Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности дополнительного образования детей

1. Всеохватно по своему содержанию – нет стандарта содержания, но должен быть стандарт условий!

2. В ДО реализуется право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, объединения и даже педагога.

3. Дополнительное образование – образование доступное и добровольное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды.

4. Дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей с последующими отчетами перед коллективом объединения по интересам в начале нового учебного года. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков завершения его этапов и последовательность перехода образовательного процесса из одной стадии в другую.

5. Занятия здесь возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Заниматься здесь – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.

6. Динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей обусловливает личностную значимость предлагаемого ребенку содержания образовательных программ.


[1] Достоевский Ф.М. Петербургская летопись. - М.: Советская Россия. 1983.

[2] Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в педагогике начала ХХ в. // Педагогика. 2000, № 4, С. 65

[3] Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.,1948, С. 365 - 366

[4] Логинова Л.Г. Историческая ретроспектива развития дополнительного образования детей.// Образование: исследовано в мире. -

[5] ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич (1857-1947), педагог. В русле педоцентризма * разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребёнка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребёнка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

* ДЕТОЦЕНТРИЗМ, педоцентризм, воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.

 

[6] Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936, Т.4. С. 443

[7] Венцель К.Н. Свободное воспитание. 1908 -1909, № 8, С.4

[8] Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. Т. 4. С. 435.

[9] Венцель К.Н. Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №1-3. С.71-75

[10] ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич (1853-1924), педагог, деятель народного образования. С 1872 учитель городского и уездного училищ, с 1881 инспектор народных училищ Смоленской губернии. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. Один из организаторов Всерос. учительского союза (1905-07). После Октябрьской революции продолжил преподавательскую деятельность. Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Разработал педагогическую концепцию "эволюционной педагогики", основанную на трактовке обучения и воспитания как поступательного движения ("Основы новой педагогики", 1913; 2 изд., 1916). Труды по теории педагогики. Автор "Русского букваря" (1898, св. 100 изд. в различных странах).

[11] Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. М., Педагогика, 1990. С. 520.

[12] В.П. Вахтеров. Основы новой педагогики. М., 1913. С. 153.

[13] БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884- 1941), педагог и психолог, д-р педагогических наук (1935). Один из ведущих теоретиков педологии. Участвовал в создании и руководил Академией социального воспитания (с 1924 - АКВ; первый ректор в 1919-23). Ранние работы Б. имели гл.о. историко-философский и историко-педагогический характер. Сформулировал осн. педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности. Они стали теоретико- педагогической основой строительства школьной системы в СССР. В учебнике "Педология" (1934; 2 изд., 1936) дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. В кн. "Психологические очерки" (1927) выдвинул оригинальное положение о происхождении и развитии психической жизни, трактуя её как ряд разных уровней психической деятельности.

[14] Блонский П.П. Курс педагогики. М.,1916. С. 67.

[15] ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934), педагог. Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал общество "Сетлемент" (совместно с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и др.), которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с женой, В.Н. Шацкой, организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В 1919-32 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР. В 1932-34 директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР.

Осн. место в творчестве Ш. занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми. Исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914; совместно с Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.

После 1917 Ш. развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Организовал научную школу, которую представляли Шацкая, Шлегер, А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.Н. Скаткин и др. Станция была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Ш. считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе.

Ш. внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы учебной работы. Под руководством Ш. были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

 

[16] Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: 1980. Т.1. С. 258 – 266.

[17] Там же.

[18] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М.,1964. Т.2., с. 22

[19] Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918.

[20] Там же, с. 8

[21] Там же, с 9

[22] Там же, с. 11-13

[23] Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918. С. 19.

[24] Медынский Е.Н. Энциклопедии внешкольного образования. Т.1. М.-Л.,1925. С.38.

[25] Там же, с. 10.

[26] Там же, с.13.

[27] Там же, с. 13-15.

[28] Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. Петербург, 1915. С. 10 – 16.

[29] Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. М.,1915. С. 10

[30] Педагогическая энциклопедия. В 3-т. М.,1927. Т.1. С.32.

[31] Луначарский А.В. О народном образовании. - М.,1958. С. 401.

[32] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 31.

[33] Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и современная школа. Киев,1970.

[34] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М.,1964. Т.2. С.406.

[35] Там же, с. 22.

[36] Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948. С. 346.

[37] Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М., Т.5. С. 170.

[38] Два неверных взгляда на внешкольную работу // Внешкольник. 1929. № 4. С. 4-9

[39] Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.,1990. С.22.

[40] Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы. М., 2001, с.4-5

[41] Там же

[42] Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве./ Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития: Сборник научных статей/Мар.гос.ун-т. – Йошкар-Ола. – 1999. –с. 9-10.

[43] Обзор определений дается по статье: Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 1999.

[44] Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития// Внешкольник. – 1997. - № 9. – С. 6-8.

[45] Пересказ текста Новичкова В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС, 1997. – с. 31-35.

[46] См. Типовое положение об образовательном УДОД.

[47] Методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13)

[48] см.: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях – Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16 // Внешкольник. 2002, №9

[49] См. Методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16);

Требования к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ (образовательных программ дополнительного образования детей), реализуемых учреждениями и организациями, осуществляющими лицензионную деятельность в сфере детства на территории города Москвы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сацыяльна-эканамічнае развіццё БССР | Заявка на II Международную научно-практическую конференцию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.