Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность бюджетного планирования




Исполнение бюджета РФ. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Экономическая сущность бюджетного планирования.

Бюджетный процесс.

Семинар 5.

2.Бюджетный процесс: содержание, стадии, участники.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана.

В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете на очередной финансовый год, источники поступлений средств, объем и направление расходов, величина дефицита бюджета, объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.

Бюджетное планирование во многом предопределяет распределительные процессы в экономике. В частности определяются масштабы и пропорции перераспределения чистого дохода предприятий различных форм собственности, секторов и отраслей экономики, оказывается воздействие на размеры их накоплений, доля подоходного налога в доходах населения, доля участия предприятий и населения в формировании поступлений в бюджет.

Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в общем, объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.

Перспективный финансовый план в России формируется на три года (включая очередной финансовый год) на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета по мобилизации доходов и привлечению средств для финансирования дефицита бюджетов. Составление перспективного плана позволяет увязывать годовое планирование со среднесрочным и, в частности, определять тенденции развития финансово-экономической ситуации, прогнозировать финансовые последствия прогнозируемых реформ, программ, законов, выявлять необходимость и возможность осуществления перспективе мер по проведению финансовой политики, выявлять негативные тенденции для своевременного их принятия.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

 

2.Бюджетный процесс: содержание, стадии, участники.

Бюджетный процесс, как определяет его Бюджетный кодекс РФ, - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроль, за их исполнением.

Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около года, исполнение или бюджетный период, - с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – 8 месяцев.

Задачи и участники бюджетного процесса. Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

1.Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

2.Определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

3.Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом:

4.Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

5.Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6.Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства экономическими регионами;

7.Повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирование), которое обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8. Контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9. Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использование электронно-вычислительной техники. Участниками бюджетного процесса являются (ст. 152 Бюд­жетного кодекса РФ):

• Президент РФ и органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные ли­ца субъектовРФ, главы местного самоуправления, финан­совые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.

Законодательные органы — Федеральное Собрание (Парламент) РФ, представительные органы государственной власти республик в составе РФ, других субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.

Составление проекта бюджета и его исполнение, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов - функции исполнитель­ных органов: Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и ме­стных исполнительных органов.

Организационная, методическая, и практическая работа по со­ставлению и исполнению бюджета возложена на Министерство финансов РФ. Министерство РФ по налогам и сборам и налого­вые инспекции осуществляют контроль за соблюдением налого­вого законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, рес­публик, входящих в состав РФ других субъектов федерации.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюд­жетной информации при составлении консолидирован­ного бюджета РФ и территорий, единстве денежной сис­темы;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюд­жетный процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом опре­делять направления их использования;

3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств меж­ду сферами хозяйства, экономическими регионами. Важ­ное условие метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип ставная цель всей финансовой политики.

 

3 Исполнение бюджетов РФ. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждении.

Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Правительство РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления организует порядок исполнения бюджетов. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расход­ной частей бюджета.

Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в це­лом и по каждому источнику, а также финансирование меро­приятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении режима экономии в расходовании средств, а также более полного привлечения налоговых доходов. Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюд­жет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за ис­ключением случаев, когда они вызваны изменением действую­щего законодательства.

В процессе исполнения бюджета возможно снижение объема Поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному по Сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов.

Если снижение объема поступлений доходов произошло:

1) не более чем, на 5% годовых назначений, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета;

2) более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назна­чений, то Правительство РФ, орган исполнительной вла­сти субъектов РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов;

3) более чем на 10% годовых назначений, то орган исполни­тельной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете. Если такой закон не принимается, то ор­ган исполнительной власти имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов бюджета впредь до приня­тия законодательного решения по данному вопросу. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Министерством финансовРФ, его подразделениями и органами, а также Министерством РФ по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета важное значение имеет правиль­ное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, которое осу­ществляется по бюджетной росписи.

Бюджетная роспись — документ о поквартальном распреде­лении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получа­телями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляет­ся Минфином РФ и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвер­жденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству, и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную Палату РФ.

Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство РФ, важную структуру Минфина РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах.

Федеральное казначейство осуществляет:

• регистрацию поступлений доходов бюджета;

• регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, т. е. обязанность совершать расходование средств в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете;

• совершение разрешительной надписи на право осуществле­ния расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обя­зательств (лимиты бюджетных обязательств - объем бюд­жетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств, исполняю­щим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца);

• производство платежей от имени получателей средств фе­дерального бюджета;

• и другие функции.

При исполнении бюджета все операции и средства бюджета отражаются на балансовых счетах Федерального казначейства. Счета находятся в Банке России и кредитных организациях, ко­торые ведутся на основании договоров, заключаемых и испол­няемых в соответствии с гражданским законодательством. Феде­ральное казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении бюджетных средств. Принцип единства кассы преду­сматривает зачисление всех поступающих доходов и поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджета и осу­ществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджета всех уровней бюджетной системы РФ испол­няются на основе принципа единства кассы.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисле­ние и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределе­ние в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблю­дением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов являются:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителем бюджетных средств и бюджетным учреж­дениям;

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджет­ных обязательств до распорядителей и получателей бюд­жетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджет­ных средств.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществля­ется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, от­крываемых в едином учетном регистре Федерального казначей­ства для каждого главного распорядителя (органа государствен­ной власти РФ, имеющего право распределять средства феде­рального бюджета по подведомственным распорядителям и по­лучателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета), распорядите­ля средств федерального бюджета (органа государственной власти или органа местного самоуправления, имеющих право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств).

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита, а также санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге федерального казначейства, которая ведется на основе плана счетов, утвержденного федеральным казначейством.

Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Счета, используемые для исполнения бюджета, подлежат закрытию 31 декабря.

Составление Отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению Отчета возложена на Министерство финансов РФ и его органы, Министерство РФ по налогам и сборам и его налоговые инспекции. Государственный таможенный комитет РФ и его орга­ны. Подготовленный Отчет на основании отчетов главных рас­порядителей, распорядителей и получателей бюджетных, средств передается на рассмотрение органам исполнительной власти.

Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое не позднее 1 июля текущего года представляет его в форме федерального закона в Государственную Думу и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот Отчет в те­чение полутора месяцев после представления заключения Счет­ной Палаты РФ. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счётной Палаты Государст­венная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка состав­ления и рассмотрения бюджетов, утверждения бюджетов, исполне­ния и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю санкций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.