Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Атмосфера: строение, значение, изучение




Атмосфера: строение, значение, изучение.

Висновок.

Через збільшення масштабів антропогенного впливу (господарської діяльності людини), особливо в останнє століття, порушується рівновага в біосфері, що може призвести до необоротних процесів і поставити питання про можливість життя на планеті. Це пов'язано з розвитком промисловості, енергетики, транспорту, сільського господарства та інших видів діяльності людини без урахування можливостей біосфери Землі. Вже зараз перед людством постали серйозні екологічні проблеми, що вимагають негайного рішення.

Використана література.

Є. О. Кріксунов, В.В. Пасічник, А.П. Сидорин «Екологія»

Видавничий дім «Дрофа» 1995

Н.А. Агаджанян, В.І. Торшин «Екологія людини» ММП «Екоцентр», КРУК 1994

 

 

Цели:

Образовательные:

1. Сформировать понятия «Атмосфера», «Тропосфера»,

 

«Метеорология».

 

2. Рассмотреть состав и строение атмосферы.

 

3. Выявить значение атмосферы в деятельности человека.

 

4. Способствовать усвоению знаний о загрязнении и охране атмосферы.

 

5. Сформировать представление о способах изучении атмосферы.

 

 

Развивающие:

1. Формировать умения работать с текстом учебника, рисунками.

 

2. Формировать абстрактное мышление.

 

 

Воспитательные:

1. Подвести учеников к пониманию, значимости данной темы.

 

2. Формировать познавательный интерес к географии.

 

3. Раскрыть особенности работы метеорологов.

 

Оборудование: текст параграфа §35, рис.68 – 69, рисунки в атласе.

 

 

Тип урока: Изучение нового материала.

 

Метод: Объяснительно иллюстративный

 

Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Актуализация знаний. Фронтальный опрос. Изучение нового материала. Понятие «Атмосфера» Рассказ Состав воздуха. Объяснение. Строение атмосферы. Беседа по схеме Понятие «Тропосфера» Значение атмосферы. Беседа, работа с учебником. Загрязнение и охрана атмосферы. Беседа. Изучение атмосферы. Работа с учебником. Закрепление. Домашнее задание   Здравствуйте! Успокойтесь,   присаживайтесь на свои места,   проверьте подготовленность к уроку.   Сегодня мы будем изучать новый   раздел, который называется   «Атмосфера». Но перед изучением   нового материала, давайте вспомним   из курса «Природоведения»:     1) Какие оболочки Земли вы знаете?     2) Какие оболочки вы уже изучили?     3) Из чего состоит атмосфера?   4) Какое значение имеет кислород и   углекислый газ? Чему это способствует?     Молодцы, вы вспомнили то, что нам в   дальнейшем пригодится для изучении   нового материала.     Откройте свои тетради и запишите тему   «Атмосфера: строение, значение, изучение»   и дату. Сегодня мы будем изучать новую   оболочку Земли – Атмосферу, рассмотрим ее   строение, из каких слоев она состоит, а также   выявим значение атмосферы в деятельности   человека, рассмотрим о способах ее изучения,   а также о загрязнении и охране атмосферы.     Итак, скажите, как называется воздушная   оболочка Земли. Правильно, атмосфера.   Запишите определение атмосфера в свои   тетради.   Атмосфера – это воздушная оболочка   Земли. Ученые считают, что   современная атмосфера появилась   около 1 млрд. лет назад. Свое название   она получила гораздо позднее. В 1965 г     году М.В Ломоносов открыл   атмосферу Венеры и ввел в научную   терминологию термин «Атмосфера». Ребята, как вы думаете, какого цвета небо? На самом деле воздух в атмосфере   Бесцветен. Цвет же неба изменяется в   зависимости от интенсивности   рассеивания солнечных лучей, которые   в свою очередь определяются, как   известно, длиной волны. Вы будете изучать   физику и узнаете что коротковолновые лучи –   бывают фиолетовыми, синими, голубыми и   красными. В первую очередь рассеиваются   фиолетовые, синие, голубые, а последнюю   очередь – красные. Поэтому на больших   высотах цвет неба имеет фиолетовый цвет, а в   нижней части – голубой.   Давайте еще раз повторим из каких   газов состоит воздух? Газовый состав   атмосферы был изучен уже давно. В 1974 году   фр. ученый Антуан Лавуазье изучал основные     составные части воздуха и установил   присутствие кислорода и азота.   Впоследствии обнаружили, что кроме   этих газов в ней находятся и другие   газы. Но только из азота и кислорода состоит   воздух? Посмотрите в окно, что мы   наблюдаем там? Дым. Из чего состоит дым?   Из пыли, копоти. А дым это же воздух?   Следовательно, воздух может, состоят не   только из азота и кислорода, но так же из   пыли, копоти и воды, ведь пар это же тот же   воздух. А теперь мы начертим схему «Состав   воздуха». Давайте еще раз повторим из чего   состоит воздух? Из газов. Из каких газов   состоит воздух? Кислород и азот. А что же   еще входит в состав воздуха? Вода. В каких   трех состояниях может находиться вода?   Жидком, твердом и газообразном. Что же еще   может входить в состав воздуха? Пыль,   копоть.       Откройте учебник на странице 106,рис.67.   Внимательно его рассмотрите, что на нем   изображено? (Строение атмосферы)   - Где определяются границы слоев?   - Какие слои входят в состав атмосферы?     - Как называется самый нижний слой   атмосферы?   - В каком слое атмосферы более благоприятные     условия для жизнедеятельности живого   организма? И почему?     Давайте запишем понятие «Тропосфера»   Тропосфера – нижний слой атмосферы,   наиболее благоприятный для жизни живого.   Теперь мы сделаем сейчас небольшой рисунок.   Толщина тропосферы над экватором составляет   18 км., в полярных широтах 8-10 км., а в   умеренных широтах – 10-12 км.   - Как называется слой, расположенный выше   тропосферы? На какой высоте он расположен?   - На какой высоте расположены верхние слои   атмосферы? Какие слои входят в состав   верхних слоев? На какой высоте они   расположены?   Можно ли обойтись без атмосферы? Давайте   проведем эксперимент: закройте рот и зажмите   пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли?   Нет! Какой вывод можно сделать? - Воздух необходим всем живым организмам для дыхания. Откройте стр. 106 и прочитайте пункт   «Значение атмосферы» и ответь на вопрос:   Какова роль атмосферы?   - Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли. Какой   можно привести пример из недавних событиях?   Челябинский метеорит.   - Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны.. (Днем температура повышается до +3260 С, ночью охлаждается до – 1730 С.) - Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма. Итак, давайте запишем «Значения атмосферы»   в свои тетради.   1.Дышит все живое 2. «Броня» планеты. 3. «Одеяло» планеты. 4. Предохраняет от вредного космического излучения. К сожалению, воздух очень сильно загрязнен.   Скажите, что является главной причиной   загрязнения воздуха нашего города? Завод   НЛМК. Как вы думаете, какие источники   загрязнения могут загрязнять атмосферу? Выбросы предприятий, выхлопные газы автомобилей, природные загрязнения (вулканы, пыльные бури). Как вы думаете, что   же надо сделать, чтобы сохранить атмосферу   и не загрязнять ее? Перейти на газ и электромобили, фильтры для заводов, лесополосы, парки. Итак, давайте запишем в   свои тетради схему «Загрязнение и охрана   атмосферы».         Откройте учебник на стр. 107 и   самостоятельно прочитайте пункт «Изучение   атмосферы» и ответьте на вопрос: как изучают атмосферу? -Наблюдение на метеостанция. -Метеозонды и ракеты. -Искусственные спутники Земли. Скажите, а куда направляют данные о   Наблюдении гидросферы? Кто внимательно   читал этот пункт, тот с легкостью может   ответить на этот вопрос. Всероссийская метеорологическая организация.   Как вы думаете как называется наука,   изучающая атмосферу, и явление   происходящие в ней.   Метеорология - наука, изучающая атмосферу,   и явление происходящие в ней. Запишите себе   определение метеорология в свои тетради.     Давайте проверим итоги нашего урока.   Проверим, как вы усвоили тему.   1. Что такое атмосфера? – Воздушная оболочка   2. Из чего состоит атмосфера Азот, Кислород, Вода, Пыль. 3.Из каких слоев состоит атмосфера? Тропосфера, Стратосфера, верхние слои. 4. На какой высоте находится тропосфера. – до 20 км. 5.На какой высоте находится стратосфера от 20 до 50км. 6. Что входит в состав верхних слоев атмосферыи на каких высотах они находятся - Мезосфера(60-80км),Термосфера(80-500км) Экзосфера(более 500км) 7.Какова роль атмофосферы? 1.Дышит все живое 2. «Броня» планеты. 3. «Одеяло» планеты. 4. Предохраняет от вредного космического излучения. 8. Назовите источники загрязнения   атмосферы. Выбросы предприятий, выхлопные газы автомобилей, природные загрязнения (вулканы, пыльные бури). 9. Назовите способы сохранения атмосферы.   Перейти на газ и электромобили, фильтры для заводов, лесополосы, парки. 10. Как называется наука, которая изучает   атмосферу, и явление происходящие в ней. Метеорология. Молодцы, вы сегодня замечательно   поработали.     Итак, открываем дневники и записываем   домашнее задание.   § 35, записи в тетради, вопросы после   параграфа. Урок окончен! До свидания!     Успокаиваются,   присаживаются на   свои места,   проверяют   готовность к уроку.   1) Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Биосфера. 2) Литосфера, Гидросфера. 3)Кислород, Азот. 4) Кислород -необходим для дыхания, углекислый газ- в поддержание процесса фотосинтеза   Записывают.     Слушают, отвечают,   Записывают   определение в   тетради.     Отвечают, слушают   Слушают,   чертят схему,   отвечают на вопросы   Слушают, отвечают   Записывают   определения в   тетради,   рисуют схему - От поверхности земли до верхней границы. -Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. - Тропосфера - Тропосфера. 1) Мы живем на этом слое 2) Основная часть воздуха 3)Происходят все явления природы.   - Стратосфера, 20 – 60 км.   - 60 - 400 км. Мезосфера(60-80км) Термосфера(80-500км) Экзосфера(более 500)   Отвечают,   Записывают в   тетради.     Отвечают,   записывают в   тетради.   Отвечают.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.