Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 11 страница




Вопрос в том, что же должны предпринять два человека, состоящие в отношениях друг с другом, для того чтобы положить конец такому негативному обмену и снова начать позитивный. Точно так же, как при благоприятном уравновешивании, стремясь не совершить ошибок, они дают другому больше хорошего, сейчас они должны ради своей любви и стремления больше не делать ошибок, отдать партнеру назад меньше негативного, чем получили от него. Тогда неблагоприятный обмен закончится, а позитивный может возобновиться.

 

Границы обмена

Принципы обмена, господствующие в группах, часто переносятся в область отношений человека с Богом или судьбой. Например:

— Кто-то избежал смертельной опасности, в то время как все другие погибли, и поэтому он решает пожертвовать чем-то в знак благодарности, словно Бог или судьба - его визави и этим он может расположить их к себе. Эта жертва может выражаться в самоограничении, какой-либо болезни, отказа от чего-то очень важного, или же жертвовать придется кому-то другому, например, ребенку из его системы.

— Один из партнеров не принимает другого, если у того уже когда-то были серьезные любовные отношения с кем-то — даже в случае, если этот кто-то умер. То есть он считает, что смог «получить» своего партнера только за счет этого бывшего партнера.

— Дети от второго брака одного из партнеров не «принимают» своих родителей, ограничивают себя или наказывают самих себя, потому что кто-то другой в системе освободил свое место для них.

— Еще хуже, если дети, к которым судьба была благосклонна, считают себя избранными и гордятся своим счастьем. В таком случае это счастье изменяет им — как бы мы ни пытались этого объяснить, — потому что не только они сами, но и другие не в силах его выдержать.

Уравновешивание с помощью благодарности и смирения

Правильно принимать дары судьбы — значит считать подарком все, что мы получили незаслуженно или не прикладывая усилий. Такая позиция по отношению к судьбе и есть настоящая благодарность. Благодарить — значит принимать без надменности: благодарность уравновешивает, и тогда нет необходимости платить за полученное. Однако такая благодарность отличается от обычного «спасибо». Если я что-то кому-то дарю и он просто говорит «спасибо», этого слишком мало. Если же он сияет от радости и говорит, что мой подарок ему очень понравился, это означает, что он действительно благодарен мне. Тогда он относится ко мне и моему подарку с уважением. Когда же человек просто произносит «спасибо», это лишь суррогат настоящей благодарности. Некоторые поступают подобным образом и по отношению к Богу и судьбе: всего лишь говорят «спасибо», вместо того чтобы принять полученный дар с любовью.

Однако и в результате незаслуженного подарка судьбы человек оказывается под давлением, которое заставляет его что-то предпринять. Но вместо того, чтобы ограничивать себя, он должен передать другим часть того, что получил сам. Это не только облегчит его совесть, но и принесет благо другим.

 

В любом случае так же, как мы должны принимать хорошее, полученное без нашего содействия, нам следует принимать и плохое, случившееся с нами не по нашей вине. То есть мы должны принимать свою судьбу, какой бы она ни была - хорошей или плохой. Лишь в этом случае мы будем не только в гармонии с динамикой жизни, но и свободными. Такое принятие является смирением.

Бесконечная ясность ума

Дагмар: То, что я увидела в ходе расстановки моей семьи, точно соответствовало моей семейно-системной ситуации. Я действительно не уважала свою мать. Сначала мне стало грустно, но не надолго, а потом я ощутила глубокую бесконечную ясность. Появился эффект домино: внутренне я как будто увидела, как моя мать повернулась и выразила уважение по отношению к своей матери, а та сказала, что она этого недостойна. Мне стало безразлично, кто кого обманул - дед бабушку или наоборот. Сейчас я в состоянии отграничиться от этого.

Что же касается моей семьи, то мои отношения с родственниками мужского пола сразу же изменились, например, с братом. Это необычно. Мне интересно узнагь, что будет дальше. Внутренне я перешла в область влияния отца и по-новому распределила свои чувства.

На основе того, что я здесь услышала, у меня возник еще один вопрос. А если кому-то или чему-то не было оказано соответствующего уважения? Например, моя бабушка со стороны отца потеряла ребенка — шестимесячную дочку, и я думаю, что она не «приняла» или не уважала по-настоящему двух своих сыновей, родившихся после этого, а также своего мужа. Нужно ли мне еще что-то предпринять в этом отношении?

Б.Х.: Нет. Ты просто должна понять, что твоя бабушка из-за боли потери осталась привязанной к умершей дочке и больше не была свободной для других.

Оставить в покое то, что было

Б.Х. (Дагмар): Один из принципов системных порядков, господствующих в семьях, состоит в том, чтобы позволить всем прошедшим событиям закончиться по-настоящему. Это очень важно. Тому, что произошло в одном из поколений твоей семьи - в поколении твоей бабушки, ты должна позволить принадлежать только прошлому. То же самое применимо и по отношению к Франку и симптомам семейно-системных болезней: как только ты осознаешь, что их надо оставить в прошлом, они гоже могут оставить тебя в покое. Все существующее преходяще, и мы как должно признаем и уважаем события жизни только при условии, что в правильный момент позволим им принадлежать только прошлому. Во время терапии мы возвращаемся в прошлое в тех случаях, когда должны найти то, к чему все еще привязаны, или для того, чтобы обрести там силу, необходимую для будущего. Поэтому при расстановках нельзя слишком далеко забираться в прошлое семьи и ее поколений, кроме тех случаев, когда какая-то действительно серьезная проблема воздействует на членов семьи вплоть до настоящего времени. Например, формировать констелляцию из людей прошлых поколений, включая пятое, не следует. Четвертое поколение является пределом. В старинных семействах, гордящихся своей длинной родословной (например, в аристократических), негативные события прошлого долго продолжают оказывать влияние, и целая система не может обрести покоя.

Дагмар: Обретение покоя — прекрасное чувство.

Б.Х.: Нам удастся испытать это чувство, если мы оставим в покое умерших. Только тогда они почиют в мире. В «Элегиях замка Дуино» Рильке есть одно место, в котором говорится об умерших: «Рано ушедшие легко отвыкают от земного существования». Умершим необходимо некоторое время для того, чтобы отвыкнуть от жизни, и тогда они вступят в другую область существования, откуда нам не позволено их «вытягивать». В стихотворении Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» Орфей собирается возвратить Эвридику из Царства мертвых, но она колеблется, потому что, по словам Рильке: «Она существовала только в себе. И сознание собственной смерти наполнило ее, словно бесконечное богатство».

Еще что-то, Дагмар? По-моему, ты выглядишь так, будто тебе все стало ясно.

Пламя и пепел

Дагмар: Я чувствую себя очень, очень, очень хорошо. Правда, у меня есть еще кое-что, о чем мне следовало бы здесь сказать, но мне этого не очень хочется.

Б.Х.: Тогда и не говори. Прежде чем начать говорить о чем-либо, ты должна быть уверена в том, что это будет правильным для тебя. Если же у тебя все еще есть сомнения, не следует ничего говорить.

Дагмар: Все же я хочу сказать, что я заметила...

Б.Х.: Нет. У меня такое впечатление, что сейчас тебе еще не следует об этом говорить.

(Группе): Важно, чтобы терапевт берег тайны пациента и не старался узнать их. Если мы вытянем на свет то, что не открывается перед нами само по себе, оно сразу же потеряет свою силу.

Ида: То, что происходит здесь, одновременно и ясно и неясно для меня.

Б.Х.: Большое и значительное волнует нас, но мы не в состоянии ухватить или осознать его. Оно остается для нас тайной. Когда мы стараемся его проанализировать, чтобы точно знать, в чем оно состоит, от его пламени останется только пепел.

 

Исчезновение болей в спине

Утэ: Я чувствую себя хорошо. Я очень устала. Но сейчас я уже снова в состоянии участвовать в работе. Я должна поблагодарить всех, кто дал мне что-то и в единении со мной отдал что-то свое для расстановки моей семьи. Да, сейчас мне действительно хорошо. Кроме того, у меня исчезли боли в спине. Я забыла об этом сказать.

Расстановка:

Нарушенное равенство и закон уравновешивания

Бригитта: Я наконец решилась расставить свою семью, и мне хочется сделать это немедленно.

Б.Х. ■ Пожалуйста!

Бригитта: Я должна расставить мою собственную родительскую семью или родительскую семью моей дочери? Собственно, моя проблема касается дочери.

Б.Х.: Расставь свою нынешнюю семью: всех мужчин, женщин и детей.

Бригитта: Я замужем во второй раз. Мой первый муж ушел, а позже умер.

Б.Х.: Почему вы разошлись? Что у вас случилось?

Бригитта: Я изучала психологию. После того как я закончила университет, он был мне больше не нужен.

Б.Х.: Здесь действует закон уравновешивания. Если один из партнеров, состоящих в браке, дает возможность другому закончить образование, последний разрывает отношения, потому что с точки зрения семей-но-системной динамики он будет не в силах установить равновесие между собой и своим партнером. Брак не может продолжаться, если существует слишком большая разница между тем, что один из партнеров отдает другому, и тем, что он получает от него. Во всем должно царствовать равновесие. Когда жена оплачивает образование мужа, он оставит ее, как только закончит учебу.

(Бригитте): Ты все еще в долгу перед своим мужем.

Бригитта: Я помню только некоторые его слабые стороны. В любом случае, я понимаю, что все еще в долгу перед ним.

Б.Х.: Воспоминания являются целенаправленными.

Бригитта: Вчера и позавчера я пыталась найти его фотографии, чтобы поставить их вместе с другими, и мои дети...

Б.Х.: Твои дети делают сейчас то, что ты не сделала в свое время.

Бригитта: Я хотела сказать, что мои дети забрали себе все фотографии отца. Я не смогла найти ни одной. Мой муж снова женился, и у него двое детей с этой женщиной.

 

Б.Х.: Она тоже нужна нам для расстановки.

Бригитта: У моего второго мужа было двое детей от первого брака. Его жена умерла. Теперь эти дети живут с нами.

Б.Х. (видя, что Бригитта начинает расставлять членов своей семьи): Я сам расставлю их в правильном порядке. В данном случае это не представляет особой трудности.

Рис. 13.1:

1М — первый муж, отец 1-4 и 5-6; Ж — жена, мать 1-4 (Бригитта); 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, дочь; 4 — четвертый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена бывшего мужа Бригитты, мать 5-6; 5 — пятый ребенок, дочь; 6 — шестой ребенок, сын; 2М — второй муж Бригитты, отец 7-8; +1Ж — первая жена второго мужа Бригитты (умерла), мать 7-8; 7 — седьмой ребенок, сын; 8 — восьмой ребенок, дочь.

Б.Х.: Как чувствуют себя дочери?

Первый ребенок (представляющий, по мнению Бригитты, проблему в системе): Я ощущаю силу, исходящую из этого круга.

Второй ребенок: Мне хорошо, потому что все члены семьи в сборе.

Третий ребенок: Меня это впечатляет.

Четвертый ребенок: Довольно хорошо.

Б.Х. (участнику, играющему роль первого мужа Бригитты): Как чувствует себя отец?

Первый муж Бригитты: Меня очень тронуло то, что дочери забрали себе все мои фотографии.

Б.Х.: Дети должны перейти в область влияния отца. В данном случае у матери нет никаких прав на детей. Они — часть системы отца.

Как чувствует себя вторая жена бывшего мужа Бригитты?

Вторая жена: Хорошо.

Пятый ребенок: Тоже хорошо.

Б.Х. (детям Бригитты, указывая на остальных детей): Все они - ваши братья и сестры.

Шестой ребенок: Слишком много женщин.

Б.Х.: Да, с твоей точки зрения.

Как чувствует себя второй муж?

Второй муж Бригитты: Такое расстояние между мной и женой не случайно. Но я с ним согласен.

Б.Х.: Как чувствует себя первая жена второго мужа Бригитты?

Первая жена: Хорошо.

Б.Х.: Как чувствуют себя ее дети?

Седьмой ребенок: Интересная группа.

Восьмой ребенок: Хорошо.

Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как ты себя чувствуешь?

Жена (участница, играющая роль Бригитты: Плохо. У меня такое чувство, словно меня душат. Здесь слишком много людей. Мне бы хотелось, чтобы круг был поменьше.

Первый ребенок: Мне бы хотелось поближе к отцу.

(Б.Х. изменяет констелляцию.)

