Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свет Монголии 1 страница




Путевые заметки экспедиции «По местам Рерихов» (Казань – Улан-Удэ – Кяхта – Улан- Батор – Харахорум – Кяхта – Улан-Удэ)

 

Путешествие по местам Рерихов продолжается. Давно уже думала о Монголии. В Тибете и Индии я путешествовала еще в 90-х годах. Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в 1926-1927 годах пролегал через Монголию в Тибет. В 1926 году Н.К. Рерих вместе с женой Е.И. Рерих и старшим сыном Юрием посетил Москву для выполнения особой миссии. Они передали руководству СССР ларец с гималайской землей, письмо – совет Учителей Востока и картины Н.К. Рериха из серии «Майтрейя». Из Москвы их маршрут пролегал на восток через Новосибирск и Алтай в Монголию, далее через пустыню Гоби в Тибет. В книге Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи» этот маршрут показан на карте. Задача нашей экспедиции была повторить этот путь без заезда на Алтай (алтайская часть маршрута была мною пройдена в 2008 году), посетить новый дом-музей имени Н.К. Рериха в Улан-Баторе и добраться до Гоби. Во время пребывания в Улан-Баторе (Урге) Рерихи жили именно в этом доме. Совсем недавно он был открыт и сохранен академиком Монголии Ш. Бирой как историческое место, связанное с экспедицией Рерихов. Многие считают, что основное значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха – закладка магнита как места притяжения сил для основания новой ступени развития человечества. Часть маршрута экспедиции проходит по территории Монголии, где издавна сфокусирована идея объединения.

Состав экспедиции: Найля Гатаевна Абдульманова, инициатор проекта, председатель Казанского общества Рерихов, физик, Ширап-Доржо Дондокович Доржиев, известный бурятский художник, живущий в Казани, Сэсэгма Викторовна Бубеева, генеральный директор Клиники тибетской медицины «Наран» в Казани.

Первоначально экспедиция была российской, затем она стала международной, когда в Монголии, в Улан-Баторе к нам присоединились американец Филипп (J. Philip Jimenez), юрист, занимающийся вопросами экологии, и его коллега монголка Товуусурэн Саруул. Сама идея попасть в Гоби возникла у нас год назад, когда Филипп, Лейла Штробль, руководитель Австрийского рериховского общества в Вене, юрист, и я общались на конференции в МЦР (Международный Центр Рерихов) в Музее имени Н.К. Рериха. Лейла татарка, как и я. К сожалению, она не смогла поехать с нами, но мы считаем ее заочной участницей. Также Янжмаа Бира, хранитель дома-музея имени Н.К.Рериха в Улан–Баторе, вместе с Саруул разработала участок маршрута Улан-Батор – Харахорум и Гоби. Мы очень благодарны Янжмаа за организацию проживания в Улан-Баторе и именно ее внимание во многом способствовало тому, чтобы наша экспедиция была успешной.

С погодой в экспедиции повезло, не было ни дождей, ни жары, ни сильного ночного холода.

 

Поезд Москва – Казань – Улан-Удэ

07.08.2014

Попрощались с родственниками и в 02:00 выехали с Сэсэгмой с главного вокзала Казани на восток. Ширап уехал раньше и ждал нас в Улан-Удэ для оформления визы в консульстве Монголии. Живем по московскому времени.

Днем выходили в Екатеринбурге. Воздух хороший в городе. Сфотографировались. Сэсэгма встретилась с подругой, которая до недавнего времени работала руководителем клиники «Наран» в Екатеринбурге.

 

08.08.2014

Вчера звонил заместитель директора Музея истории Бурятии. Нас ждут.

Янжмаа тоже ждет нашего приезда. В поезде говорят о предстоящей поездке Путина в Бурятию и Монголию. Возможно подписание договора о безвизовом въезде. Хорошо бы это произошло до нашего приезда в Улан-Удэ, тогда вопрос о поездке Сэсэгмы в Монголию решится (у нее нет заграничного паспорта), да и мы сэкономим на визе.

Утром я проснулась около 7:00. Почему-то стоим. Сэсэгма сообщает мне: «Наш поезд сломался прямо под нами, несколько вагонов, и наш в том числе, отсоединили, движение приостановлено». Действительно, под нашим вагоном шли какие-то работы.

Как выяснилось позже, из-за маленькой трещины (заводского дефекта) одна из деталей тяги вагона сломалась. Хорошо, что это произошло в Омске. Я не беспокоилась совершенно. За полчаса причину устранили, и через 16 минут поезд прибыл на станцию Барабинск! Возможно, Барабинск от татарско-тюркского слова «барабыз» – едем. И вот, едем!

 

09.08.2014

Вот уже третий день поездки. Мы едем к Иркутску. Утром был Красноярск. Там вышла девушка, которая ехала от самой Казани в нашем вагоне, а познакомились с ней только вчера. Она из Красноярска. Ездила в Казань к родным в гости. Хорошо говорит на чистом татарском языке. Была очень рада встретить меня, татарку. Мы с ней посидели немного, побеседовали. Очень разумная девушка, ей 24 года, но замуж не торопится. Во-первых, хочет быть личностью (достойная работа, быть независимой), во-вторых, нужен человек любимый. В Казани не встретила молодого человека по душе. Говорит, молодых людей подходящих не видно.

Вчера же сходили в первый раз в ресторан. Сидели вместе с иностранцами. Немцы, французы едут на Байкал с желанием увидеть эту красоту. Пьют вино и болтают. Мы взяли горбушу и картошку, сытно пообедали. А скоро станция Мариинск.

Интересное наблюдение. Когда мы шли в ресторан, внутри меня звучала одна из популярных песен в исполнении Патрисии Каас. В одном из вагонов увидела группу людей. Они общались на французском и немецком языках. А затем французы пришли в ресторан! Пространство живет, пространство наполнено звуками, также и песенными.

Скоро станции с необычными названиями: Нюра, Шуба, Зима. Местные шутят: «Нюра, готовь шубу, скоро зима». Смотрю в окно, здесь смешанные леса, а где тайга? Ответ: «Она глубже, туда и ушли звери». Но они подходят к жилью. Один из молодых пассажиров рассказал мне жуткую историю, которую позднее мы еще раз услышали на Байкале.

Произошло это в селе Адамово. Однажды голодный медведь забрался в сарай для свиней, там была и хозяйка, задрал и свинью и женщину. Женщина не смогла его прогнать и не смогла убежать. Ужасная история, таких, наверное, немало в таежной жизни Сибири.

Вдоль железной дороги тянутся леса: березки, сосны, видны поляны с цветами желтыми, сиреневыми, белыми среди зеленой травы.

Вдали поднимается в гору густой лес со зверьем. Мелькают березы, сосны. Сосны с оголенными стволами, но много и с мощными ветвями. У некоторых ветви растут с самого низа, у нас таких сосен в Татарстане нет.

 

10:15 (московское время). Станция Тайшет, стоим 3 минуты, проводник не выпустил нас. Всего в 20 м от поезда живут люди, и у них по местному 15:15. Разница в 5 часов. Одновременно живут два мира временных. Интересно.

13:01. Нижнеудинск, остановка, до нее начались небольшие горы. Наверху «ирокезкой» растут деревья. Деревни бедные мелькают за окном, с низкими прижатыми к земле серыми избушками. Деревенька всего-то несколько домов, длиной с километр, а за ней с километр кладбище, усеянное маленькими вертикальными плоскими камнями-памятниками; оградки, однако, покрашены, везде искусственные новые цветы, венки Значит, ухаживают, помнят своих ушедших в иной мир. Бедность не помеха духовности. Очень нарядные, кудрявые сосны радуют глаз, а березки не те, тонкие. Где же тайга? Там, где то в глубине. Скоро Зима, а до нее проехали Нюру и Шубу.

14:06. Впервые поела «Доширак». Убирала кубики мяса, с оливками пошло хорошо.

17:00. Станция Зима. Вышла и позвонила сыну Артуру, он сказал, что на станции Зима был Владимир Высоцкий. Вспомнила его интерес к поэту и знание многих стихов наизусть. На небе красивые облака, птицы летят навстречу оранжевому закату, к уходящему светилу. Мы сфотографировались с Сэсэгмой на этом фоне.

 

10.08.14

6:05. Сегодня ночью долго читала. Под утро перевернула подушку, собираясь заснуть, и увидела за окном светлое озеро. Что это за озеро? Увидела лучи солнца, его восход, а рядом в соседнем отделении мальчуган сидит и широко раскрытыми глазами смотрит на чудесную панораму за окном. Сон убежал и, замерев, мы смотрели на эту красоту. Потом познакомились, зовут Максим, ему два годика, как сказала мама.

Восходом солнца чудо из чудес – Байкал – встретил меня. Да, это одно из чудес света. Восторженно любовалась дивным озером-морем. Вспомнились слова из песни: «Славное море, священный Байкал».

Вдали в лодках видны рыбаки, их немного, один, два, а вот неожиданно целая цепочка выстроилась в ряд вдоль берега. Наверное, рыбное место. Удачи, пусть рыба ловится! С другой стороны поезда за окном горы, говорят, Саяны.

Остановка Выдрино.

Наши попутчики с малышом вышли, а вскоре в полную силу наступило сияющее утро. Серебристый цвет воды сменился на стальной с оттенком синим и белыми нитями волн.

Едем в Улан- Удэ.

Вчера в поезде сходили в душ. В удобном предбаннике смотрели телевизор. Около 23 часов вышли прогуляться в Иркутске. На вокзале увидели наших знакомых иностранцев, которые садились в микроавтобус. Они ехали в Улан-Батор, но сначала на Байкал, к одному из чудес света. Весело попрощавшись с ними, пожелав встретиться в Улан-Баторе, вернулись в поезд.

 

11.08.2014

06:42 (местное время). Мы в Бурятии. Первое утро в Улан-Удэ. Каждое место несет имя своего героя. Даже малозначимое в духовном отношении проявлять себя хочет громко и ярко. «Байкал Plaze» – это ресторан, в котором вчера Ширап, Сэсэгма и я славно поужинали и попили оригинальный чай «Сагаан Дали», приготовленный всего из пары листочков бурятского целебного растения Сагаан Дали (Белое крыло).

Перед этим посетили Музей истории, где Эржена Сергеевна, научный сотрудник музея, молодая симпатичная девушка, познакомила нас с экспозицией, посвященной буддизму в Бурятии. Много скульптур, есть 18 век, представлена прекрасная скульптура «Белая Тара», так называли буддисты в Индии Елену Ивановну Рерих. Это самая почитаемая Тара в буддистском мире, на руках и на лбу у нее изображены глаза как символ всеведения и ясновидения. Эржена рассказала о танке (в православии икона), посвященной мандале «Шамбала». Далай-лама говорит, что мандала (сакральное схематическое изображение или конструкция) в целом означает то, что «извлекает суть». И главный смысл мандалы в том, что каждый может войти в нее и извлечь ее суть, то есть получить благословение. Поэтому это место обретения величия; священное искусство Тибета служит привлечению небес на землю. На выставке есть также произведения, выполненные в стиле примитивизма, например, панно «Белый старец – Бурхан» из керамики. Нам хотелось посмотреть и этнографическую выставку, но она еще не была готова.

После гуляли по Улан-Удэ. На центральной площади – площади Советов – стоит главное административное здание Республики Бурятия, там заседает Хурал (бурятский Госсовет). На площади проводятся праздники, митинги, здесь находится известная во всем мире скульптура – голова Ленина. Огромная голова поставлена так, что опирается на сравнительно маленькую площадь. На площади местные власти устроили Международный вернисаж: репродукции известных картин, в том числе и бурятских художников. Оформление простое: каждая картина находится на отдельном стенде, на верху стенда указан символ Бурятии: месяц, солнце и огонь. Просто, и в то же время народом схвачено самое важное для жизни. Так и сегодня, началось раннее утро с луны, затем появилось солнце, а сейчас я уже готовлюсь к дальнейшим действиям.

