КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акцентуация и выбор профессии
В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. К. Леонгард Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая - те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа - профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является "слабым звеном", определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти. Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти "слабое место" в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции. До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. Он был убежден, что достаточно "просчитать" человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с "подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями работали над разработкой профессиограмм - подробных описаний профессиональной деятельности. Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем "наложения" имеющегося "эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между "эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры "эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к "эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд. В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо"). Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что "можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный "человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности. Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека. Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие "проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. [1] "Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:
По мнению Т.В. Орловой, "акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности. [2] Само понятие "акцентуация" и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.[3] Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды. Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности. Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф. Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.). Корреляции устанавливались с помощью клинических методов диагностики, наблюдения, интервью, анализа объективных данных. Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование данных методов в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно. Методики должны быть не только надежны, но и компактны, удобны в обработке. Интерпретация должна быть понятна самому подростку, не должна содержать терминов и оценок, иметь практическую направленность. Рассчитанная на самодиагностику, методика, тем не менее, должна давать психологу информацию, достаточную для выводов о степени акцентуации и возможностях профессиональной адаптации. Методика "Характер и профессия" разрабатывалась с учетом всех этих требований. Она позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности. В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный), соответствующих истероидному, тревожно-мнительному, эмотивному, паранойяльному, педантичному, эпилептоидному и шизоидному типу акцентуации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности. Интерпретация открыта для самостоятельного ознакомления клиента. Основные характеристики каждого из восьми типов даны в поддерживающем ключе с акцентом на профессиональные склонности и учетом возможных трудностей профессиональной адаптации. Возможности методики не ограничиваются задачами выбора профессии - психолог, знакомый с клиническими методами диагностики, в ходе индивидуальной консультации может дать более глубокую интерпретацию, оценить степень дисгармоничности личностного развития, и, в случае необходимости, предложить индивидуальные или групповые формы коррекционной работы, дать рекомендации для педагогов и родителей. Методика "Характер и профессия" находится в стадии апробации, однако уже выявлена высокая корреляция с результатами, полученными по методикам "Определение профессионального типа личности" (Дж. Холланд) и "Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши (модификации Г.В. Резапкиной). Роль акцентуации при выборе профессии и в ходе профессиональной адаптации очевидна. Однако остается открытым вопрос о том, как ее оценивать - положительно или отрицательно? Какую цену платит человек, выбирая профессию в соответствии с выраженными чертами характера или вопреки им? Что лучше - идти по пути наименьшего сопротивления, углубляя русло акцентуации, или осваивать новые модели поведения, идя наперекор своей природе? Опросник "ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ" (Г.В. Резапкина) Инструкция. С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - А, Б, В или Г. Отметьте выбранный вариант в бланке. Скачать опросник и бланк ответов: blank_harakt-prof.zip
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |