Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочник. ГИА по русскому языку, 2013 г

Задание Что должен знать Алгоритм выполнения
А1 «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста» А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик перечитывает старые письма и вспоминает литературные встречи прошлых лет»? 1.Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз; 2. вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ; 3. определите, какая из предлагаемых цитат соответствует вопросу.
А2 Уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно из употреблять в предложении. 1. Определить лексическое значение предлагаемого слова. 2. Обратите внимание на смысловые, стилистические оттенки значений слов того ряда, что вам предлагается в вариантах ответа. 3. Поместите в указанное предложение каждое из слов, предлагаемых в вариантах, взамен слова, лексическое значение которого следует определить. 4. После произведенной замены вслушайтесь в новое звучание и значение предложения. 5. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе произведенной замены своей смысловой цельности. !если предложение не потеряло своей смысловой цельности- ответ верен.
А3 Изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры речи и звукопись)   Метафора-золотое сердце,золотая осень. Деревья в зимнем серебре.   много – хоть отбавляй, пруд пруди; мало – кот наплакал, раз, обчёлся, на один зуб; быстро – в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться; рано – чуть свет, ни свет ни заря; близко – в двух шагах, рукой подать; плохо – из рук вон, никуда не годится.  
Сравнительный оборот. Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и,как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

А4 Звуки и буквы; глухие и звонкие (твердые и мягкие) согласные звуки; двойная роль букв Е,Ё, Ю,Я; способы обозначения мягкости согласных на письме; оглушение и озвончение согласных звуков; сочетание букв, имеющие непроизносимый согласный; соотношение букв и звуков, фонетический анализ слов. 1. Если требуется определить соотношение в слове букв и звуков, следует помнить о том, что ♠ Буквы Ъи Ь звуков не обозначают; ♠Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука а) в начале слова – яма [йа] б) после гласных – сиять [йа] в) после Ъ и Ь – пьешь [йэ] ♠следующие словосочетания произносятся как один звук: СС- [с] рассвет ♠ В следующих буквосочетаниях имеются непроизносимые согласные:   2. Eсли требуется определить, в каких словах все согласные звуки твердые или мягкие,помните о том, что   ♠ буквы Е, Ё, Ю, Я, Ь указывают на мягкость согласного; ♠ в буквосочетаниях ШЬ, ЖЬ буква Ь не указывает на мягкость согласного (звуки Ж, Ш всегда непарные, твердые), а указывает на определенную грамматическую форму: а) рожь, мышь – Ь – существительные 3 склонения; б) ешь, режь – ь – форма повелительного наклонения глагола; в) едешь, говоришь –ь – форма 2-го лица единственного числа ♠   3. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки звонкие или в глухие, помните о том, что ♠ все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: Фока, хочешь поесть щец? ♠ Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, мы же не забывали о друге? ♠ ОГЛУШЕНИЕ Звонкие согласные на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой: дуб--ду [п ], сказка --ска [c]а, всегда --[ф]сегда ♠ ОЗВОНЧЕНИЕ Глухой согласные на конце слова или перед звонким согласным произносится как звонкий: просьба -- про[з]ба
А5 Правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующей гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания    
А6 Правописание приставок ! Приключение, присяга, прибор, притязание, причина, пример, привет, прилежный, природа, привилегия, приоритет, примитивный, примадонна, привередливый, принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный ! Препятствие, беспрепятственный, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, камень преткновения, преодолевать, превращение, пререкаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, преследование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.    
А7 Правоп-ие суфф-ов различных частей речи (кроме –н-\ -нн-). Правоп-ие – н- и –НН- в различных частях речи. Правоп-ие личных оконч-й гл. и суф. причастий наст. времени.  
В1 Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.
В2 Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании, согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания если оба слова изменяются – это согласование если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление если слова связаны только лексически (как?) – это примыкание Синонимичное словосочетания: малиновое варенье- авренье из малины.    
В3 В6 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ♥   подлежащее + сказуемое Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Т ри всадника ехали молча. Окружающие молчали Он пел, поёт и споёт. Дубы будут попадаться вам на пути. Яперестал плакать. Я хотел уехать сегодня. Ябоялся говорить об этом. Мы были рады принять вас. Слышен колокольный звон. Окназанавешены. Татьяне стало страшно. На улице холодно. Мне нездоровится. Нет войне. Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней. Сыграйте, Яков Ильич.  
В4 Простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленные определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями Однородные члены предложения (ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ)- такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; Однородными членами предложения могут быть все члены пред­ложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), ска­зуемые (Швед колет, рубит, режет), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо,берег и море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.). Обособленные определения (КАКОЙ?) А он, мятежный, просит бури… Книга, прочитанная учеником. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ (определение,выраженное СУЩ.) обособленные приложения отвечают на вопрос КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении имя существительное или личное местоимение Волга, великая русская река, не мо­жет не поражать красотой.   Обособленные обстоятельства (КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? Что сделав?) Зашёл, закрыв дверь. У севшись под сосной, кашу ест, ссутулясь. В доме, несмотря на сильный мороз, было тепло. Обособленные уточняющие членыупот­ребляются с целью конкретизации или пояснении других членов пред­ложения. Внизу, у реки, росло дерево.    
В5 Вводные слова и предложения ВВОДНЫЕ СЛОВА- ОТНОШЕНИЕ к СКАЗАННОМУ. ☻☻☻ вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными водными словами Различные чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досадеи др. Степень уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно,наверное,несомненно и др. Откровенность разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др. Связь мыслей: итак, например, таким образом, во-первых, в общем и др. Оформление мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др. Привлечение внимания: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др. Откровенность разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др. Источник сообщения: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др. НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВ частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы. Вводные предложения - те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию: Вам, я думаю, скучно. Вам,я считаю, необходимо поехать. Вставные конструкции Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.   Обращение Убедитесь в том, что найденное слово или сочетание слов произносится с особой интонацией (звательной) и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленному предмету. Здравствуй,лес! А ты, Пётр, приходи к Аннушке завтра. Вы не правы, уважаемый Сергей.
В8 Последователь ное, однородное, параллельное подчинение ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
запятая двоеточие тире
Перечисление фактов [ ], [ ]. = И Травка зеленеет, солнышко блестит… Точка с запятой [ ]; [ ] части далеки по смыслу Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью. внутри частей есть запятые Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их. [ ]: [причина] = потому что, так как Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают. [ ]: [дополнение] = что и увидел,что… и почувствовал,что.. Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет. Он поднял глаза: над садом сияло небо. [ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день. [ ] - [вывод, следствие] = поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. [ ] - [ ] ↔ = быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу. [ ] - [ ] сравнение = словно, будто Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лаборатория эмбриологии | П. Н. Белкин, С. Ю. Шадрин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.