Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сюжетно-композиционные особенности сказок о животных




Читайте также:
  1. I. Особенности воспитательного процесса.
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности организации самостоятельной работы
  4. I.3.1. Особенности диагностической работы школьного психолога в отличие от психолога-исследователя.
  5. II Примером влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.
  6. II. Климатические особенности района
  7. II.5.9. Некоторые особенности консультативной работы со старшими школьниками.
  8. III Стилистические особенности черного юмора в кино.
  9. III. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  10. III. Конструктивные особенности возводимого здания, а также соседних сооружений.
  11. III. Особенности технологии изготовления
  12. III.4.5. Природные особенности ребенка и трудности учения.

Система образов в сказках о животных

Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. [42]

Как уже упоминалось чуть ранее, в сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы; они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода. [38), вылившийся в культ животного. Разная особенность характеров особенно четко выражена в образах диких животных: лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк – как жадный и недогадливый «серый дурак», вечно попадающий впросак; медведь – как глупый властитель, «лесной гнет», употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы – как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен, и т.д.

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек:
1) играет второстепенную роль (старик из «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»). [38]

Для понимания смысла русских народных «животных» сказок необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный …».

Композиция русских сказок о животных отличается простотой и лаконизмом. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.



Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: в сказке «Лиса и волк» три сюжетных мотива – «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность не осложняет композиции, т.к. речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных ситуациях.[42]

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

Три фактора влияли на поэтический стиль сказок о животных: связь с древними поверьями о животных, воздействие социальной иносказательности, возобладавшее детское начало.

Каждая сказка несет в себеобобщенную мысль. Каким бы множеством правильных наблюдений над повадками зверей и птиц ни были наполнены сказки, они всегда говорят об общем. Мысль сказочных историй о животных переходит в пословицы, в которых явно ощущается переносный смысл.

Даже небольшая сказка даёт основание говорить об интонационно-звуковом богатстве речевых характеристик персонажей. Сказки воспроизводят бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика.

Сказки имеют общий иронический замысел, который иногда сопровождается ритмизацией повествования. Сказки «Ёрш Ершович», «Курочка ряба», «Колобок», «Бобовое зернышко» о том, как петух подавился зерном. Иронический стиль таких сказок выражается в рифмовках и созвучиях слов по ходу рассказа. Простые рифмы звучат насмешливо и комически: «В старые годы, в старо-прежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота. В мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать» («Мизгирь»).

Но не длявсех сказок характерно сплошное ритмизованное повествование. В иных случаях рифма и созвучия появляются в тексте только там, где этого требует ироническое развитие темы.

В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи. Ведь сказка — это, прежде всего, проза. В сказках встречаются и стилевые ритмические клише: зачины вроде «жил-был», концовки типа «стали жить-поживать и добра наживать», типичные формулы с характерными инвер­сиями: «Прибежала лиса и говорит»; «Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д. Правда, эти свойства сказочного стиля в природе повествовательной речи. Речь точно передает душевное и психологическое состояние говорящего. В сказках о животных проза обычно перемежается с небольшими песенками.

Своеобразны художественные особенности некоторых сказок о животных. Сюжет их можно сформулировать одной фразой: например, колобок убегает из дома, и его съедает лиса, тетерев захотел дом строить, а потом раздумал.

Сказки о животных в русском фольклоре исчисляются сравнительно небольшим числом сюжетов. Они занимают десятую часть сказочного репертуара. [2]





Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3306; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Особенности воспитательного процесса.
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности организации самостоятельной работы
  4. I.3.1. Особенности диагностической работы школьного психолога в отличие от психолога-исследователя.
  5. II Примером влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.
  6. II. Климатические особенности района
  7. II.5.9. Некоторые особенности консультативной работы со старшими школьниками.
  8. III Стилистические особенности черного юмора в кино.
  9. III. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  10. III. Конструктивные особенности возводимого здания, а также соседних сооружений.
  11. III. Особенности технологии изготовления
  12. III.4.5. Природные особенности ребенка и трудности учения.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.