КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. С. АЛЕКСЕЕВ 2 страница
Сравнивая правовые системы между собой нельзя не отметить, что наиболее распространённые в мире Англо-американская и Романо-германская правовые системы имеют достаточно много общего и постепенно идут процессы по их сближению. В России тенденциозно отмечается большая эффективность Романо-германской правовой системы, и в подтверждение находится большое количество аргументов таких как: формальная определённость права, издание современных и своевременных нормативных актов, казуизм и сложность Англо-американской правовой системы. Однако нельзя сбрасывать со счетов и контр аргументы английских юристов 1.3 СИСТЕМА ПРАВА РОССИИ Исследование нормативной базы по любому вопросу должно строится исходя из того, что право имеет определённую систему. Знание системы права даст нам возможность наиболее полно изучить любой раздел законодательства и верно его истолковать. Вопросы организации системы права, вопросы её структурирования чрезвычайно важны для научного подхода к изучению феномена права, в силу наличия общих отраслевых принципов и источников права у каждого раздела правовой системы. Право как система представляет собой структурированную совокупность норм социального поведения имеющих управомачивающе-обязывающий характер и направленных на регулирование общественных отношений наиболее конструктивным образом. Система права способствует стандартизации социальных отношений и активизации общественной жизни путем внедрения в жизнь моделей правовых отношений. Регулирование общественных отношений является основной функцией системы права. Ещё римские юристы отмечали, что решение задач стоящих перед законодателем осуществляется по двум направлениям: регулирование публичных и частных общественных отношений. Соответственно, во всех странах включая Россию, на которые оказала влияние рецепция римского права, весь правовой массив так же подразделяется на частное и публичное право. Частное право регулирует отношения невластного характера и преследует своей целью защиту интересов личности, то есть индивидов – физических и юридических лиц. Публичное право регулирует отношения в сферах, где используется государственная власть. Целью публичного права является защита интересов государства или народа, что в идеале одно и то же. Правовая защита тех интересов частных лиц, которые охраняются государством в рамках частного права, происходит, прежде всего, на основе принципа равенства субъектов и равнозначности их интересов. Юридическое обеспечение интересов государства, в свою очередь, осуществляется за счёт публично-правовых механизмов, которые основаны на использовании государственной власти и принуждения. Публичное право воздействует на общественные отношения в основном посредством властных предписаний и запретов. Один из субъектов публично-правового отношения всегда действует от лица государства. Весь правовой массив в России подразделяется так же на отрасли права. Отрасль права – это особый раздел правовой системы, который характеризуется своим уникальным предметом и методом правового регулирования. Каждой отрасли права соответствует своя юридическая наука. Самостоятельность любой науки, в том числе и юридической, определяет предмет изучения, в случае с юридической наукой – это предмет правового регулирования. Собственным методом для науки служит, как правило, основной метод познания, в случае с юридическими науками – это метод правового регулирования. Предмет правового регулирования для любой отрасли права – это определенного рода общественные отношения. Никакие отношения кроме социальных правом регулировать невозможно. Социальные отношения, подпадающие под правовое регулирование определённой отрасли, имеют в своей основе определённые общие черты, например отношения власти-подчинения предмет правого регулирования административного права. Метод правового регулирования – это определённый набор принципов и приемов, посредством которых законодатель регулирует общественные отношения в рамках конкретной отрасли права. Ситуация в юридической науке обстоит таким образом, что предметов правового регулирования можно найти бесчисленное множество, а методов правового регулирования ограниченное количество. Теоретически существует три метода правого регулирования: запретительный, регулятивный и разрешительный. Различное сочетание этих методов позволяет выделить около десятка отраслей права в отечественной юриспруденции. Запретительный метод правового регулирования используется наиболее широко уголовным правом и состоит в законодательном запрете на совершение определённых действий под угрозой санкции воздействующей на комплекс личных прав и обязанностей правонарушителя. Регулятивный метод правового регулирования связан с законодательным предписанием определённого порядка совершения юридически значимых действий. За нарушение установленного порядка, как правило, также имеет место карательная санкция. Регулятивный и запретительный методы правового регулирования являются императивными, то есть они основаны на использовании государственной власти в процессе воздействия со стороны законодателя на общественные отношения и обязательны к неукоснительному их исполнению. Разрешительный или диспозитивный метод правового регулирования основан на дозволении. Дозволение используется наиболее широко в гражданском праве и выражается в диспозитивной направленности всего правового поля гражданского общества. Содержание диспозитивной направленности сокрыто в формуле: разрешено всё, что прямо не запрещено законом. Структура системы права основана на том, что ряд отраслей права являются отраслями права публичного, а ряд отраслей – отраслями права частного. Отечественная теория государства и права выделяет такие отрасли публичного права как: Конституционное право, Административное право, Уголовное право, Гражданское процессуальное право, Уголовное процессуальное право, Уголовное исполнительное право. В свою очередь отраслями частного права являются: Гражданское право и Трудовое право. Каждая отрасль права состоит из ряда подотраслей и правовых институтов. Подотрасль права имеет специальный, более узкий по отношению к основной отрасли предмет, и пользуется отраслевым методом правового регулирования. Например, авторское право, наследственное, семейное – подотрасли гражданского права. Правовой институт – это определенная специальная область правового регулирования, которой посвящен ряд статей, нормативных актов. Например, в конституционном праве есть институт прав и свобод человека и гражданина. Для тех, кто по своей профессии будет связан с информационными и коммуникативными технологиями, ознакомившись с теоретическими положениями относительно систематизации отечественного права необходимо обозначить и место информационного права в рамках рассмотренной системы. В российском праве существуют так называемые комплексные отрасли права, которые имеют собственный предмет правового регулирования и собственные принципы, однако используют методы правового регулирования других основных отраслей отечественного права. Информационное право представляет именно такую комплексную отрасль наряду с земельным правом, например. С этой целью установить случаи применения правовых норм к информационным отношениям необходимо обозначить предмет основных отраслей права и постараться обнаружить в нём информационную составляющую. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения, связанные с закреплением прав и свобод человека, а так же установление общих принципов государственного управления. Метод правового регулирования конституционного права конституативный, то есть правоустановительный. Данная отрасль затрагивает ряд прав и свобод граждан касающихся свободы информации. Административное право имеет своим предметом общественные отношения в области государственного управления и регулирует их посредством метода властных предписаний. Подотраслью административного права является информационное право, которое включает в себя, например, институты секретности, правового положения средств массовой информации, правового положение средств связи. Очевидно, что данные институты непосредственно связаны с информационной безопасностью. Однако в рамках административного права не затрагиваются вопросы регулирования коммерческого оборота информации. Уголовное право имеет своим предметом особо опасные общественные отношения, которые полностью исчерпываются составами преступлений Уголовного кодекса РФ 1996 года. Регулируются данные общественные отношения посредством общезапретительного метода. Сущность метода состоит в запрете под страхом уголовного наказания совершать установленные уголовным кодексом деяния. К обеспечению информационной безопасности относятся преступления против ограничения доступа к информации и преступления в сфере компьютерной информации. Процессуальные отрасли права имеют дело с судопроизводством и в области защиты информации могут затрагиваться лишь при рассмотрении судебных способов защиты субъективных прав, рассмотрения вопросов доказывания тех или иных юридических фактов. Частное право, которое юристами нередко сводится к гражданскому праву, как мы уже обозначили выше, включает в себя ещё и трудовое право. К обеспечению информационной безопасности имеет отношение в основном гражданское право. Его предметом являются личные неимущественные и имущественно стоимостные общественные отношения. Регулируются они посредством метода юридического равенства сторон, что означает абсолютное юридическое равенство и практически полную свободу воли субъектов гражданско-правовых отношений при совершении ими юридических действий. Для отражения содержания понятия информационной безопасности необходимо рассмотреть ряд подотраслей гражданского права, посвящённых тому, что принято называть интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность, если принять такую терминологию, которая в ходе принятия в 2006 году четвёртой части Гражданского кодекса РФ не была до конца воспринята законодателем, представляет собой права на информацию особого рода. В свою очередь имущественные и неимущественные права на информацию входят в предмет гражданского права. Они являются предметом правового регулирования по большей части авторского и патентного права, а так же института защиты прав на средства индивидуализации участников гражданско-правового оборота. В рамках системы права следует отдельно остановиться на международном праве. Международное право существует в двух своих проявлениях: международное публичное право и международное частное право. Когда говорят о нормах международного права, то чаще всего имеются в виду именно нормы международного публичного права. Международное публичное право регулирует международные отношения. Субъектами международных отношений являются государства, государственно-подобные образования, народы и нации, борющиеся за самоопределение и межправительственные международные организации. Международное частное право регулирует международные коммерческие и другие гражданско-правовые общественные отношения между различными субъектами – в основном частными лицами. Предметом международного частного права являются гражданско-правовые отношения, осложнённые иностранным элементом в любом его проявлении. Корпоративное право в РФ не получило широкого распространения в силу жесткости трудового законодательства, однако существует в виде спортивного права, например. В большинстве стран крупные фирмы создают определённые внутренние квазиправовые нормы обязательные для соблюдения внутри корпорации. Его формирование, тем не менее, в той или иной форме неизбежно и его влияние будет расти со временем. Теоретически в качестве источника корпоративного права должен выступать обычай делового оборота, который по логике ГК РФ действует при наличии пробела в гражданском праве, а равно уставы корпораций и ассоциаций создающие нормы права. 1.4 ИСТОЧНИКИ ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Теория права понимает под источником права объективную форму выражения правовой нормы. Мировой юридической науке известно несколько групп источников права. В зависимости от традиционного уклада и правовой системы основная масса правовых норм находит то или иное выражение. Наиболее характерными источниками являются: нормативно-правовой акт – закон в широком смысле, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные книги, правовая доктрина – труды общепризнанных учёных-юристов. Сразу отметим, что прецеденты, правовая доктрина и религиозные книги в России к источникам права не относятся. Международные договоры, как особый источник права, это соглашения между государствами. Такие соглашения заключаются представителями государств на основе общих принципов международного публичного права и в рамках обычаев международных отношений. Среди этих принципов важную роль играет принцип суверенного равенства государств, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Правовые принципы целым рядом исследователей относятся к числу источников права. Правовой обычай представляет собой обычную для субъектов права модель поведения, который имеет определённое юридическое содержание, то есть обладает признаком нормативности, а так же может быть признан судебными инстанциями. Обычай это сложившееся общепринятое правило поведения. Обычай в международном праве должен быть признан государствами. Обычай по определению англичан это такое правило поведения, которое известно всем с незапамятных времён. В общих чертах обычай представляет именно такое общеизвестное правило. В России обычай применим только в коммерческих, деловых отношениях и то только в случае отсутствия правовой нормы применимой к спорному правоотношению – то есть наличия пробела в законодательстве. Судебный прецедент представляет собой решение суда по отдельно взятому делу. Обобщение судебной практики представляет собой свод прецедентов, объединённых управомоченным на то государственным органом, в единый источник права. Труды юристов – это научные работы авторитетных правоведов, разъясняющие положения и нормы права. Нормативные договоры это соглашения между органами государственной власти. При заключении нормативного договора один действующий в пределах своих властных полномочий государственный орган, в рамках законодательно установленной обязанности по согласованию своих действий с другим властным органам, прибегает в ходе своей управленческой деятельности к изданию совместного согласованного нормативного акта управления, который и именуется нормативный договор. Такие договоры имеют место, как правило, между государственными органами различного уровня. В РФ основным источником права, как и в большинстве стран Романо-германской правовой системы, является нормативно-правовой акт, иначе называемый законом в широком смысле. В узком смысле термин закон означает особый уровень нормативных актов, которые принимаются законодательной властью страны. Кроме нормативных актов в РФ источниками права официально признаны международные соглашения, нормативные договоры, например договоры о разграничении предметов ведения между властными структурами, правовые обычаи в форме обычаев делового оборота. Нормативно-правовой акт представляет собой документ, принятый в установленном законом порядке содержащий нормы права, рассчитанный на многократное применение по отношению к неопределённому кругу лиц. В условиях современного уровня развития постиндустриального общества законодательство приобретает весьма внушительный объём, так что значение его систематизации и упорядочения всё время возрастает. Система законодательства представляет собой способ организации источников права. Система законодательства по горизонтали практически идентична системе права и имеет отраслевую структуру. Система законодательства по вертикали имеет ряд уровней. Выделяется в рамках системы законодательства по вертикали: федеральное законодательство, законодательство субъектов федерации и муниципальные нормативные акты. Система законодательства по юридической силе нормативно-правовых актов представляет собой одну из наиболее важных и сложных проблем при анализе структуры отечественного законодательства. Юридическая сила приобретает определяющее значение при наличии в праве внутренних противоречий - коллизий, она определяет степень значимости нормы права. В случаи правовой коллизии действует норма права с более высокой юридической силой. В рамках системы законодательства по вертикали все акты федеральной власти имеют более высокую юридическую силу, чем законодательство субъектов федерации. Последнее, в свою очередь более значимо, чем муниципальные правовые акты. Характеризуя по юридической силе федеральное законодательство, следует отметить, что наивысшую юридическую силу имеет Конституция РФ 1993 года. Основной закон страны определяет политический строй РФ, закрепляет правовое положение граждан РФ. Следующий уровень образуют Федеральные конституционные законы РФ – это законы, на которые прямо указывает конституция, и которые принимаются в особом порядке. Данные законы фактически являются неотъемлемой частью конституции, и также закрепляют основы конституционного строя России. На сегодняшний день в России действуют следующие конституционные законы: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.), Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.), Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.). Конституционное право образует так называемый публичный порядок, ограничивающий принцип примата международного права, то есть верховенства норм международного права над национальным законодательством, которое установлено п.4 ст.15 КРФ. Следуя подобной логике, следующим элементом системы законодательства РФ является массив ратифицированных РФ норм международного права. Ратификация международного договора это особый порядок утверждения международных соглашений подписанных Президентом РФ. В рамках ратификации Государственная Дума РФ принимает особый Федеральный Закон о ратификации международного договора, после чего последний приобретает юридическую силу. Следующую ступень по юридической силе составляют кодифицированные отраслевые нормативные акты – документы высокой степени систематизации - кодексы. Практически каждая из выделенных выше отраслей права имеет свой кодифицированный акт, который отражает принципы и наиболее важные институты своей отрасли. Для уголовного права – это Уголовный кодекс РФ (УК РФ) 1996 года, для уголовно процессуального права – это УПК РФ 2002 года, и так по каждой отрасли права, для гражданско-процессуального – это ГПК РФ от 2003 года, для трудового права – это Трудовой кодекс 2001 года. Далее следует основная масса федеральных законов (ФЗ) равных между собой по юридической силе. Основное значение для информационного права имеют: во-первых источники права интеллектуальной собственности: Патентный закон РФ 1993 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., Закон РФ «О правой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 г., Закон РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» 1992 г., вместо которых с 01.01.2008 начнет действовать принятая и утверждённая в 2006 году четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, во вторых, ФЗ РФ «О рекламе» 2006 года, ФЗ РФ «О средствах массовой информации» от 1991 года в ред. 2004 г., ФЗ РФ «О Связи» и т.д., в третьих, существует общий для информационной сферы Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" 27 июля 2006 года № 149-фз, который пришёл на смену ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и ФЗ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием информационного пространства в РФ решаются на уровне подзаконных актов. Следует помнить, что Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения министерств и ведомств, информационные письма действуют только при условии их непротиворечивости федеральным законам. Последняя обозначенная нами группа нормативных актов, а именно информационные письма нередко вызывают больше вопросов о мотивах чиновников издавших информационное письмо, то есть распоряжение относительно понимания им законодательства, нежели вносят ясность в содержание последнего. Существуют, на сегодняшний день разнообразные документы декларативного характера, присущи они как международному, так внутригосударственному правовому массиву. Такие акты, подобные Хартии свободы печати, Окинавской хартии стран восьмёрки, Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине национальной безопасности РФ, Лиссабонскому кодексу относительно профессиональной этики в области массовых коммуникаций не имеют юридической силы, соответственно они не обязательны к исполнению, и носят рекомендательный характер. Однако именно на их основе будет производиться совершенствование законодательства, поэтому чрезвычайно важно знать содержание данных документов особенно в случае их официального одобрения государственной властью страны. 1.5 ПРАВООТНОШЕНИЕ Под правоотношением в юридической науке понимается особое общественное отношение, урегулированное нормой права. Классификация правоотношений производится в зависимости от их отраслевой принадлежности. Выделяют гражданско-правовые отношения, уголовно-правовые отношения и так далее. Результатом правоотношения всегда является изменение комплекса субъективных прав участников правоотношения. Структура правоотношения складывается из ряда элементов: юридического факта, субъектов, объектов и содержания правоотношения. В упрощённом виде механизм правового регулирования представляет собой социальный процесс, в рамках которого в результате события или действия (юридического факта) люди и организации (физические и юридические лица) приобретают определённые социальные блага (объекты правовых отношений), приобретение социальных благ связано с определёнными изменениями в комплексе субъективных прав участников правоотношений (содержание правоотношения). Правоотношения не возникают сами по себе. Для их возникновения, изменения или прекращения необходимы основания, которые в теории права именуются юридическими фактами. Рассмотрим теорию юридических фактов. Все основания к правоотношению делятся на события и действия. При этом события происходят независимо от воли людей, а действия совершаются по воле людей. Действия в свою очередь делятся на правомерные, не запрещённые законом и неправомерные, прямо нарушающие предписания закона. Неправомерные действия подразделяются на преступления, административные проступки, дисциплинарные проступки и деликты – гражданские правонарушения, в зависимости от того норму, какой отраслевой принадлежности нарушает то или иное неправомерное действие. Правомерные действия делятся на юридические поступки – действия, при которых воля совершающего субъекта не направлена на порождение юридических последствий и юридические акты, то есть деяния, при которых воля субъекта правоотношения прямо направлена на порождение правовых последствий. Сделки отличаются от административных актов тем, что являются юридическими фактами частного права, действиями, основанными на свободной воле сторон, а административный акт это властное предписание органа государственной власти в пределах его компетенции. Правоотношения характеризуются объектами, то есть теми предметами, вещами и правами, по поводу которых они собственно и складываются. Объекты правоотношений по своей природе могут быть материальными и нематериальными. Материальные или имущественные объекты правоотношений можно выразить в ценовом эквиваленте. Имущественные блага таким образом можно выразить в ценовом эквиваленте. Нематериальные или неимущественные блага не имеют стоимости и являются неотчуждаемыми от их обладателей. Фактически свойство неотчуждаемости означает неразрывную связь между субъектом и нематериальным благом. Нематериальные блага охраняются законом, в то время как общественные отношения по поводу материальных благ регулируются. Охрана отличается от регулирования тем, что при охране правовыми механизмами невозможно определить состояние нематериальных благ того или иного субъекта права, можно лишь установить меру ответственности в случае причинения вреда нематериальному праву. Правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу материальных благ, основано на том, что правоохранительные органы, и судебные инстанции, прежде всего, обладают широким комплексом мер для восстановления нарушенных субъективных имущественных прав. Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть: - граждане; - юридические лица; - государственные и муниципальные образования. Физические лица это всегда только люди, они с правой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде. Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти, вне своей юрисдикции, имеют статус юридического лица. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения, причем не имеет значения ни то, насколько жизнеспособным является ребенок, ни то насколько адекватным является гражданин. В любом случае любой человек обладает гражданской правоспособностью. Не имеет никакой юридической силы полный или частичный отказ гражданина от правоспособности. В теории известны случаи, когда интересы еще не родившегося ребенка защищаются гражданским правом. Так, наследниками могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти. Однако это не означает, что эмбрион обладает правоспособностью, имеет возможность обладать гражданскими правами, так как до его рождения никто за него не сможет вступить в наследство, а, значит, у него не возникнет право собственности на наследуемое имущество, однако определённый потенциал к право способности у него уже есть. Дееспособность граждан (физических лиц) — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Смысл категории «дееспособность» заключается в том, что только при ее наличии лицо сможет активно участвовать в имущественном обороте лично, без чьего-либо согласия заключая договоры, выдавая доверенности и т. д. Наличие дееспособности также означает наличие деликтоспособности, то есть способности самому нести ответственность за неправомерные действия. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Недействителен полный или частичный отказ гражданина от дееспособности, за исключением случаев, когда такие сделки прямо допускаются законом. Виды дееспособности. Закон устанавливает следующие виды: - полная дееспособность; - частичная дееспособность малолетних детей;
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |