Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования




Предметность восприятия. Основные направления и результаты исследования.

 

Предметность:

а) перцептивный образ сознается как образ материального предмета, независимого от нас.

б) перцепты обладают значением, образ имеет смысл (формирующийся в деят-сти).

1) Исследования процесса порождения перцепт. образа методом оптич. искажений (с пом. спец. очков)

Виды искажений:

- инверсия (смена ориантации верх-низ)

- реверсия (смена ориентации право-лево)

- переворачивание (инверсия + реверсия)

- смещение сетчат. изображения на опред. угол

- изменение цветности

- изменение знака диспаратности (обращение глубины)

- искажение формы и кривизны поверхности

- временные искажения (задержка восприятия информации)

Эксп-ты на инверсию:

Стреттон:

1 день- феномен удвоения мира (образы памяти не соотв. перцеп. образам)

5 день - моторная адаптация (действия становятся менее осознаваемыми)

6 день - мир воспринимается как стабильный

8 день - после снятия очков несколько часов было ощущение нереальности мира, некоторые фрагменты образов казались инвертированными.

Аналог. эксп-ты: Эверт (не происходило адаптации), Колер (наблюдал высокую степень адаптации, в т.ч. моторной, некоторое время после снятия очков мир воспринимался перевернутым), Логвиненко (наблюдал резкое уменьшение константности при инверсии; адаптация наблюдалась зачастую неполная и нестойкая), Снайдер (наблюдал след. эффект: попыткаанализировать видимое приводила к разрушению адаптации).

Эксп-ты на изменение знака диспаратности (псевдоскопическое зрение). Испытуемый, глядя в псевдоскоп, видит обращение глубины (но не сразу, этому надо учиться).

Компанейский выделил факторы, влияющие на скорость обращения:

1. Хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. (Иссл-е Столина: предплечье обращается, а кисть - нет.

2. Диспаратность может конкурировать с перекрытием (перекрытие сильнее).

 

Эксп-ты Столина:

1. Испытуемый наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Даже когда обращение глубины происходило, если бросить в миску предмет, то миска опять воспринимается нормальной.

2. Конус и слоник. На них кладется карандаш. Различные варианты картинки (и соответственно интерпретации) у разных испытуемых (напр., “сломавшийся” карандаш, “согнутый” карандаш, “утопленный в слоника” карандаш и т.п.) Выводы:

1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности.

2. Правило правдоподобия (Столин): трансформации образов предметов происходят в той мере, в которой они допустимы (в контексте знаний человека об объективных свойствах предметов).

3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности).

 

Классификация восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри тельном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений.

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.