КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные темы докладов по социологии выборов
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В течение семестра студенты готовят доклады по предложенным темам, выступают с ними на семинарах. При подготовке к занятиям студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций. При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ», серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др. Критерии оценки знаний: для успешного прохождения курса необходимо: более 51 % посещений, активная работа на семинарских занятиях (устные дополнения, ответы с места, использование периодической литературы из списка рекомендованной литературы), не менее двух подготовленных сообщений.
«Голосование ногами»: причины и последствия «Черный пиар» на выборах «Эгологизация выборов» PR-технологии на вооружении команд кандидатов Выборы в демократическом обществе Деятельность международного фонда избирательных систем «IFES» в России и других государствах (на выбор)
Диагностика избирательного пространства Длительность выборной кампании: календарное и субъективное время Достоверность предвыборных опросов и оценок Задачи выборных технологий Зачем нужны социологические опросы на выборах? Избирательные технологии: возможности и ограничения Изучение политического участия (социологический подход) Информационная безопасность выборов Использование административного ресурса на выборах: сравнение региональных практик История института выборов в России О значении выборов для разных социальных слоев современного общества Основные этапы кампании их социологическая наполенность. Отечественные социологи о выборах Понятие «выбора» в социологической науке Предвыборные технологии агитации Преимущества избранных лиц при повторных выборах Результаты (исходы) выборов и их последствия. Социализирующая функция выборов Социальная эффективность выборов. Социальный портрет кандидата в депутаты Государственной Думы РФ Социальный статус избирателя Социоинженерная и социотехническая деятельность на выборах. Структурная схема социологического сопровождения работы команды кандидата. Ф. Знанецкий об изучении электоральных предпочтений Экологизация избирательной кампании: спор профессионалов Электоральная социология: опыт региональных исследований Электоральная социология: предметная область и проблемы исследований Электоральное поведение российских граждан Электоральные измерения в американской социологии (А. Верба, Р. Пай и др.) Этапы выборной кампании (хронометраж социологического сопровождения) Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Социология выборов» 1. Выборы: понятие, роль и место в социально-политическом взаимодействии 2. Социальные функции выборов 3. Социологическое сопровождение выборной кампании 4. Избирательная кампания: структура и типология
5. Социологические исследования в выборных кампаниях 6. Электоральная активность: понятие, факторы участия избирателей 7. Абсентеизм: понятие, причины и последствия неучастия в голосовании 8. Избиратели: понятие, специфика формирования электорального поведения 9. Эффективность избирательной кампании (социологический аспект) 10. Социолог в команде кандидата: содержание и особенности работы 11. Выборная кампания: особенности получения и представления социологической информации 12. Предвыборные прогнозы и рейтинги: содержание и специфика использования социологических методов 13. Избирательные технологии: понятие, типология, этапы технологизации выборной кампании 14. «Грязные технологии»: содержание и последствия использования на выборах 15. История организации и проведения выборов (зарубежный и российский опыт)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социальная патология»:
а) основная литература: 1. Желтов, М. В. Институт выборов: становление, социальные функции, роль в политике. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 253 с. 2. Желтов, М. В. Избирательное право и выборы. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 184 с. 3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник для студентов вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 623 с. 4. Гидденс, Э. Социология: Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с. 5. Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология: Учебник для студентов вузов / под ред. Добренькова В. И. – М.: Гардарики, 2002. – 428 с.
б) дополнительная литература по курсу «Социальная патология» 1. Ахременко, А. С. Электоральное участие и абсентеизм в российских регионах: закономерности и тенденции // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12: Политические науки. – 2005. − № 3. – С. 95-113. 2. Желтов, М. В. Региональный электорат (на примере Кузбасса): учеб. пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 176 с. 3. Ковлер, А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. – М., 1995. – 115 с. 4. Любарев, А. Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство // Полис. – 2003. – № 4. – С. 120-129. 5. Марченко, Г. И. Социологический портрет политических консультантов в США // Социс. – 2005. − № 5. – С. 71-80.
6. Панов, П. В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России (Кроссрегиональный сравнительный анализ) // Полис. – 2005. – № 5. – С. 102-117. 7. Подвинцев, О. Б. Псефология как наука о выборах // Полис. – 2005. – № 5. – С. 142-146. 8. Почепцов, Г. Г. Информационно-политические технологии. – М.: Центр, 2003. – 381 с. 9. Роль СМИ в региональных выборах 2002 года: материалы Всеросс. конф., Москва, 30-31 янв. 2003 г. / отв. ред. С. Г. Колесник. – М.: Права человека, 2003. – 295 с. 10. Бурдье, П. Политическое представление: Элементы теории политического поля / П. Бурдье // Социология политики: пер. с фр. / сост. общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. – М.: Socio-logos, 1993. – 336 с. 11. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. М., 1990. 12. Вишневский, Б. Л. Петербургский избирательный «марафон» и его уроки // Полис. – 2000. – № 4. – С. 105-122. 13. Головацкий, Е. В. Политические ресурсы: понятие, структура, использование (спецкурс лекций): учеб. пособие / под ред. Л. Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 160 с. 14. Гуревич, Л. Я. Особенности электорального поведения граждан Казахстана // Социс. – 1996. – № 5. – С. 64-71. 15. Деви, У. Правовые инструменты интеграции: проблемы получения гражданства в ФРГ // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 2000. – № 2 (31). 16. Дмитриев, Г. А. Без «чёрного пиара»: выборы, власть и СМИ в современной Японии // Японский опыт для российских реформ. – М., 2002. – Вып. 1. – С. 70-79. 17. Желтов, М. В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере избирательного права // Факультетские исследования: научные и научно-методические материалы препод. и аспир., студенч. события факультета. Вып.1. Власть и политика / отв. ред. Л. Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 73-76. 18. Жеребцов, М. В. Качественные методы в прикладном политологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12: Политические науки. – 2005. − № 3. – С. 19-33. 19. Зотова, З. М. Выборы в России: Взгляд политолога. – М., 1996. 20. Зотова, З. М. Особенности проведения региональных выборов в России // Региональные выборы в России. – М., 1996.
21. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М., 1999. 22. Кабышев, В. Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития // Право и власть. – 2001. – № 1. 23. Лапин, Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учеб. пособие. – М., 2004. – 381 с. 24. Левада, Ю. «Человек политический»: сцена и роли переходного периода // Президентские выборы 1996 года и общественное мнение. – М., 1996. 25. Лубченков, Ю. Н. Политическое лидерство как технология // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18: Социология и политология. – 2005. − № 1. – С. 113-134. 26. Маслов, В. П. Моделирование политических процессов и роль личности в истории // Социс. – 2005. – № 10. – С. 75-82. 27. Мельвиль, А. Ю. Так что же случилось с «российским выбором»? // Полис. – 2003. – № 4. – С. 161-164. 28. Очерки по истории выборов и избирательного права: учеб. пособие / под ред. Ю. А. Веденеева, Н. А. Богодаровой. – Калуга-Москва, 1997. – 388 с. 29. Патрушев, В. И. Введение в теорию социальных технологий. – М., 1998. 30. Подойницина, И. И. Технологии социологических исследований: учеб. пособие. – Якутск, 2003. – Ч.1. – 116 с. 31. Политическая коммуникация в избирательных кампаниях // тез. докл. первого Всерос. симп. «Актуальные проблемы соц.-психол. консультирования и науч. сопровождения избират. кампаний» / под ред. В. В. Новикова. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2002. – 94 с. 32. Политические избирательные кампании: анализ, ресурсы, технологии: учеб. пособие. – СПб., 2003. – 217 с. 33. Попова, И. В. Социально-психологические особенности технологий избирательных кампаний. – М.: МОСУ, 2002. – 55 с. 34. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисловием Г. В. Осипова; изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с. 35. Седов, Л. А. Материал к анализу электорального поведения граждан России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. – М., – 1996, – № 5. 36. Тулеев, А. Г. Чего хочет власть от местной прессы? / А. Г. Тулеев // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. − 2002. − Вып.3. − С. 5-7. 37. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1990. 38. Шпак, Л. Л. Социальные технологии: понятие и практическое применение. – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1993. – 97 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows XP, Microsoft Office Word – 2007; мультимедийные презентации выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |