Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А в ней 104 статьи 2 страница




в судной статье выше сего.

62. А будет на Москве в которой сотне, или в улице, или в

городех на посадех, или в уездех, в селех и в деревнях изымают

вора, татя, или розбойника, сторонние люди, мимо тех людей, где

он жил, и того вора пытати, кто его знал в том месте, где он

будет изыман. Да будет тот вор с пытки скажет, что его тутошние

люди, где он будет изыман, все знали и его укрывали, и на тех

людех на всех, кто того вора укрывал, правити на государя пеня по

указу, а исцом выти для того, чтобы всяким людем у себя воров и

татей и розбойников держати было неповадно, а вором бы, татем и

розбойником нигде прибежища не было. А будет тот вор с пытки

скажет, что его в том месте, где он будет изыман, знали его

немногие люди, и по тем воровским пыточным речам правити

государеву пеню, а исцом выти на однех на тех людех, кто того

вора знал и укрывал, а не на всех на тутошних людех.

63. А на которых людей языки говорят с пыток в станех и в

приездех, и тех людей по язычным молкам имати, а животы их

переписав, запечатати, и сь языки тех людей с очей на очи ставити

и роспрашивати, и указ им чинити также, как и розбойником. А на

которых людей языки говорят с пыток в подводе и в поноровке, и

тех людей, по язычным молкам, имати же и животы их печатати, и

тех людей сь языки с очей на очи ставити и роспрашивати, и указ

им чинити также, как розбойником и становщиком.

64. А на которых людей учнут языки говорить с пыток в

поклажее розбойные и татиные рухляди, а скажут, что у них

положили за розбойное, или за татиное, или зачисто, или на кого

языки учнут говорить в продаже розбойные рухляди; и тех оговорных 278

людей, по язычной молке, сыскивати, и сыскивая сь языки ставити с

очей на очи и роспрашивати. Да будет они в тех поклажеех, или в

продажной в розбойной рухляди не запрутся, и их пытать и в

и(ы)ных в таких поклажеях и продажной в розбойной рухляди. Да

будет они с пытки в чем повинятся, и на них то все, в чем они до

пытки не запрутся, и в чем с пытки повинятся, доправя, взять в

и(ы)сцовы иски выти и дати их на чистую поруку з записью, а не

будет поруки и их посадити в тюрму, докуды по них поруки будут. А

будет они в тех поклажеях, или в продажной розбойной рухляди

запрутся, и их в том по тому же пытать, и с пытки указ учинить,

до чего доведется.

65. А на которых людей язык говорит с пыток, а скажет, что

ему розбойную рухлядь продал зачисто бес поруки, и на том

человеке взяти выть, не купи бес поруки, а которым продали за

чистое с порукою, и на тех людех выти не имати.

66. А которые языки говорят на чьих нибудь людей, и

доведется на них взяти выти, и за тех людей класти выти на тех

людей, кому кто служит.

67. А которые такие оговорные люди до вершенья дела помрут,

а дело вершится после их смерти, а довелося было на них взяти

выти, и за тех людей, которые померли до вершенья дела, выти

имати по тому же на тех людех кто, кому служил.

68. А которые люди у кого жили за двором, а живучи так же

воровали, и на тех задворных людех на самих выти имати. А которые

задворные люди помрут, и тех людей в выти продавати животы.

69. А где в городех и на посадех и по слободам и в уездах в

волостях в селех и в деревнях учинится убойство смертное, а убьет

до смерти боярской человек боярского же человека, и того убойцу

пытати, которым обычаем убойство учинилося, умышленном ли, или

пьяным делом, а не умышленном. И будет убойца учнет говорити с

пытки, что убил не умышленном, в драке пьяным делом, и того

убойцу бив кнутом, и дати на чистую поруку з записью, что ему

впредь так не воровати, и взяв по нем порука, выдати тому, у кого

он человека убил, и з женою и з детьми в холопи, а жены и детей

убитого человека у того боярина, у которого человека убили, не

отъимати. А будет истец станет бити челом о долгу убитого, что он

был должен, и в долгу отказати. 279

70. А будет тот, кому того убойцу учнут отдавати, вместо

убитого его человека, учнет говорити, что тот убойца вор, и взяти

ему его к себе не мочно, и ему за убитого его человека доправити

на том, у кого тот убойца служит, пятьдесят рублев денег.

71. А убьет сын боярской, или сын его, или племянник, или

прикащик чьего крестьянина, а с пытки тот убойца в том убийстве

учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным

делом, и у того сына боярского, из его поместья взять лутчего

крестьянина з женою и з детьми, которыя дети с ним живут вместе,

а не в розделе, и со всеми животы, и отдать во крестьяны тому

помещику, у которого крестьянина убили, а жену убитого

крестьянина и з детьми и з животы у того помещика, у которого

крестьянина убили, не отъимати. Да на таких же убойцах таких

побитых крестьян править кабалныя долги, и сажати их в тюрьму, до

государева указу, а смертию их не казнити, а в бескабалных долгех

отказати.

72. А кто кого убьет с умышления, и сыщется про то допряма,

что с умышления убил, и такова убойцу самого казнити смертию.

73. А убьет чей нибуди крестьянин чьего крестьянина до

смерти, а с пытки тот убойца на себя учнет говорить, что его убил

пьяным делом, а не умышлением, и в того убитого крестьянина место

того убойцу бити кнутом, и дав на чистую поруку, выдати тому

помещику, у которого крестьянина убили, з женою, и з детми и з

животы, а убитого крестьянина жены и детей з животами у прежняго

помещика по тому же не отъимати. А будет истец учнет бити челом,

что убойца ведомой вор, и во крестьяны его взяти не хочет, и

станет бити челом того же помещика, или вотчинника об и(ы)ном

крестьянине имянно, и ему то дати на волю, и в того убойцы

место, исцу дати того крестьянина, о котором он бьет челом, з

женою, и з детми, и со всеми животы и с хлебом стоячим, и которой

сеян в земле, а убойцу бив кнутом отдати тому, чей он крестьянин.

74. А которых людей розбойники розбивают, а розбойники не

сысканы, а исцы имаются тех розбоев за поличное, за что ни буди,

и пишут в челобитных иски болшие, и тот, у кого поимаются, учнет

на кого говорить с пытки, что то поличное у кого купил или

выменил, и кто в том оговорном человеке даст по себе или по

человеке поручную запись, что ему того оговорного человека 280

поставити на срок, к языку на очную ставку, и того человека не

поставит, и на том доправити исцов иск весь сполна, да его же

дати на поруку з записью, что ему того оговорного человека

сыскати, и к языку поставити на очную ставку. А будет такой

записи по себе не даст, и в того оговорного человека место будет

оговорной человек дворовой, взяти лутчего человека, а будет

крестьянин, взяти лутчего крестьянина к языку на очную ставку и

по язычной молке пытати, где тот оговорной человек, ухоронен ли,

или бес хитрости збежал.

75. А у кого поимается истец за розбойное поличное, за

лошадь, или за что нибуди, а разбойников в лицах нет, и тот, у

кого поимаются, учнет на кого в роспросе говорити, что то

поличное у него купил, или выменил, а тот оговорной человек, на

очной ставке запрется, скажет, что он того поличного ему не

продавывал, а поличное куплено, а в книги не записано, и купчие и

поруки нет, и того, у кого поимаются за поличное, пытать. И будет

с того, у кого поличное скажет купил, с пытки не зговорит, и по

той язычной молке и продавца пытати же. Да будет продавец с пытки

повинится, что ему то поличное продал, и его пытать, у кого он то

поличное взял, и по сыску в том деле учинити указ. А будет не

повинится, и на нем взять выть, и дати на чистую поруку, а иск по

челобитной править на том, у кого поимаются за поличное.

76. А которых людей в обыску лихуют окольние ближние люди в

татьбе, или в розбое, или в убийстве, или в розбойном приходе и в

приезде, и в поклажем, и в поноровке, а те люди, которых в

обыскех лихуют ближние окольние люди, бьют челом государю о

другом повалном обыску, а про первой обыск сказывают, что их

ближние околние люди лиховали по недружбе и по первым лихованым

обыском таких оговорных людей не пытать, а послать про них

вдругоряд обыскать. Да будет в другом обыску их многие люди

одобрят, и воровства на них никоторого не скажут, и в тех других

в одобреных обыскех, перед лиховаными обыски, обыскных людей

больши, человек пятнатцать, или дватцать, и то дело по обыском

вершить. А на первых обыскных людех, которые их лиховали неделом,

имати на государя пеня, да им же за то чинити наказание, по

государеву указу, как о том писано выше сего в судной статье.

77. А на которых людей говорят языки в розбое, и в татьбах, 281

и в приездех, и в подводох, и в татебной, и в розбойной рухляди в

продажах, и в поклажеях и во всяком разбойном и в татебном

воровстве, а те оговорные люди живут в патриарших, и в

митрополичих, и в архиепископлих, и епископлих, и монастырских, и

бояр, и околничих, и столников, и дворян московских, и дияков, и

из городов дворян, и детей бояръских, и всяких чинов служилых

людей в поместьях и в вотчинах, и сведав оговор, от того бегают,

а иные люди оговорных людей у себя хоронят, и из-за себя

высылают, а иных у приставов отбивают, и про то сыскивать

накрепко многими околними люцми и явками. Да будет по сыску и по

явкам оговорные люди збежали допряма, до язычной молки, и на тех

людех вытей не имати. А которые оговорные люди збежат в язычную

молку, и на тех людех, за кем оговорные люди живут, имати выти,

да их же дати на поруки, что им тех оговорных людей сыскивати.

78. А которые люди оговорных людей от язычной молки

ухоронят, или из-за себя вышлют вон, и на тех людех имати выти

же, да на государя пени по пятидесят рублев, и дати их на поруки,

что им сыскав оговорных людей поставити.

79. А будет которой помещик, сыскав у себя розбойников,

своих людей, или крестьян побьет не хотя их к сыску отдати в

Губу, укрывая за собою воров, а сыщется про то допряма, и у

такова помещика за такое воровство отняти поместья, и отдати в

роздачю, да на них же велеть доправити исцовы иски. А будет кто

такое дело учинит непоместной человек, и ему за такое воровство

учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом по торгом, да

на них же по тому же правити исцовы иски.

80. А будет такое убийственое дело учинят чьи люди, или

крестьяне без ведома бояр своих, и их за такое дело самих казнити

смертию безо всякие пощады.

81. А которые люди оговорных людей у посланников выбьют, и

тех людей бити кнутом, да на них же имати на государя пени по

пятидесят рублев, а истцом выти, а в сыску оговорных людей давати

их на поруки.

82. А которые лихие люди крадут, или розбивают, и наворовав,

ис той Губы збежат в и(ы)ную Губу, и в той Губе, в которую Губу

прибегут жити, и губным старостам их роспросить, где они преже

сего жили, и от чего сошли жити в и(ы)ную Губу, да будет по

роспросным речем дело до них не дойдет, а исцов им не будет, и

тем оговорным прихожим людем велеть жити, кто к кому придет, а не 282

роспрося тех людей, где кто жил, в Губах не держати. А у кого

вымут лихих людей в городе на посаде, или в волости, а будут им

исцы, и что скажут татьбы, или розбою у них взяли, и на тех

людех, за тех лихих людей, имати выти в полы исцовых исков за то,

что они тех людей пустят к себе жити, а губным старостам не явят.

83. А пошлют которого недельщика имать татей и розбойников,

и ему имати татей и розбойников без хитрости, а не наровити ему

никому, а изымав ему татей и розбойников не отпустити, и от того

посулов не имати. А понаровит которой недельщик татю или

розбойнику по посулом, и его отпустит, и про то сыщется допряма,

и на том недельщике исцов иск доправить, да его же бити кнутом,

да вкинути в тюрму.

84. А которой губной целовалник розбойника, или татя

отпустит, или животы розбойничьи, или татаныя покрадчи збежит, и

того целовальника животы отдать в и(ы)сцов иск в выть, чего искал

в полы иску, а чего животов его в полы исцова иску не дойдет, и

тот досталной иск взяти на тех людех, кто того целовальника в

губные целовальники выбирал. Да тех же людей, кто того

целовальника выбирал, давати на поруки в том, что им того губнаго

целовалника, которой подкрадчи побежит, сыскав, поставити. А как

того губного целовалника те люди, кто его выбрал, сыщут, и того

губного целовалника бити кнутьем, а бив кнутьем ис целовалников

выкинути.

85. А будет по челобитью исца, или ответчика доведется про

разбойное или татиное дело обыскати повалным обыском, и как

повалным обыском сыскивати, и о том указ писан в судной статье

выше сего.

86. А у которого недельщика будут за приставом тати, и тому

недельщику татей без докладу на поруки не давати. А которой

недельщик, не доложа боярина и без дьячья ведома татей даст на

поруки, а сыщется про то допряма, и на том недельщике доправити

исцов иск вдвое, да его же за то бити кнутом и вкинути в тюрму,

до государева указу.

87. А будет кто у кого в дому сведает поличное, и похочет то

поличное выняти, и ему на то поличное взяти ис приказу пристава,

а приставу взяти с собою понятых, сторонних людей, добрых, кому

мочно верити, и поличное выняти с теми людьми, куды он послан

будет искати, и то поличное выняв, отвести в приказ с теми же 283

людьми, при ком то поличное вымет. А будет в том дому, где то

поличное будет никого не застанут, и то поличное по тому же

отнести в приказ с понятыми, а в приказе про то поличное

сыскивати и росправа чинити по указу, до чего доведется, а бес

понятых приставу поличного не выимати. А будет кто в дому своем

поличного искати и клети и иных хором отомкнути не даст, или

поличное и татя у пристава, и у понятых отоймет, а сыщется про то

допряма, и на том, кто так учинит, истцу доправити убытки, по

сыску, все сполна.

88. А будет кто татя с поличным убьет в дому своем, и того

убитого тот час объявит околным людем, и объявя, вести к записке

в приказ. А будет кто за татем погонится с сторонними людьми и на

дороге, или на поле, или в лесу тот тать изымати себя не даст, и

учнет дратися, и того татя на погоне кто убьет до смерти, или

ранит, и того убитого, или раненого татя с поличным, что он

покрал, по тому же привесть в приказ с погонщики вместе. А будет

кто татя изымав, и не водя в приказ, учнет пытать у себя в дому,

и на нем татю доправить бесчестье и увечье, а в чем его пытал, и

ему татьбы своей на том тате искати судом, а ис приказу того татя

пытать не велеть. А будет поличное в дому чьем выняли, а жена и

дети про те краденые животы ведали, и на них имати выть по указу.

А будет бедны и заплатить нечем и их отдати исцу головою,

покаместа отработаются, а на год им зачитати за работу, женскому

полу по полутретья рубли.

89. А будет кто у кого покрадет на поле хлеб жатой, или

сено, или украдом учнет хлеб жати, и с поля тот хлеб к себе

повезет, и на дороге его с тем краденом хлебом, или с сеном

изымав, приведут его в приказ, и сыщется про то допряма, что

хлеб, или сено крал, и того татя за ту татьбу бити кнутом, а

краденое велеть, на нем доправя, отдати исцу. А будет те тати

изымать себя не дадут, и кого ис тех татей убьют или ранят, и

того убитого или раненого явити окольним людем вскоре, и привести

в приказ и записати, и тем от того убойства свободится. А будет

тати того, чей хлеб, или человека его, или крестьянина, как их

имали у хлеба или у сена убиют, или ранят, а сыщется про то

допряма, и тех татей за то казнити смертью, а что покрал, и то

взяти из животов их. 284

90. А будет кто у кого татиным обычаем выловит ис пруда или

из саду рыбу, и того татя изымают с поличным, а сыщется про то

вправду, что он покрал впервые, и такова бити батоги, а будет

вдругие тот же с поличным изыман будет, и такова за такую вину

бити кнутом, а будет в третьие тот же изыман будет с поличным, а

поличное и гривны не стоит, и такова казнити отрезати ухо.

91. А будет у кого в пожарное, или в и(ы)ное в которое время

что ни буди пропадет, а после того тех своих пропалых животов у

кого что опознает и поимается, и ему того искати на том, у кого

поимается, судом, что татиного дела. А будет тот, у кого то

поличное вынято, скажет, что он взял то поличное на пожаре, или

из воды вынял, а не грабежом, и в приказе являл и записал, и

сыщется про то допряма, что то поличное не грабежем взято, и

тому, кто за то поличное поимается, велети у него то поличное

выкупить, а выкупу дати против торговой цены вполы.

92. А которые люди в и(ы)сцовых искех сидят в тюрме, а ис

тюрмы на них исцовы иски правят, а исцов у правежу нет, а сидят

они в тюрме лет пять и больши, и тех людей дать на статныя поруки

з записью в том, как их спросят, и порутчиком их поставить, а

исцовых исков на них бес челобитчиков не править.

93. А на которых людей языки учнут говорить с первые и з

другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и

те языки, идучи к казни, учнут с тех людей, на кого они говорили,

зговаривать, и тому их зговору не верить.

94. А тюрмы на Москве строить из Розбойного приказу

государевою казною.

95. А в целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти

московских черных сотен и слобод тяглым людем ис подмоги, а на

подмогу деньги тем целовалником и сторожем имать с тех же сотен и

с слобод по годом, и выборы на них имати у сотенных людей за их

руками.

96. А в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть

им в палачах с поруками, a государево им жалованье давать из

государевы казны из Розбойного приказу.

97. А в городех тюрмы строить и целовалников, и подьячих, и

тюремных сторожей, и палачей выбирать с посадов и с уездов с сох, 285

з дворцовых сел, и с черных волостей и со всяких сошных людей, и

с патриарших, и с митрополичьих, и с архиепископлих, и

епископлих, и с манастырских, и со всяких с поместных и с

вотчинных земель. А быть тем целовальником и сторожам с подмогою

же, а подмогу тем целовальником и сторожем и в губные избы на

всякие росходы збирати деньги с тех же с посадских и сошных

людей, по их договору, а лишних денег не збирати, и тем сошным

людем убытков не чинити, а выборы на целовалников и на тюремных

сторожей у выборных людей имати за руками выборных людей.

98. А за которым вотчинником или за помещиком будет в

поместье или в вотчине менши дватцати крестьянинов, и ис тех

поместей и из вотчин к губным делам целовалников и сторожей и

подьячих не выбирати, а имати целовалников к губным делам з

болших поместей и вотчин.

99. А которые исцы в Розбойной приказ приносят челобитные на

розбойников, а в челобитных своих пишут, что у них розбойники на

розбое с пытки в убийстве винятся, а после того спустя долгое

время исцы приносят к делу на тех людей, которых розбойники

побили, заемныя кабалы, а писаны в тех кабалах в заимщиках те их

побитые люди бес порутчиков, и рук заимщиковых у тех кабал нет, а

у иных есть руки, в их место, иных людей, а год и число в тех

кабалах писаны до убийства тех людей, года за два, и за три и

болши, и по тем кабалам за убитых должников на оговорных людех

долги не правити потому, что они те кабалы приносят к делу,

спустя многое время, и тем кабалам верити нечему.

