Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Девиантное (отклоняющееся) поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в широком и узком значении. В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют неписаным или писаным нормам. Этим термином в социологии, чаще всего, обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию, преступность. В узком смысле девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от неписаных культурных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательно закрепленных норм называется делинквентным поведением. Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие – одобряются. Например, странствующий монах в буддийском обществе считается святым, а в советском обществе он считался бездельником, тунеядцем. Делинквентное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление. Отклоняющееся поведение – это, чаще всего, попытка уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Процесс социализации достигает определенной системы завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбой, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» - дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Становление личности происходит в процессе её социализации. Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, то есть преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношение тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Также можно сказать, что процесс социализации личности осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым поколениям. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики её как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Роль – это социальная функция личности. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является общество.

 

Одним из важнейших в теории социализации личности является во­прос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз.

 

Фаза адаптации.

 

Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

 

Фаза интернализации (интериоризации).

 

Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.