Рис. 13.2 Жена (участница, играющая роль Бригитты): Здесь мне лучше, гораздо лучше. Мне только немного грустно из-за потери дочерей. Мои чувства тянут меня к ним.

Б.Х: Ты проиграла свое право на дочерей. Их место - рядом с отцом, в его системе. Ты не имеешь права отнимать их у него. Они — твой долг ему.

Бригитта: Я собираюсь развестись со своим вторым мужем.

Б.Х.: И в его системе тебе нет места. Ни в первой, ни во второй.

(Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы.)

Рис. 13.3

Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как тебе там?

Жена: Здесь мне тоже хорошо.

Б.Х.: Значит, это и есть твое место.

Жена: Здесь мне лучше. Больше места.

Второй ребенок: Здесь у меня впервые возникли настоящие чувства по отношению к моей матери.

Первый ребенок: Сейчас между нами установилась какая-то связь.

Б.Х.: Здесь мы наблюдаем последствия легкомысленного развода. В результате такого поведения мы теряем право на принадлежность к нашей системе.

(Бригитте): Хочешь встать на свое место в расстановке?

(Бригитта становится на свое место в расстановке.)

Можешь еще что-то попробовать, если хочешь.

Бригитта: Я потерпевшая сторона.

 

Б.Х.: Нет. Ты только отвечаешь за последствия собственного решения. Иначе это придется делать твоим дочерям.

Бригитта: Я сама должна отвечать за последствия. (Плачет.)

Б.Х.: Да. Но ты до сих пор с этим не согласилась.

Бригитта: Да, может быть.

Б.Х.: Да, я так и думаю. Но твоя боль - исцеляющая. Она примиряет дочерей с матерью. Ты согласна?

(Бригитта согласно кивает.)

Б.Х. (группе): На примере этого случая стало ясно, что когда один из партнеров совершает то, что служит только его собственным интересам, как сделала Бригитта, ему не избежать негативных последствий своих действий и он должен принять эти последствия. Недопустимо, чтобы жена поступила несправедливо по отношению к мужу и вдобавок отняла у него детей. Покинувший систему остается в одиночестве, и дети должны остаться с тем из партнеров, с кем поступили несправедливо. Это является важным принципом.

Бригитта: Я поступила в университет, когда узнала, что у моего мужа была связь с другой женщиной, которая продолжалась тогда уже полтора года.

Б.Х: Значит, и он был виноват. Это дополнительный аспект, но этим твое поведение и действия по отношению к детям не нейтрализуются.

Ревность и уравновешивание

Клаудия: У меня еще один вопрос. Бригитта поступила в университет и закончила его. После этого они с мужем разошлись. Но насколько я поняла, ушел он, а не она?

Б.Х.: Ввиду действующей в данном случае динамики, здесь это не играет никакой роли. Подробности не важны. В случае ревности, например, цель ревнующего партнера — заставить другого уйти. Он не желает продолжать отношения, но при этом делает вид, будто хочет, чтобы другой остался.

Ревность служит средством для того, чтобы переложить свою вину на другого. Тогда с точки зрения вины и ее последствий больше не важно, кто из партнеров уйдет первым. Иногда один из партнеров может уйти, чтобы оказать услугу другому.

В целом же, если один из партнеров совершает то, что никак не связано с самим браком, а другому партнеру приходится это оплачивать, он разрушает отношения. Но этого не случится, если он сам оплачивает свою учебу.

(Бригитте): Ты оплатила ее сама?

(Бригитта кивает.)

Б.Х.: Тогда здесь действует другая динамика, чем в том случае, когда муж оплачивает учебу жены. Когда муж оплачивает учебу жены, жена всегда оставляет его, и наоборот. Это происходит потому, что тогда между партнерами больше не существует равенства. Если, например, родители жены оплачивают ее учебу, это никак не вредит отношениям. То же самое действительно и в отношении мужа и его родителей.

Сейчас я вижу, что в твоем случае мы имеем дело с еще одной динамикой. Твоя учеба была стремлением вырваться из отношений. Ты хотела отомстить мужу за его связь с другой женщиной, потому что ты искала уравновешивания. Вопрос состоит в том, кто из вас причинил другому больше боли. Ты или он? С чьей стороны было больше желания отомстить? Поэтому ты задала вопрос о негативном уравновешивании. При организации своей жизни в будущем ты не должна забывать о существовании этого стремления к негативному в ваших отношениях.

Невиновность и месть

В отношениях между двумя партнерами тот, кто ни в чем не виновен, является самым опасным. Это в нем возникает наибольшее чувство злости, это от него исходит разрушительная энергия в отношениях, потому что он чувствует себя правым. Он теряет чувство меры. Виновный в этом случае скорее готов пойти на уступки и все исправить. Как правило, примирение становится невозможным не по вине виновного, а того, кто не виноват.

Верность и неверность

Тэя: Меня занимает вот что: Бригитта начала изучать психологию из-за того, что у ее мужа была связь с другой, а при расстановке выяснилось, что она потеряла свое право на дочерей. Это задевает меня как женщину, потому что я нахожу это несправедливым.

Б.Х.: Несправедливым? То, чего ты не замечаешь, — это вина невиновного. На самом деле «плохие» — это не те, кто виноват, а невиновные, ак правило, не тот, кто виновен, испытывает чувство злости по отно-иению к партнеру, а невиновный, потому что он чувствует себя правым, когда злится на другого. Его вина особенно вредна, так как она выступа-под видом невиновности и правоты.

Что плохого в том, если один из партнеров вступает в связь с другим? Что при этом будет нарушено? Невиновный ведет себя так, словно у него есть право на вечное владение своим партнером. Но при этом он позволяет себе то, на что не имеет права: вместо того чтобы вернуть виновного партнера с помощью любви, невиновный преследует его. Естественно, тот не вернется! Он просто не может. Значит, когда невиновный зашел слишком далеко в своей мести, виновный больше не может вернуться к нему. Я сторонник более человеческого и умеренного урегулирования таких проблем.

12 - 3099 По-моему, верность — очень важная вещь, но не тогда, когда ее сохраняют под давлением. Верность должна возникать из любви. Часто один из партнеров говорит другому: «Я — единственный важный для тебя человек». Но человек часто попадает в ситуации, когда он встречает других важных для него людей. В таких случаях его партнер не имеет права оказывать на него давление. Он должен принимать события такими, какие они есть. Тогда, возможно, найдется правильное решение для всех. Но такого решения можно достичь только путем пюбвн. Вы понимаете?

Если принять во внимание тот факт, что борьба одного из партнеров за другого питается страхом ребенка перед потерей матери, тогда эти требования верности с его стороны направлены больше не на партнера, но на мать. Добавим, что верность одного из партнеров на основе самопожертвования представляет собой перенос верности ребенка своей матери на мужа или жену. Такая верность представляется чем-то ирреальным. Как-то раз один человек написал мне о том, что у него есть невеста, которая считает, что ее любовь к нему — просто перенос, и поэтому хочет быть независимой и одновременно иметь отношения и с другими мужчинами. Он же решил остаться верным ей и ждать до тех пор, пока она к нему не вернется. Тогда я ему написал примерно следующее: «Твоя верность по отношению к этой женщине подобна верности ребенка матери. Твои чувства обманывают тебя. Она тебя не заслуживает».

Он ответил, что благодаря моим словам сразу же почувствовал себя освобожденным. Он расторг помолвку и почувствовал себя готовым к новым отношениям.

Перенятая месть

Утэ: С одной стороны, я все еще поглощена мыслями о p семьи Бригитты, прежде всего тем, с какой жесткостью действуют такие принципы и как они, по всей видимости, соответствуют действительности, несмотря на то, что участники кажутся так просто расставленными тобой. Это волнует меня.

С другой стороны, у меня есть еще кое-что, касающееся меня и моей матери. Я была замужем, но очень недолго. Муж изменил мне, и я ушла. Я чувствовала себя тогда ни в чем не виноватой. Все это напоминает мне идентификацию с матерью. С ней тоже случилось что-то подобное. Я думаю, что мой отец не имел в виду ничего дурного, когда предложил матери поехать вместе с моим заболевшим братом отдохнуть у ее родителей. Но пока ее не было, у него начался роман с секретаршей, и в результате этой связи родился ребенок. По-моему, я получила и переняла от матери часть ее чувства мести отцу. Я осознала это только здесь, это новое и очень сильное ощущение для меня, но одновременно мне будет нетрудно оставить эти чувства там, откуда они пришли.

 

Размышления о невиновности

Карл: Я только что посмотрел на часы и заметил, что хотя второй день наших занятий подходит к концу, я чувствую себя очень свежим.

Твои слова о том, что невиновные являются самыми опасными, как будто застряли у меня в голове. Они заполняют меня и очень сильно воздействуют.

Подарок для матери

Клаудия: Я очень взволнована и все думаю о проблеме с моей матерью. Вольфганг только что ушел, потому что у его матери завтра день рождения. У моей матери завтра тоже день рождения, но я бы ни за что на свете к ней не поехала! Это началось еще вчера, когда ты... (Начинает плакать.)

Б.Х.: Послушай! Используй эту возможность для того, чтобы представить себе, какие подарки ты привезла бы ей из нашего курса. Ты представляешь себе, что сообщаешь ей о своем приезде и подарках. Тогда завтра ты сможешь остаться здесь, с нами, и будешь спокойной.

Клаудия (смеется): Такого я еще никогда не пробовала, но, по-моему, это было бы неплохо.

Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута его крайняя точка

Роберт: Я обеспокоен тем, что мне предстоит принять решение о том, остаться ли мне с сыном и отказаться при этом от дома.

Б.Х.: Еще рано принимать какие-то решения. Преодолеть кризис можно только тогда, когда он достигает своей экстремальной точки.

Когда-то давно я работал директором одной большой школы. Там тоже иногда случались кризисы. Но я не предпринимал никаких действий, а просто наблюдал за этим брожением в течение многих дней, пока кризис не достигал своей крайней точки, и тогда его можно было очень быстро и легко разрешить.

Роберт: Мне необходимо срочно принять решение о том, когда и как я смогу поговорить с женой об этом. Она мне это сама предложила, значит, она желает контакта со мной. Я же не общался с ней в течение трех месяцев, потому что не хотел.

Б.Х.: Тогда подожди, пока не будешь внутренне готов к этому. Сейчас твоя очередь принимать решения. Но в любом случае ты должен пойти навстречу ее просьбе!

Роберт: Да, я понимаю. Я только не знаю, когда и каким образом мы сможем это осуществить.

12* Б.Х.: Ты сразу же заметишь, как только придет время. Даже когда нам уже известно правильное решение, еще нужно позволить силам, необходимым для его осуществления, собраться.

Роберт: Мне очень трудно дается ожидание.

Б.Х.: Да, ты не военный тактик по натуре. Те знают, когда необходимо подождать. Во время атаки нужно подождать, пока противник не подойдет на расстояние примерно пятидесяти метров. Это очень тяжело. Намного легче просто палить из оружия, даже когда противник еще далеко. Но что это даст?

Расстановка:

Изменение внутренней динамики

Франк: У меня возник еще один вопрос, касающийся моего развода. Когда я участвовал в расстановках, например, играл роль отца сегодня в расстановке семьи Бригитты, я заметил, что дети всегда должны были перейти в область влияния отца. Мне хотелось бы знать, не должен ли я применить этот принцип и в моем случае.

Б.Х.: Нет, в твоих отношениях с детьми этот принцип не действует. Он являлся действительным только для той, другой, системы. Какая динамика действует у тебя, нам неизвестно. Но если тебе хочется это узнать, мы можем сделать расстановку твоей семьи.

Франк: Да, мне бы этого хотелось.

Б.Х.: Тогда сразу же и начнем. У нас еще остается достаточно времени.

Франк: Хорошо. К моей системе принадлежат моя бывшая жена, я сам, двое детей и Дагмар, женщина, с которой я сейчас живу. Она тоже здесь.

Б.Х.: Дагмар была прежде замужем, не правда ли?

Франк: Да.

Б.Х.: Тогда ее муж нам тоже нужен.

Рис. 14.1:

М — муж (Франк); 1Ж — первая жена, мать 1-2; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь; 2Ж — вторая связь, Дагмар; 1М2Ж — первый муж Дагмар.

 

Б.Х.: Как чувствует себя муж?

Муж: Когда моя теперешняя подруга пришла сюда и встала возле меня, меня это как будто согрело. Но мне не хватает моих детей.

Б.Х: Как чувствует себя первая жена?

Первая жена: Я не знаю.

Первый ребенок: Отсюда, где я сейчас стою, я не могу поддерживать никакого контакта с отцом. Но одновременно у меня такое впечатление, что я потеряю связь и с матерью, если подойду поближе к отцу.

Б.Х.: Все же подойди к нему, чтобы узнать, на что это будет похоже.

(Сын становится рядом с отцом.)

Первый ребенок: По-моему, так лучше. Так я ближе и к матери.

Второй ребенок: Здесь мне нравится. Но все же я бы предпочла быть более самостоятельной.

Первая жена: Я не верю своим глазам.

Б.Х. (дочери): Встань рядом с братом!

(Первой жене): Повернись в другую сторону! Как ты находишь это изменение?

Первая жена: Мне это нравится.

Муж: И мне это тоже очень подходит.

Б.Х. (первой жене): Подвинься еще немного вперед! А сейчас?

Первая жена: Мне хорошо.

Первый муж Дагмар: Все это меня не касается, хотя я чувствую еще какую-то напряженность по отношению к моей первой жене.

(Участница, играющая роль Дагмар, смеется.)

Б.Х. изменяет констелляцию.

Рис. 14.2

Б.Х. (Франку и Дагмар): Сейчас встаньте сами на свои места в расстановке.

(Дочери): Тебе хорошо там?

Второй ребенок: Да, хотя я ощущаю что-то неприятное со стороны этой другой женщины.

 

Jit

Б.Х.: Конечно! Ты перенимаешь роль своей матери по отношению к ней.

Первый ребенок: Мне тоже не хватает матери.

Первая жена (стоя снова лицом к остальным): Мне было интересно увидеть, что здесь происходит.

Б.Х.: Что ты чувствуешь, когда видишь свою семью с такого расстояния?

Первая жена: У меня более полная картина.

Франк: Я просто ошарашен.

Б.Х.: То, что мы сейчас видим, и есть простое и ясное решение проблемы Франка. На этом мы можем остановиться.

Франк (сев назад на свое место в группе): Я еще не до конца все понимаю, но некоторые детали мне стали ясны.

Б.Х.: Ты должен радоваться уже тому, что ты нашел их. И этого достаточно.

Франк: Я чувствую себя очень неуверенно в этой ситуации.

Б.Х.: Радуйся им, несмотря на свою неуверенность! Некоторые всегда находят к чему придраться.

С тобой всегда случается одно и то же. Счастье не только пугает, но и служит причиной для дополнительной ответственности.

Франк: Мне кажется, что прежде чем принять на себя какую-то ответственность, я должен обдумать эту проблему.

Б.Х.: В ходе расстановки стало ясно, что твою жену тянет на родину и в ее систему, а место твоих детей — рядом с тобой. Когда она это увидела, с нее словно свалился груз.

Франк: Я всегда чувствовал себя в чем-то виноватым.

Б.Х.: И для меня было большим облегчением видеть все то, что произошло здесь во время этой расстановки. Я обрадовался за тебя. Тут вовсе не нужно искать виноватого. Все зависит от действующей динамики, и мы только что видели: в твоей системе она развивается так, как и должна развиваться.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Беседы

На наших терапевтических курсах проводятся так называемые беседы, во время которых каждому участнику по очереди предоставляется возможность рассказать о воздействии на него проделанной здесь работы, а также задать вопросы о своих наболевших проблемах, чтобы немедленно их решить. Пока один участник говорит, другие внимательно слушают, не прерывая и никак не вмешиваясь. Говорящий не должен обращать внимания на комментарии других участников. Тем не менее присутствие других помогает ему сосредоточиться, потому что, как только он попытается отклониться от своей темы, — например, вдруг начнет искать оправдания для кого-то или обвинять, вместо того чтобы продвигаться по пути познания своих проблем, - группа обязательно отреагирует. Тогда ведущий прерывает беседу с ним и переходит к следующему участнику. Однако когда кто-то из участников рассказывает о чем-то действительно очень важном для него, все остальные сохраняют внимание и сосредоточенность, даже если такой разговор длится довольно долго.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.