Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по подготовке к занятию-лектуре




Методические указания по подготовке реферата

Общие методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

1. Изучение литературы невозможно без изучения текстов произведений. Необходимо планомерно и внимательно прочитать рекомендуемые тексты, обращая внимание не только на фабулу произведений, но и на их композицию, стиль, жанровые особенности, принципы создания образов, общее и различное в изображении человека и мира в разные исторические эпохи, выразительные подробности и детали.

2. Для усвоения курса недостаточно того круга сведений, который содержится в учебниках, в связи с чем рекомендуется научная литература. Ее изучение должно осуществляться в строгом соответствии с теми рекомендациями, какие даны для подготовки к практическим занятиям, в общем процессе работы над предметом.

3. Общий итог работы над курсом подводится на экзамене. Отвечая на вопросы билета, включающего два вопроса, студентам необходимо:

а) показать знание текстов и умение их анализировать (особое внимание нужно обратить на конкретный анализ фрагментов текста);

б) хорошо представлять специфику древнерусской литературы и основные этапы ее развития;

в) знать важнейшие события русской истории, с которыми связаны сюжеты и проблематика древнерусских произведений;

г) включать в ответ необходимые сведения из рекомендованной к курсу научной литературы.

6. 2. Всем студентам необходимо подготовить реферат на тему «Проблема авторства древнерусских произведений (на материале “Слова о полку Игореве”)» (реферат заслушивается на одном из практических занятий).

При написании реферата каждый студент обязан использовать работы:

Л и х а ч е в Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978; Р ы б а к о в Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972; Ф р а н ч у к В. Ю. Мог ли Петр Бориславич создать «Слово»? // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), Т. XXXI. Л., 1976; З а л и з н я к А. А. «Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста. М, 2004.

Остальная литература подбирается самостоятельно с опорой на справочно-библиографические издания.

 

6. 3. С целью контроля самостоятельнойработы по освоению текстов в середине семестра проводится занятие-лектура на тему «Древнерусские литературные памятники XI–XVII веков».

Занятие проходит в два этапа: на первом проводится беседа, на втором – тестирование.

Основой беседы являются следующие вопросы и задания:

– Представьте, что Вы занимаетесь изучением древнерусской литературы с учениками 9-го, 10-го или 11-го классов. Какие из прочитанных произведений Вы особенно настоятельно стали бы им рекомендовать? (Назовите два-три литературных памятника, мотивируйте свой выбор).

– Предположим, что ученики старших классов выразили желание написать сочинение или какую-то иную творческую работу по древнерусской литературе. Какие темы Вы могли бы им предложить? Как бы Вы проконсультировали ученика, выбравшего ту или иную тему? (Сформулируйте три-четыре темы, подумайте над кругом источников и основной идеей творческой работы).

– На какие специфические особенности литературы Древней Руси Вы обратили внимание, читая рекомендованные произведения? (Называя ту или иную особенность, проиллюстрируйте свою мысль кратким комментарием источника или его цитированием).

– О каких изменениях можно говорить, сравнивая памятники XI–XII веков с теми, которые были созданы в конце XIV–XV веков? (При сопоставлении нужно иметь в виду не только жанровую принадлежность, проблематику, но и принципы и приемы изображения мира и человека).

– Какие из прочитанных Вами произведений обладают ярко выраженным своеобразием? В чем своеобразие Моления Даниила Заточника на фоне литературы XII – XIII веков? Какие особенности Галицко-Волынской летописи проявляются при ее сопоставлении с «Повестью временных лет»? В чем своеобразие «Жития Александра Невского» на фоне «Жития Феодосия Печерского»? «Сказания о Борисе и Глебе»?

– Какие идеи, темы, мотивы, образы, художественные принципы древнерусской литературы живут в сознании писателей XIX – XX веков? Размышляя над этим вопросом, постарайтесь вспомнить произведения писателей XIX и XX веков, не перечитывая их вновь.

Примерные тестовые задания

1. Какие из перечисленных ниже произведений относятся к числу переводных?

 

а) Житие Феодосия Печерского

б) Житие Алексия, человека Божия

в) Шестоднев

г) Сказание о Мамаевом побоище

 

2. Кого из русских князей восславляет Иларион в «Слове о Законе и Благодати»?

а) Владимира Святославича

б) Ярослава

в) Мстислава

г) Александра Невского

 

3. Кто из перечисленных ниже лиц имеет отношение к убийству Бориса и Глеба, изображенному в «Повести временных лет»?

а) Святополк

б) Талец

в) Еловит

г) Путша

д) Ляшко

 

4. Какое из жанровых обозначений не имеет отношения к «Слову о полку Игореве»?

а) «песнь»

б) слово

в) повесть

г) житие

5. Кто из героев «Слова о полку Игореве» приходится родным братом князю Игорю?

а) Святослав

б) Владимир

в) Всеволод

 

6. Признаки каких жанров объединены в «Житии Александра Невского»?

а) жития и воинской повести

б) жития и сказки

в) жития и хождения

 

7. Какие из перечисленных ниже исторических лиц являются героями Куликовского цикла произведений?

 

а) митрополит Киприан

б) Дмитрий Донской

в) Владимир Серпуховской

г) Иван Грозный

8. Черты какого стиля (в терминологии Д. С. Лихачева) проявляются в Житии Стефана Пермского?

а) монументального историзма

б) эпического

в) эмоционально-экспрессивного

 

9. Какое из сочинений имеет отношение к «объединяющим» («полезным») памятникам XVI века?

а) Домострой

б) Повесть о бражнике

в) Галицко-Волынская летопись

г) Степенная книга

 

10. Установите соответствие между героинями и произведениями

1) Роксана а) Житие протопопа Аввакума

2) Анастасия Марковна б) Александрия

3) Евпраксия в) Повесть о разорении Рязани Батыем

4) Аннушка г) Повесть о Фроле Скобееве

 

11. Какое из перечисленных произведений относится к сатирическим?

а) Поучение Владимира Мономаха

б) Повесть о Новгородском белом клобуке

в) Калязинская челобитная

г) Александрия

 

12. Установите соответствия между произведением и временем его создания

а) Житие протопопа Аввакума 1) XI век

б) Хождение за три моря Афанасия Никитина 2) XV век

в) Домострой 3) XII век

г) Хождение игумена Даниила 4) XVI век

 

13. Установите соответствия между автором и названием произведения:

а) Иларион 1) Житие Стефана Пермского

б) Симеон Полоцкий 2) Сказание о Магмет-Салтане

в) Епифаний Премудрый 3) Слово о Законе и Благодати

г) Иван Пересветов 4) Монах

 

14. Установите последовательность создания произведений:

а) Слово о Законе и Благодати

б) Повесть о Петре и Февронии Муромских

в) Моление Даниила Заточника

г) Задонщина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.