КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Государственная идеология как социально-политический феномен
Основные категории: государственная идеология, национально-государственная идеология, идеология государства, основы идеологии белорусского государства, национальная идеология, идейный плюрализм, гражданское общество, гражданственность, идейно-политическая мобильность, социально-политический феномен. 3.1. Государственная идеология: сущность, структурные элементы Государство не может существовать без идеологии, выражающей волю граждан к совместной жизни. В докладе Президента Республики Беларусь «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» четко выражена мысль о необходимости государственной идеологии. «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам». Идеология белорусского государства – это учение об идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития; это синтез гражданственно-патриотического государственного самосознания и общественно-политической деятельности граждан. Особо следует подчеркнуть, что предметом государственной идеологии являются те жизненно важные для каждого народа и гражданина идеи, ценности, представления и идеалы, которые входят в систему деятельности государства и должны поддерживаться всеми его институтами. В Республике Беларусь идеология рассматривается в самом широком смысле как теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдаленную перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную и духовную сферы. И такое практически-ориентированное понимание государственной идеологии и идейно-воспитательной работы работает на уровне индивида, социальных слоев, народа в целом. В целом, государственная идеология – это иммунная система для государства, общества, цивилизованного развития нации, народа. Государственная идеология – сложное многокомпонентное и многоуровневое образование. Составными элементами государственной идеологии являются значимые для данного народа ценности – идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения – историко-культурологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-культурологическая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации. Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве. Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан. Будучи элементом политического сознания общества, государственная идеология также есть многоуровневый феномен. Выделяется высший, средний и низший уровни ее проявления. Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это – учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандируются идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, закрепляется содержание государственной идеологии – произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама. 3.2.Структура государственной идеологии: уровни, компоненты, разрезы В государственной идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами. Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата. Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К. Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения. Компоненты государственной идеологии структурно представлены четырьмя блоками: методологическим или базисным, процессуальным, институциональным, инструментальным. Методологический блок предполагает обоснование системы формирования идеологии государства, рассмотрение специфики проявления ее основных элементов, целенаправленность и эффективность идеологической работы. Процессуальный блок ориентирован на определение субъектов и объектов идеологической работы. Институциональный блок предполагает совершенствование путей повышения эффективности идеологической работы. Инструментальный включает разработку механизма идеологической работы. Механизм государственной идеологии предполагает, с одной стороны, приложение постоянных усилий по формированию, воспроизводству, обновлению и закреплению идеологии социального субъекта. С другой стороны, механизм государственной идеологии составляет совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением идей среди членов данного сообщества. Компонентами идеологического механизма любого государства являются институты государственной власти и управления, специализированные идеологические учреждения. В анализе механизма идеологической работы следует выделить горизонтальный и вертикальный срезы (см. схемы 2, 3). Горизонтальный разрез представлен следующим образом: 1) философско-мировоззренческие идеи (картина мира); 2) политические концепции; 3) экономические взгляды и представления; 4) правовые теории и нормы; 5) художественно-эстетические идеалы; 6) нравственные убеждения; 7) ценностные ориентации; 8) воля и решимость действовать в направлении достижения поставленных целей. Вертикальный срез структуры государственной идеологии включает в себя такие компоненты: 1) теоретико-мировоззренческие основы идеологии; 2) воплощение теоретических идей в конкретных лозунгах, установках; 3) уровень массового сознания (чувства, верования, ценностные установки); 4) практическая деятельность идеологических служб, адаптированная к особенностям различных социальных групп и регионов; 5) воплощение чувств, представлений, верований в убеждениях граждан, социальных групп, политических партий и организаций.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |