Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дервиш Мухаммад самарканди




-куддиса сирруху-

Он был среднего роста, с желтоватой кожей. Его лицо было красивым, а борода седой. Он имел пропорциональное сложение. Он был совершенным праведником, обладавшим явными и тайными знаниями. Его особенностью являлась способность говорить ясно и доходчиво для каждого. Он умел раскрывать и развивать скрытые в людях качества. Его тяготение к Истине и упоение ею превозобладали над трезвостью его рассудка и представительностью, отчего его прозвали «Дервиш Мухаммад».

Двадцать первым в золотой цепи преемственности стал Дервиш Мухаммад из Самарканда. Он был сыном родной сестры Кады Мухаммада Захида, от которого и получил свое духовное посвящение. От него же получил явные и скрытые знания. Под его духовным воздействием проникся любовью и примкнул к каравану постигших.

До того как примкнуть к своему дяде, он пятнадцать лет занимался зухдом, риязатом и муджахада. Его пристанищем стали обители дервишей, пищей – голод, а занятием – зикр и фикр. Говорится, что однажды от сильного голода он упал. Подняв голову к небу, он от беспомощности своей и бессилия закричал: «О мой Аллах». И тогда Всевышний Аллах вывел к нему Хыдра. Хыдр (алейхиссалям) сказал:

«Если ты желаешь стать терпеливым и благодарным рабом (своего Господа), ступай к своему дяде Мухамаду Захиду, и он укажет тебе на тот духовный путь, по которому тебе нужно будет следовать».

После этого Дервиш Мухаммад поспешил к Мухаммаду Захиду и передал себя в его подчинение. Так, под его наставничеством он приступает к служению. Он набирается знания на его уроках и постигает мудрость на его сохбетах. Когда же он достигает уровня духовного совершенства, достаточного, чтобы призывать людей к Истине, шейх назначает его преемником. А когда шейх умирает, он занимает его пост и остается на нем до самой смерти (970/1562). Могила его находится в селении Дасферар рядом с Самаркандским Бустаром.

В период своего духовного наставничества он активно боролся против заблуждений и нововведений, распространившихся на территории Самарканда. Он прикладывал огромные усилия для воспитания и наставления людей. Воспитал очень много мюридов и преемников. Но, может быть, по причине желания не привлекать к себе внимания, а может потому, что он занимался духовным наставничеством сразу после таких двух великих повелителей человеческих душ, как Убейдуллах Ахрар и Кады Мухаммад, произведения и преемники которых распространились по всему свету, он остался несколько в тени. По этой причине, как о нем самом, так и о пришедшем сразу же после него Хаджеги Мухаммаде Имканаги, сведений в источниках очень мало.

В период жизни Дервиша Мухаммада во главе Османского государства стояли такие великие правители, как Явуз Султан Селим и Кануни Султан Сулейман. Поэтому знания, адаб и тасаввуф нашли тогда широкое распространение. Именно Кады Мухаммад оказал сильное влияние на духовную жизнь шейхов тариката Хальветийя Меркеза Эфенди и Сунбуля Эфенди.

Шейхи ветви Ахрарийя тариката Накшибандийя еще при Убейдуллахе Ахраре оказывали влияние на правителей Османов, в частности самого Фатиха Султана. Именно в те годы преемники Убейдуллаха Ахрара, которого Фатих Султан Мехмед так сильно почитал, что даже отправлял к нему своих послов, прося особых ду’а и благословения шейха, стали проникать в Анатолию, добравшись и до Стамбула. Первым из них был Симавлы Абдуллах Иляхи. Это тот самый Абдуллах Иляхи, который воспитал покоящегося на кладбище Фатих Стамбула Амира Бухари и переводчика Нафахатуль-Унс Бурсалы Ламии Челеби. Некоторые источники пишут, что некоторые из первых представителей Накшибандийского тариката прибыли в Анатолию с войсками Тимура. Последователи тариката Накшибандийя были близки к Тимуру и на первых порах не имели отношений с Османами, но в эпоху Фатиха Убейдуллах Ахрар и Мулла Джами открыли для себя Анатолию заново. Однако эта колея, которая была протоптана к Османам преемниками Убейдуллаха Ахрара, еще долгое время не давала особых результатов.

Наибольшее воздействие тарикат Накшибандийя начал оказывать на Османское государство в эпоху после Мавляны Халида аль-Багдади. Второе знакомство Османов с Накшибандийей началось с приходом в тарикат Имама Раббани и достигло своего пика при Мавляне Халиде, и уже в XIX веке Накшибандийя стал одним из самых распространенных тарикатов в Стамбуле, Анатолии и на всех Балканах.

 

Источники: аль-Хадаикуль-вардиййа, с.177; Адаб, с.58; ад-Дурарун-Надид с. 41; Хадикатуль-Аулия, II, с. 88-89; Иргамуль-Марид, с.67; Иргамуль-Марид Пер. с. 82-83.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.