КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и признаки права
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА С точки зрения аксиологического подхода культура вообще определяется как система базовых (общесоциальных) ценностей общества, создаваемых, воспроизводимых и передаваемых последующими поколениями. Правовая культура – это система духовных и материальных правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе жизнедеятельности общества. Типы правовых культур: западная и восточная; древняя, средневековая, культура Нового времени; религиозная и светская. Правосознание – интеллектуальное и эмоционально-ценностное восприятие информации о правовой действительности, определяющее правовое поведение субъектов. Структура правосознания: правовая онтология, правовая аксиология (правовая идеология и правовая психология) и правовая праксеология (правовая политика и правовая установка). Виды правосознания: индивидуальное, групповое, общественное.
Право есть древнейший феномен культуры. Право есть сфера человеческого духа, так же как религия и мораль. Поэтому оно есть ценность, которая на социальном уровне воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества. Право есть социально-психическое явление культуры, «живущее» в общественном сознании и во взаимодействии субъектов права. Право есть психосоциокультурная ценность, т.к. право формируется и существует как явление конкретной культуры, выражающее ее основополагающие ценности, соответствие с которыми и есть необходимое условие социального признания, легитимации правовых текстов. Право есть универсальное средство межличностного общения (коммуникации). Оно предполагает целенаправленное, нормативно определенное взаимодействие между субъектами права. Таким образом, право формируется и развивается благодаря коммуникативной деятельности заинтересованных в правовом общении субъектов. В праве реализуется человеческая свобода. Поэтому нравственно -коммуникативное назначение права заключается в том, чтобы быть одной из важнейших предпосылок на пути к духовно-зрелому обществу. Результат действия права – установление определенного коммуникативно-правового порядка. Правовой порядок есть социально признанный порядок, т.к. основывается на социально признанных нормах, которые признаются обществом справедливыми. В силу этого любой правопорядок является порядком справедливым, т.к. справедливость есть соответствие должному, социально признанному. Право есть справедливо упорядоченная свобода субъектов правовой коммуникации.
Тип правопонимания это формирующийся в рамках определенной культуры образ права, характеризующийся определенными признаками права и ценностным восприятием его. Основные типы правопонимания: - юснатурализм – один из древнейших типов правопонимания. Согласно такому представлению миром правит постигаемый человеческим разумом природный закон (Логос), постоянный и неизменный. Он был назван естественным правом, отождествляемым со справедливостью и добром. В Средние века естественное право трактовалось как воля Бога, сформулированная в Откровении (заповедях) и постигаемая человеческим разумом. В Новое время естественное право было отождествлено с естественными правами и свободами человека, перечень которых прямо выводили из человеческого разума. Во всех случаях естественное право рассматривали как некий правовой идеал, совокупность нравственных требований к действующему позитивному праву. - этатизм, согласно которому право всегда является созданием государства и выражает его волю. Поэтому право понимается как совокупность правил поведения, установленных и санкционированных государством. - социологический подход предполагает, что право возникает непосредственно в обществе через реальные правовые отношения, складываясь в обычаи и правила, которые впоследствии воплощаются в правовые нормы. С этих позиций, право это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в законе. Оно представляется собой систему нормативно определенных правовых отношений. - интегральный подход (интегративный – исходящий из единого объединяющего признака) исходит из интерпретации права как многоединства и рассматривает право как системную целостность, делая акцент, прежде всего на субъекте правоотношения. С этих позиций п раво есть нормативно определенный и социально признанный порядок взаимодействия между субъектами путем реализации взаимных прав и обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Признаки права: 1. наличие у субъектов взаимообусловленных прав и обязанностей 2. наличие правоотношения между ними 3. наличие общепризнанных и общеобязательных правил поведения (правовых норм). Легитимация (социальное признание норм) означает признание их в качестве социальных ценностей, вследствие чего нормы становятся правовыми.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |