Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: Психофизический закон Гибсона




1. пересмотр представлений о перцептивном пространстве.

Видемое пространство задается воспринимаемыми объектами. Объекты задают пространство.

восприятие можно объяснить как поддержание контакта с внешним миром.

Гибсон. Восприятие – непосредственное извлечение информации.

Сравнение классического (субъектный, объектный) и экологического (взаимодействие) подходов.

 

  Классический подход. Экологический подход.
1. Субъект. Абстракция наблюдателя. Исследователь внешнего мира. Обитатель мира, часть окружающей среды. Он включен в мир.
Мир. Набор изображений. Гибсон: видимое поле, открывающееся глазу субъекта. Сами объекты. Внешний мир – жизненное пространство.
  Наличного сенсорного материала не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.  
  Фазы восприятия: 1) получение первичного материала. 2) его интерпретация. Восприятие – опосредованный процесс. Восприятие – непосредственный контакт с реальностью.
2. Пространство. Идеальное протяженное 3-мерное пространство. В нем есть фигуры, обладающие свойствами. Земная поверхность, на которой живем. В нем есть сочетание объектов. Они состоят из веществ. Человек существует в мире поверхностей, имеющих текстуру. Они переходят друг в друга. Объект – встроенная часть жизненного пространства как компоновки поверхностей, встроенных друг в друга.
Время. 4 измерение пространства. Идея прошлого, настоящего и будущего. Событие во времени может рассматриваться в разном объеме. События во времени встроены друг в друга.

 

Источник извлечения возможности – окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Структура светового потока постоянно меняется во времени. Восприятие инвариантов. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Субъект восприятия целостен, встроен в мир.

Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

Лекция: сенсорная основа – первичный образ.Перцептивная гипотеза – образ представления. Проверка гипотезы – умозаключение (часто неосознаваемый процесс). Псевдоскоп – оптический прибор, позволяющий поменять глаза местами – зеркальная инверсия.

 

2. Субъектно-ориентированные теории ( когниативно – ориентированные теории)

1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца

2) Теория перцептивных гипотез Грегори

3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.

Хрест: Гельмгольц: «о восприятии вообще» - Теория бессознательный умозаключений Гельмгольца

«…все в нашем чувственном восприятии, что м/б преодолено и обращено в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта, не является ощущением. Все то, м/б преодолено с помощью опыта, рассматривается как продукт опыта и тренировки.»

Мы всегда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обычных условиях, если бы получили то же впечатление.

В случаях необычного стимулирования возникают искаженные представления об объектах, что дало повод ранними исследователям называть их иллюзиями органов чувств. Пример: случаи, когда соответствующие периферические участки кожи вообще отсутствуют, н: у людей с ампутированной ногой.

Психическая деятельность, заканчивающа выводом, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами, как правило, является неосознанной деятельностью ….Однако, от умозаключения в его обычном понимании эта психическая Дея-ть отличается тем, что она не является актом сознательного умозаключения…. Следовательно, психические акты обычного восприятия можно назвать бессознательными умозаключениями, отличая от обычных, сознательных умозаключений.

На воспр оказывают влияние: опыт, тренировка и привычка.

…Часто довольно трудно сказать, что в нашем восприятии обусловлено непосредственно ощущениями, а что – опытом и тренировкой…

Перцептивный образ – воспр, сопровождающее соответствующие чувственными ощущениям; первичный образ- совокупность впечатлений, формирующиеся без каких бы то ни было реминисценций прежнего опыта и не содержат ничего, кроме того, что вытекает из непосредственных чувствен ощущений… Один и тот же перцептивный образ может иметь различную чувственную основу. (пример со знакомой комнатой в ярко освещенной и в сумерках – предшествующий опыт, можно распознать вещи).

Все в нашем чувственном восприятии, что м/б преодолено и обращено в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта, не является ощущением. След-но, все что м/б преодолено с помощью опыта, мы будем рассматривать как продукт опыта и тренировки. «Чистые» ощущения – это качества ощущений.

«…все наши представления о вещах неверны, поскольку они не равны вещам, и что по этой причине мы не можем познать подлинную суть вещей…. Представления не равны вещам, что заложено в природе нашего знания. Представления лишь отражение вещей, и образ является образом некоторой вещи лишь для того, кто умеет его прочесть и составить на его основе некоторое представление о вещи».

О природе псих. процессов до сих пор не известно практически ничего, кроме отдельных фактов, поэтому мы не можем дать полноценного объяснения чувственного восприятия. Эмпирическая теория стремится доказать, что для возникновения образа не нужно никаких других сил, кроме известных психических способностей. В естеств. науках сущ. целесообразное правило не выдвигать новых гипотез, пока известные факты кажутся достаточно объясненными и пока не обнаружилась необходимость в новых предположениях.

Консп – Пособие: Исследования Гельмгольца позволили преодолеть существовавший до тех пор разрыв между чувственным и интеллектуальными компонентами познавательного процесса. На основании опыта формируются, по выраж. Гельмгольца, «умозаключение глазом». Экспериментальные методы, применявшиеся в исследованиях Г, пошатнули незыблемость метода интроспекции – начал формироваться метод объективного экспериментально - психологического исследования.

при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

- нет опоры на сознательные знания

Психические акты обычного воспр. – бессознательные умозаключения, отличные от обычных (сознательных умозакл).

- непреодолимость

- следует из прошлого опыта (по аналогии)

- влияние привычки, тренировки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.