Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Володин. Пять вечеров 1 страница




ЕКЗАМЕНАЦІЙНІ БІЛЕТИ

Форма № Н-5.05

 

ЛУГАНСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ КУЛЬТУРИ І МИСТЕЦТВ

 

Освітньо-кваліфікаційний рівень бакалавра

 

Напрям підготовки Мистецтво

 

Спеціальність Хореографія Семестр VI

 

Навчальна дисципліна Історія хореографічного мистецтва

 

 

Затверджено на засіданні кафедри хореографічного мистецтва, протокол № 1 від 30.08.12 р.

 

 

Завідувач кафедри Потьомкіна О. М.

 

 

Екзаменатор Негода Л. Л.


Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов.
Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро.
Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах...


Первый вечер

На просцениуме освещена маленькая тахта. На ней сидят Зоя и Ильин. Между ними - раскрытый патефон, вертится пластинка.
Вот мелодия кончилась. Зоя сняла мембрану.

З о я. Нет, это безумие, что я так себя веду. Только прошу, не истолкуй мое поведение как вообще легкую доступность ко мне.
И л ь и н. Ладно.
З о я. Что - ладно?
И л ь и н. Не истолкую.
З о я. Вредный, ты - это другое дело. (Пауза). А правда, как у нас все быстро произошло. Всего неделю назад мы еще друг друга не знали. И - вдруг. Прямо не верится. Правда, я какая-то безумная. Ты меня, наверно, презираешь.
И л ь и н. Что ты, наоборот.
З о я (показывает Ильину журнал мод). Скажи, а такая женщина тебе нравится?
И л ь и н. Ничего.
З о я. Эту манекенщицу больше всех снимают. Вот здесь она хорошая. А здесь плохая. А эту в последних журналах совсем перестали показывать, наверно, поругалась. А может быть, замуж вышла за обеспеченного. Одной-то вообще жить лучше. Мужчине надо то носки покупать, то мясо, то четвертинку. Вот, скажи, что такое любовь?
И л ь и н. Неизвестно.
З о я. Любовь... это электрический ток.
И л ь и н. Очень может быть.
З о я. Не может быть, а точно. У тебя когда отпуск кончается?
И л ь и н. Скоро - ту-ту!.. Сколько я здесь не был, лет семнадцать? И вот интересно: какая-то вывеска, или афишная тумба, или аптека на углу - все точно такое же, как и прежде. Над этой аптекой моя первая любовь жила. Я у них до войны комнату снимал.
З о я. Правда? Ой, как интересно! Расскажи про свою первую любовь. Я люблю, когда рассказывают про свою первую любовь...
И л ь и н. Она красавица была, теперь таких нет. Звезда. Ее подруги так и звали: "Звезда".
З о я. Ну, я тоже не в последних ходила. Вообще я молоденькая - прелестная была. За мной такой человек ухаживал! Только он был пожилой. Мать меня взяла и отговорила. Тогда я сама за него мою подругу сосватала. Недавно ее встретила. Одета!.. А ведь это могла быть я.
И л ь и н. А я бы, пожалуй, сейчас зашел.
З о я. Куда?
И л ь и н. А к ней.
З о я. А я ее на дуэль вызову.
И л ь и н. Всю войну с ней переписывались. Издать - целый том.
З о я. Что же вы тогда расстались, если она такая звезда?
И л ь и н. Не удовлетворил высоким идеалам.
З о я. Значит, отставку получил?
И л ь и н. Нет, по собственному желанию. Причем все заочно, в письменном виде.
З о я. Жалко, я разговаривать не умею, со мной скучно.
И л ь и н. Как же не умеешь, вон сколько наговорила.
З о я. С тобой - другое дело. Вот ответь мне на такой вопрос. Девушка встретила человека. Он в нее влюбился до беспамятства. Она хочет пройти с ним рядом всю жизнь. А он вдруг - раз! - бросил ее. Тогда она другого встретила. Уже не совсем то, но все-таки привыкла к нему и тоже хочет с ним вместе пройти жизнь. А он - хлоп! - опять то же самое, ушел. А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. "В чем дело, чего у меня не хватает?" И с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается. А про нее говорят: "Какая распущенная..." Ничего не слышишь, что я говорю. В одно ухо влетает, в другое вылетает.
И л ь и н. Почему же, я слышу. Просто я думаю о том, что ты сказала.
З о я. Что же надумал?
И л ь и н. Это все верно, Зоенька, это бывает. Печальная история.
З о я. Конечно, печальная.
И л ь и н (глядя в окно). Вот это был наш собственный переулок. Наш персональный кинотеатр. И наше личное небо. Какое небо, а? Зима, ночь, а оно синее, хоть ты разорвись! Нет, опасно возвращаться на те места, где ты был счастлив в девятнадцать лет! "Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил".
З о я. Интересно, какая она теперь - звезда?
И л ь и н. А знаешь, сейчас еще не поздно: что если взять да и правда сходить! Может, она еще здесь живет?
З о я. Ну, Саша, ты слишком злоупотребляешь моим отношением к тебе.
И л ь и н (потрепал ее по волосам). Что ты, Зоенька.

Ильин сидит задумавшись. Потом встает, надевает пальто.

З о я. Вон что! Все ясно.
И л ь и н. Я скоро вернусь. Схожу и приду. (Уходит.)
З о я. Я тебе вернусь! Так с лестницы шугану... Я тебе вернусь!..

Свет гаснет.
Комнаты Тамары: одна побольше, другая поменьше. Впоследствии действие происходит то в одной, то в другой,
то в обеих комнатах одновременно.
Тамара одна, сидит за столом и накручивает волосы на бигуди. Позвонили в дверь. Тамара продолжает заниматься своим делом,
потому что никого не ждет. Позвонили еще раз. Слышно, как открыли наружную дверь. Кто-то постучал в комнату.

Т а м а р а (встревожилась, подошла к двери). Кто там?
Г о л о с И л ь и н а. Тамара Васильевна?
Т а м а р а. В чем дело?
Г о л о с И л ь и н а (дурашливо измененный). У вас комната сдается?
Т а м а р а. Какая комната - двенадцать часов!
Г о л о с И л ь и н а (подражая телефонному диктору). Двадцать два часа тридцать три минуты!
Т а м а р а. Выйдите отсюда и хорошенько захлопните за собой дверь.

В прихожей тихо.

Что вы там делаете?
Г о л о с И л ь и н а. Я возле вешалки прилягу. Только утром вы дверь сразу не открывайте, потихоньку.

В прихожей что-то упало.

Т а м а р а. Что это?
Г о л о с И л ь и н а. Корыто.
Т а м а р а. Повесьте его обратно.
Г о л о с И л ь и н а. Повесил.
Т а м а р а. Послушайте, что вам надо? Кто вы такой?

В дверную щель просовывается паспорт.

Не нужен мне ваш паспорт. (Все же взяла, раскрыла. И - вспомнила. Присела на стул тут же, у двери. Потом, забыв вытащить бигуди, молча открыла дверь. Смотрит на Ильина так недоверчиво и жалобно, что Ильин рассмеялся. Да и Гулаг был, но это отдельный разговор. Шагнул к ней и, несмотря на некоторое сопротивление, поцеловал в щеку.)
И л ь и н (по-хозяйски огляделся, повесил на крючок пальто и прошел в комнату). Ну, что ты стоишь? Проходи.

Тамара прошла.

Садись.

Тамара села к столу. Ильин - рядом.

Т а м а р а. Нет, вы там садитесь.
И л ь и н (пересел на другой стул). Ну?
Т а м а р а. Что?
И л ь и н. Как жизнь, настроение, трудовые успехи?
Т а м а р а (с достоинством). Я лично неплохо живу, не жалуюсь. Работаю мастером на "Красном треугольнике". Работа интересная, ответственная...
И л ь и н (тихонько, со значением запел).
Миленький ты мой,
Возьми меня с собой...
Т а м а р а. Я и слова уж забыла.
И л ь и н (поет).
Там, в краю далеком,
Назовешь меня женой.
Т а м а р а. Ничего не помню. Ничего не помню. Сколько времени прошло, кто упомнит... Вы-то как живете? Добились, чего хотели?
И л ь и н. Добился - не добился... Как смотреть.
Т а м а р а. А сами как смотрите?
И л ь и н. А... (Махнул рукой.)
Жизнь моя - железная дорога,
Вечное стремление вперед!
Т а м а р а. Значит, добились. Где работаете?
И л ь и н. Ну, если интересно, - работаю инженером. Если интересует табель о рангах - главным инженером.
Т а м а р а (уважительно). Завод большой?
И л ь и н. Всего-навсего - химический комбинат в Подгорске. Если интересует мощность - довольно крупный. Один из крупнейших в Союзе.
Т а м а р а (вежливо улыбнулась). Большому кораблю больше плавание. Я тоже неплохо живу. Работаю. Работаю мастером все на том же "Треугольнике".
И л ь и н. Смотри, большой человек.
Т а м а р а (махнула рукой). За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. Когда работают одни девушки, они становятся такие боевые, даже распускаются. Другой раз сидит такая хорошенькая, а лохматая. "Причешись! С твоим личиком - и так за собой не следишь". Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь.
И л ь и н. Одна живешь?
Т а м а р а (гордо). Почему - одна? Я с племянником живу. Люси нет, она в блокаду умерла. А Славик остался. Очень способный мальчик - все так говорят. Учится в Технологическом, пошел по вашим стопам. Активный мальчик, не ограничивается одними занятиями, у него и общественное лицо есть. Так что он тоже живет полной жизнью... А вы что, в командировку приехали?
И л ь и н. Ненадолго, дня на три.
Т а м а р а. На три дня.
И л ь и н. Или на четыре.
Т а м а р а. Или на четыре. Что ж, хотите - поживите у нас. Слава ляжет на раскладушке. В общем-то, он не станет вам мешать. Только у меня условие: сюда никого не водить, мальчик занимается, я прихожу усталая. Так что для нас главное - тишина.

Ильин достал папиросы, закурил.

Вы курите?
И л ь и н (усмехнулся). Все еще курю.
Т а м а р а. Уже позабыла. Тогда курите, только форточку открывайте. (Вышла в прихожую, за раскладушкой.)

Ильин убрал папиросы в карман, поднялся. Зашел в комнату, которую когда-то снимал. Постоял там. Вернулся к вешалке, снял пальто. Из прихожей вернулась Тамара.

И л ь и н. Ладно, спите спокойно.
Т а м а р а. Куда вы?
И л ь и н. Не буду вам мешать. Ложитесь, поздно... Будем считать, что встреча состоялась.
Т а м а р а (торопливо, но все же сохраняя официальный тон) Чем же вы будете мешать? Вы мне нисколько не помешаете. Вам здесь будет удобно, вот посмотрите. (Открыла дверь в соседнюю комнату, зажгла свет.) Постель чистая, только сегодня постелила. Не знаю, решайте сами, как вам лучше, я вас уговаривать не собираюсь...
И л ь и н (поколебался, вернулся). Спасибо. (Подошел к ней.)
Т а м а р а (все так же торопливо, но достоинство уже возвращается к ней). Можете ложиться сейчас, время позднее, так что спокойной ночи.
И л ь и н. Спокойной ночи. (Ушел в маленькую комнату.)

Тамара закрыла за ним дверь, прикрыла плотнее. Села на скамеечку у своей кровати, привычно вскинула руки к волосам,
тронула торчащие бигуди, посмотрела в зеркало и охнула от стыда. Одну за другой вытащила бигуди, швырнула их в стенку.
Ильин, обеспокоенный, приоткрыл дверь.

Т а м а р а (обернулась, крикнула). Прошу стучать, если открываете дверь ночью, понятно?
И л ь и н. В общих чертах - да. (Снова закрыл дверь.)

Тамара величественно прошла к выключателю, погасила свет, вернулась, плашмя бросилась на кровать и, уткнувшись лицом
в подушку, затихла. Некоторое время в комнате темно, только окна слабо светятся отблеском ночных фонарей. Но вот
негромко хлопнула наружная дверь, щелкнул замок внутренней, загорелся свет. Это вошли Слава и Катя. Они в пальто,
с поднятыми воротниками. Прислушались. За ширмой, где лежит Тамара, тихо.

К а т я. Неудобно, лучше я домой пойду.
С л а в а (испытывает неловкость). Неудобно знаешь что? (Заглянул в буфет.) Так. Пища. (Положил на стол батон и круг колбасы. Снял с Кати пальто. Приподнял газеты над чертежной доской.) Видишь, работка?

Катя наклонилась.

Осторожно. (Снова закрыл.)

Сели за стол. Ломают батон, по очереди откусывают колбасу.

Первобытный коммунизм.
К а т я. Интересно, а первобытный комсомол был? (Взглянула на Тамарину полку.) У вас книжек сколько! Ты читал такую книжку - "Скорпион"? Там на обложке женщина нарисована с рюмкой и так... полуобнаженная.
С л а в а. Не читал.
К а т я. Боже, какая серость!.. Мне эту книжку один футболист давал. У меня вообще в спортивном мире есть связи. На любую игру могу достать пропуск.
С л а в а. Я вижу, ты не теряешься.
К а т я. А что, у меня много знакомых. Я привыкла дружить. Я после школы два года с одним дружила. Один раз даже с сыном генерала познакомилась. Честное слово. Он так сразу и сказал: я сын генерала.
С л а в а. Врешь ты все.
К а т я (без обиды). Правда. Я даже иностранцам нравлюсь. Шведам. Помнишь, шведы приезжали? Я с одним моряком познакомилась.
С л а в а. Его отпустили на берег на два часа, он и бросился на первую попавшуюся.
К а т я. Ну да, он мне ручку поцеловал. Разрешения попросил и поцеловал.
С л а в а. А ты и рада. (Оглянулся на ширму, придвинул стул к Катиному и с некоторой неловкостью, но весьма решительно обнял ее.)
К а т я (на минуту запнулась и - быстро). Тетка сшила оранжевое платье, так на нее на улице оглядывались - она старая. Тогда она мне отдала.
С л а в а. Хочешь, чтобы на тебя тоже оглядывались?
К а т я. А на меня оглянутся - только скажут: "Хорошо!" (Натянуто улыбнулась Славе, сняла его руку с плеча, ласково, но настойчиво положила ему на колено.)
С л а в а. Ты что?
К а т я. Вчера шла садиком - воробьиха воробья за крыло таскает, наверно, он ей изменил...

Слава поднялся, достал Тамарины папиросы, закурил. Вернулся к Кате, остановился за ее спиной.

(Поправила волосы). А я решила покраситься, а то ни разу брюнеткой не была. (Встала, повернулась к нему лицом, беспокойно засмеялась.)
С л а в а. Смотрю я на тебя и думаю: дура ты или умная?
К а т я. Я не дура, я не умная - я веселая. Меня специально в компанию приглашают, чтобы я их веселила.
С л а в а (облокотился на стул, обнял ее). Ну и как, многих развеселила?
К а т я (поначалу улыбаясь, а затем - зло, с усилием разняла его руки). Не можешь руки при себе держать!
С л а в а (ощетинился). А что я тебе сделал?
К а т я. Ничего. Всякий будет рукам волю давать...
С л а в а. Я что - всякий?
К а т я. А ты думал, тебе особая привилегия? Иди в Мраморный зал на танцы, там есть такие страшненькие, специально для тебя.
С л а в а. Зачем же тогда со мной в кино пошла? В первый раз видишь человека...
К а т я. А чего теряться? Убудет меня - в кино сходить?
С л а в а (с мучительной развязностью). А убудет тебя?.. (Обнял ее.)
К а т я (вырвалась). Сколько стоит билет?
С л а в а (простодушно). Четыре пятьдесят.
К а т я (положила деньги на стол). Пятьдесят копеек на чай. (Направляется к двери.)
Т а м а р а (отодвинув ширму, поднялась на кровати). Двенадцать часов, тебе завтра в восемь вставать.
К а т я (Тамаре). Простите, пожалуйста. (Славе). А во-вторых, я тебя не в первый раз вижу. Я с твоей Лидочкой в одной квартире живу, вот ты какой наблюдательный.
Т а м а р а. А вы, девушка! Пришли ночью к молодому человеку домой. Такая молоденькая и вот как начинаете себя вести. И Славу хотите отвлечь от занятий.
К а т я. А я его не отвлекаю. Он не из-за меня двойки получает.
Т а м а р а. Какие двойки?
К а т я. Спросите у его Лидочки.
Т а м а р а. Какая Лидочка? (Славе.) В чем дело?
С л а в а. А я знаю?
К а т я. У нас ее вся квартира не любит. Самописку твою.
Т а м а р а. Какую самописку?
К а т я. Она лекции конспектирует очень скоро. Прямо слово в слово, как попугай. Только вот несчастье - поссорился с ней Слава, она ему конспекты не дает. Зато когда ей что-нибудь нужно, он на все готов, даже себе в ущерб. У нас ее в квартире никто не любит. Только и знает тетрадки перелистывать - двери не отворит, хоть ты раззвонись! Я ее так и зову: самописка, вечное перо.
Т а м а р а. Ну и что же, значит, старательная девушка, серьезная. А вам не мешает с нее пример взять.
К а т я. А зачем мне брать? Я и так пользуюсь успехом.
Т а м а р а. Видите, как вы отвечаете? Вы - девушка, для вас честь дороже всего. Я в ваши годы уже Славика растила!
С л а в а. Повело.
Т а м а р а. Что?
С л а в а. Спать, говорю, пора.
Т а м а р а. А ты! Как ты мог! Пришли. Двенадцать часов ночи!
К а т я. Мы замерзли в парадном, погреться пришли.
Т а м а р а (не слушая). Стыдись! Привести кого-то. Ко мне.
К а т я. А к кому он должен меня привести, к товарищу?
Т а м а р а. Уходите, я спать хочу.
К а т я. Спокойной ночи.
Т а м а р а. Погремите болтом, дворник откроет.
С л а в а (угрюмо). Провожу.
К а т я. Сама дойду. (Уходит.)
Т а м а р а. Святослав, что случилось?
С л а в а. Видишь ли, какая петрушка. Мы с Лидой договорились идти вместе, а шпаргалки были у меня.
Т а м а р а. Какие шпаргалки?
С л а в а. Ну, какая разница. Нумерованные, по тридцать штук в каждом кармане. Она берет билет - тридцать первый. (Увлекаясь.) Начинаю перелистывать в правом кармане, дошел до тридцатой, соображаю: тридцать первая-то в левом. Нашел наконец ей шпаргалку, начинаю искать для себя. Вынул: вместо девятой - одиннадцатая...
Т а м а р а. А зачем тебе понадобились шпаргалки?
С л а в а. Ты что, никогда не училась?
Т а м а р а. Я училась без шпаргалок.
С л а в а. Карась-идеалист.
Т а м а р а. Может быть. Теперь объясни, что это за девица?
С л а в а. Ну, с междугородной станции, телефонистка.
Т а м а р а. И она в первый же день согласилась прийти к тебе домой? Ночью?!
С л а в а. А может, она надеялась, что я порядочный человек?
Т а м а р а. Это ее меньше всего беспокоит. Ты знаешь, какие бывают женщины? Неужели тебе самому не противно, скажи честно?
С л а в а. Нет.
Т а м а р а. Боже мой, какой ты! Никаких принципов!
С л а в а. Зато у тебя слишком много принципов. Ты из принципа замуж не вышла.
Т а м а р а (встала с кровати, очень взволнована). Да, я из принципа. Я из принципа. А ты? Вот ты грубишь. Ничего нет для тебя святого. И ты считаешь, что это подвиг. Смотрите, как я ничего не боюсь! (Достает с полки книжку, раскрывает ее.) Вот, хочу, чтоб ты прочитал.
С л а в а. Ладно, положи.
Т а м а р а. Нет, сейчас, при мне.
С л а в а. Я начитан до мозга костей, я насыщен теорией по горло.
Т а м а р а (смотрит на него молча и вдруг с силой бьет по щеке). Это письма Маркса!

Входит Ильин. Полускрытая ширмочкой, Тамара грустно листала странички писем Карла Маркса.

С л а в а. Кто это?
И л ь и н. Ильин, Александр Петрович.
С л а в а. Какой Ильин?
И л ь и н. Остановился у вас временно.
С л а в а. Очень приятно.
Т а м а р а. Почему ты от меня скрыл, что получил двойку? Какой-то незнакомой девице рассказал, а от меня скрыл?
С л а в а. Я никому ничего не рассказывал. Вообще не люблю посвящать в свои дела посторонних.
Т а м а р а. Он не посторонний. Он тебя знал, когда тебе два года было. Пускай послушает.

Ильин прислонился к косяку: слушает.

С л а в а. Трагедия из жизни советского студента - "Начало пути". Внимание, занавес!
Т а м а р а. Я ему всю молодость отдала, ничего не осталось!
И л ь и н. Ну ладно, старик, тебе спать пора.

Слава берет раскладушку, уходит в свою комнату.

Т а м а р а (Ильину). И вы уходите, вы мне оба надоели.

Ильин тоже направляется к себе.

Только заприте сначала дверь.

Ильин запирает входную дверь.

И погасите свет.

Ильин гасит свет.

И дайте мне хоть немного поспать сегодня!

Ильин ушел к себе, сел на диван. Слава гремит раскладушкой, всячески притесняя гостя.

И л ь и н. Ну, как там наш Технологический? Фомичев существует.
С л а в а. Свирепствует. А вы что, тоже жертва науки?
И л ь и н. Вот именно - жертва. Меня вышибли с третьего курса.
С л а в а. За что пострадали?
И л ь и н. За откровенность. Как-то на досуге изложил Фомичеву все, что о нем думаю. Тогда он повел против меня холодную войну, которую завершил блестящей победой в конце семестра.
С л а в а. Бывает.
И л ь и н. Я вижу - вы с тетей плохо ладите.
С л а в а. По третьему закону Ньютона - действие равно противодействию. Она меня воспитывает - я сопротивляюсь.
И л ь и н. А что, ваша тетя все время одна живет, замуж не выходила?
С л а в а. Не родился еще тот несчастный... Впрочем, был у нее кто-то на заре туманной юности. По неофициальным данным.
И л ь и н. Тише. (Мотнул головой на дверь.) А ведь, наверно, это я и был. Мы с ней до войны познакомились, я у вас комнату снимал. Папа твой служил на Морфлоте, мама и Тома только еще начинали клейщицами на "Треугольнике". Она красавица была, твоя тетя, теперь таких нет. Звезда! Ее в цеху так и звали "Звезда". Прибежит с завода - стук-стук по ступенькам...
С л а в а. А вы романтик.
И л ь и н. Мы с ней всю войну переписывались. Потом по причине некоторых обстоятельств я перестал писать, а письма ее все с собой таскал. Потом и письма куда-то пропали.
С л а в а. А знаете, я бы на вашем месте описал все это в поэме. Что-нибудь такое:
Милый взгляд твоих дивных глазенок
Пробудил впечатленье во мне,
Ты одна мне милей из девчонок,
Моему сердцу пришлась по душе...
И л ь и н (засмеялся). Ничего. Только рифма хромает.
С л а в а. Рифма - это не важно. Было бы чувство в груди. Ну, рад, что познакомился. (Протянул Ильину руку.)

Ильин медленно сжал ее так, что Слава охнул.

И л ь и н. Тсс... (Сжал еще сильнее.)

Слава приподнялся.

Тсс. (Со зловещим спокойствием.) Так вот. Если ты при мне обидишь эту женщину, то я семь шкур с тебя спущу и голым в Африку пущу. Рифма устраивает?
С л а в а (простонал). Устраивает.
И л ь и н. Тсс... (Отпустил.) Какое мы имеем сегодня число?
С л а в а. Пятнадцатое.
И л ь и н. Так вот, в течение этих дней, что я провожу в вашем доме, я намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь. Усвоил?
С л а в а. Усвоил. (Взял полотенце, ушел на кухню.)

Ильин погасил свет. В полумраке мы видим Тамару и Ильина. Они лежат в своих комнатах с открытыми глазами.

И л ь и н. Тома...

Тамара не отвечает.

Тома.

Тамара молчит.

Тома!..

Пауза.

Т а м а р а. Что?
И л ь и н. Не спишь? (Пауза.) А я тебя вспоминал. А ты?
Т а м а р а. Первое время вспоминала.
И л ь и н. А ты мало изменилась.
Т а м а р а. Не болтай.

Ильин засвистел мотив песенки.

Довольно уж, мне на работу рано.
И л ь и н. Спокойной ночи.
Т а м а р а. Спокойной ночи.

Лежит с открытыми глазами. На сцене меркнет свет. Так закончился первый вечер.


Второй вечер

Мы сразу перейдем к нему, потому что за день ничего существенного не произошло.
Ильин и Слава в комнате Тамары. Ильин сидит верхом на стуле, наблюдая за Славой. В продолжение последующего
разговора Слава постелит на стол белую скатерть, распределит по комнате три букета мимозы в стеклянных банках,
оботрет пыль с комода.

И л ь и н. Видишь, как хорошо. Когда на столе белая скатерть и цветы - неловко быть мелочным, грубым, злым. Скатерть должна быть со складками от утюга: они пробуждают воспоминания детства.
С л а в а. Возвышенно.
И л ь и н. Жить надо мудро, без суеты. Учти, в книге жизни много лишних подробностей. Но тут существует секрет: эти страницы можно пропускать.
С л а в а. Ну так вот, эту самую страницу мне читать неохота. Придет тетя Тома, пускай убирается. В конце концов, существует разделение труда?
И л ь и н (учтиво). Не серди меня, работай.

Слава, не ответив, сел на другой стул точно в такой же позе, как Ильин.

И будешь проделывать эту операцию каждую субботу.
С л а в а. Ха-ха.
И л ь и н. А ну, встань.

Слава не двигается.

И л ь и н. Неудобно же мне бить сидячего.

Слава встал, Ильин тоже.

Опусти подбородок на грудь, развернись боком к противнику, левая рука выставлена вперед, правая защищает подбородок. В боевой стойке ты неуязвим для удара.

Слава встал в стойку.

Наиболее эффективны удары, нанесенные по концу подбородка. В боксе нет замахов. Поступательное движение кулака происходит по прямой, ибо прямая - кратчайшее расстояние между двумя точками. Усвоил?
С л а в а. Усвоил.
И л ь и н. Бей.

Слава бьет. Ильин подставил ладонь, шаг назад.

Вперед левой, протягивай правую. Удар.

То же самое.

Пальцами вниз, коротко, неожиданно, бей!..

Отходя к двери.

Бей!..

За его спиной открывается дверь. Это Катя, в оранжевом платье. Мгновение она смотрит на происходящее молча и вдруг
с пронзительным визгом бросилась на Ильина, вцепилась ему в руку.

К а т я. Ты что делаешь, гад ползучий! Ты что делаешь!
С л а в а. Обалдела? Пусти, это запрещенный прием.

Катя оставила Ильина.

Тренируемся, понятно? Техника бокса.
К а т я (Ильину). За такую тренировку знаете что бывает? Пятнадцать суток.
И л ь и н. Демоническая женщина. Маникюр у тебя, что ли?
К а т я (Славе). Зачем на переговорный приходил?
С л а в а. Так, мимо шел - зашел.
К а т я. А я думала - по делу. Больше так не приходи. (Направляется к двери.)
С л а в а. Посидела бы.
К а т я. Еще чего!
С л а в а. Куда спешить-то...
К а т я. Детишки плачут.
С л а в а. Александр Петрович, правда она на Земфиру похожа из "Цыган"?
К а т я (польщена, хотя это нисколько не соответствует действительности). Неправда. Вот, говорят, я на артистку Ларионову похожа, - это может быть.
С л а в а (Ильину). А что, сходство есть.
К а т я. Не знаю. А другие говорят, что я похожа на сестер Федоровых. Только худею что-то. Прошлый год в талии было семьдесят, а сейчас шестьдесят семь. Совсем дистрофик стала.
С л а в а. С чего бы это?
К а т я. Влюбилась сильно.
С л а в а. В кого, не секрет?
К а т я. В монтера нашего, Ваню.
С л а в а. А я смотрю - вырядилась. (Ильину.) Нет, девушки не должны одеваться ярко. Пускай хотя бы делают вид, что они неземные существа. Ладно, раз пришла, давай включайся, а то мы тут зашились.
К а т я. Что это у вас за приготовления?
И л ь и н. Праздник такой. День рождения.
К а т я (кивнула на Славу). У этого, что ли?
И л ь и н. Нет, не у этого... у тети его.
К а т я. Сколько же ей стукнуло?
С л а в а. Вообще день рождения, абстрактно.
К а т я. Понятно. Между прочим, у нас на лестнице одна женщина - тридцать восемь лет - вышла замуж.
С л а в а. За семидесятилетнего.
К а т я. В тридцать восемь лет можно выйти за что угодно.
И л ь и н. Ну, ближе к делу. Оботри окошко, полочку, в общем, вас теперь двое - действуйте. Я скоро вернусь. (Ушел.)
К а т я (сняла пальто, подвязалась фартучком). Сперва скатерть постелили, потом пыль вытирают. Уборщики!
С л а в а. Ладно, больше дела - меньше слов. (Сел на место Ильина, наблюдает за работой.)
К а т я (после паузы). Сейчас иду по улице, смотрю, птицы сидят над карнизом. Он спит, а она его клюет - ей скучно.

Слава молчит.

(Глядя в окно.) Вон девочка пошла в ботиночках, они триста рублей стоят. Хорошо бы они сто пятьдесят стоили, я бы обязательно купила.
С л а в а. У тети Томы есть календарь женщины - там точно подсчитано: если средняя продолжительность жизни семьдесят лет, то на сон уходит двадцать пять лет, на еду - шесть, на умывание - полтора года. А если подсчитать, сколько уходит на бессмысленные разговоры...
К а т я. Можешь не разговаривать. (Убирается молча. Обтирает книжную полку, достала книжку, раскрыла.) Жюль Ренар.
С л а в а. Это тебе неинтересно.
К а т я. Почему неинтересно!.. (Отложила книжку на тумбочку, продолжает работать молча.) Я еще тоже студентка буду, в техникум связи пойду. Это почти что институт, там четыре года учатся.
С л а в а. Давай старайся.
К а т я. А что, наш монтер говорит, у меня есть технические способности. Это редкость у женщины. У меня в школе были очень хорошие характеристики, что я ангел. Только с переговорного уходить неохота. За все время ни одного замечания, одни благодарности. Потому что меня все знают, что я четко работаю. У меня на дежурстве даже голос становится другой, правда? (Пауза.) Слава, хочешь в "Зарю" на восемь тридцать? У меня там билетерша знакомая. Я один раз двоих провела. Сижу между ними, один говорит: "Ты со мной пришла, повернись ко мне". Поворачиваюсь, тогда другой с претензией.
С л а в а. А я третий буду сидеть? Совсем извертишься. (Указал.) В той комнате убери.

Катя уходит в комнату Славы. Входит Тамара. Некоторое время молча смотрит на происходящее.

Т а м а р а. Что здесь происходит? Кто тебе разрешил стелить эту скатерть? Зачем ты взял банки, их надо сдать в магазин, я специально приготовила. Слезь со стола и объясни мне, в чем дело...
С л а в а. А я знаю... Жилец твой распорядился.
Т а м а р а (после паузы). При чем тут мой жилец! Пускай скажет спасибо, что его пустили ночевать. Новое дело, со своим уставом в чужой монастырь. Освободи банки.

Слава складывает на окно мимозу. Тамара убирает скатерть. Постепенно комната приобретает прежний вид.
В дверях появляется Катя.

(Испуганно.) Кто это?
К а т я. Это я, Катя.
Т а м а р а. Какими судьбами?
К а т я. А я... пришла.
Т а м а р а. Сама?

Катя опустила голову, неопределенно пожала плечами.

А что вы там делали?
К а т я. Чемодан обтерла.
Т а м а р а (Славе). Задвинь его обратно.
С л а в а. Может, и мусор обратно принести?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.