КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и типология политических режимов 2 страница
– осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе; – при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства; – режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. Слабые стороны авторитаризма: – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, – отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, – ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, – мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, – преодолевать сопротивление политических противников. Каковы же условия возникновения режима авторитарной власти? Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени[5]. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально–классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, выбитых из традиционных гнезд существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости путем установления поголовного равенства. Рождается образ врага народа, в лице какого–либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы – армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой. Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти. Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой–либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических или семейных групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами». Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне. Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства. В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств. В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использование физического насилия. Военные режимы бывают трех видов: а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти; б) военные хунты, проводящие структурные реформы; в) однопартийные режимы. Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих. Стало очевидным, что для проведения радикальных общественных реформ необходима власть, обладающая высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы, преодолевать сопротивление политических противников. В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и ряд демократических институтов, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. Заключение Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относятся полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического Выражения общественных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества. Список использованной литературы 1. Авторитаризм и власть // Социально–политический журнал. 2013. № 3. 2. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М., 2012. 3. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс; Культура, 2009, с.198 4. Введение в политологию: Учебное пособие / А.Г. Антипьев. М.: Академический Проект; Культура, 2011, С.352 5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2010. 6. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2012. 7. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, С.774 8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2011. 9. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно–методическое пособие. – М., 2009. 10. Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. – М., 2012.
[1] Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2012. [2] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2010. [3] Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2012. [4] Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. – М., 2012. [5] Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно–методическое пособие. – М., 2009.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |