Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие исторического типа государства и права в отечественной политико-юридической литературе




Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.

Назовем основные признаки анализируемого явления:

1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;

2) это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели);

3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) дя правонарушителя: ущемление его прав (лишение своооды, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.)„

5) характер и, объем лишений установлены в санкции юридической нормы;

6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

Цели юридической ответственности — конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают существование регулятивной и охранительной функций права.

Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель — наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель — предупреждение совершения правонарушений впредь. Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности, которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования путем обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей, являются важнейшей гарантией законности. Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

 

Принадлежность гос-ва и права к той или иной общ-венной формации предопределяет их конкретные специфические особенности. Исторический тип гос-ва - сов-ть существенных свойств гос-в, относящихся к определенной социально-неоднородной (классовой) общ.-экономической формации. Исторические типы гос-ва и права: 1.рабовладельческий; 2.феодальный; 3.капиталистический; 4.социалистический. Из общей схемы выпадают деспотические общ-ва (не имевшие рабовладения). Истории известны гос-ва двух типов - добуржуазного (восточное, рабовладельческие и феодальные) и буржуазного (капиталистического), а также гос-ва, переходные от одного из них к другому (социалистического типа). В понятии «исторический тип права» в обобщенных хар-ристиках выражаются единые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису общ-ва (типу собств-ти) — поск-ку, понятно, эти категории (активно используемые в идеолого-партийных целях марксизмом) имеют право на существование со строго научных позиций. С точки зр. марксизма-ленинизма каждой классовой общ.-экономической формации свойствинен свой исторический тип права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Деление национ-х правовых систем на эти „4 типа и образует основу ортодоксальной марксистской типологии права. Его использование преследует цель «привязать» правовые системы данной эпохи к исторически определенному эконом-му базису, к типу собств-ти на средства произв-ва и таким способом конкретизировать классовую сущность права, зафиксировать конкретное соц.-политическое содержние правовых систем. И это будто бы открывало путь к пониманию глубинных закономерностей, свойственных национальным правовым системам того или иного исторического типа. В настоящее время с позиций строго научного мировоззренческого подхода необходимо более корректно подходить к истолкованию и использованию понятия «исторический тип права». Как основа правовой типологии оно может рассматриваться лишь по отношению к правовым системам гос-в, отличающихся сугубо классовой направленностью. В целом же, учитывая своеобразие права как явления цивилизации и к-ры, рассматриваемое понятие — не более чем «общий фон» для оценки правовых систем, применительно к к-рым на более заметное место выдвигаются иные критерии типологии — те, которые хар-ризуют их в кач-ве семей правовых систем, а также укрупненных (логических) систем. При формационном подходе к классификации правовых систем происходит необоснованное перенесение особенностей Европейского региона на мировую историю в целом, подгонка исторических фактов под заранее задуманную теоретическую модель: рабовладение и крепостничество не получили широкого распространения в мировом масштабе и специфичны лишь для ряда гос-в Европы. В юр.лит-ре предлагается класс-ть правовые системы по особенностям исторического общества и выделять право добуржуазное и право буржуазное. В рамках исторического подхода существует иная классификация правовых систем: а) право сословное (отражает и закрепляет соц. структуру общ-ва, состоящую из классов-сословий; право выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий), б) право формальное (всеобщего рав-ва, формальных прав и абстрактной свободы, качественно отличающиеся от сословного права; его полит-м выражением являлась привилегия), в) право социальное (сохраняет общечел-кие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегос-ной системы гарантий, особенно же льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества). Тип гос-ва и права - взятые в единстве наиболее общие черты различных гос-в и их правовых систем, сов-ть их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, хар-ризующихся общими сущностными признаками. Государство и П рассматривается в развитии. Понятие «исторические типы» позволяют выявить основные этапы государства и права. Стадийность (цикличность) общ развития было замечено давно: -Европейский менталитет – прогрессивное развитие общества. -Азиатский менталитет – человечество проходит определённые стадии. Специальный взгляд на объяснение стадий: Особенности: базируется на Марксисткой Т общественно-эк. формаций. (С начала 90 годов отношение к этой Т стало неоднозначным: а) От неё лучше отказаться; б) Используют материал советского периода без изменений. Отвергнуть полностью эту теорию – нет оснований). Исторический тип гос-ва и права – это совокупность существенных черт, признаков, сторон гос-ва и права относящихся к определённой классовой формации. (Историческая) формация – это степень развития. (Историч тип присущ не всем формациям, т.е. не все связаны с госуд правовым феноменом, так первобытная- не была соц. дифференцирована). В основе общественно-экономической формации (ОЭФ) лежит собственный уникальный способ производства (единство производственных сил и производственные отношений). У каждой формации свой способ производства. Общественное развитие - это процесс поступательный, прогрессивного развития. Смена формации - качественный скачок («соц. революция»). Производственные отношения (в рамках определённой формаций) – это эк. базис, базис формации. (Эк. сфера – эк. отношения. Всю систему охватить нельзя – производственные отношения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.