«Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»
А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик перечитывает старые письма и вспоминает литературные встречи прошлых лет»?
1.Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз;
2. вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ;
3. определите, какая из предлагаемых цитат соответствует вопросу.
А2
Уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно из употреблять в предложении.
1. Определить лексическое значение предлагаемого слова.
2. Обратите внимание на смысловые, стилистические оттенки значений слов того ряда, что вам предлагается в вариантах ответа.
3. Поместите в указанное предложение каждое из слов, предлагаемых в вариантах, взамен слова, лексическое значение которого следует определить.
4. После произведенной замены вслушайтесь в новое звучание и значение предложения.
5. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе произведенной замены своей смысловой цельности.
!если предложение не потеряло своей смысловой цельности- ответ верен.
А3
Изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры речи и звукопись)
Метафора-золотое сердце,золотая осень. Деревья в зимнем серебре.
много – хоть отбавляй, пруд пруди;
мало – кот наплакал, раз, обчёлся, на один зуб;
быстро – в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться;
рано – чуть свет, ни свет ни заря;
близко – в двух шагах, рукой подать;
плохо – из рук вон, никуда не годится.
Сравнительный оборот.
Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и,как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.
А4
Звуки и буквы; глухие и звонкие (твердые и мягкие) согласные звуки; двойная роль букв Е,Ё, Ю,Я; способы обозначения мягкости согласных на письме; оглушение и озвончение согласных звуков; сочетание букв, имеющие непроизносимый согласный; соотношение букв и звуков, фонетический анализ слов.
1. Если требуется определить соотношение в слове букв и звуков, следует помнить о том, что
♠ Буквы Ъи Ь звуков не обозначают;
♠Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
а) в начале слова – яма [йа]
б) после гласных – сиять [йа]
в) после Ъ и Ь – пьешь [йэ]
♠следующие словосочетания произносятся как один звук:
СС- [с] рассвет
♠ В следующих буквосочетаниях имеются непроизносимые согласные:
2. Eсли требуется определить, в каких словах все согласные звуки твердые или мягкие,помните о том, что
♠ буквы Е, Ё, Ю, Я, Ь указывают на мягкость согласного;
♠ в буквосочетаниях ШЬ, ЖЬ буква Ь не указывает на мягкость согласного (звуки Ж, Ш всегда непарные, твердые), а указывает на определенную грамматическую форму:
а) рожь, мышь – Ь – существительные 3 склонения;
б) ешь, режь – ь – форма повелительного наклонения глагола;
в) едешь, говоришь –ь – форма 2-го лица единственного числа
♠
3. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки звонкие или в глухие, помните о том, что
♠ все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:
Фока, хочешь поесть щец?
♠ Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:
ОЙ, мы же не забывали о друге?
♠ ОГЛУШЕНИЕ Звонкие согласные на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой: дуб--ду [п ], сказка --ска [c]а, всегда --[ф]сегда
♠ ОЗВОНЧЕНИЕ Глухой согласные на конце слова или перед звонким согласным произносится как звонкий: просьба -- про[з]ба
А5
Правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующей гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания
Правоп-ие суфф-ов различных частей речи (кроме –н-\ -нн-). Правоп-ие – н- и –НН- в различных частях речи. Правоп-ие личных оконч-й гл. и суф. причастий наст. времени.
В1
Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.
В2
Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании, согласование, управление, примыкание.
Синонимичные словосочетания
если оба слова изменяются – это согласование
если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление
если слова связаны только лексически (как?) – это примыкание
Синонимичное словосочетания: малиновое варенье- авренье из малины.
В3
В6
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ♥
подлежащее
+
сказуемое
Иван Петрович сидел рядом.
Кто стучит в окно?
Читать – моё любимое занятие.
Девять – нечётное число.
Т ри всадника ехали молча.
Окружающие молчалиОн пел, поёт и споёт.Дубы будут попадаться вам на пути.
Яперестал плакать.Я хотел уехать сегодня.
Ябоялся говорить об этом.
Мы были рады принять вас.
Слышен колокольный звон.
Окназанавешены.
Татьяне стало страшно.
На улице холодно.
Мне нездоровится.Нет войне.
Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.
Сыграйте, Яков Ильич.
В4
Простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленные определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями
Однородные члены предложения (ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ)- такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; Однородными членами предложения могут быть все члены предложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), сказуемые (Швед колет, рубит, режет), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо,берег и море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.).
Обособленные определения (КАКОЙ?)
А он, мятежный, просит бури… Книга, прочитанная учеником.
Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ (определение,выраженное СУЩ.) обособленные приложения отвечают на вопрос КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении имя существительное или личное местоимение
Волга, великая русская река, не может не поражать красотой.
Обособленные обстоятельства (КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? Что сделав?)Зашёл, закрыв дверь. У севшись под сосной, кашу ест, ссутулясь.
В доме, несмотря насильный мороз, было тепло.
Обособленные уточняющие членыупотребляются с целью конкретизации или пояснении других членов предложения. Внизу, у реки, росло дерево.
В5
Вводные слова и предложения
ВВОДНЫЕ СЛОВА- ОТНОШЕНИЕ к СКАЗАННОМУ. ☻☻☻ вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными водными словами Различные чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досадеи др.
Степень уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно,наверное,несомненно и др.
Откровенность разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Связь мыслей: итак, например, таким образом, во-первых, в общем и др.
Оформление мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.
Привлечение внимания: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.
Откровенность разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Источник сообщения: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВ частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Вводные предложения -
те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:
Вам, я думаю, скучно.
Вам,я считаю, необходимо поехать.
Вставные конструкции
Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Обращение Убедитесь в том, что найденное слово или сочетание слов произносится с особой интонацией (звательной) и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленному предмету.
Здравствуй,лес! А ты, Пётр, приходи к Аннушке завтра.
Вы не правы, уважаемый Сергей.
Перечисление фактов
[ ], [ ].
= И
Травка зеленеет, солнышко блестит…
Точка с запятой
[ ]; [ ]
части далеки по смыслу
Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.
внутри частей есть запятые
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.
[ ]: [причина]
= потому что, так как
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.
[ ]: [пояснение]
= а именно, то есть
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.
[ ]: [дополнение]
= что
и увидел,что…
и почувствовал,что..
Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.Он поднял глаза: над садом сияло небо.
[ ] - [ ]
противопоставление (сопоставление)
= а, но
Семь раз отмерь – один отрежь.
[Время, условие] - [ ]
= когда…то, если…то
Солнце взошло – начинается день.
[ ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
[ ] - [ ]
↔
= быстрая смена событий
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление