Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Царь Ирод и Святополк Окаянный




 

Другим важным сюжетом в евангельской истории Иоанна Крестителя является его конфликт с плохим царём Иродом и злобной женой Ирода – Иродиадой. Согласно Евангелиям, царь Ирод в общем-то относился к пророку Иоанну Крестителю с уважением, внимательно прислушивался к его словам, однако находился под влиянием своей жены Иродиады, которая ненавидела Иоанна и в конце концов добилась его казни. Иоанна Крестителя заключили в тюрьму, после чего его голова была отрублена по приказу Ирода, опрометчиво давшего слово исполнить любое желание Саломеи, дочери Иродиады, увлёкшей царя прекрасным танцем на пиру (Матфей 14:1-13).

Зададимся вопросом – есть ли в летописной биографии Святого Владимира Крестителя похожий сюжет? В точно таком виде его нет. Однако присутствует история, вероятно, перекликающаяся с евангельским рассказом о гибели Иоанна Крестителя, и смысл которой становится теперь понятнее.

Как мы уже отмечали, в русской истории якобы X века основным дубликатом евангельского царя Ирода является, по-видимому, великий князь Святополк Окаянный. Он считается сыном Владимира Крестителя [101], кн. 1, с. 214. Во всяком случае, они тесно связаны.

Оказывается, отношения между Святым Владимиром (Иоанном Крестителем?) и Святополком Окаянным (Иродом?) были очень сложными: «Много горя доставили ему двое старших сыновей – Святополк и Ярослав» [101], кн. 1, с. 214. Вражда Владимира с поляками кончилась тем, что Святополк Окаянный женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. «Выдав свою дочь за православного князя, Болеслав стал действовать на Святополка ЧЕРЕЗ ДОЧЬ с целью склонить его к принятию католичества. Скоро Святополк ОЧЕНЬ ПОДДАЛСЯ ЭТОМУ… Болеслав стал подучивать СВЯТОПОЛКА ВОССТАТЬ ПРОТИВ ОТЦА. ВЛАДИМИР ЗАКЛЮЧИЛ ЗА ЭТО СВЯТОПОЛКА С ЖЕНОЙ В ТЕМНИЦУ, В КОТОРОЙ ОНИ ПРОВЕЛИ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ» [101], кн. 1, с. 215.

По-видимому, здесь в преломлённом виде присутствуют начальные элементы истории гибели Иоанна Крестителя. А именно, «хороший пророк» Иоанн (то есть князь Владимир), затем – «плохой царь» Ирод (то есть князь Святополк Окаянный), потом – «плохая жена» Ирода, Иродиада (то есть жена Святополка), и наконец, заключение в тюрьму. Здесь, впрочем, в рассказе о тюрьме, переставлены местами пророк Иоанн Креститель и царь Ирод, то есть Владимир Креститель и Святополк. Подчеркнём далее, что в русской истории явно присутствует сюжет натравливания женщиной царя Ирода на пророка Иоанна. А именно, князя Святополка Окаянного, через посредство его жены, усиленно подталкивают к конфликту с его отцом Владимиром. И добиваются успеха в этом предприятии.

Пойдём дальше. В русской летописной биографии Владимира Крестителя громко звучит евангельский мотив плохой Иродиады.

Напомним, что в одном из отражений Иоанна Крестителя, а именно, в римской версии Иоанна Кресцентия, плохая Иродиада выступает в смешанном виде. Она является не то женой или любовницей Ирода, не то женой самого Иоанна Крестителя. См. подробности в [МЕТ2], ХРОН2,гл.2:1.2. Похожую картину мы сейчас увидим и в русской истории якобы X века. Считается, что у Владимира было около восьмисот (!?) жён [101], кн. 1, с. 190. Однако довольно долго главной женой была Рогнеда Рогволодовна, прозванная также Гореславой [101], кн. 1, с. 191, 197. Кстати, последнее её имя Горе– Слава (вероятно, Горькая Слава, то есть Плохая Слава?) довольно примечательно и указывает на какие-то тяжёлые обстоятельства. Оказывается, Рогнеда ХОТЕЛА СОБСТВЕННОРУЧНО УБИТЬ ВЛАДИМИРА, ревнуя его к восьмистам другим жёнам и не в состоянии простить Владимиру убийство своего отца. «Однажды пришёл к ней Владимир и уснул. ОНА ВЗЯЛА НОЖ И СОВСЕМ БЫ ЕГО ЗАКОЛОЛА, если бы он во время не проснулся и не схватил её за руку» [101], кн. 1, с. 190. Таким образом, если Владимир Креститель – отражение Иоанна Крестителя, то Рогнеда, в данном эпизоде, может быть отражением евангельской плохой Иродиады.

Интересно, что буквально тут же русские летописи сообщают о казни ХРИСТИАНИНА ИОАННА по приказу Владимира Якобы Владимир в 983 году решил принести человеческую жертву богам. «Жребий пал на одного отрока варяга (по имени Иоанн – Авт.), прекрасного лицом и душой и притом ХРИСТИАНИНА. Имя его было Иоанн. Этот отрок жил вместе со своим отцом, ФЕОДОРОМ, который тоже исповедовал Христову веру» [101], кн. 1, с. 191. Отец Феодор отказался выдать своего сына Иоанна для жертвоприношения. Тогда «рассвирепевший народ поджёг хоромы и убил обоих варягов. Впоследствии на месте их убийства была выстроена Десятинная церковь… Убийство варягов – Иоанна и отца его, Феодора, произвело сильное впечатление на Владимира» [101], кн. 1, с. 191.

Но ведь выше мы обнаружили, что в другом повторе той же истории, расположенном в XII веке, фигурируют священники Леон и Феодор, являющиеся отражениями Иоанна Крестителя XII века в «письменной биографии» Андрея Боголюбского XII века. Напомним, что монах Феодор XII века был замучен и казнён. Так что появление в летописной биографии Владимира Крестителя якобы X века аналогичного мученика Феодора возможно подтверждает нашу мысль, что перед нами – ещё один повтор истории Иоанна Крестителя из XII века. Романовская версия русской истории сообщает, что «на том же месте, где были убиты разъярённой толпой два варяга – Феодор и Иоанн, Владимир повелел соорудить особо богатый храм в честь Богоматери… На содержание его Владимир определил давать десятую часть доходов со своих имений, почему церковь и была названа Десятинной» [101], кн. 1, с. 200. Достаточно многозначительно то обстоятельство, что сам Владимир Креститель сразу после смерти был, по мнению поздних романовских редакторов, захоронен ИМЕННО В ЭТОЙ ЖЕ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ [101], кн. 1, с. 217. Может быть, редакторы уже путали Владимира Святого с Фёдором-Иоанном?

Таким образом, в весьма путаном рассказе русских летописцев о событиях якобы конца X века, при Владимире Крестителе, смутно проступают основные элементы евангельского сюжета об Иоанне Крестителе. Отдельные события его биографии распределены здесь между тремя персонажами: сам князь Владимир Креститель, а затем – казнённые христиане Феодор и Иоанн. Недаром всплывает здесь и имя погибшего христианина Иоанна. Не исключено, что романовская версия русской истории X – XII веков склеена из нескольких отрывочных дубликатов, говорящих в общем-то об одном и том же, но записанных разными летописцами, а потому разнящимися в деталях, частично затуманивающих суть дела. Если бы не полученные нами ранее хронологические результаты, то мы вряд ли смогли бы распутать клубок разноречивых сведений, дошедших до нас от далёких хронистов XII века и их позднейших редакторов XVII – XVIII веков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.