Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заслуги Зейда ибн Сабита




Что такое «Талиф»?

 

Слово «Талиф» переводится в значении «составление». Именно в таком значении оно употребляется для Корана и более конкретно означает последовательное расположение аятов (стихов) в сурах. Улемы хорошо знают и понимают Талиф времен пророка и называют упорядочение аятов «Тевкифом». То есть конкретные места аятов в сурах Корана были продиктованы, по Божественному повелению, Ангелом Джабраилом и указаны, на основании этого, пророком. В этом деле улемы не играли никакой роли. По этой причине запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана пророком. То есть, запрещено (харам) читать аяты какой-либо суры с конца до начала. Такой окончательный запрет на чтение в иной, не указанной пророком последовательности был вызван тем, что некоторые поэты, литераторы и т.д. часто читали различные произведения в той последовательности, в какой им было выгодно, для своего искусства, и они хотели перевести такое правило и на Коран.

 

Однако порядок сур (глав) не является «Тефкифом». Всеми учеными признано, что этот порядок существует в Коране на основании иджтихада. Этот порядок был предложен комиссией по размножению экземпляров Корана после смерти Османа. Таким образом, в намазе, при обучении и т.д. разрешается читать Коран в любой последовательности сур. Можно читать Коран с конечных сур и продолжать до начальных. Например, разрешается читать суру «Каф» до суры «Хадж». Даже, согласно некоторым хадисам, пророк, во время ночного намаза, читал суру «Ниса» до суры «Аль-Имран». В списке Корана, предложенном Убаййем ибн Каабом, эти суры располагаются именно таким образом. В списке Османа и других списках порядок расположения сур различается. Поэтому общепризнанно, что порядок сур можно определять иджтихадом (т.е. собственными исследованиями ученых).

 

 

Как было отмечено выше, Зейд ибн Сабит согласился составить сбор полного списка Корана. В организации этого важного дела ему помог Омар ибн Хаттаб.

 

Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условие, что он (Зейд) обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства (см. ниже). Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всему городу (Медине) и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который в точности знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком, а какие нет. Некоторые ученые полагают, что многие их принесенных фрагментов были проверенные в «Арза-и Ахире» (см. выше) экземпляры. Один этот факт показывает, какое большое значение для истории Ислама имела «Арза-и Ахира».

 

Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом, или «оригиналом» являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время были и некоторые исключения. Последние два аята суры «Товба» были принесены в записанном виде одним мужчиной. Эти аяты были одними из самых последних, ниспосланных пророку, поэтому в письменном виде они были зафиксированы только у него. У других сподвижников письменного варианта этих аятов не было, хотя они были известны Зейду и другим сподвижникам в устной передаче (т.е. они знали их наизусть). Тот мужчина имел свидетельство только одного человека, а не двух, как было заранее оговорено. Его свидетелем был Хузайма ибн Сабит. Зейд, узнав про это, сказал: «Ведь пророк говорил про Хузайму ибн Сабита, что его свидетельство равняется свидетельству двух мужчин (шахадатейн)» и принял принесенные письменные фрагменты. Никто из сподвижников пророков (асхабов), узнавших про это не возразил Зейду о том, что эти аяты не из Корана.

 

В то же время Зейд ибн Сабит отказался принять фрагмент, принесенный самим Омаром ибн Хаттабом, в котором было написано «…относительно побития камнями прелюбодеев…». Омар не смог привести не только второго письменного, но и устного свидетельства. Пророк говорил про побитие камнями: «Это знамение (аят) Аллаха!». Однако это он сказал в значении: «Это знамение (аят), который содержится в книгах, которые были ниспосланы в ранних книгах (до Корана)». Омар же забыл об этом и поэтому ошибся.

 

По некоторым данным, Зейд ибн Сабит принял аят 23 суры «Ахзаб», подтвержденный одним свидетельством. Однако и здесь это свидетельство принадлежало Хузайме ибн Сабиту аш-Шахадейну (т.е. человеку, свидетельство которого пророк приравнял двум свидетельствам). При внимательном исследовании вышеупомянутых трех аятов, которые были приняты с письменным свидетельством одного свидетеля, нетрудно убедиться, что все они совершенно не связаны с вопросами «разрешенного и запрещенного» (халал-харам) и религиозными предписаниями (ахкам).

 

Необходимо отметить, что история Корана не сводится только к его собиранию Зейдом ибн Сабитом в единую книгу. Ведь многие мусульмане знали его наизусть от начала до конца. И еще большее количество мусульман знало его частично. Они постоянно читали Коран за намазом и других молитвах (дуа). В хадисе Анаса упоминаются 6 лучших знатоков Корана:

1. Убай ибн Кааб;

2. Муаз ибн Джабаль;

3. Зейд ибн Сабит;

4. Абу Зейд (Он был одним из дядей Анаса и относительно его личности точных данных нет. Предполагается, что пророк имел в виду одного из этих людей: Аус, Сабит ибн Зейд,, Сад ибн Убайд ибн Нуман, Кайс ибн ас-Секен. Ибн Хаджар аль-Аскалани в своих исследованиях считал, что именно Кайс ибн ас-Секен и был тем самым человеком, дядей Анаса, о котором говорил) пророк

5. Абу Дарда;

6. Сад ибн Убада.

 

Среди тех, у кого следовало учиться Корану пророк назвал и Салима Мавлу Абу Хузайфу, о котором уже упоминалось и Абдуллу ибн Масуда. Среди знатоков Корана (хафизов) пророк назвал и женщину Умму Вараку. Однако количество хафизов не ограничивалось только этими людьми. Согласно заключению Ибн Хаджара аль-Аскалани (Фатх уль-Бари, 10, 425-430), среди мухаджиров знатоками Корана (хафизами) были Абу Бакр, Омар, Али, Тальха, Сад, Ибн Масуд, Хузайфа, Салим, Абу Хурайра, Абдулла ибн Саиб, Абадила. Среди женщин знатоками Корана (хафиза) были Аиша и Умму Салама. К этому списку Абу Дауд прибавил мухаджиров Тамима ибн Ауса ад-Дари, Укбу ибн Амира; ансаров Убабу ибн ас-Самита, Муаза Абу Хулайму, Муджамми ибн Джарию, Фудалу ибн Убайда, Масламу ибн Махледи т.д. (из них некоторые стали хафизами после пророка), Каза Абу Мусу аль-Ашари, Амра ибн аль-Аса, Сада ибн Убаба.

 

Как видно из всего этого, нельзя ограничивать количество людей, знавших Коран и собравших его в единую книгу только узким кругом сподвижников. Не имеют никакой основы попытки ограничения знатоков Корана количеством лиц, указанных в хадисе Анаса. Некоторые ограничивали этот круг лиц до пяти и шести человек. Однако, как было указано выше, Коран был достоянием огромного количества людей, а не ограниченного круга лиц. В связи с этим уместно упомянуть, что еще при жизни пророка в Бир-и-Мауна пали шехидами 70 знатоков Корана (курра). Такое же число курра пало в сражении Йамама. В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что количество знатоков Корана при жизни пророка установить невозможно. Несомненно, что это количество исчислялось сотнями.

 

Таким образом, во время сбора Корана Зейдом ибн Сабитом при жизни Абу Бакра, было много знатоков Корана курра и ни у кого из них работа Зейда ибн Сабита не вызвала никаких нареканий или замечаний.

 

13. Размножение экземпляров Корана

 

Коран был собран в единую книгу незадолго после смерти пророка Мухаммада при халифате Абу Бакра. Но был только в одном экземпляре. Это продолжалось до периода халифата Омара.

 

В период халифата Османа возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Как будет указано ниже, Коран был ниспослан в семи вариантах (харф) чтения. В этих пределах Шариатом и допускалось чтение Книги. Однако в массе народа были отмечены произвольные чтения на диалектах арабского языка, отличных от курейшитского (на котором был ниспослан Коран) на которых говорили арабы из различных племен. Причем каждый считал, что якобы именно его диалект наиболее адекватно отражает смыслы Корана. Абу Дауд в книге «Масахиф» приводил сведения о том, что в чтении Корана были отмечены серьезные разногласия между учителями, преподававшими Коран и студентами. Эти недоразумения доводили до того, что они обвиняли друг друга в неверии. Халиф Осман был обеспокоен этим обстоятельством и неоднократно говорил об этом на хутбах.

 

Спустя некоторое время эти споры и недоразумения охватили и халифатскую армию. В особенности они охватили армейские отряды, которые завоевали Азербайджан и Армению. В частности серьезные разногласия начались между солдатами-сирийцами и солдатами-иракцами. Сирийские солдаты читали Коран по кираату (чтению) Убаййа ибн Кааба, а иракские солдаты по кираату Абдуллы ибн Масуда. Стороны не признавали чтения друг друга и требовали взаимные доказательства правоты. Здесь также стороны считали именно свое чтение единственно правильным и начали обвинять друг друга в неверии и фальсификации. Еще немного и стороны подняли бы друг на друга оружие. В этой обстановке командующий армией Хузайфа аль-Йаман срочно прибыл в Медину и даже не отдохнув с дороги пошел к халифу Осману, которому доложил о критической обстановке в армии. Хузайфа настойчиво просил халифа спасти мусульман от этой беды (об этом повествовалось в хадисе приведенном выше). Поняв всю серьезность положения, Осман сразу созвал Совет сподвижников пророка. Необходимо упомянуть одно свидетельство от Али ибн Абу Талиба по поводу этого:

 

«Об Османе всегда говорите самые добрые слова, и не говорите о нем ничего плохого. Клянусь Аллахом, что в вопросах связанных с Кораном он не делал ничего самостоятельно, иначе как не получив санкцию Совета, который он собрал из числа нас (т.е. сподвижников пророка). Однажды он сказал: «Что вы думаете о чтениях (кираат) Корана? По сведениям, которые у меня имеются, часть людей признает только свой кираат единственно правильным и отрицает другие. Не являются ли подобные выходки поступками, граничащими с куфром (т.е. неверием)?

Мы сказали ему: «Прежде всего, мы бы хотели выслушать тебя». Он ответил: «Я хочу дать распоряжение о сборе единого и окончательного экземпляра Корана. Если я сделаю это, то не останется больше раздоров и недоразумений». Мы ответили ему: «Ты мыслишь верно».

 

По сведениям Ибн Сирина Совет, созванный халифом Османом, состоял из 12 человек и среди них был Убай ибн Кааб.

 

Получив поддержку Совета, Осман отдал распоряжение размножить экземпляр Корана (о котором говорилось выше), который был на курейшитском диалекте и распространить его среди народа. То есть это был тот диалект, на котором Аллах ниспослал его Мухаммаду. Для этого он вызвал Зейда ибн Сабита и поручил ему возглавить комиссию по размножению Корана.

 

По свидетельству Мусаба ибн Саада Осман поручил выбрать членов этой комиссии. Он спросил: «У кого самый лучший почерк?». Ему ответили: «Секретарем пророка был Зейд ибн Сабит». Он еще раз спросил: «А кто лучше всех знает арабский язык?». Ему ответили: «Саид ибн аль-Ас». После чего Осман отвел: «Тогда пускай Саид будет диктовать, а Зейд писать». О Саиде ибн аль-Асе говорили, что его говор очень напоминал манеру речи пророка.

 

Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Ибн Абу Дауд передал, что в него входили Малик ибн Абу Амир, Касир ибн Эфлах, Убай ибн Кааб, Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аббас и др. Бухари же сообщает о Зейде ибн Сабите, Абдулле ибн Зубейре, Саиде ибн аль-Асе и Абдурахмане ибн аль-Харисе. Возглавлял же эту комиссию Зейд ибн Сабит.

 

Халиф Осман инструктировал комиссию следующим образом:

 

«Мы размножите количество экземпляров Священного Корана. Если между вами и Рейдом возникнут споры, то решайте их на основании только курейшитского диалекта. Ибо именно на этом диалекте он был ниспослан».

 

Один такой эпизод описывался в приведенном в начале хадисе (см. пункт 3).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.