КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А нужно ли эти законы изучать, не мешает ли это творчеству, основанному, как известно, на вдохновении?
X Советам и указаниям, изложенным выше и разложенным мною "по полочкам", едва ли нужно следовать буквалистски. Это именно принципы, они даны для вашей ориентировки, а не для того, чтобы каждое из указаний в обязательном порядке выполнять именно так, как они здесь преподаны. Работа ваша должна быть творческой. Желаю успеха!
[1] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. (Неизданные беседы). М., С-Пб.: SYMPOSIUM, 2004. С. 217. [2] Скип Пресс. Как написать сценарий: руководство для полных дураков. М.: Триумф, 2003. С. 2. [3] Там же. С. 38. [4] Там же. С. 62. [5] Cм. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003. [6] Толстой Л. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. XVI. С.7. [7] Запись по фильму «Бойцовский клуб» // Киносценарии. 2000. № 4. [8] Вайсфельд И.В. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961. С. 69. [9] Фрейлих С.И. Драматургия экрана. М.: Искусство, 1961. С. 77. [10] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. М.: ВГИК, 1994. С. 8. [11] Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. №35/36. С. 149. [12] Тарковский А. Я стремлюсь к максимальной правдивости // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 38. [13] Эйзенштейн С. Теория и практика преподавания кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1988. С. 81. [14] Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С.579, 591. [15] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.3. С. 581. [16] См. Пастернак Б. Доктор Живаго. Кн. 2.Часть 10. Глава 4. [17] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 53. [18] Шекспир У. Макбет. Акт I. [19] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008. С.472. [20] Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1957. С. 109. [21] Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 378. [22] Там же. [23] Тарковский А. Монтаж // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.138. [24] Борхес Х. Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1989. С.237. [25] Нехорошев Л. // Сб. А.А.Тарковский в контексте мирового кинематографа. М.: ВГИК, 2003. С.42. [26] Андреев Л. // Киногазета. 1918. №1 [27] Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. С.195. [28] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1978, т. I. С. XV. [29] Эйзенштейн С. Одолжайтесь // Избранные произведения. Т. 2. С. 78.
[30] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.132. [31] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.90. [32] Там же. С.61-62.
[33] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.192. [34] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316.
[35] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316. [36] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.78. [37] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 90. [38] Скип Пресс. Как пишут и продают сценарии в США. М.: Издательство Триумф, 2003. С.100.
[39] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С.18.
[40] Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 105-106. [41]Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 116. [42] Шпаликов Г. Пробуждение // Сб. Пароход белый-беленький. М., 1998. С. 338-339. [43] Педро Альмодовар. Это все о моей матери // Киносценарии. 2000. №6. С. 102. [44] Григорьев Е. Романс о влюблённых // Искусство кино. 1974. №8. С. 166. [45] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // Киносценарии. 1988. №2. С.154. [46] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.55. [47] См. лицевую страницу обложки журнала «Искусство кино» 1957, № 1. [48] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. С.471-472.
[49] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.129. [50] Туркин В. Драматургия кино. М.: Госкиноиздат, 1938. С.129. [51] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.62. [52] Эксод — исход, то есть заключительная часть трагедии. См. Аристотель. Об искусстве поэзии. Комментарии. С.171. [53] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 76-77. [54] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.97.
[55] Бергман И. Как делается фильм // Сб. Ингмар Бергман. М.: Искусство, 1969. С. 248. [56] Аникст А. Послесловие // Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1960. Т. 6. С.572-576. [57] Там же. С. 572. [58] Там же. С. 575. [59] Смирнов А. Послесловие // Шекспир У. Полн. собр. соч. Т.3. С.518. [60] Арабов Ю. Приближение к раю // Киносценарии. 2001. № 2. С. 28. [61] Аристотель. О искусстве поэзии. С. 62. [62] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 46. [63] Литературный энциклопедический словарь. С. 252. [64] Томашевский Б. Теория литературы. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 180. [65] Бокаччо Дж. Декамерон. М.: Правда, 1989. С. 73. [66] Чехов А. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1961. Т.IX. С. 333. [67] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 270. [68] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. М.: ВНИИК., 1985. С. 11. [69] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2 С. 270. [70] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. С.13 [71] Теория и практика преподавания кинорежиссуры (Из педагогического наследия С.М.Эйзенштейна). М.: ВГИК, 1988. С. 87. [72] Литературный энциклопедический словарь. С. 284. [73] Литературный энциклопедический словарь. С. 230. [74] Достоевский Ф. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1957. Т. 8. С. 610. [75] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 547. [76] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 6. С. 547. [77] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 4. С. 567. [78] Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. XI. [79] Там же. Гл. XIII. [80] Достоевский Ф. Бесы // Собр. Соч. Т. 7. С. 160. [81] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 64. [82] Мережковский Д. Полное собрание сочинений. М.: Библиотека ж. «Русское слово», 1914 Т. XII. С. 232-233. [83] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 59. [84] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 71. [85] Там же. С. 74. [86] Там же. [87] Библейская энциклопедия. Издание архимандрита Никифора в 2-х книгах. Книга I. 1891. С. 47. [88] Литературный энциклопедический словарь. С.165. [89] Литературный энциклопедический словарь. С. 230.
[90] Туркин В.К. Драматургия кино. М.: ВГИК, 2007. С.96. [91] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98. [92] Там же. С. 100. [93] Туркин В.К. Драматургия кино. С.100. [94] Там же. С. 96 [95] Там же.
[96] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 280-281. [97]Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98. [98] Литературный энциклопедический словарь. С. 38.
[99] Литературный энциклопедический словарь. С. 280-281.
[100] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97. [101] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97. [102] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 281. [103] Пьер Паоло Пазолини. Я склонен мифологизировать все на свете // Искусство кино, 1995. № 8. С. 103.
[104] История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. II. С. 469. [105] Булгаков М. Драмы и комедии. М.: Искусство, 1965. С.397. [106] Достоевский Ф. Записная книжка 1880 года // Собр. соч. Т. 10. С. 617. [107] Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. С. 222. [108] Толстой Л. Полное собрание сочинений. Т. 53. С.187. [109] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.259. [110] Большой словарь иностранных слов. М., 2004. С. 299. [111] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. VII. С. 616 [112] Петровскиий Ф. Предисловие // Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 26. [113] См. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. Гл.III, раздел «Различие родов поэзии».
[114] газ. Кино. 1925. № 34. [115] газ. Кино. 1926. № 26. [116] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 297. [117] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.345. [118] Волькенштейн В. Драматургия кино. М.: Искусство, 1937. С. 7. [119] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 426. [120] Там же. С. 427. [121] Эйзенштейн С. Собрание сочинений. Т. 2. С. 70. [122] Сб. Ингмар Бергман. С. 249-250. [123] Шкловский В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 316. [124] Туркин В. Искусство кино и его драматургия. (На правах рукописи.) М., ВГИК, 1958. С. 17. [125] Демин В. Фильм без интриги. М.: Искусство, 1966. С. 19. [126] Манн Т. Иосиф и его братья.: В 2 т. М.: Правда, 1987. Т. 1. С. 650. [127] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 94. [128] ж. Киносценарии. 2001. № 2. С. 9. [129] Шпаликов Г. Пароход белый-беленький. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. С.193. [130] Литературный энциклопедический словарь. С. 185. [131] Литературный энциклопедический словарь. С.458. [132] Там же. [133] Там же. [134] Литературный энциклопедический словарь. С. 100. [135] Книга пророка Исаии. Гл. 41, ст. 4. [136] Толковая Библия. Петербург, 1908-1910. Т. V. С. 402. [137] См. ж. Искусство кино. 1977. № 9. [138] Сб. Ингмар Бергман. С. 245. [139] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // ж. Киносценарии. 1988. № 2. С. 149. [140] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. С.99-100.
[141] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С. 52. [142] Евангение от Матфея. Гл. 22, ст. 37-39. [143] Большой словарь иностранных слов. С. 681. [144] Смирнов А. Послесловие // Шекспир В. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 518. [145] Толковая Библия. Т. VI. С. 362. [146] Гете И.-В. Собрание сочинений. 1935. Т. VII. С. 309. [147] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. [148] Томашевский Б. Теория литературы. 2003. С. 183. [149] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. II C. 76. [150] Тынянов Ю. Об основах кино. // Поэтика. История литературы. Кино. С. 341. [151] Тарковский А. Сценарий. // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 96. [152] Там же С. 55.
[153] См. об этом настоящее издание: «VII. Экранизация». [154] Борхес Х.Л. Проза разных лет. С.102 [155] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. С. 341. [156] Митта А. Кино между адом и раем. М: Зебра Е, 2005. С. 216. [157] Маяковский В. Владимир Ильич Ленин. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1982. Т.2. С. 262. [158] Сб. Ингмар Бергман. С. 250. [159] Антониони М. Профессия: репортер. М.: Искусство, 1980. С. 103. [160] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 44. [161] Там же. С. 43. [162] Большой словарь иностранных слов. М.: Русские словари. Астрель. АСТ, 2004. С.405.
[163] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 171. [164] Соловьев В. София. // Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 143. [165] Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Республика, 1993. С. 252. [166] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. С. 163. [167] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 205. [168] Там же. [169] Там же. С. 206. [170] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 297. [171] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 45-46. [172] Литературный энциклопедический словарь. С. 441. [173] Там же. [174] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83. [175] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 577. [176] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83-84. [177] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 575-576. [178] Там же. С. 577-578. [179] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 56. [180] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 578. [181] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 581. [182] Большой словарь иностранных слов. М., 2004, С. 352. [183] Большой словарь иностранных слов. С. 221 [184] Там же. С. 143. [185] Литературный энциклопедический словарь. С. 268. [186] Гегель Г. Эстетика. Т.3. С.583 [187] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 543. [188] Там же. [189] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 87. [190] Ингмар Бергман. Осенняя соната. М.: Известия, 1988. С. 223. [191] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 172. [192] Шекспир У. Т.3. С. 197. [193] Лесков Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2. С. 270. [194] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. 2. С. 706. [195] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 166. [196] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л-д., 1983. Т. 29. Кн. I. С. 225.
[197] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений. Т. 29. Кн. I. С.225. [198] Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985. С. 259. [199] ж. Советский экран. 1926. № 42. [200] Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Избр. произвед. Т. 2. С. 266. [201] Сб. Ингмар Бергман. С. 245. [202] РГАЛИ, фонд 2453, опись 3, № 127-134. [203] Достоевский Ф. Письмо А. Майкову // Полн. собр. соч. Т. 29. Кн. I. С. 39. [204] Там же.
[205] Л.В.Фирсова — цветоустановщик; печатала цветные части «Ивана Грозного». [206] ж. Киноведческие записки. 1998. №38. С.305-306 [207] Цит. по: Катанян В. Сережа или страсти по Параджанову // Киносценарии. 1994. № 4. С. 175. [208] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начала… и пути. С. 91. [209] Апостол Павел. Послание к галатам. V, 19-21. [210] Там же. V. 22-23,25. Нужно. Профессиональный художник отличается от пусть даже талантливого любителя и дилетанта тем, что знает, как надо работать. О сценаристе и режиссере, не владеющим основными законами построения сценария, можно сказать словами шекспировского персонажа Ипполита из комедии «Сон в летнюю ночь»: «Он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет». «Творить, не осознавая законов своего искусства, попросту невозможно» (А. Тарковский). Знание законов — это и необходимое условие их преодоления и прорыва к творческой свободе… Существует сомнение: а есть ли в реальности такая наука — «теория кинодраматургии? Сомнение произрастает на почве рассуждений о том, что среди теоретических воззрений на построение сценария и фильма мы находим целый ряд взглядов и направлений, в большей степени отличающихся, а порой прямо противоречащих друг другу. Но разве существование различных направлений служило когда-либо достаточным основанием для отрицания научности той или иной дисциплины? Литературоведение, психология, не говоря уже о философии… Сколько в них систем взглядов, школ, которые, казалось бы, начисто опровергают друг друга. «Было пять или пять тысяч философов, которые объясняли вселенную совершенно по-разному» [1]. Но в каждом из направлений, если оно было достаточно серьезным, содержались зерна истины, из которых вырастало общее древо научного знания. И потом: что есть закон в искусстве, в том числе и в кино? Он ведь — квинтэссенция практического опыта отдельных личностей и целых поколений художников; опыта, который затем оформился как необходимость. В истории кино бывали случаи, когда теория обгоняла практику, открывала ей пути. Так, методы истинно кинематографического использования звука в кино, соотнесения его с изображением были открыты чисто теоретически до их воплощения на экране. Они были опубликованы в 1928 г. в известной «заявке» С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и Г. Александрова, которая называлась: «Будущее звуковой фильмы». Но, конечно же, значительно чаще практика в искусстве идет впереди теории. Теория эти творческие открытия обобщает. Однако существуют ли в кино особые, присущие только ему законы построения сценария и фильма, отличающиеся, скажем, от законов построения романа или пьесы? Конечно, существуют. Они основаны на специфике кино как вида искусства.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |