Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главное оружие победы

САМЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК – ЭТО ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

 

 

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ КУРГУЗОВ, член Правления регионального отделенияобщероссийского общественного созидательного движения по возрождению традиций народов России «Русский Лад» Республики Бурятия, доктор культурологии, к.и.н., профессор, Действительный член Петровской академии наук и искусств, Член Международной комиссии исследований культуры IOV ЮНЕСКО, Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный деятель наук Республики Бурятия.

Как известно, в конце 2013 года по инициативе КРПФ было организовано Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад». А уже в мае 2014 года на правах регионального отделения было юридически оформлено это общественное движение в Бурятии. И, хотя оно делает пока что первые шаги, ее участники хорошо понимают, что деятельность этой патриотической общественной организации базируется на богатейших традициях русского народа, скрепленного нерушимыми узами дружбы и взаимовыручки всех народов нашей многонациональной Отчизны.

Убедительным доказательством этого вывода является память о единстве советских людей всех национальностей, скрепленном братской дружбой народов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 19945 гг., 70-летний юбилей Победы в которой мы отмечаем в эти дни.

Любой историк или политолог, поставивший перед собой задачу исследовать источники победы советского народа над гитлеровской Германией, вряд ли обойдет своим вниманием стратегический талант наших военачальников, тактически грамотное умение успешно завершать локальные боевые операции на тех или иных участках фронта, вклад наших выдающихся конструкторов новых вооружений. При этом он вряд ли избежит примеров массового героизма советских людей не только на фронте, но и в глубоком тылу.

Мне же представляется, что не подлежит забвению и еще один, самый мощный источник нашей победы: нерушимая дружба граждан Советского Союза. И, в этом смысле, многонациональная Сибирь не являет собой исключения, ибо именно в годы Великой Отечественной войны, как никогда ранее, окрепли духовные связи всех народностей и этнических групп восточных районов страны, населяющих огромные территории от Урала до Чукотки.

Вместе с тем, отечественные историки, которые хоть в малейшей степени касались проблем становления и развития Сибири советского периода,

хорошо знают, что за два довоенных десятилетия существования Советской власти многие, очень многие теоретические и практические вопросы сближения наций оставались еще до конца не разработанными. Реально существовало много шероховатостей этого сложного социально-политического, юридического, культурологического и психологического процессов. Не было даже устойчивого (по – моему, нет и до сих пор, если не считать весьма туманного слова «россияне» – К.В.) определения этих народов. Еще до революции и после нее их называли иноверцами, затем инородцами, нацменами (национальными меньшинствами), туземцами, коренными народами и даже титульными нациями…

Однако с начала войны эти вопросы, как бы сами собой, отодвинулись в сторону, чтобы в этот опаснейший для Советского государства час явить всему миру то главное,ведущее и принципиальное, ради чего не только по призыву, но и добровольно уходили воевать сибиряки: русские и буряты, якуты и хакасы, алтайцы и эвенки, ханты и манси, юкагиры и ненцы, чукчи и коряки. Многие молодые люди, даже освобожденные от призыва, просто сбегали на фронт.

Именно это главное видится в незамысловатом заявлении, что принес один охотник-ханты в военкомат города Салехарда: «Военному начальнику просьба большая. Посылай меня драться с крестогрудой зубастой собакой. Я белке в глаз попадаю – крестогрудой наглой собаке в сердце стрелять буду. Нашу землю защищать буду». (Цит. по: Шинкарев Л. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. – М. 1978. - С. 215).

Ради этого главного они погибали в боях за Москву, за Ленинград, за Сталинград, освобождали Украину и Белоруссию, а также страны Восточной Европы. А дойдя до очага этой кровопролитной войны – Германии – воины полка под командованием сибиряка полковника А.Зинченко 70 лет назад водрузили над рейхстагом знамя Победы и на развалинах написали острием красноармейского штыка, словно бы привычным сибирским охотничьим ножом, широко и размашисто, чтобы было видно издалека: «Мы сибиряки уже в Берлине!».

Укрепление духовных связей в советские годы не ущемляло чувства национального достоинства каждой народности к таким ценностям, как язык, территория, духовный склад, культура. В годы войны можно было наблюдать как раз обратное явление: национальное самосознание народных масс развивалось ускоренно и целенаправленно. С еще большей, чем прежде, силой проявлялась национальная гордость, любовь и уважение к своей народности, повышенная ответственность за репутацию национального менталитета. И все это светлыми прозрачными родниками вливалось в могучее течение советского патриотизма.

Примечательным было то, что солдатская среда совсем не знала национальных предрассудков, предвзятых представлений, недоверия или антипатии к представителям той или иной народности. В обстановке крайнего напряжения сил, когда от действий каждого зависела судьба его Родины, его народности, его личная участь было истинное армейское братство многонациональной армии страны Советов, сплоченной единством взглядов и идеалов.

В той атмосфере кристальной чистоты, доверия и оптимизма русские воины беспрекословно выполняли приказы Героя Советского Союза генерала И.В. Балдынова, славного сына бурятского народа. Украинские, белорусские татарские стрелки учились меткому огню у снайпера якута Ф.М.Охлопкова, впоследствии ставшего Героем Советского Союза. Латышские партизаны действовали плечом к плечу со славным разведчиком – эвенком по национальности, заместителем командира отряда народных мстителей Л. Увачаном. А когда, якут А.П. Попов, бурят М.Ф. Мархаев, хакас М.Е. Доможаков, нанаец А.П. Пассар, эвенк И.П. Увачан и другие сибиряки переплывали ночной Днепр, освещаемые ракетами, под мощным артиллерийским огнем, все-таки добрались до другого берега и цепью укрепились на нем (все они стали Героями Советского Союза), - то в их ратном подвиге проявилась не только сыновняя преданность своему Отечеству. Они утверждали тем самым также и свою национальную гордость, свой менталитет, свою национальную идентичность.

Еще до начала войны, разрабатывая стратегические планы, руководители гитлеровского режима отдавали себе отчет в том, что на советской территории им ни в каких слоях населения не удастся найти поддержки, и в этих условиях, даже в случае быстрого, молниеносного военного продвижения, им все же придется приостановить свой блицкриг у порога Сибири.

«…Я, однако, весьма сомневаюсь, - писал Риббентропу статс-секретарь министерства иностранных дел Германии Вейцзикер, - сможем ли мы использовать плоды победы перед лицом хорошо известного пассивного сопротивления славян. В русском государстве я не вижу какой-либо эффективной оппозиции, способной прийти на смену коммунистической системе, объединиться с нами и служить нам. Поэтому нам, вероятно, придется считаться с продолжением существования в Восточной России и Сибири сталинской системы – в обстановке возобновления военных действий весной 1942 года. Окно к Тихому океану будет оставаться для нас закрытым». (Черчилль У. Германия рвется на Восток. Вторая мировая война. – Кн. V. – М. – 1995. – С. 398).

На мой взгляд, это высказывание является убедительным подтверждением того, что русские люди умели ладить со всеми народами нашей многонациональной Отчизны, умели ценить дружбу с ними скрепленную уже веками.

Нацисты хотя и рассчитывали, что на втором этапе операции они победоносно пройдут по Сибири и, размахивая над головой автоматами, с криками «Хайль Гитлер» побегут на встречу с Тихим океаном. Но, не вышло! Точнее сказать им не позволили.

Летом и осенью 1941 года Сибирь уже походила на единый огромный завод, где всё спешно перестраивалось на военный лад. Немецкие танки шли по украинской земле: ее уголь, железо, металлургические предприятия, те из них, которые не успели вывезти, а только сумели взорвать, становились фактической собственностью немецкой горно-рудной и сталелитейной компании, которую возглавлял Альфред Крупп, последний в династии германских пушечных королей. Он был, весьма, сведущ в вопросах региональной экономики и мог рассчитывать, что за 4 месяца войны объем промышленного производства в Советском Союзе сократится наполовину, если не больше.

За Уралом, признавал он, конечно, имеются сырьевые ресурсы, и есть даже зачатки индустрии, но можно быть абсолютно спокойным, убеждал он фюрера, - Рура там нет. На организацию такого концерна угля и стали потребовалось бы 354 года.

Между тем, уже в самые первые дни войны по транссибирской магистрали с неслыханными ранее скоростями до 900, до 1000, до 1200 километров в сутки неслись воинские эшелоны из Сибири на Запад. Прежде всего, на помощь Москве, о которой многие сибиряки только слышали, а увидеть ее большинству придется в первый раз 7 ноября 1941 года, когда воины-сибиряки торжественно чеканили шаг на историческом параде на Красной площади. И, прямо с парада, не передохнув, тут же уходили на фронт.

В битве за Москву приняли участие воины-буряты, якуты, хакасы, представители других народностей Сибири. Меткие стрелки, выносливые лыжники, ловкие разведчики, привыкшие к сибирским морозам, в снегах под столицей защищали Родину и дружбу советских народов. Только среди 28-ми героев-панфиловцев было восемь сибиряков: И.Р. Васильев, И.Д. Шадрин, П.К. Емцев, А.И. Крючков, Н.И. Трофимов, Г.С. Митин, Н.А. Митченко, Д.Ф. Тимофеев.

Не зря, совсем не зря многие западные историки указывают, что одна из причин поражения немецко-фашистских войск под Москвой осенью и зимой 1941 года заключается в прибытии сибирских дивизий, которые стояли на смерть на главных оборонительных рубежах к столице. К такому выводу пришел, например, Пауль Карелл в своей книге «История германского поражения на Востоке», впервые вышедшей в Лондоне еще в 1964 году, а русском переводе в Москве - в 1985 году.

Уже в первый год войны о солдатах-сибиряках заговорили на всех фронтах, быстро оценив их бесстрашие, выносливость, товарищество. Как справедливо отмечает известный журналист Л.И. Шинкарев: «Весь прежний опыт, унаследованный от предков или приобретенный с детства: постоянная готовность обороняться, естественная тяга к артельности (коллективизму), закаленность тела, привыкшего не только к жаркой парной бане, но и к ледяной ванне в горных реках, - все это скрытое под красноармейскими шинелями, облагороженное исконной душевной чистотой сибиряков, оборачивалось грозной и неуступчивой силой. Ее почувствовали немцы уже в первые месяцы войны не только под Москвой, но и под Смоленском, Ельней, Ленинградом». (Шинкарев Л.И. Указ. произ. – С. 190).

С полным основанием можно говорить и о том, что сибиряки закрывали своей грудью и Сталинград. Девять сибирских и забайкальских дивизий, несколько сформированных на востоке стрелковых бригад, дрались за каждый вершок волжской земли, и когда группы бойцов оказывались отрезанными от главных сил, они продолжали вести упорные бои, сообщая о себе по радио: «За Родину умрем, но не сдадимся!».

В этих сражениях особенно прославились 308-я дивизия генерала Л.Н. Гуртьева, 112-я дивизия полковника И.П. Сологуба, 321-я дивизия генерала И.А. Макаренко, 284-я дивизия полковника Н.Ф. Батюка и другие сибирские соединения, оказавшиеся в самом пекле сталинградских боев.

В те дни они стояли рядом – сыны России и Украины, Белоруссии и Прибалтики, Кавказа и Сибири, Казахстана и Средней Азии, продемонстрировав перед всем миром не только оборонную и экономическую мощь многонационального государства, но главным образом свои ресурсы духовного свойства. И пусть для одних понятие Родины воплощалось в стройной белой березе, растущей под окном, отчего дома, а для других, напротив, в скрюченной карликовой березке, которая шумит на ветру в его заполярной тундре, но также мила его сердцу. У них была общая большая страна, где жить их детям и внукам, и они готовы были скорее погибнуть, чем покориться врагу.

История Сибири всегда будет помнить и тот факт, что в списке первых Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны вошли два сибиряка – летчик Н.Я. Тотмин и танкист А.М. Грязнов. А вслед за ними это высокое звание получили еще более тысячи сибиряков. Четверо из них стали дважды Героями – А.П. Белобородов, С.И. Кретов, П.А. Плотников, Н.В. Челноков. А первым трижды Героем Советского Союза стал тоже сибиряк – Александр Иванович Покрышкин.

Несколько лет назад, будучи в одной из командировок в Якутске, я прочитал в местной газете такую историю.

В далеком северном селе Усть-Татты жила одна женщина Февронья Николаевна Малгина, которая проводила на фронт пятерых сыновей – все они погибли в боях за Ленинград, Новгород, Старую Руссу. Через четверть века после войны старую женщину пригласили приехать в те места, где в братских могилах лежат ее сыновья – два охотника, два фельдшера и один курсант военного училища. И хотя старушка до этого никогда не была дальше своего наслега (района) и очень плохо говорила по-русски, она отправилась в дальний путь с той неудержимостью, с какой верующие люди добираются до святых мест. Ей показали Ленинград, повели под руки на Пискаревское кладбище. Старушка вслушивалась в тихую и непонятную ей речь людей и запомнила только их шепот всего нескольких слов: «Никто не забыт, ничто не забыто…». И когда после этой горестной поездки Февронья Николаевна вернулась домой, то все ее рассказы соседям о своей поездке она заканчивала незамысловатыми русскими словами: «Ничто не забыто…». При этом в ее скорби и в ее гордости было тоже достоинство, что и у потерявших своих сыновей русской, украинской, грузинской и любой другой матери.

Более четверти века назад в бурятском селе Баргузин я познакомился с великолепным музеем, созданным в местной школе. Здесь я увидел некоторые материалы, касающиеся подвига жителей этого села, простых солдат, танкистов – братьев Козулиных. В основном это были армейские треугольники, письма с фронта и вырезки из различных газетных статей. Но в Баргузине сохранилась не вся переписка братьев Козулиных с родителями. Часть почты трех братьев находится в архиве областного военкомата в Улан-Удэ, а несколько листков сохранились у их старшей сестры Татьяны Шавровой (Козулиной).

Что можно узнать из этих пожелтевших листков, которые писались сразу после боя, нередко на бланках, обрывках газет?

Из них можно узнать, что Иван Козулин ушел служить в 1938 году, а вслед за ним в дальневосточную часть прибыли Алексей и Саша. Выполняя просьбу их родителей, родственников, а также односельчан, командование на Дальнем Востоке создало танковый экипаж братьев Козулиных.

Позднее один их односельчанин принес в баргузинскую районную газету, хотя и профессионально не совершенные, но от души сказанные стихи, которые уже знали наизусть все баргузинцы:

 

Грозных дней гуляла в поле вьюга,

Лес горел, дымилось все в огне.

Три танкиста, три не только друга

– три родные брата на войне…

 

Храбро воевали братья Козулины на фронтах Отечественной войны. Но, когда 6 декабря 1941 года войска западного фронта перешли в контрнаступление под Москвой, танк младшего лейтенанта Алексея Козулина одним из первых ворвался в подмосковную деревню Рябинки, но был подбит. В нем погиб Алексей Козулин и его башенный стрелок.

В марте 1942 года в избу стариков Козулиных через реки, леса и горы добралась вторая похоронка: «Ваш сын мл. лейтенант Козулин Александр Георгиевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 27.02. 1942 года под деревней Крутики Ржевского района Калининской области…». Из конверта выпал облитый кровью комсомольский билет и фотография девушки, с которой Саша дружил с Дальнего Востока.

В августе 1942 года старики Козулины написали на имя командования письмо, в котором, в частности, говориться: «Мы убедительно просим вашего разрешения о том, чтобы дали возможность послать индивидуальную посылку оставшемуся единственному сыну на фронте. В посылку хотим вложить 10 воротничков, шерстяные чулки, шерстяные перчатки, одеколону 3 флакона, табаку 500 гр., конфет 500 гр., мыла туалетного 4 печатки, спирта ½ литра, масла 500гр.. Вот такова просьба нас, родителей..». (Цит. по: Газета «Баргузинская правда» 19 июня 1991 г.).

Посылка опоздала. Старший лейтенант Иван Козулин 21 сентября 1942 года был тяжело ранен под Ржевом. Товарищи вынесли своего командира с поля боя, но, не приходя в сознание, он скончался.

Читаешь строки писем братьев Козулиных и ясно представляешь себе Баргузин в те тяжелые годы, и двух не сломленных духом русских стариков и миллионы других отцов и матерей всех национальностей, которые воспитали поколение победителей. И хочется низко поклониться им в пояс за то, что они сумели выносить невыносимое…

Сегодня пришло время, когда солдатские письма, хранимые в сундучках, комодах и семейных альбомах стали уже исторической реликвией, ибо они являют собой документы эпохи. Они стали ими уже при своем возникновении. А сегодня они являются ярким и убедительным подспорьем в развертывании патриотического воспитания российской молодежи.

Вспоминая подвиги солдат нашей многонациональной Армии, нельзя не отметить и героический труд тружеников тыла. При этом следует иметь в виду, что в национальных районах Сибири перестройка традиционного уклада жизни на военный лад происходила много мучительнее, напряженнее, острее, чем в западных краях и областях.

Иные отдаленные уголки Сибири, особенно центры горнодобывающей промышленности, почти целиком держались на привозном продовольствии и всем необходимым обеспечивались раз в год, в горячие дни навигации по рекам Сибири. Но с началом войны экономические связи с другими регионами страны сократились, а кое-где и вовсе прервались, ждать завоза продовольствия и товаров было неоткуда. Слабая местная промышленность, конечно, работала, но производила оборонную продукцию, а реки, как главные транспортные магистрали Сибири пропускали в первую очередь в дни навигации пароходы и баржи с военными грузами

Все это было необходимым и естественным, и жители окраинных мест женщины, старики и подростки, проводив мужчин-охотников на фронт, старались управляться и с оленьими стадами в тундре, и с овечьими отарами в бурятской степи, и с табунами лошадей на хакасской равнине…

Многие мужчины из местного населения были призваны тогда на трудовой фронт в оборонные отрасли промышленности. Процент национальных кадров в рабочем классе в то время неизмеримо вырос. Нелегко было им, еще слабо знающим русский язык, овладевать профессиональными знаниями, с полуслова понимать мастеров, читать чертежи, но помогала природная исполнительность и смекалка тех, кто работал рядом.

Им, с детства привыкшим к естественному быту среди природы, подчинявшим свой распорядок циклам перекочевки оленей, охоты на песца, лова рыбы, нужно было многое пройти, чтобы свыкнуться с существованием под железными сводами заводских корпусов, в обстоятельствах строгой дисциплины. Перестройка психологии национальных меньшинств требовала времени и больших внутренних усилий.

Новички-аборигены старались в бригаде не отставать, перенимали рабочие навыки наставников, а после смены, вдохнув холодного таежного воздуха, принимались писать сами или диктовали юным грамотеям-школьникам, заявления с просьбой отправить их на фронт.

В рабочие шли якуты, буряты, хакасы, алтайцы, эвенки, юноши и девушки всех народностей Севера. По призыву и по мобилизации они спускались с гор, добирались из дальних стойбищ. С прирожденным чувством собственного достоинства, отзывчивые на доброту и человеческое тепло, они свыкались с новыми формами общежития, овладевали городскими понятиями: «касса», «столовая», «карточки», «доноры», «бронь» и, теперь уже, дымы заводских труб стали привычными их глазу.

Хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя молодежь хорошо знала, как их деды, работая в тылу, жили в брезентовых палатках, заваленных снегом, в мрачных и холодных бараках, чтобы они знали о том, что самые трудные работы выполнялись вручную, ибо не было, или почти не было механизмов. Им надо поведать о том, как благодаря многонациональной дружбе народов Сибири в чахлых лесах возникали золотые прииски, поднимались в горах оловянные рудники. Люди валили лес, строили дороги, гатили болота, кострами отогревали мерзлую землю и кирками долбили ее, чтобы уложить в траншеи трубы.

Для них это все было обыденной работой, от зари до зари, а ели они в ту пору баланду из лебеды и крапивы, и им в голову не приходило, что много лет спустя эти старания в научной литературе будут называть казенными сухими словами – «развитие производительных сил».

Бурятия, в которой живет автор статьи, в те годы стала республикой самолетостроения. Здесь разместили эвакуированные цеха авиационного завода, по тем временам одного из ведущих предприятий отрасли. Ударно работал в Улан-Удэ и паровозо-ремонтный завод, Байкало-Селенгинское пароходство. Из степей в город шли чабаны, в системе трудовых резервов обучали подростков новым профессиям, помогали устроиться на работу эвакуированным людям из центральных областей страны. Только за один год бурятские машиностроители в четыре раза увеличили выпуск оборонной промышленности. Уже к лету 1942 года вся промышленность республики полностью завершила перестройку на военный лад. Поезда увозили на фронт боевую технику, вольфрам, молибден для других оборонных заводов, продовольствие для армии. 18,5 тысяч вагонов с мясными консервами и колбасами отгрузил на фронт Улан-удэнский мясокомбинат.

На Байкале, как и по всей Сибири, создавались рыболовецкие артели, пункты приема и обработки рыбы, рыбоконсервные комбинаты и заводы. Рыболовецкие артели тащили на санях снасти и скарб, уходя жить на дальние тони, круглый год, снабжая сибирской рыбой не только армейские части, но и население тыла всей страны.

Народности Сибири чутко прислушивались к дыханию охваченной войною земли, с открытой душою принимали вывезенных в эти края жителей Поволжья и Северного Кавказа, навеки оставив в душах многих тысяч людей, их детей и внуков святую благодарную память о гостеприимстве, щедрости души сибиряков - представителей всех наций и народностей этого огромного края.

Несмотря на голод и холод военного лихолетья в людях не умирало вечная тяга к искусству, которое щедро дарило людям самые высокие нравственные качества дружбы и товарищества.

Сегодня редко кто знает, что Улан-Удэ в годы войны превратился в театральную «державу». Мало того, что здесь работали местные театры: «Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр», «Государственный русский театр юного зрителя», «Русский драматический театр», «Бурят - Монгольский колхозно-совхозный театр». Но, не менее успешно работали и эвакуированные театры из западных областей страны: «Харьковский государственный театр русской драмы», Каменец-Подольский музыкально-драматический театр», «Московский новый театр», «Государственный драматический театр» из города Чапаевска Куйбышевской области.

Недавно среди старых списанных одной из библиотек Улан-Удэ книг, попавших автору статьи в руки, оказался внушительный пакет справок, относящихся к поучительному факту жизни горожан в период Великой Отечественной войны.

Внимательно прочитав их, я пришел к выводу, что эти полторы сотни пожелтевших от времени четвертинок машинописного листа со штампами и печатями организаций Улан-Удэ военной поры являют собой архивную ценность, «маленькую картинку для выяснения больших вопросов».

Прежде всего, они подтвердили собой тот неоспоримый факт, как в период военного лихолетья, потери близких, голода и холода даже в глубоком тылу, каким и являлся наш город Улан-Удэ, люди проявляли величайшую тягу, любовь к уникальному феномену культуры, каким до сих пор, несмотря на бурное развитие медиа-средств является книга.

По текстам практически всех справок можно отследить и побудительные мотивы, интересы горожан к книгам.

Вот, например, тексты трех справок, которые типичны для большинства из них:

«Дана красноармейцу Гладких Александру Петровичу на предмет предъявления в общественные организации для получения во временное пользования книг, пособий, пьес для драм. кружка в в/ч 1475 военного городка «Южлаг». 16.04.1942 г. Политрук в/ч 1475 Насатуев».

В следующей справке говорится: «Дана настоящая т. Федорову Анциферу Сергеевичу в том, что он действительно работает в автошколе «Трансэнэргокадры» в качестве преподавателя автодела и занимается поэтической деятельностью. Справка дана для предъявления в библиотеку ГИЯЛИ. 2 июля 1943г. (подписи директора и секретаря)».

В справке в адрес Центральной Республиканской библиотеки Государственного института языка, литературы и истории (ГИЯЛИ) от 15 июня 1943г. сказано: «Партком и Завком завода № 99 (ныне – Авиазавод – К.В.) просит предоставить возможность тов. Малушину подобрать материалы по истории Бурят-Монгольской республики и выдать ему на дом для временного пользования. Материалы необходимые для организации выставки и оформления завода к 20-летию Б-М.АССР. Партком и завком берут на себя материальную ответственность за книги, выданные тов. Малушину. Парторг ЦК ВКП/б/ на заводе Назаров. Пред. завкома Свиридов».

Нет, не убила война у сибиряков любовь к жизни, тягу к знаниям, искусству и литературе. Наоборот, она предельно обострила эти чувства, укрепила их патриотизм и интернациональную дружбу, взаимодействие и сотрудничество наций и народностей Сибири, породило массовый героизм на трудовом фронте.

В связи с этим мне кажется глубоко несправедливым, что нет нигде памятника сибирскому крестьянину и крестьянке военных лет, сумевшим ценой величайших усилий и жертв обеспечить рабочий класс необходимым минимумом продовольствия и бесперебойно снабжать продуктами питания Советскую Армию. Пусть бы он стоял, гранитный или бронзовый в широкой степи, посреди волнующей нивы, как вечное напоминание о Пахаре, который в самый трудный час выполнил свой долг перед Родиной.

Практически во всех крупных городах Сибири сегодня горит Вечный огонь, как символ светлой памяти о сибиряках, павших на полях сражений Великой Отечественной войны. Отсветы этого огня падают на высокие памятные стелы с именами погибших. Их много… Очень много. Они представляют собой всю многонациональную палитру Сибири. Благодаря братской дружбе они победили! Нам, их потомкам, никогда не следует забывать об этом, а вспомнив их подвиг, подойдем к огню и помолчим…

 

В. Л. КУРГУЗОВ

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественное наблюдение | Рейхсфюрер СС. Так как ночь восстает против дня, как свет и тьма находятся в вечной вражде – так и недочеловек является величайшим врагом человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.