Хочется сказать пару слов о Большом театра оперы и балета, перед которым вокруг фонтана любят собираться жители города. Здание театра построено в стиле сталинского ампира с национальными декоративными элементами и является памятником архитектуры федерального значения. Здание строилось с 1945 по 1952 год, а позднее реставрировалось и изменялось. Смешение архитектурных стилей придало ему исключительность. Издали видна эта достопримечательность города, построенная на горе. Здание украшено фигурой всадника на коне с развевающимся знаменем в руках. Рядом с театром стоит памятник в виде изящной утонченной фигурки балерины в порыве взлета, поддерживаемой мужской фигурой. Это памятник народным артистам Петру Абашееву и Ларисе Сахьяновой.

Это было вчера, а сейчас утро. Собиралась встать в 7:00, проснулась в 6:00. Прекрасная оранжевая луна светит в окно, уже быстро подошла к горизонту, скрылась за облаками, вернее, накрылась ими, побледнела. Скоро уйдет за горизонт. За окном шумят машины, народ просыпается, люди ходят по коридору 5-этажной гостиницы «Баргузин». Пока пишу, поглядела в окно. Солнце встает. Засветились верхушки деревьев, крыши домов, а вдали тянется в дымке горная гряда. Здесь течет Селенга, которая берет свое начало в Монголии.

Сегодня идем в консульство Монголии оформлять визу.

День исключительный, постоянно идут знаки. Утром к отелю подошли Ширап и Сэсэгма, и мы отправились в расположенное рядом консульство Монголии. Несколько человек уже стояли около закрытых ворот в ожидании. В 10 часов открыли ворота, и человек двадцать устремились к зданию, где принимают документы. Прием документов для оформления визы осуществляется до 13:00, один раз в неделю. Мы подошли к вице-консулу, показали письмо о нашей экспедиции от министра культуры РТ к министру культуры Монголии и попросили помочь с оформлением визы. Он быстро откликнулся – можно срочно оформить визу для меня и Ширапа, а вот оформить заграничный паспорт для Сэсэгмы было не в его власти. Нужно обратиться в специальный центр. После его слов Сэсэгма поехала туда. Мы с Ширапом быстро заполнили необходимые анкеты, заплатили по 95 долларов каждый за срочность, оставили документы для оформления визы к 17 часам и поспешили в Министерство культуры Бурятии.

Здание находится на Арбате (у них тоже есть свой «Арбат»). В Министерстве культуры на третьем этаже сразу же обратила внимание на элегантно одетую женщину, шедшую мне навстречу. Я с ней заговорила, как со старой знакомой, в приемной секретарь сказала, что имя этой женщины Гунсыма Сырендоришевна Махарова. Она заведующая отделом музейных программ и библиотек. Вспомнила, что именно с ней я разговаривала по телефону еще в Казани (первый знак).

Мне надо было передать министру культуры Бурятии Т.Г. Цыбикову оригинал письма от министра культуры РТ А.М. Сибагатуллина, а также я хотела подарить министру свою книгу «Аромат Бытия. По местам Рерихов». Пришлось нам с Ширапом ждать около часа. Вначале секретарь Туяна не хотела нас пускать, причина: министр официально в отпуске, он сейчас уезжает на совещание и принимает людей только по вызову. Но увидев книгу для подарка, смягчилась. Тут вышел Т.Г. Цыбиков, высокий, энергичный молодой мужчина. Я встала и подошла к нему, объяснив причину встречи. Зашли в кабинет. Передала оригинал письма и мою книгу; он полистал ее и поблагодарил. Я рассказала о нашей последней конференции в Казани, посвященной Пакту Рериха, и о прошедшей выставке бурятского художника Ширапа Доржеева в Доме дружбы народов Татарстана, которая вызвала значительный интерес в Казани. Ширап тоже представился. И тут министр вспомнил, что только что у него был директор музея в Кяхте, где 8 августа открылась выставка «Пакт Рериха. История и современность» (проект Международного Центра Рерихов, Москва). Он и попросил секретаря найти Сергея Сыреновича Петушкеева и познакомить нас. Мы созвонились с ним и договорились о встрече около фонтана рядом с Большим театром оперы и балета. Встреча эта была почти потрясением. Молодой, высокий красавец, богатырь, появившийся перед нами, одарил нас такой мощью, энергией, что у меня и Ширапа дух захватило, и, глядя на этого красавца, вначале смогла только вымолвить: «Я такого человека давно не видела». Легко и интересно потекла беседа, и сразу же, узнав о нашей экспедиции в Монголию через Кяхту, он предложил нам остановиться в Кяхте и посмотреть недавно открывшуюся выставку, заодно продолжить беседу о нашей поездке в дом-музей им. Н.К. Рериха в Улан-Баторе. Академика Биру он тоже знает. Ширапу сказал, что видел его замечательную выставку (выставку показывали по телевидению в Татарстане). Он просматривает все, что касается культуры. Еще раз пригласил остановиться в Кяхте. Это можно было сделать на обратном пути из Улан-Батора в Улан-Удэ. Сергей тут же, подхватив мою мысль, предложил, что 21 августа он сам отвезет нас в Улан-Удэ на машине. Это была удача (второй знак).

Тепло попрощавшись, мы пошли к банку. И тут увидели небольшой краеведческий музей истории города Улан-Удэ, который ранее был известным купеческим городом Верхнеудинском. Через него шел чайный путь из Китая. В городе еще сохранились богатые в прошлом русские купеческие дома. Много их около набережной, которая, как и эти дома, нуждается в реставрации. В нескольких залах музея представлены экспозиции купеческого быта 19 века. Там же мы увидели обращение Хамбо Ламы Итигэлова «о трех драгоценностях» и танку с его изображением. Это был третий знак. Ведь завтра мы едем в Иволгинский дацан к Итигэлову. Для нас эта встреча была бы благословением для дальнейшего движения. Затем мы зашли в кафе перекусить, и там Ширап встретил двух женщин, которые работали с ним когда-то в художественном колледже. Одна из них, Татьяна Матвеевна, сказала, что она работает в Монголии и помогала Янжмаа в Улан-Баторе очистить дом от хлама, вымыть полы и окна и подготовить его под Музей имени Н.К. Рериха (четвертый знак). Я сказала, что передам привет от нее Янжмаа, хранителю музея.

Мы вернулись в консульство за визой, а потом втроем (к нам присоединилась Сэсэгма) гуляли по набережной.

Вот мы идем по набережной. Река Уда, которая впадает в этом месте в Селенгу, обмелела и выглядит странно. Кругом островки земли разделяют когда-то полноводную реку. «Что случилось», ежесекундно сокрушалась Сэсэгма. Много мусора.

После долгого пути добрались до церкви Одигитрии и решили посмотреть этот большой красивый православный храм. Внутри храма находится старая, темная икона Одигитрии. «Одигитрия» в переводе с греческого языка означает «Путеводительница» (пятый знак).

Вернулись домой. Завтра поездка к Хамбо Ламе Итигэлову, который в начале 20 века являлся главой буддистов Восточной Сибири. До поездки узнала, что есть особое расписание для встреч со святым, ушедшим в самадхи в позе лотоса в 1927 году. В 2002 году тело святого было согласно оставленному им указанию поднято. Оказалось, оно издает благоухающий запах и продолжает подавать признаки жизни. Многие известные люди приезжали к Итигэлову. Были у него и руководители нашей страны В.В. Путин и Д.А. Медведев. Ближайшая дата для встречи 28 сентября – Хурал, посвященный XII Пандит Хамбо Ламе Итигэлову.

 

12.08.2014

Мы в Иволгинском дацане. Приехали на автобусе вовремя. У входа в главный храм «Согчен», где находится тело Хамбо Ламы, уже собрался народ. Все надеются на встречу и возможность получить от святого совет и благословение для поддержки своих мыслей и дел. Еще до приезда в дацан Ширап разузнал у бурят, как мы можем увидеть Итигэлова, и повел нас к дому настоятеля монастыря. Там шло совещание, стали ждать. Совещание закончилось, и мы зашли в дом. Ширап представил меня настоятелю монастыря как человека из Татарстана, я преподнесла ему маленький подарок, в том числе наш традиционный татарский чак-чак к чаю. Владыка улыбнулся, выслушал Ширапа, изложившего наше намерение посетить Хамбо Ламу Итигэлова и написал записку с разрешением. У входа во дворец Итигэлова уже собрались паломники из Монголии. Нас первыми пропустили вместе с ними во дворец. Мы сняли обувь и вошли в зал один за другим, двигаясь, все время лицом к Хамбо Ламе, сидящему в глубине зала за стеклом. Когда подошла к нему, энергия сразу же обуяла меня, это была какая - то тонкая энергия. Мгновение протекло. Затем вернулась, двигаясь лицом к Хамбо Ламе. Стоя вдали, видела излучение в виде круга радужного. Особенно ярко вспыхивало излучение, когда хадак (шелковый шарф для подношения в знак почитания) золотого яркого цвета передавали наставнику храма подходившие к Итигэлову паломники. Радужный свет исходил от образа святого, а может, и от хадаков.

Бережно сохраняя впечатление, мы вышли из храма и стали обходить по кругу весь Иволгинский дацан. По дороге встретила ламу (монгола), он сказал, чтобы увидеть Итигэлова, а также встретить Далай-ламу, надо иметь большие заслуги, это зависит еще от кармы. Благодарю судьбу за эти встречи…

До этого разговора поговорила еще с одним молодым монахом. Он присматривал за работой двух ребят, поправлявших монастырскую дорогу. Они студенты буддистского университета на территории дацана. Один из них приехал из Новосибирска, а другой из Санкт-Петербурга. Позднее узнала еще от другого молодого монаха, что из 100 принятых студентов в конце года остается человек 6-7. Чтобы изучить философию буддизма, надо учиться 16 лет! Не каждый выдержит. «Главное диспуты и развитие мышления через диспуты. Будет в порядке голова, будет и здоровье, и порядок в жизни», – сказал лама.

По дороге к выходу из Иволгинского дацана протянулись торговые лавки: различные ритуальные предметы буддизма, барабанчики, тарелки, колокольчики, посуда для масла, благовоний, а также камни, украшения, скульптуры Тары Зеленой, Тары Белой, Будды и бодхисатв. Много вещей из шерсти, даже есть оригинальные шахматы в упаковке из верблюжьей шерсти.

 

13.08.2014

Утро. 6:30. В гостинице «Баргузин» в ожидании Ширапа для поездки в Монголию. Эти переезды, походы не дают спать. Но какой свежий изумительного цвета воздух встретил меня за дверями гостиницы, когда я вышла на улицу! Он не только свеж, но и насыщен голубовато-нежным и розово-сиреневым цветом. Ощущение утреннего цвета создает звучание нежное и в то же время бодрящее. Этот воздух не пьется, как в других местах, а дышится, но не полной грудью, а как-то по-особенному; постепенное проникновение.

Подъезжаем к границе с Монголией. Остановка Кяхта. Буряты говорят, что название происходит от какой- то полезной травы. В городе открыта с 8 августа выставка «Пакт Рериха. История и современность». Все время нас сопровождает Рерих. Так идет маршрут.

И вот Улан-Батор. Добирались до него с 7:30 (по Улан-Удэ) до 19:30 (по Улан-Удэ), это 18:30 (по Улан-Батору). Воздух, опять воздух свежий идет с гор, окружающих Улан-Батор. Вначале идем обменивать деньги (курс 1 рубль – 50 тугриков); хотели сразу купить обратный билет в Кяхту на 21.08, но встречающие нас Филипп и Саруул, которые также присоединились к экспедиции, предложили сначала отвезти нас в гостиницу.

 

14.08.2014

Утром в Доме-музее Н.К. Рериха нас встретила Янжмаа. Мы обнялись. Я подарила свою книгу «Аромат Бытия. По местам Рерихов», передала для библиотеки музея книгу о Национальном музее РТ, книги о тенгрианстве Р. Базертинова, известного исследователя тенгрианства у нас в Казани, а к чаю привезла чак-чак. Янжмаа сразу же отложила чак-чак, сказав, что это она заберет домой. Отец Янжмаа, академик Ш. Бира – основатель Дома-музея имени Н.К. Рериха, ученик Ю.Н. Рериха – известен во всем мире открытиями в монголоведении и исследованиями тенгрианства. Он предлагает решать многие глобальные проблемы, используя эти знания. Ширап подарил музею две большие картины, написанные маслом. Янжмаа картины очень понравились. Она сказала, что впервые в музее появились оригиналы картин. Янжмаа провела для нас экскурсию по музею. Она очень активная и деловая, работает врачом-иммунологом, а сейчас на ней лежит ответственность за Дом-музей имени Н.К. Рериха. Она нам рассказала, что это произошло для нее неожиданно, после того как во время конференции в Москве, на которую приехала, чтобы сопровождать отца, докладчика, она почувствовала зов, исходящий от портрета Елены Ивановны.

За чашкой крепкого кофе обсудили план дальнейшего путешествия: знакомство с Улан-Батором, монастырем Гандан, музеями. В Музее изобразительных искусств имени Занабазара хранится картина Н.К. Рериха «Владыка Шамбалы», и мне хотелось ее увидеть. Янжмаа помогла советами насчет транспорта по Улан-Батору, а также в Харахорум и пустыню Гоби. Решили, что в Улан-Баторе остаемся на три дня, затем уезжаем в сторону Гоби, тоже на три дня. И 21 августа выезжаем в Улан-Удэ.

 

15.08.2014

Утро в маленькой гостинице NIISLEL («Столица» в переводе на русский), удачно найденной для нас Янжмаа рядом с музеем. Сегодня вторая ночь в Улан-Баторе. Воздух чистый, вода чистая, питание слишком насыщенное, много специй и мяса, мяса, мяса. Есть и рыбные блюда (в китайском ресторане «Шанхай» в Улан-Удэ Сэсэгма предложила попробовать блюдо из кусочков сазана в каком-то кисло- сладком соусе, не понравилось), но в основном монголы и буряты предпочитают мясо, буузы их любимое блюдо.

Вчера вечером в гостинице случайно встретилась с учеными-геологами из Новосибирска. Они исследуют Гоби и привезли из пустыни мешки с образцами вулканической породы. Так хотелось расспросить их о Гоби, ведь послезавтра наш путь пролегает туда. Там был Н.К. Рерих и там интересные окрестности, как сказала Янжмаа.

Сегодня во время обеда в кафе с американской кухней произошла неожиданная встреча. Надо сказать, что из Казани я везла оригинал письма о нашей экспедиции от министра культуры Татарстана А.М. Сибагатуллина на имя министра культуры Монголии Ц. Оюунгэрэл. Мы не смогли найти в интернете адрес Министерства культуры Монголии. Так вот, когда мы вчетвером обедали в кафе, оказалось, что за соседним столом обедает госпожа Оюунгэрэл, министр культуры Монголии, красивая женщина, как на картинах известного современного бурятского художника Зоригто Доржиева. Это была удача! Все произошло просто, мы познакомились, немного пообщались, обнялись, и она дала мне свою визитку.

Затем мы пошли в Музей-храм Чойжин Ламы, главного оракула Монголии в 19 веке Лувсанхайдава, младшего брата последнего императора Монголии Богдо-гэгэна VIII (Богдо-гэгэн в переводе «Главный святой» – титул человека, почитаемого как живой Бог, высшее воплощение в монгольском буддизме). Этот храмовый комплекс состоит из нескольких храмов разного предназначения.

В главном храме находятся: скульптура оракула, бальзамированная мумия его тибетского учителя, танки с изображениями божеств, музыкальные инструменты, маски «Цам» для проведения главных богослужений и религиозных обрядов.

В Храме Благоденствия хранятся ценные скульптуры Майтрейи, Белой Тары, Зеленой Тары и другие, созданные известным монгольским скульптором Занабазаром (1635-1723), великим мастером своего времени, а также первым монгольским Богдо-гэгэном, правителем Халхи. В возрасте пяти лет мальчика, потомка Золотого рода Чингисхана, Далай-лама V и Панчен-лама IV объявили перерождением Таранатхи («Защищаемый Тарой», святым, как пишут, признанным перерождением ближайшего ученика Будды, Ананды). Во время посвящения в монахи в Лхасе у Далай – ламы V он получил имя Джнянаваджра (санск. – «Алмаз знания», монг. – Дзанабаззар или Занабазар). В монастыре Ташилумпо в Шигадзе (Тибет) Занабазар был представлен Панчен-ламе IV, который стал его основным учителем.

Музей-храм, расположенный как экзотический островок среди современных городских домов, находится недалеко от площади Сухэ-Батора. В июле 1921 года в центре Улан-Батора герой революции Сухэ-Батор объявил независимость Монголии от Китая. В 2013 году городские власти сменили название на площадь Чингисхана, хотя многие горожане все еще пользуются старым названием.

Следующий пункт экскурсии – Национальный музей Монголии. Музей знакомит посетителей с историей Монголии от неолита до наших дней. На втором этаже этнографические коллекции костюмов, шляп и драгоценностей народностей, населявших страну. Также в музее много предметов, связанных с периодом Чингисхана.

Первый этаж посвящен каменному веку на территории Монголии. Здесь представлены камни с петроглифами, камни хуннского и уйгурского периодов. В пещерах найдены петроглифы, изображенные 40 000 лет назад. Обращает на себя внимание красивое ожерелье времен неолита. Также представлены предметы хуннского периода (3 – 1 века до н.э.).

В тюркском периоде много серебряных предметов. В 1229 году уйгуры были сильны; они занимались сельским хозяйством, их страна называлась Туркистан. Монголы положили конец их суверенитету в этом же году, однако взаимоотношения между ними продолжались. А вот представлены 6-7 века. Птица Гаруда на голове убора королевы. Священная птица Гаруда – «Пожиратель Змей», борющаяся со змеей (нагом). В Индии она олицетворяет преодоление низменных инстинктов посредством духовного начала. Птица Жизни, Феникс напомнила мне нашего Петушка из «Вия» Н. Гоголя, при крике которого вся нечисть разбегалась. Тьма рассеивалась, наступал рассвет (Свет), наступало Утро («ут» в переводе с татарского языка «свет, огонь»).

Следующий зал посвящен Армии черного знамени Чингисхана. В мирное время у Армии было белое знамя из белых волос конского хвоста, а во время войны черное знамя из черных волос конского хвоста). В конце 12 – начале 13 века монгольские племена объединились под властью Чингисхана, который сумел подчинить и объединить полмира. Столица империи Харахорум (Каракорум) поражала путешественников своим великолепием. Марко Поло, известный путешественник, служил 17 лет у Хубилая, внука Чингисхана, много интересного рассказал об этом периоде. Он передал свои впечатления о Китае и дальних странах одному преступнику, с которым сидел в тюрьме, а тот написал историю его путешествий.

Также удалось в этот день посетить Музей изобразительных искусств имени Занабазара, в котором представлены коллекции прикладного искусства, живописи и скульптуры от каменного века до 20 столетия. В 16 веке с приходом в Монголию буддизма произошли изменения и в культуре. 17-19 века – время расцвета национального искусства, время влияния творчества Ундур-гэгэна Дзанабадзара Гомборджийна (Занабазара), выдающегося художника, скульптура, астронома, богослова, первого монгольского Богдо-гэгэна в 1635-1723 годах. Его называют монгольским Микеланджело. Созданные им прекрасные духовно и физически скульптурные образы украшают выставки во многих музеях мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.