Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жалость и страх. Ужас и сострадание




ХАРАКТЕРЫ В ВЫСШИХ И НИЗШИХ ЖАНРАХ

ТИПЫ ТРАГЕДИЙНОГО ДЕЙСТВИЯ

(по Тильярду)

 

1 Старадние и стойкость («Прометей» Эсхила)

2 Разрушение и обновление («Самсон-борец» Мильтона)

3 Принесение в жертву и искупление («Царь Эдип» Софокла)

 

Комментарий: Автор методички объединила типы трагедийного действия в одно и привела только один пример - «Царь Эдип». Так что, может, это и не нужно вообще. В любом случае следует знать, что «страдание и стойкость» - то есть первый тип ВСЕГДА присутствует в двух других.

 

 

Комментарий: чтобы понять эти маразматические выжимки методички с примерами характеров проще прочитать короткую главу «Характер в трагедии и комедии» - все та же «Жизнь драмы», откуда они и взяты.

 

ХАРАКТЕРЫ В ВЫСШИХ ЖАНРАХ

Оба жанра исследуют крайние отклонения от человеческой нормы, крайние нарушения душевного равновесия. Герои комедии и трагедии такие же, как и в остальных жанрах, только в более сложной форме – они более экстравагантны и своеобразны, главные персонажи должны быть не только жизненно достоверны, но и симпатичны.

 

ХАРАКТЕРЫ В НИЗШИХ ЖАНРАХ

В фарсе – плуты и простаки, в мелодраме – злодеи и герои. Наличие злодея в мелодраме компенсирует скучные поступки и речи героев. В мелодраме герои полностью невинны, потому здоровы и целы. Эфемерны и нереальны.

 

Жалость и страх присущи мелодраме.

Ужас и сострадание присущи трагедии.

 

Комментарий: Размышления на эти темы проще читать в соответствующих главах «Жизнь драмы», чем в маразматических выжимках методички. Или вообще не читать, необязательно, просто запомнить. Коротко о главном:

 

Про ужас: Если трагический герой создается не одним только страданием, но и сопротивлением страданию, то и мы, зрители, не должны только лишь в ужасе отшатываться от ужасного — мы должны заглянуть ужасу в лицо. Как это ни парадоксально, чем больше мы приемлем ужас, тем меньше мы страшимся, — вот еще одно возможное значение слова «катарсис».

Про страх в трагедии: Принятие страха не только ослабляет его, но и придает ему иной характер. Страх превращается в благоговейный трепет. Полностью отсутствуя в мелодраме, благоговейный трепет является особой формой страха, характерной для великой трагедии. Благоговейный трепет — это преображенный страх.

Жалость двух типов: Шекспира отделяют от классиков античности многие века христианства, и в его произведениях жалости много больше, чем в трагедиях древних греков. Но и у него мы встречаем не так уж много беспримесно чистой сладостной жалости. Зато мы сталкиваемся в его пьесах с жалостью иного рода — высокой жалостью, на которую не распространяются обвинения психологов. Справедливости ради следует отметить, что некоторые из этих психологов различают два типа жалости — хорошую и плохую, подлинно великодушную и открыто или тайно себялюбивую.

Жалость и страх в мелодраме: Мы отождествляем себя с теми, кому угрожает опасность; жалость, которую мы испытываем по отношению к ним, является жалостью к самим себе; аналогичным образом мы разделяем и их страхи. Мы жалеем героя мелодрамы, потому что он попадает в ужасающее положение, мы боимся вместе с ним. Жалея самих себя, мы внушаем себе, что нам жалко только его. Одного перечисления этих фактов достаточно для того, чтобы воссоздать драматическую ситуацию типичной популярной мелодрамы: добродетель преследуется пороком, героя преследует злодей, героя и героиню окружает злой, враждебный мир.

Жалость воплощает собой более слабую сторону мелодрамы; страх — более сильную. Похоже на то, что успех той или иной мелодрамы зависит прежде всего от способности ее автора ощущать страх и передавать это чувство страха зрителям. Чувство страха возбуждается очень легко: ведь страх — это стихия, в которой мы живем. Изречение «нам нечего бояться, кроме самого страха», отнюдь не ободряет, потому что страх сам по себе является самым труднопреодолимым из препятствий. Здесь- то и кроется потенциальная всеобщность воздействия мелодрамы.

Сострадание:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.