Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие понятия и сущность дебиторской задолженности




Понятие дебиторской задолженности

 

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.[1]

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с казахскими стандартами бухгалтерского учета определяется как сумма причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно[2].

Просроченная задолженность образуется после истечения срока, установленного договором. Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее возникает сомнительная и безнадежная задолженность

Дебиторская задолженность, не погашенная своевременно и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается сомнительной.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги перед организацией:

· по которым истек установленный срок исковой давности;

· по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

 

Таблица 1- Виды дебиторской задолженности

 

Задолженность   Сроки наступления Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа
2. Просроченная - сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности
3. Безнадежная - истек срок исковой давности Более 3 лет с момента окончания срока исполнения Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; отражается на забалансовом счете
4. Находящаяся на забалансовом счете В течение 5 лет с момента списания Цель- контроль за возможностью ее получения

 

Задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, подлежат списанию. Для проведения списания организации необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.

В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

Актив дебиторской задолженности имеет три существенные характеристики:

Он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств.

Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли-продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. Но, если покупатель не внесет определенную сумму погашения дебиторской задолженности, то продавец фактически не теряет контроль над ресурсами, то есть потенциальным поступлениям, и следовательно, актив перестает быть активом.

К активам не относятся выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что та или иная хозяйственная операция произойдет.

Фактом подписания договора фирмой устанавливается будущая вероятность выгоды, которая и находится под контролем у бухгалтера. Именно бухгалтер определяет события достаточно или не достаточно значительным при отражении как актива фирмы. В большинстве случаев значительность подразумевает завершенность операции[3].

В текущие активы дебиторская задолженность может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течении одного года, раскрыта. На ряду с этим, дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе долгосрочных активов может быть включена в статью «дебиторская задолженность»[4].

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Все фирмы стараются производить продажу за наличный расчет, однако часто приходиться соглашаться и на отсрочку платежей. В таких случаях возникает ситуация, когда продукция отправлена покупателю, запасы сократились, а денежные средства еще не поступили. Возникает дебиторская задолженность. После того как покупатели оплатят товар, компания получит наличные деньги, а дебиторская задолженность сократится. Таким образом, эффективной считается та политика управления дебиторской задолженностью, которая максимизирует денежные поступления за некоторый период.

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. Дебиторскую задолженность нужно контролировать. Это делается для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, так как увеличение дебиторской задолженности приводит к снижению денежных поступлений и к возникновению безнадежных долгов.

Важной задачей в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Именно из-за этого часто возникают конфликты между менеджером по продажам и менеджером, занимающимся управлением дебиторской задолженностью. В интересах менеджера по продажам увеличить объем продаж, пусть даже за счет кредита, он не учитывает вероятность неплатежа со стороны клиентов.

Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита гибкие, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода.

Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется скорее либерализация платежных условий.

Экономические условия и кредитная политика фирмы оказывают основное влияние на уровень дебиторской задолженности фирмы. Естественно, экономические условия в значительной степени находятся вне сферы контроля финансового менеджера. Однако, как и в случае с другими текущими активами, финансовый менеджер может изменять уровень дебиторской задолженности исходя из компромисса между доходностью и риском. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. Но при этом одновременно возрастают затраты на содержание дополнительной дебиторской задолженности и появляется риск потерь по безнадежным долгам.

Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которая возникает в ходе нормального операционного цикла и предусмотрена к погашению в период до одного года.

В современной хозяйственной практике текущая задолженность классифицируется по следующим видам: дебиторская задолженность за товары, работы, услуги; дебиторская задолженность по расчетам (с бюджетом, по выданным авансам, по начисленным доходам, по внутренним расчетам); прочая текущая дебиторская задолженность.

Векселя к получению по существу являются разновидностью дебиторской задолженности, но отличаются формой предоставления отсрочки платежа, которая имеет вид векселя. Наиболее важными характеристиками векселя являются: 1) срок действия; 2) сумма займа и 3) процентная ставка. Срок векселя устанавливается непосредственно при выписке векселя в днях или месяцах либо оговаривается дата погашения векселя (выплаты суммы займа), и тогда срок векселя рассчитывается путем сопоставления даты выписки и даты погашения. Величина суммы займа устанавливается по взаимному соглашению сторон, участвующих в выписке векселя, и записывается на лицевой стороне векселя. Величина суммы займа определяется на основании объема товара или услуг, оказанных векселедателю. Проценты по векселю — это стоимость займа или вознаграждение за предоставление кредита.

При этом следует учитывать, что ставка процента обычно устанавливается в пересчете на год, а срок векселя указывается в днях или месяцах. Поэтому необходимо сделать соответствующий пересчет. Существуют также так называемые дисконтные векселя. При выписке дисконтного векселя не указываются проценты, а указывается лишь сумма, которая будет выписана векселедержателю. Соответственно, стоимость товаров или услуг (или сумма, которую получает лицо, выписывающее вексель) меньше той суммы, которая будет предоставлена векселедержателю.

В силу специфики форм, скорости движения, закономерности возникновения эти виды оборотных средств не могут быть заранее рассчитаны и учтены подобно нормируемым оборотным средствам. Предприятия имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью действующей системы кредитования и расчетов.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, так как ее чрезмерное увеличение приводит к падению платежеспособности предприятия.

Политику управления дебиторской задолженностью называют еще кредитной политикой предприятия, хотя это не совсем верно. Кредитная политика — это принятие решения о том, кому из покупателей предоставлять платежный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.

Управление дебиторской задолженностью намного шире и включает в себя систему методов проведения расчетов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

Управление движением дебиторской задолженности — установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.

Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объемов продаж. Это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведет к увеличению издержек (за счет платы за кредит).

С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится дебиторская задолженность, но одновременно уменьшатся объемы продаж, и это может привести к повышению затрат на хранение готовой продукции, потере покупателей. При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают.-по срокам, когда при оплате в определенный срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объемам: при приобретении указанного объема покупатель получает товар по более низкой цене.

Такие условия оплаты предлагаются покупателям при следующих условиях:

· наличие на складе устаревающей продукции;

· спад покупательского спроса;

· продукция в процессе научно-технического прогресса быстро обновляется (например, персональные компьютеры);

· продукция имеет сезонный спрос или является скоропортящейся.

Наличие дебиторской задолженности характеризуется тремя параметрами:

· объем реализованной продукции в кредит;

· период времени между реализацией товара и получением выручки;

· необходимость финансирования увеличения дебиторской задолженности (банковский кредит, ценные бумаги).

Размер дебиторской задолженности рассчитывается как произведение однодневного оборота дебиторской задолженности на ее оборачиваемость в днях.

Управление текущей дебиторской задолженностью осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

6. Политика и методика инкассации текущей дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.