100. А на которых людей языки учнут говорити в роспросе до

пытки, а с первыя и з другия и с третьия пытки с них учнут

зговаривати, и тому зговору верить.

101. А которые разбойники, подрезав тюрмы в городех, утекут,

а тюремные целовалники и сторожи про тех утеклецов с пыток учнут

говорити, что тюрмы розбежались не их хитростью, а исцы учнут на

них бити челом о вытях, и чтобы выти велети за них править на тех

людех, кто тех губных целовалников и сторожей выбирал, и по тому

челобитью выти правити на тюремных целовальниках и на сторожех на

самих. А чего будет на них доправити за чем не мощно, и то

доправити на губных старостах и на уездных людех, кто тех

целовалников и сторожей выбирал, и править на губных старостах за 286

такие вины исцам выти, против губных целовалников, вдвое, для

того, что в городех тюрмы ведают губные старосты, и губным

старостам доведется тюрмы и тюремных сидельцев осматривати

почасту, чтобы тюрмы были крепки, и у тюремных бы сидельцов в

тюрмах ничего не было, чем им ис тюрмы вырезатися, и в городех ис

тюрем воры уходят губных старост небрежением и недосмотром и за

то на губных старостах исцом выти перед губными целовальники

вдвое правити.

102. А которые розбойники были на розбоех, а сыщется их

половина, и исцовы иски за них будут доправлены сполна, а после

того и товарыщи их сыщутся, и учнут говорити на кого в тех же

розбоях и в продаже розбойныя рухляди, а исцов им не будет, и по

той язычной молке на оговорных людех вытные денги, против взятья

первых вытей на оговорных людех, правити в государеву казну,

потому что о тех вытных деньгах челобитчиков не будет.

103. А которого вора татя, или розбойника изымают и приведут

к Москве в Розбойной приказ, или в котором городе в Губу и

доведется того вора пытать, и тот вор, избывая пытки, скажет за

собою государево великое дело, и ему не верить, и пытать его в

розбое, или в татьбе въскоре. А что за собою скажет государево

дело, и его про то роспрашивати после того, как будет пытан в

татьбе, или в розбое.

104. А которые воры тати, или розбойники и душегубцы учнут

сидети в тюрмах в городех до полугода, и тех воров в городех

воеводам и приказным людем и губным старостам, без государева

указу, ис тюрем не выпускати, и в холопство и во крестьяны к себе

не имати, и иным никому таких воров в холопство и во крестьянство

не отдавать. А будет в городех кто воеводы и приказные люди или

губные старосты таких воров ис тюрем выпустят без государева

указу и поневолят их к себе, или к иному к кому в холопство, или

во крестьянство, и сыщется про то допряма, и тем воеводам и

приказным людем и губным старостам за то чинить жестокое

наказание, бити их кнутом нещадно, да на них же за тех воров

исцам правити выти. А будет до которых тюремных сиделцов

розбойное и татиное и душегубное дело не дойдет, и доведется их

ис тюрмы выпустить, и таких ис тюрем выпускать, и к государю к

Москве о указе не писав, а в холопство и во крестьянство их

воеводам и приказным людем и губным старостам к себе не имати, и 287

иным никому по свойству, или по дружбе, их в холопство и во

крестьянство не отдавати. А будет кто воевода и приказной

человек, или губной староста таких людей, которых доведется ис

тюрмы выпустить, поневолят к себе, или к иным к кому в холопство,

или во крестьянство, и им за то по тому же чинити жестокое

наказание, как в сей статье писано выше сего.

 

ГЛАВА XXII 288




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.