Навчальна дисципліна Історія хореографічного мистецтва
Затверджено на засіданні кафедри хореографічного мистецтва, протокол № 1 від 30.08.12 р.
Завідувач кафедри Потьомкіна О. М.
Екзаменатор Негода Л. Л.
Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро. Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах...
Первый вечер
На просцениуме освещена маленькая тахта. На ней сидят Зоя и Ильин. Между ними - раскрытый патефон, вертится пластинка. Вот мелодия кончилась. Зоя сняла мембрану.
З о я. Нет, это безумие, что я так себя веду. Только прошу, не истолкуй мое поведение как вообще легкую доступность ко мне. И л ь и н. Ладно. З о я. Что - ладно? И л ь и н. Не истолкую. З о я. Вредный, ты - это другое дело. (Пауза). А правда, как у нас все быстро произошло. Всего неделю назад мы еще друг друга не знали. И - вдруг. Прямо не верится. Правда, я какая-то безумная. Ты меня, наверно, презираешь. И л ь и н. Что ты, наоборот. З о я (показывает Ильину журнал мод). Скажи, а такая женщина тебе нравится? И л ь и н. Ничего. З о я. Эту манекенщицу больше всех снимают. Вот здесь она хорошая. А здесь плохая. А эту в последних журналах совсем перестали показывать, наверно, поругалась. А может быть, замуж вышла за обеспеченного. Одной-то вообще жить лучше. Мужчине надо то носки покупать, то мясо, то четвертинку. Вот, скажи, что такое любовь? И л ь и н. Неизвестно. З о я. Любовь... это электрический ток. И л ь и н. Очень может быть. З о я. Не может быть, а точно. У тебя когда отпуск кончается? И л ь и н. Скоро - ту-ту!.. Сколько я здесь не был, лет семнадцать? И вот интересно: какая-то вывеска, или афишная тумба, или аптека на углу - все точно такое же, как и прежде. Над этой аптекой моя первая любовь жила. Я у них до войны комнату снимал. З о я. Правда? Ой, как интересно! Расскажи про свою первую любовь. Я люблю, когда рассказывают про свою первую любовь... И л ь и н. Она красавица была, теперь таких нет. Звезда. Ее подруги так и звали: "Звезда". З о я. Ну, я тоже не в последних ходила. Вообще я молоденькая - прелестная была. За мной такой человек ухаживал! Только он был пожилой. Мать меня взяла и отговорила. Тогда я сама за него мою подругу сосватала. Недавно ее встретила. Одета!.. А ведь это могла быть я. И л ь и н. А я бы, пожалуй, сейчас зашел. З о я. Куда? И л ь и н. А к ней. З о я. А я ее на дуэль вызову. И л ь и н. Всю войну с ней переписывались. Издать - целый том. З о я. Что же вы тогда расстались, если она такая звезда? И л ь и н. Не удовлетворил высоким идеалам. З о я. Значит, отставку получил? И л ь и н. Нет, по собственному желанию. Причем все заочно, в письменном виде. З о я. Жалко, я разговаривать не умею, со мной скучно. И л ь и н. Как же не умеешь, вон сколько наговорила. З о я. С тобой - другое дело. Вот ответь мне на такой вопрос. Девушка встретила человека. Он в нее влюбился до беспамятства. Она хочет пройти с ним рядом всю жизнь. А он вдруг - раз! - бросил ее. Тогда она другого встретила. Уже не совсем то, но все-таки привыкла к нему и тоже хочет с ним вместе пройти жизнь. А он - хлоп! - опять то же самое, ушел. А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. "В чем дело, чего у меня не хватает?" И с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается. А про нее говорят: "Какая распущенная..." Ничего не слышишь, что я говорю. В одно ухо влетает, в другое вылетает. И л ь и н. Почему же, я слышу. Просто я думаю о том, что ты сказала. З о я. Что же надумал? И л ь и н. Это все верно, Зоенька, это бывает. Печальная история. З о я. Конечно, печальная. И л ь и н (глядя в окно). Вот это был наш собственный переулок. Наш персональный кинотеатр. И наше личное небо. Какое небо, а? Зима, ночь, а оно синее, хоть ты разорвись! Нет, опасно возвращаться на те места, где ты был счастлив в девятнадцать лет! "Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил". З о я. Интересно, какая она теперь - звезда? И л ь и н. А знаешь, сейчас еще не поздно: что если взять да и правда сходить! Может, она еще здесь живет? З о я. Ну, Саша, ты слишком злоупотребляешь моим отношением к тебе. И л ь и н (потрепал ее по волосам). Что ты, Зоенька.
Ильин сидит задумавшись. Потом встает, надевает пальто.
З о я. Вон что! Все ясно. И л ь и н. Я скоро вернусь. Схожу и приду. (Уходит.) З о я. Я тебе вернусь! Так с лестницы шугану... Я тебе вернусь!..
Свет гаснет. Комнаты Тамары: одна побольше, другая поменьше. Впоследствии действие происходит то в одной, то в другой, то в обеих комнатах одновременно. Тамара одна, сидит за столом и накручивает волосы на бигуди. Позвонили в дверь. Тамара продолжает заниматься своим делом, потому что никого не ждет. Позвонили еще раз. Слышно, как открыли наружную дверь. Кто-то постучал в комнату.
Т а м а р а (встревожилась, подошла к двери). Кто там? Г о л о с И л ь и н а. Тамара Васильевна? Т а м а р а. В чем дело? Г о л о с И л ь и н а (дурашливо измененный). У вас комната сдается? Т а м а р а. Какая комната - двенадцать часов! Г о л о с И л ь и н а (подражая телефонному диктору). Двадцать два часа тридцать три минуты! Т а м а р а. Выйдите отсюда и хорошенько захлопните за собой дверь.
В прихожей тихо.
Что вы там делаете? Г о л о с И л ь и н а. Я возле вешалки прилягу. Только утром вы дверь сразу не открывайте, потихоньку.
В прихожей что-то упало.
Т а м а р а. Что это? Г о л о с И л ь и н а. Корыто. Т а м а р а. Повесьте его обратно. Г о л о с И л ь и н а. Повесил. Т а м а р а. Послушайте, что вам надо? Кто вы такой?
В дверную щель просовывается паспорт.
Не нужен мне ваш паспорт. (Все же взяла, раскрыла. И - вспомнила. Присела на стул тут же, у двери. Потом, забыв вытащить бигуди, молча открыла дверь. Смотрит на Ильина так недоверчиво и жалобно, что Ильин рассмеялся. Да и Гулаг был, но это отдельный разговор. Шагнул к ней и, несмотря на некоторое сопротивление, поцеловал в щеку.) И л ь и н (по-хозяйски огляделся, повесил на крючок пальто и прошел в комнату). Ну, что ты стоишь? Проходи.
Тамара прошла.
Садись.
Тамара села к столу. Ильин - рядом.
Т а м а р а. Нет, вы там садитесь. И л ь и н (пересел на другой стул). Ну? Т а м а р а. Что? И л ь и н. Как жизнь, настроение, трудовые успехи? Т а м а р а (с достоинством). Я лично неплохо живу, не жалуюсь. Работаю мастером на "Красном треугольнике". Работа интересная, ответственная... И л ь и н (тихонько, со значением запел). Миленький ты мой, Возьми меня с собой... Т а м а р а. Я и слова уж забыла. И л ь и н (поет). Там, в краю далеком, Назовешь меня женой. Т а м а р а. Ничего не помню. Ничего не помню. Сколько времени прошло, кто упомнит... Вы-то как живете? Добились, чего хотели? И л ь и н. Добился - не добился... Как смотреть. Т а м а р а. А сами как смотрите? И л ь и н. А... (Махнул рукой.) Жизнь моя - железная дорога, Вечное стремление вперед! Т а м а р а. Значит, добились. Где работаете? И л ь и н. Ну, если интересно, - работаю инженером. Если интересует табель о рангах - главным инженером. Т а м а р а (уважительно). Завод большой? И л ь и н. Всего-навсего - химический комбинат в Подгорске. Если интересует мощность - довольно крупный. Один из крупнейших в Союзе. Т а м а р а (вежливо улыбнулась). Большому кораблю больше плавание. Я тоже неплохо живу. Работаю. Работаю мастером все на том же "Треугольнике". И л ь и н. Смотри, большой человек. Т а м а р а (махнула рукой). За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. Когда работают одни девушки, они становятся такие боевые, даже распускаются. Другой раз сидит такая хорошенькая, а лохматая. "Причешись! С твоим личиком - и так за собой не следишь". Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь. И л ь и н. Одна живешь? Т а м а р а (гордо). Почему - одна? Я с племянником живу. Люси нет, она в блокаду умерла. А Славик остался. Очень способный мальчик - все так говорят. Учится в Технологическом, пошел по вашим стопам. Активный мальчик, не ограничивается одними занятиями, у него и общественное лицо есть. Так что он тоже живет полной жизнью... А вы что, в командировку приехали? И л ь и н. Ненадолго, дня на три. Т а м а р а. На три дня. И л ь и н. Или на четыре. Т а м а р а. Или на четыре. Что ж, хотите - поживите у нас. Слава ляжет на раскладушке. В общем-то, он не станет вам мешать. Только у меня условие: сюда никого не водить, мальчик занимается, я прихожу усталая. Так что для нас главное - тишина.
Ильин достал папиросы, закурил.
Вы курите? И л ь и н (усмехнулся). Все еще курю. Т а м а р а. Уже позабыла. Тогда курите, только форточку открывайте. (Вышла в прихожую, за раскладушкой.)
Ильин убрал папиросы в карман, поднялся. Зашел в комнату, которую когда-то снимал. Постоял там. Вернулся к вешалке, снял пальто. Из прихожей вернулась Тамара.
И л ь и н. Ладно, спите спокойно. Т а м а р а. Куда вы? И л ь и н. Не буду вам мешать. Ложитесь, поздно... Будем считать, что встреча состоялась. Т а м а р а (торопливо, но все же сохраняя официальный тон) Чем же вы будете мешать? Вы мне нисколько не помешаете. Вам здесь будет удобно, вот посмотрите. (Открыла дверь в соседнюю комнату, зажгла свет.) Постель чистая, только сегодня постелила. Не знаю, решайте сами, как вам лучше, я вас уговаривать не собираюсь... И л ь и н (поколебался, вернулся). Спасибо. (Подошел к ней.) Т а м а р а (все так же торопливо, но достоинство уже возвращается к ней). Можете ложиться сейчас, время позднее, так что спокойной ночи. И л ь и н. Спокойной ночи. (Ушел в маленькую комнату.)
Тамара закрыла за ним дверь, прикрыла плотнее. Села на скамеечку у своей кровати, привычно вскинула руки к волосам, тронула торчащие бигуди, посмотрела в зеркало и охнула от стыда. Одну за другой вытащила бигуди, швырнула их в стенку. Ильин, обеспокоенный, приоткрыл дверь.
Т а м а р а (обернулась, крикнула). Прошу стучать, если открываете дверь ночью, понятно? И л ь и н. В общих чертах - да. (Снова закрыл дверь.)
Тамара величественно прошла к выключателю, погасила свет, вернулась, плашмя бросилась на кровать и, уткнувшись лицом в подушку, затихла. Некоторое время в комнате темно, только окна слабо светятся отблеском ночных фонарей. Но вот негромко хлопнула наружная дверь, щелкнул замок внутренней, загорелся свет. Это вошли Слава и Катя. Они в пальто, с поднятыми воротниками. Прислушались. За ширмой, где лежит Тамара, тихо.
К а т я. Неудобно, лучше я домой пойду. С л а в а (испытывает неловкость). Неудобно знаешь что? (Заглянул в буфет.) Так. Пища. (Положил на стол батон и круг колбасы. Снял с Кати пальто. Приподнял газеты над чертежной доской.) Видишь, работка?
Катя наклонилась.
Осторожно. (Снова закрыл.)
Сели за стол. Ломают батон, по очереди откусывают колбасу.
Первобытный коммунизм. К а т я. Интересно, а первобытный комсомол был? (Взглянула на Тамарину полку.) У вас книжек сколько! Ты читал такую книжку - "Скорпион"? Там на обложке женщина нарисована с рюмкой и так... полуобнаженная. С л а в а. Не читал. К а т я. Боже, какая серость!.. Мне эту книжку один футболист давал. У меня вообще в спортивном мире есть связи. На любую игру могу достать пропуск. С л а в а. Я вижу, ты не теряешься. К а т я. А что, у меня много знакомых. Я привыкла дружить. Я после школы два года с одним дружила. Один раз даже с сыном генерала познакомилась. Честное слово. Он так сразу и сказал: я сын генерала. С л а в а. Врешь ты все. К а т я (без обиды). Правда. Я даже иностранцам нравлюсь. Шведам. Помнишь, шведы приезжали? Я с одним моряком познакомилась. С л а в а. Его отпустили на берег на два часа, он и бросился на первую попавшуюся. К а т я. Ну да, он мне ручку поцеловал. Разрешения попросил и поцеловал. С л а в а. А ты и рада. (Оглянулся на ширму, придвинул стул к Катиному и с некоторой неловкостью, но весьма решительно обнял ее.) К а т я (на минуту запнулась и - быстро). Тетка сшила оранжевое платье, так на нее на улице оглядывались - она старая. Тогда она мне отдала. С л а в а. Хочешь, чтобы на тебя тоже оглядывались? К а т я. А на меня оглянутся - только скажут: "Хорошо!" (Натянуто улыбнулась Славе, сняла его руку с плеча, ласково, но настойчиво положила ему на колено.) С л а в а. Ты что? К а т я. Вчера шла садиком - воробьиха воробья за крыло таскает, наверно, он ей изменил...
Слава поднялся, достал Тамарины папиросы, закурил. Вернулся к Кате, остановился за ее спиной.
(Поправила волосы). А я решила покраситься, а то ни разу брюнеткой не была. (Встала, повернулась к нему лицом, беспокойно засмеялась.) С л а в а. Смотрю я на тебя и думаю: дура ты или умная? К а т я. Я не дура, я не умная - я веселая. Меня специально в компанию приглашают, чтобы я их веселила. С л а в а (облокотился на стул, обнял ее). Ну и как, многих развеселила? К а т я (поначалу улыбаясь, а затем - зло, с усилием разняла его руки). Не можешь руки при себе держать! С л а в а (ощетинился). А что я тебе сделал? К а т я. Ничего. Всякий будет рукам волю давать... С л а в а. Я что - всякий? К а т я. А ты думал, тебе особая привилегия? Иди в Мраморный зал на танцы, там есть такие страшненькие, специально для тебя. С л а в а. Зачем же тогда со мной в кино пошла? В первый раз видишь человека... К а т я. А чего теряться? Убудет меня - в кино сходить? С л а в а (с мучительной развязностью). А убудет тебя?.. (Обнял ее.) К а т я (вырвалась). Сколько стоит билет? С л а в а (простодушно). Четыре пятьдесят. К а т я (положила деньги на стол). Пятьдесят копеек на чай. (Направляется к двери.) Т а м а р а (отодвинув ширму, поднялась на кровати). Двенадцать часов, тебе завтра в восемь вставать. К а т я (Тамаре). Простите, пожалуйста. (Славе). А во-вторых, я тебя не в первый раз вижу. Я с твоей Лидочкой в одной квартире живу, вот ты какой наблюдательный. Т а м а р а. А вы, девушка! Пришли ночью к молодому человеку домой. Такая молоденькая и вот как начинаете себя вести. И Славу хотите отвлечь от занятий. К а т я. А я его не отвлекаю. Он не из-за меня двойки получает. Т а м а р а. Какие двойки? К а т я. Спросите у его Лидочки. Т а м а р а. Какая Лидочка? (Славе.) В чем дело? С л а в а. А я знаю? К а т я. У нас ее вся квартира не любит. Самописку твою. Т а м а р а. Какую самописку? К а т я. Она лекции конспектирует очень скоро. Прямо слово в слово, как попугай. Только вот несчастье - поссорился с ней Слава, она ему конспекты не дает. Зато когда ей что-нибудь нужно, он на все готов, даже себе в ущерб. У нас ее в квартире никто не любит. Только и знает тетрадки перелистывать - двери не отворит, хоть ты раззвонись! Я ее так и зову: самописка, вечное перо. Т а м а р а. Ну и что же, значит, старательная девушка, серьезная. А вам не мешает с нее пример взять. К а т я. А зачем мне брать? Я и так пользуюсь успехом. Т а м а р а. Видите, как вы отвечаете? Вы - девушка, для вас честь дороже всего. Я в ваши годы уже Славика растила! С л а в а. Повело. Т а м а р а. Что? С л а в а. Спать, говорю, пора. Т а м а р а. А ты! Как ты мог! Пришли. Двенадцать часов ночи! К а т я. Мы замерзли в парадном, погреться пришли. Т а м а р а (не слушая). Стыдись! Привести кого-то. Ко мне. К а т я. А к кому он должен меня привести, к товарищу? Т а м а р а. Уходите, я спать хочу. К а т я. Спокойной ночи. Т а м а р а. Погремите болтом, дворник откроет. С л а в а (угрюмо). Провожу. К а т я. Сама дойду. (Уходит.) Т а м а р а. Святослав, что случилось? С л а в а. Видишь ли, какая петрушка. Мы с Лидой договорились идти вместе, а шпаргалки были у меня. Т а м а р а. Какие шпаргалки? С л а в а. Ну, какая разница. Нумерованные, по тридцать штук в каждом кармане. Она берет билет - тридцать первый. (Увлекаясь.) Начинаю перелистывать в правом кармане, дошел до тридцатой, соображаю: тридцать первая-то в левом. Нашел наконец ей шпаргалку, начинаю искать для себя. Вынул: вместо девятой - одиннадцатая... Т а м а р а. А зачем тебе понадобились шпаргалки? С л а в а. Ты что, никогда не училась? Т а м а р а. Я училась без шпаргалок. С л а в а. Карась-идеалист. Т а м а р а. Может быть. Теперь объясни, что это за девица? С л а в а. Ну, с междугородной станции, телефонистка. Т а м а р а. И она в первый же день согласилась прийти к тебе домой? Ночью?! С л а в а. А может, она надеялась, что я порядочный человек? Т а м а р а. Это ее меньше всего беспокоит. Ты знаешь, какие бывают женщины? Неужели тебе самому не противно, скажи честно? С л а в а. Нет. Т а м а р а. Боже мой, какой ты! Никаких принципов! С л а в а. Зато у тебя слишком много принципов. Ты из принципа замуж не вышла. Т а м а р а (встала с кровати, очень взволнована). Да, я из принципа. Я из принципа. А ты? Вот ты грубишь. Ничего нет для тебя святого. И ты считаешь, что это подвиг. Смотрите, как я ничего не боюсь! (Достает с полки книжку, раскрывает ее.) Вот, хочу, чтоб ты прочитал. С л а в а. Ладно, положи. Т а м а р а. Нет, сейчас, при мне. С л а в а. Я начитан до мозга костей, я насыщен теорией по горло. Т а м а р а (смотрит на него молча и вдруг с силой бьет по щеке). Это письма Маркса!
Входит Ильин. Полускрытая ширмочкой, Тамара грустно листала странички писем Карла Маркса.
С л а в а. Кто это? И л ь и н. Ильин, Александр Петрович. С л а в а. Какой Ильин? И л ь и н. Остановился у вас временно. С л а в а. Очень приятно. Т а м а р а. Почему ты от меня скрыл, что получил двойку? Какой-то незнакомой девице рассказал, а от меня скрыл? С л а в а. Я никому ничего не рассказывал. Вообще не люблю посвящать в свои дела посторонних. Т а м а р а. Он не посторонний. Он тебя знал, когда тебе два года было. Пускай послушает.
Ильин прислонился к косяку: слушает.
С л а в а. Трагедия из жизни советского студента - "Начало пути". Внимание, занавес! Т а м а р а. Я ему всю молодость отдала, ничего не осталось! И л ь и н. Ну ладно, старик, тебе спать пора.
Слава берет раскладушку, уходит в свою комнату.
Т а м а р а (Ильину). И вы уходите, вы мне оба надоели.
Ильин тоже направляется к себе.
Только заприте сначала дверь.
Ильин запирает входную дверь.
И погасите свет.
Ильин гасит свет.
И дайте мне хоть немного поспать сегодня!
Ильин ушел к себе, сел на диван. Слава гремит раскладушкой, всячески притесняя гостя.
И л ь и н. Ну, как там наш Технологический? Фомичев существует. С л а в а. Свирепствует. А вы что, тоже жертва науки? И л ь и н. Вот именно - жертва. Меня вышибли с третьего курса. С л а в а. За что пострадали? И л ь и н. За откровенность. Как-то на досуге изложил Фомичеву все, что о нем думаю. Тогда он повел против меня холодную войну, которую завершил блестящей победой в конце семестра. С л а в а. Бывает. И л ь и н. Я вижу - вы с тетей плохо ладите. С л а в а. По третьему закону Ньютона - действие равно противодействию. Она меня воспитывает - я сопротивляюсь. И л ь и н. А что, ваша тетя все время одна живет, замуж не выходила? С л а в а. Не родился еще тот несчастный... Впрочем, был у нее кто-то на заре туманной юности. По неофициальным данным. И л ь и н. Тише. (Мотнул головой на дверь.) А ведь, наверно, это я и был. Мы с ней до войны познакомились, я у вас комнату снимал. Папа твой служил на Морфлоте, мама и Тома только еще начинали клейщицами на "Треугольнике". Она красавица была, твоя тетя, теперь таких нет. Звезда! Ее в цеху так и звали "Звезда". Прибежит с завода - стук-стук по ступенькам... С л а в а. А вы романтик. И л ь и н. Мы с ней всю войну переписывались. Потом по причине некоторых обстоятельств я перестал писать, а письма ее все с собой таскал. Потом и письма куда-то пропали. С л а в а. А знаете, я бы на вашем месте описал все это в поэме. Что-нибудь такое: Милый взгляд твоих дивных глазенок Пробудил впечатленье во мне, Ты одна мне милей из девчонок, Моему сердцу пришлась по душе... И л ь и н (засмеялся). Ничего. Только рифма хромает. С л а в а. Рифма - это не важно. Было бы чувство в груди. Ну, рад, что познакомился. (Протянул Ильину руку.)
Ильин медленно сжал ее так, что Слава охнул.
И л ь и н. Тсс... (Сжал еще сильнее.)
Слава приподнялся.
Тсс. (Со зловещим спокойствием.) Так вот. Если ты при мне обидишь эту женщину, то я семь шкур с тебя спущу и голым в Африку пущу. Рифма устраивает? С л а в а (простонал). Устраивает. И л ь и н. Тсс... (Отпустил.) Какое мы имеем сегодня число? С л а в а. Пятнадцатое. И л ь и н. Так вот, в течение этих дней, что я провожу в вашем доме, я намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь. Усвоил? С л а в а. Усвоил. (Взял полотенце, ушел на кухню.)
Ильин погасил свет. В полумраке мы видим Тамару и Ильина. Они лежат в своих комнатах с открытыми глазами.
И л ь и н. Тома...
Тамара не отвечает.
Тома.
Тамара молчит.
Тома!..
Пауза.
Т а м а р а. Что? И л ь и н. Не спишь? (Пауза.) А я тебя вспоминал. А ты? Т а м а р а. Первое время вспоминала. И л ь и н. А ты мало изменилась. Т а м а р а. Не болтай.
Ильин засвистел мотив песенки.
Довольно уж, мне на работу рано. И л ь и н. Спокойной ночи. Т а м а р а. Спокойной ночи.
Лежит с открытыми глазами. На сцене меркнет свет. Так закончился первый вечер.
Второй вечер
Мы сразу перейдем к нему, потому что за день ничего существенного не произошло. Ильин и Слава в комнате Тамары. Ильин сидит верхом на стуле, наблюдая за Славой. В продолжение последующего разговора Слава постелит на стол белую скатерть, распределит по комнате три букета мимозы в стеклянных банках, оботрет пыль с комода.
И л ь и н. Видишь, как хорошо. Когда на столе белая скатерть и цветы - неловко быть мелочным, грубым, злым. Скатерть должна быть со складками от утюга: они пробуждают воспоминания детства. С л а в а. Возвышенно. И л ь и н. Жить надо мудро, без суеты. Учти, в книге жизни много лишних подробностей. Но тут существует секрет: эти страницы можно пропускать. С л а в а. Ну так вот, эту самую страницу мне читать неохота. Придет тетя Тома, пускай убирается. В конце концов, существует разделение труда? И л ь и н (учтиво). Не серди меня, работай.
Слава, не ответив, сел на другой стул точно в такой же позе, как Ильин.
И будешь проделывать эту операцию каждую субботу. С л а в а. Ха-ха. И л ь и н. А ну, встань.
Слава не двигается.
И л ь и н. Неудобно же мне бить сидячего.
Слава встал, Ильин тоже.
Опусти подбородок на грудь, развернись боком к противнику, левая рука выставлена вперед, правая защищает подбородок. В боевой стойке ты неуязвим для удара.
Слава встал в стойку.
Наиболее эффективны удары, нанесенные по концу подбородка. В боксе нет замахов. Поступательное движение кулака происходит по прямой, ибо прямая - кратчайшее расстояние между двумя точками. Усвоил? С л а в а. Усвоил. И л ь и н. Бей.
Слава бьет. Ильин подставил ладонь, шаг назад.
Вперед левой, протягивай правую. Удар.
То же самое.
Пальцами вниз, коротко, неожиданно, бей!..
Отходя к двери.
Бей!..
За его спиной открывается дверь. Это Катя, в оранжевом платье. Мгновение она смотрит на происходящее молча и вдруг с пронзительным визгом бросилась на Ильина, вцепилась ему в руку.
К а т я. Ты что делаешь, гад ползучий! Ты что делаешь! С л а в а. Обалдела? Пусти, это запрещенный прием.
Катя оставила Ильина.
Тренируемся, понятно? Техника бокса. К а т я (Ильину). За такую тренировку знаете что бывает? Пятнадцать суток. И л ь и н. Демоническая женщина. Маникюр у тебя, что ли? К а т я (Славе). Зачем на переговорный приходил? С л а в а. Так, мимо шел - зашел. К а т я. А я думала - по делу. Больше так не приходи. (Направляется к двери.) С л а в а. Посидела бы. К а т я. Еще чего! С л а в а. Куда спешить-то... К а т я. Детишки плачут. С л а в а. Александр Петрович, правда она на Земфиру похожа из "Цыган"? К а т я (польщена, хотя это нисколько не соответствует действительности). Неправда. Вот, говорят, я на артистку Ларионову похожа, - это может быть. С л а в а (Ильину). А что, сходство есть. К а т я. Не знаю. А другие говорят, что я похожа на сестер Федоровых. Только худею что-то. Прошлый год в талии было семьдесят, а сейчас шестьдесят семь. Совсем дистрофик стала. С л а в а. С чего бы это? К а т я. Влюбилась сильно. С л а в а. В кого, не секрет? К а т я. В монтера нашего, Ваню. С л а в а. А я смотрю - вырядилась. (Ильину.) Нет, девушки не должны одеваться ярко. Пускай хотя бы делают вид, что они неземные существа. Ладно, раз пришла, давай включайся, а то мы тут зашились. К а т я. Что это у вас за приготовления? И л ь и н. Праздник такой. День рождения. К а т я (кивнула на Славу). У этого, что ли? И л ь и н. Нет, не у этого... у тети его. К а т я. Сколько же ей стукнуло? С л а в а. Вообще день рождения, абстрактно. К а т я. Понятно. Между прочим, у нас на лестнице одна женщина - тридцать восемь лет - вышла замуж. С л а в а. За семидесятилетнего. К а т я. В тридцать восемь лет можно выйти за что угодно. И л ь и н. Ну, ближе к делу. Оботри окошко, полочку, в общем, вас теперь двое - действуйте. Я скоро вернусь. (Ушел.) К а т я (сняла пальто, подвязалась фартучком). Сперва скатерть постелили, потом пыль вытирают. Уборщики! С л а в а. Ладно, больше дела - меньше слов. (Сел на место Ильина, наблюдает за работой.) К а т я (после паузы). Сейчас иду по улице, смотрю, птицы сидят над карнизом. Он спит, а она его клюет - ей скучно.
Слава молчит.
(Глядя в окно.) Вон девочка пошла в ботиночках, они триста рублей стоят. Хорошо бы они сто пятьдесят стоили, я бы обязательно купила. С л а в а. У тети Томы есть календарь женщины - там точно подсчитано: если средняя продолжительность жизни семьдесят лет, то на сон уходит двадцать пять лет, на еду - шесть, на умывание - полтора года. А если подсчитать, сколько уходит на бессмысленные разговоры... К а т я. Можешь не разговаривать. (Убирается молча. Обтирает книжную полку, достала книжку, раскрыла.) Жюль Ренар. С л а в а. Это тебе неинтересно. К а т я. Почему неинтересно!.. (Отложила книжку на тумбочку, продолжает работать молча.) Я еще тоже студентка буду, в техникум связи пойду. Это почти что институт, там четыре года учатся. С л а в а. Давай старайся. К а т я. А что, наш монтер говорит, у меня есть технические способности. Это редкость у женщины. У меня в школе были очень хорошие характеристики, что я ангел. Только с переговорного уходить неохота. За все время ни одного замечания, одни благодарности. Потому что меня все знают, что я четко работаю. У меня на дежурстве даже голос становится другой, правда? (Пауза.) Слава, хочешь в "Зарю" на восемь тридцать? У меня там билетерша знакомая. Я один раз двоих провела. Сижу между ними, один говорит: "Ты со мной пришла, повернись ко мне". Поворачиваюсь, тогда другой с претензией. С л а в а. А я третий буду сидеть? Совсем извертишься. (Указал.) В той комнате убери.
Катя уходит в комнату Славы. Входит Тамара. Некоторое время молча смотрит на происходящее.
Т а м а р а. Что здесь происходит? Кто тебе разрешил стелить эту скатерть? Зачем ты взял банки, их надо сдать в магазин, я специально приготовила. Слезь со стола и объясни мне, в чем дело... С л а в а. А я знаю... Жилец твой распорядился. Т а м а р а (после паузы). При чем тут мой жилец! Пускай скажет спасибо, что его пустили ночевать. Новое дело, со своим уставом в чужой монастырь. Освободи банки.
Слава складывает на окно мимозу. Тамара убирает скатерть. Постепенно комната приобретает прежний вид. В дверях появляется Катя.
(Испуганно.) Кто это? К а т я. Это я, Катя. Т а м а р а. Какими судьбами? К а т я. А я... пришла. Т а м а р а. Сама?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление