от экономической деятельности крупных корпораций, включая их соглашения с целью установления монопольных цен на рынке и т.д. Признавалось незаконным объединение между корпорациями и прежде всего в форме треста, направленное на монополизацию торговли и производства и контролирующее прежде всего выгодные им ограничения торговли между штатами или с иностранными государствами. Предусматривались уголовно-правовые санкции против нарушителей закона. Но применение закона оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила должного завершения). Более того, закон Шермана фактически стали использовать против профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе определение объединения, препятствующего торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы.

Однако, требования общественности ограничить злоупотребления монополий, равно как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству стимулировали принятие новых федеральных антитрестовских законов (законы 1950 и 1955 гг.), а также антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого рода появились даже раньше, чем закон Шермана).

Впоследствии нормативные акты такого рода появились во всех экономически развитых странах, составив в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947, 1953 гг. в Японии; 1948, 1956, 1965 гг. в Англии; 1945 и 1986 гг. во Франции и т.д.).

Ныне условно различаются две основные системы антитрестовского законодательства: американская и европейская. Первая руководствуется доктриной юридического запрета на возникновение монополистических объединений, вторая - юридической проверкой деятельности монополий в целях пресечения их злоупотреблений. Весьма показателен в этом отношении английский закон 1976 года.

В связи с образованием Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран приобрело более унифицированный характер, чем в других регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, особенно его применение, не является стабильным.

 

 

169. Основные изменения в гражданском праве и брачно-семейном законодательстве в XIX-XX вв.

В течение XX века существенные изменения претерпевают субъекты права. Изменяется прежде всего статус физических лиц, утверждается равенство всех лиц без различия национальности, пола, семейного положения и пр. Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице как особой организационной структуре, имеющей правосубъектность и имущественную обособленность.

Большинство стран различает юридические лица частного и публичного права. К юридическим лицам частного права относятся банковско-коммерческие, промышленные и др. организации, создаваемые частными лицами, которые определяют задачи организации и создают ее материальную базу диапозитивными нормами гражданского права. Государство, государственные организации и учреждения относятся к юридическим лицам публичного права. Им присущи публичная природа поставленных перед ними целей, наличие властных полномочий, особый характер членства. Юридические лица создаются на основе публично-правовых актов, имеющих императивный характер. В настоящее время видами юридического лица частного права по законодательству многих стран являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Акционерное общество (АО) определяется как особая организационная форма объединения предприятий, организаций и отдельных лиц, созданная его участниками-акционерами. Акционерное общество обладает собственной правосубъектностью, имущественной обособленностью, несет исключительную ответственность по своим обязательствам, но в пределах своего имущества. Законодательством предусматриваются следующие структуры управления АО: в Англии и США - правление или общее собрание акционеров, в Германии -правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров, во Франции учредителям предоставлено право выбора между этими системами. Особое внимание законодательство уделяет акциям - документам, удостоверяющим членство в акционерном обществе, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В настоящее время получили распространение следующие виды акций: именные - их обладатели занесены в реестр акционеров, фамилия указана на самой акции, а переход права собственности осуществляется путем оформления передаточной надписи на акции и изменения фамилии владельца в реестре АО; На предъявителя - переход права собственности ограничивается простой передачей документа. Кроме того акции делятся на привилегированные и обыкновенные. Привилегированные акции дают право на повышенный размер дивиденда, первоочередность получения дохода и т.д., но не участвуют в управлении АО. Обыкновенные акции лишены каких-либо преимуществ, но дают право голоса на общем собрании акционеров. Помимо акций АО имеют право выпуска облигаций (долговых обязательств), обладание ими не влечет членства в АО. Владельцы облигаций имеют право первоочередной выплаты дохода, который определяется как фиксированный процент. Общество с ограниченной ответственностью (000) определяется как объединение лиц под общей фирмой, признаваемой юридическим лицом и несущей исключительную ответственность. Общество с ограниченной ответственностью имеет ряд преимуществ перед АО, которые вытекают из правовых норм, регулирующих их деятельность.000 имеют меньшие размеры минимального уставного капитала, менее жестокие требования к публичной отчетности, большие права рядовых участников на информацию о состоянии дел, больше свободы выбора характера и формы ведения дел. Это привело к преобладанию 000 по сравнению с акционерными обществами. Во всех системах права центральным институтом вещного права является право собственности. Континентальная система права понимает под правом собственности совокупность исключительных правомочий собственника: право владения, право пользования и право распоряжения. В большинстве стран объекты права собственности делят на "телесное" и "бестелесное имущество", а последнее на "движимые" и "недвижимые вещи". В XX веке расширился перечень "телесного имущества", сюда вошли, в частности, различные носители энергии (газ, электроэнергия). К числу "бестелесного имущества" стали относить различные ценные бумаги, товарораспределительные документы (накладные и пр.). Особым объектом становится определенная часть технических знаний и практического опыта в области производства, торговли, управления и проч., представляющих конфиденциальную коммерческую ценность и не обеспеченные ранее патентной защитой. Они получают юридическое оформление "ноу-хау". Во второй половине XX века происходит расширение видов права собственности. Широкое распространение получает, наряду с государственной и частной, смешанная собственность, где часть принадлежит государству, а часть - приватным лицам. Обычно это акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Другим важнейшим элементом вещного права является владение. Заметным явлением в странах континентальной системы права стало выделение ряда обязательств из сферы гражданско-правового законодательства. Это связано, например, с переходом договора трудового найма в области трудового права. Аналогичные изменения наблюдаются и в странах англосаксонской системы права, но в меньшей степени. Существенные изменения претерпевает в современном гражданском праве сам договор. Появляются новые виды договоров, обусловленные дифференциацией банковских операций, появлением лицензионных соглашений (собственник изобретения или технологических знаний выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, товарные знаки и т.д.), лизинга и т.д. Получают развитие бартерные сделки (безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором). Изменения в семейном праве. Законодательство 60 - 70 гг. радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Это отчетливо просматривается в законах 1969 г. (Англия), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия) и ряда других стран. В основном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения между ними. Улучшено правовое положение внебрачных детей. Признание правового равенства позволило в ряде стран, например, в Германии, Италии, Швейцарии отказаться от юридического понятия главы семьи. Предполагается, что супруги совместно осуществляют руководство семьей, совместно управляют имуществом. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности. Наиболее распространенными являются два основных вида правового режима семейного имущества: договорный и легальный. Возникновение первого связано с заключением брачного контракта, составляемого до регистрации брака. Этим договором определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и возможного будущего, совместно приобретенного в браке, возможных будущих расчетов супругов в области имущества, а также многие другие вопросы аналогичного порядка. Наибольшее распространение получили следующие виды легального режима: 1) раздельное имущество (Англия, большинство штатов США, Германия), 2) общее имущество (Франция, некоторые кантоны Швейцарии, 8 штатов США) - все, нажитое в браке, принадлежит совместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке, но в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между супругами поровну.

Основные изменения в уголовном праве в XIX-XX вв.

Уголовное право, в наибольшей степени восприимчивое к поворотам политического курса, характеризуется попеременной сменой прогрессивной и реакционной тенденций в своем развитии. Проявляясь неоднозначно и подчас разновременно в национальных законодательствах, они тем не менее несут в себе и некоторые общие черты. Наиболее резкие зигзаги имели место в уголовном праве Германии. Веймарская республика (1919-1933 гг.) сохранила действие УК 1871 г., воплотившего основные идеи школы классического уголовного права о соответствии между тяжестью преступления и тяжестью наказания, о сокращении области применения смертной казни и т.п. Вместе с тем УК 1871 г. был заново отредактирован в духе республиканского строя, из него удалили пережитки прусского феодализма. Республика декларировала свою приверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые, впрочем, не всегда соблюдались в таких, например, нормативных актах, как указы президента от 19.03.20 г. и 20.09.23 г., вводивших смертную казнь за "антигосударственную деятельность", а также указ от 29.01.20 г., ужесточавший наказания за призыв к забастовке. Нацистский рейх (1933-1945 гг.), установивший режим открытого террористического подавления, упраздняет всю систему либерально-демократической законности. Указ 4.02.33 г. "В защиту немецкого народа" фактически сводит на нет свободу печати и собраний. Указ 28.02.33 г. "О защите народа и государства" по существу аннулирует парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Завершен разгром либерально-демократических институтов с помощью последующего чрезвычайного законодательства: "Об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение" (29.03.33 г.), "О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству" (14.07.38 г.), "Против коварных посягательств на государство и партию" (20.12.34 г.), "О защите немецкой крови и немецкой чести" (15.09.35 г.) и др. им подобных актов. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером для законов других фашистских и полуфашистских государств.

После окончания Второй мировой войны, на основе Потсдамских соглашений все фашистское законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и гуманизации уголовного права. Конституция определенно высказалась по проблеме, являющейся дискуссионной во всем мире: смертная казнь отменялась (ст. 101), подчеркивалась приверженность традиционным либеральным принципам: "Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения", "Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона" (ст. 103). Впрочем, демократизация уголовного права проходила неровно, неоднократно замедляясь и даже прерываясь. С 1969 по 1975 годы была проведена новая реформа УК 1871 г. В результате УК получил более четкую структуру деления на общую и особенную часть. В особенной части ощутима некоторая гуманизация уголовного права: исключены некоторые составы преступлений, деяния по которым отныне не считаются криминальными (например, так называемые религиозные преступления), сужена сфера хозяйственных преступлений, которые рассматриваются как административные или гражданско-правовые правонару­шения, штрафные санкции почти на 80% заменили более тяжкие наказания.

Прогрессивные и реакционные тенденции определяли развитие уголовного права и традиционных западных демократий, прежде всего Англии, США, Франции. Хотя в этих странах реакционное законодательство не достигало масштабов и форм большинства фашистских государств, тем не менее в определенные периоды чрезвычайное законодательство и внесудебная расправа получали широкое распространение. Принятые в США закон Смита (1940 г.), Маккарэна-Вуда (1950 г.), закон о контроле за подрывной деятельностью (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности, некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные права граждан, что в конечном итоге это вынужден был признать и Верховный суд США. Появилась возможность усиливать уголовные репрессии и даже распространять их на действия, которые законодательством криминальными не считаются, наблюдается так называемое судебное правотворчество. Объективно этому способствуют нечеткие, так называемые "каучуковые" формулировки некоторых норм уголовного законодательства, а подчас и пробелы в нем, что и восполняют суды при рассмотрении конкретных дел. При этом в целом сохраняется единая уголовная политика, так как нижестоящие суды США при вынесении приговоров обязаны следовать правовому положению, сформулированному в приговоре, вынесенном вышестоящим судом по аналогичной категории дел. При этом суды штатов как правило следуют указаниям вышестоящих судов своего штата, а федеральные суды вышестоящим судам федерации. Но Верховные суды (США и штатов) не считаются связанными своими же вынесенными ранее приговорами и решениями. Такая система показала себя достаточно гибкой, позволяющей в зависимости от конкретной политической и социально-психологической ситуации выносить не только жесткие, но и достаточно либеральные, гуманные приговоры.

С конца 60-х годов в уголовном законодательстве США наметилась некоторая демократизация. В 1967 г. был принят новый УК штата Нью-Йорк.- один из наиболее совершенных в технико-юридическом плане либеральных американских законов, ставший во многих своих аспектах образцом для УК ряда штатов. Этим он способствовал модернизации и федерального законодательства США. В настоящее время уголовное право США состоит из параллельно функционирующих Федерального уголовного законодательства и прежде всего УК США 1909 г., основная часть которого была заново переработана в 1948 г. и включена в Свод законов США, а также УК отдельных штатов. Разграничение уголовного закона федерации и штатов в конечном итоге определяется конституцией. Имеющая место некоторая конкуренция законодательств стимулирует судебное правотворчество.

Последнее еще в большей степени присуще Англии во многом в силу особенностей английского уголовного права, значительная часть которого состоит из судебных прецедентов. Таковыми считаются правовые положения сформулированные в приговорах хотя бы одного из высоких судов Англии и принимаемые за правило при разрешении других аналогичных дел судами низшей и разной им инстанции. Высокие суды, за исключением палаты лордов, связаны предыдущими приговорами и решениями. Прецедент может быть отменен или изменен парламентским актом.

Составленное на основе прецедентов "Общее право" Англии отличается архаичностью, крайней сложностью и противоречивостью, тем не менее это облегчает судьям выбор из множества прецедентов такого, который в наибольшей степени отвечает условиям текущего момента. Очевидная гибкость такой системы, видимо, является одной из причин, сдерживающих кодификацию уголовного права (Англия до сих пор не имеет единого УК), хотя со второй половины XIX в. начали издаваться "консолидирующие законы" - своего рода кодификации по отдельным видам преступлений. В XX в. увеличилось количество парламентских актов, посвященных уголовному праву (закон об уголовном праве 1967 г., закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г. закон о криминальном повреждении имущества 1971 г. и т.д.).

170. Развитие норм международного права в XIX-XX вв.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны). Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания. Положительное: закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов; устанавливается правовой режим иностранцев; в некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»; международное право начинают изучать в университетах. По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями. В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут). Положительное: ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»; в соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд. Главный недостаток – практически узаконил колониализм. Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики: грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества; выдвигались требования ликвидации колониальных отношений; провозглашалось право народов на самоопределение и т.д. Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона: свобода международной торговли; - сокращение вооружений; передел колоний и территориальные проблемы Европы; создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств. В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки: на первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы; Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств; Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики); Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов: Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим; Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии; нападение СССР на Финляндию; нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну. В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права: на англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства; на Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю,, которая действовала на практике до 1919г)); на конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права. Основа современного права была заложена Уставом ООН: в основу международного права был положен принцип сотрудничества; порвал с легализацией колониального угнетения; определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д. Вследствие чего: в международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство. С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.). Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.