КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Где потом хранился этот меч
Ночной арест Христа
РУССКАЯ ИСТОРИЯ: В. Н. Татищев продолжает: «Начальник сему убийству был Пётр Кучков, зять его. Анбал ясин, ключник княжий, Иоаким Кучкович и прочие НЕЧЕСТИВЫЕ числом общим 20 в тот день в доме Петра Кучкова В СОГЛАСИЕ ВОШЛИ… Когда же НОЧЬ НАСТУПИЛА, оные проклятые злодеи, вооружась, приехали в Боголюбово» [130], т. 2, с. 366. ЕВАНГЕЛИЯ: Матфей и остальные евангелисты также утверждают, что арест Иисуса произошёл НОЧЬЮ (Матфей 26). К Иисусу приходит Иуда во главе группы заговорщиков. «И с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матфей 26:47). Согласно Евангелиям, непосредственно перед арестом Христа происходит известная ночная сцена в Гефсиманском саду, когда несколько апостолов, сопровождавших Иисуса, УСНУЛИ. Иисус говорит им: «Вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников» (Матфей 26:45). Аналогичный НОЧНОЙ СОН перед гибелью, – как самого князя Андрея, так и, надо полагать, его слуг, спавших в том же княжеском доме, – описан и в русских летописях. В. Н. Татищев: «Вскоре, словно звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо К ЕГО СПАЛЬНОЙ, не ведая подлинно, ТУТ ЛИ КНЯЗЬ СПИТ, а двери были заперты. Один из них кликнул: "Князь, господин!". На это князь спросил: "Кто ты?". Оный отвечал: "Я Прокопий". Князь же, опознав, что речь не Прокопиева, сказал: "Раб, я слышу, что ты не Прокопий". Тогда они, узнав речь княжую, стали двери ломать» [130], т. 2, с. 366.
8.4. Удар мечом, нанесённый апостолом Петром.
ЕВАНГЕЛИЯ: Далее Евангелия описывают событие, которое мы условно назовём: сцена с мечом. Сказано так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, ИЗВЛЁК МЕЧ СВОЙ И, УДАРИВ РАБА ПЕРВОСВЯШЕННИКОВА, ОТСЁК ЕМУ УХО. Тогда говорит ему Иисус: ВОЗВРАТИ МЕЧ ТВОЙ В ЕГО МЕСТО (! – Авт.), ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфей 26:51-52). Костяк сюжета таков: ударом меча ранен (или убит?) один из нападающих на Иисуса. При этом отсечено ухо, то есть некая часть тела. Иисус ТРЕБУЕТ ВЕРНУТЬ МЕЧ НА МЕСТО. Заключительная фраза сцены: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – носит, скорее, характер комментария. Обычно считается, что Иисус потребовал вернуть меч в ножны, вложить его обратно. Однако не исключено, что на самом деле имелось в виде нечто иное. Посмотрим, что рассказывают здесь русские летописи. Оказывается, практически то же самое, но в слегка ином оформлении. РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Заговорщики врываются в спальню князя, см. рис. 3.26. В. Н. Татищев сообщает: «Князь, видя сие, вскочив с постели, ХОТЕЛ МЕЧ ВЗЯТЬ, ибо он, хотя такого наглого нападения никогда опасаться причины не имел, но от любви к святому Борису, сроднику его, МЕЧ ЕГО ВСЕГДА ПРИ СЕБЕ ИМЕЛ. И НЕ МОГ ОНОГО НАЙТИ, поскольку казначей его Анбал, после умышления убийства его, оный пред вечером того дня вынес вон. Тогда, ворвавшись, двое из злодеев, ухватили князя. Он же, схватив их, одного ударил о землю, а другого держал. Прочие, вскочив и думая, что князь лежит на земле, закололи оного товарища своего» [130], т. 2, с. 366 – 367. Отметим, что на старинной миниатюре, рис. 3.26, вокруг головы Андрея Боголюбского изображён золотой нимб, жёлтый на цветном рисунке. Так рисовали святых.
Рис. 3.26. Миниатюра из Радзивиловской Летописи. Заговорщики входят во дворец Андрея Боголюбского. «Постигши бо ночи бочи суботней, вземши оружие, яко зверие дивие, идеже бе блаженный илежав постельнице, и силою отломите двери у сеней». Взято из [115], лист 214, оборот. См. также [101], кн. 2, с. 517, илл. 127. Миниатюра поздняя, изготовлена, скорее всего, в XVIII веке, см. ХРОН4, гл. 1:4.
Перед нами – фактически евангельская сцена с мечом. Напомним, что меч князя Андрея был предусмотрительно украден заговорщиками, и в момент нападения «Андрей напрасно ИСКАЛ МЕЧА СВОЕГО, тайно унесённого ключником Анбалом» [69], кн. 1, т. 3, гл. 1, столбец 18. Следовательно, скорее всего, известная евангельская фраза: «Возврати меч твой в его место» – могла означать безуспешное требование Андрея-Иисуса вернуть ему святой меч Бориса. Поспешно искал меч и восклицал что-то вроде: «Возврати меч!», «Положи обратно меч!». Эта фраза и попала на страницы Евангелий в слегка искажённом виде. Как мы теперь понимаем, наследственный меч, подло украденный в ночь убийства у Андрея Боголюбского – Иисуса Христа, и принадлежавший когда-то святому Борису, играл важную роль в сцене гибели князя. Естественно было бы ожидать, что это оружие было потом окружено почитанием верующих и, скорее всего, сохранялось многие годы. И действительно, Н. М. Карамзин сообщает следующее. «В Московской Оружейной Палате есть древний меч Греческой работы, с вырезанной Греческою надписью: "Пресвятая Богородица! помоги рабу твоему… В лето по Христе"… Не сей ли меч принадлежал Св. Борису и Андрею? Он издревле хранился как святыня вместе с Мономаховою шапкою» [69], кн. 1, комментарий 22 к т. 3, гл. 1, столбец 12. Обращает на себя внимание, что Н. М. Карамзин поставил здесь многоточия на месте даты. Означает ли это, что дата на мече сбита и сегодня не читается? Было бы интересно более пристально изучить «евангельский меч» святого Бориса и Андрея Боголюбского – Иисуса Христа. Понятно, кстати, почему знаменитый меч хранился именно в сокровищнице русско-ордынских царей-ханов. Потому что Андрей-Христос долгое время правил во Владимиро-Суздальской Руси, где родилась его мать – Мария. Кстати, зададим вопрос: сохранился ли меч Андрея-Христа до наших дней? Ответ на вопрос мы сейчас получим, обратившись к каталогу оружия (рукописная опись Л. П. Яковлева 1862 года), хранящегося в Оружейной Палате и опубликованному нами в [РЕК]:2, с. 515 – 546. На странице 525 читаем: «5366 (5913). Сабля Ивана Алексеевича булатная греческая. Сабля Ивана Алексеевича с насечкой образа Богородицы, рекомой: "Цвет неувядаемый" (греч.). По обуху: "Пречистая Матерь Бога помози рабу твоему! В лето по Р.Х."» [РЕК]:2, с. 525. Таким образом в XIX веке дата на сабле уже отсутствовала. И имя тоже. Сабля явно считалась очень ценной, поскольку принадлежала лично царю.
8.5. Отсечённая правая рука Андрея Боголюбского и отсечённая правая рука Андроника-Христа
Выше мы говорили о том, что Андронику Комнину отрубили ПРАВУЮ РУКУ. Напомним слова Никиты Хониата: «Ему отрубили секирой правую руку» [140], с. 357. Евангелия ничего не сообщают об отрубленной руке Христа. Андрею Боголюбскому тоже отсекли руку, причём именно ПРАВУЮ: «Оття ему руку ДЕСНУЮ» (то есть правую) [102], т. 9, с. 250. Задержимся немного на описании гибели Андрея. Один из заговорщиков, напавших на князя Андрея, был убит. Не исключено, что Евангелия тоже отразили данный факт, сообщив, что одному из заговорщиков, нападающих на Иисуса отсекли ухо (хотя потом, в одном из Евангелий, добавлено, будто Иисус «исцелил его» (Лука 22:51)). При этом, Евангелия подчёркивают, что было отсечено именно ПРАВОЕ ухо (Иоанн 18:10; Лука 22:50). А русские хроники сообщают, что Андрею Боголюбскому отсекли именно ПРАВУЮ руку [102], т. 9, с. 250. Правда, Евангелия сообщают здесь, что пострадал РАБ, а русские летописцы указывают на самого АНДРЕЯ. По-видимому, факт отсечения ПРАВОЙ руки или ПРАВОГО уха всем запомнился, но вот кто именно при этом пострадал – здесь мнения расходились. ЕВАНГЕЛИЯ: Далее, евангелисты утверждают, что удар мечом, отсёкшим ПРАВОЕ ухо заговорщика – раба Малха, нанёс апостол ПЁТР, ученик Иисуса (Иоанн 18:10), см. рис. 3.27.
Рис. 3.27. «Арест Иисуса» (В. da Siena). Показан поцелуй Иуды и арест Иисуса. Внизу слева Пётр наносит удар мечом и отрубает «правое ухо». Взято из [166], с. 23.
РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Русские летописи, по-видимому, отражая то же событие, говорят, что удар мечом, отсёкшим ПРАВУЮ руку князя Андрея, нанёс заговорщик с тем же именем ПЁТР. А именно, ПЁТР Кучков, бывший зятем Андрея [102], т. 9, с. 249 – 250. То есть человек, весьма близкий к Андрею Боголюбскому. Описанная сцена изображена на миниатюре из Радзивиловской Летописи, см. рис. 3.28. Кстати, здесь также вокруг головы Андрея изображён золотой нимб (жёлтый на цветном рисунке), как у святого.
Рис. 3.28. Миниатюра, вероятно XVIII века, из Радзивиловской Летописи. Художник изобразил, как Пётр Кучкович отрубает левую (!) руку Андрея Боголюбского, хотя по тексту речь идёт о правой руке: «И Петръ же ему оття руку десну». Отрубленную руку князя держит женщина, вероятно, коварная жена Андрея, активно участвовавшая в заговоре [69], кн. I, комментарий 21 к т. 3, гл. 1, столбец 11. Взято из [115], лист 215. См. также [101], кн. 2, с. 518, илл. 128
Таким образом, в обоих описаниях гибели Иисуса-Андрея всплывает одно и то же имя – ПЁТР, как имя близкого человека, нанёсшего удар мечом и отсёкшего ПРАВУЮ часть тела. В. Н. Татищев продолжает: «Потом, опознав князя, схватились с ним. И не могши его повалить, стали мечами сечь. На что он их спрашивал, какую вину они на нём нашли. Но те, не отвечая ему, били его лежащего. И когда уже голоса его не слышали, ПОЛАГАЯ ЕГО МЁРТВЫМ, снесли на низ, а сами, боясь, с трепетом пошли из хором» [130], т. 2, с. 367. Между прочим, согласно Евангелиям, умершего Иисуса СНЯЛИ С КРЕСТА, спустили на землю. Может быть, отражением данного обстоятельства и является краткое и слегка туманное указание русской летописи: «снесли на низ», то есть спустили на землю, сняли со столба?
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |