Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы местного управления и самоуправления в идеологических процессах современной Беларуси




Институты судебной власти в идеологических процессах

Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

Термин «президент» происходит от лат. «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». Данный термин начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президенства в США.

В Республике Беларусь должность Президента была введена в период принятия Конституции 15 марта 1994 года и проведения в июле того же года первых президентских выборов. Президент Республики Беларусь является Главой государства и занимает особое место в системе разделения властей.

Белорусская модель президентской власти имеет свою специфику:

- полномочия особого института президентской власти во всех сферах государственного управления;

- объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;

- посредничество Президента выведено за сферу публичных властей и распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества;

- президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Можно выделить следующие функции, которые президентская власть выполняет в политической системе общества.

1. Гарантийная. Президент – гарант:

- Конституции (ч. 1 ст. 79);

- прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79);

- реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 2 ст. 79).

Содержание гарантийной функции раскрывается в ч. 2 ст. 79 Конституции, согласно которой Президент:

- принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

- обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;

- осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Гарантийная функция президента не предполагает никаких оговорок или ограничений. Для защиты Конституции в целом и каждой конституционной статьи в отдельности Президент может предпринимать любые меры.

2. Арбитражно-интегративная функция Президента вытекает из «вневластного» характера его полномочий, обусловленного положением Президента над тремя ветвями власти. Роль арбитра позволяет Президенту Беларуси эффективно предотвращать и разрешать возможные конфликты между властями. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей государства и общества, олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти. Согласно ст. 4 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий. Таким образом, Президент находится вне поля политической борьбы и является символом гражданского согласия.

Роль арбитра между ветвями власти позволяет Президенту:

- потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта;

- вынести решение вопроса на республиканский референдум;

- регулировать деятельность политических партий и общественных объединений;

- в случае разногласия между законодательной и исполнительной властью Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Палату представителей.

Президент имеет право распустить Палату представителей по собственной инициативе в случаях: при отказе Палаты представителей в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо при повторном отклонении Палатой представителей программы деятельности Правительства либо двукратном отказе в даче согласия Президенту на назначение кандидатуры на должность Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

3. Контрольная функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства. Контрольная функция в отношении законодательной и судебной властей выражается в праве Президента приостанавливать действие решений местных Советов; постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции; в усложненном праве отлагательного вето, позволяющем Президенту возвратить законопроект, принятый Парламентом, на доработку (для его преодоления требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов в 2/3 состава обеих палат).

4. Нормотворческая функция Президента Республики Беларусь выражается в праве:

- законодательной инициативы, в том числе и по вопросам изменения и дополнения Конституции путем внесения законопроектов в Парламент либо вынесения их на республиканский референдум;

- подписывает законы, принятые Парламентом;

- обращается в Конституционный Суд с запросом о выяснении соответствия Конституции нормативных актов;

- издает указы и распоряжения;

- издает декреты, в том числе временные, имеющие силу законов.

Право издавать декреты, имеющие силу закона, является особенностью правового статуса президента в смешанной республике, какой и является Республика Беларусь с 1996 года. Согласно ч. 3 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Декреты и указы Президента имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Кроме выполнения названных функций Президент решает кадровые вопросы (ст. 84), является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь, решает другие вопросы.

Набор полномочий Президента и его практическая нормотворческая деятельность демонстрируют, что классический принцип разделения властей в Беларуси трансформировался в принцип верховенства президентской власти. Институт президенства, таким образом, является ведущим органом государственной власти в Беларуси.

Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вырабатываться в ходе свободных общественных дискуссий с участием широкого спектра политических партий, общественных объединений и движений, а также отдельных граждан при посредничестве независимых СМИ. В условиях отсутствия в стране эффективной соревновательной партийной системы и других предпосылок полноценного идеологического плюрализма идеологическую функцию отчасти берет на себя государство. Президент Беларуси как посредник в отношениях между обществом и государством выступил инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства. По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, "государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным".

Идеологическая работа Президента выражается, во-первых, в его решениях (декретах, указах, распоряжениях, директивах и т.д.), во-вторых, в выступлениях. Программными можно считать все выступления Президента, поскольку в них ставятся цели для белорусского общества и государства.

Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям белорусскому парламенту и народу, которые утвердились в практике его деятельности после референдума 1996 г. Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний с его участием. Вопросы пропагандистской работы и деятельности СМИ в Беларуси освещались также в посланиях Президента народу и парламенту 2000, 2001, 2004 и 2005 годов. Важную роль в разворачивании системной идеологической работы в Беларуси сыграла встреча с избирателями, проведенная во Дворце Республики 4 сентября 2001 г., накануне вторых президентских выборов. Однако, решающим моментом в этом процессе стал семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов, проведенный 27-28 марта 2003 г. По его результатам 14 апреля 2003 г. Президентом подписан протокол поручений, в котором содержались указания по вопросам:

- реорганизации Института социально-политических исследований при Администрации Президента РБ;

- создания и деятельности информационно-пропагандистских групп с включением в них депутатов Палаты представителей и Совета республики Национального собрания;

- обеспечения участия руководителей всех уровней государственного управления в идеологической работе, включая выступления в государственных СМИ;

- повышения актуальности, тематического разнообразия и высокого качества материалов, публикуемых в Информационном бюллетене Администрации Президента РБ и информационно-аналитическом вестнике «Политика», а также повышения уровня полиграфического исполнения этих изданий.

В числе прочих поручений Президента особое место занимает указание Академии наук РБ совместно с Академией управления при Президенте обеспечить научную разработку основ идеологии белорусского государства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства.

После семинара 27-28 марта 2003 г. идеологической работой в стране занимаются кадры всех уровней, начиная с работников Управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений всех форм собственности. В стране создана идеологическая вертикаль, состоящая из идеологических управлений и отделов в местных исполкомах. По всей республике действуют информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны возрождающие структуры «Белорусского общества «Знание», воссоздающие традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин и все, кто так или иначе связан с работой государственных предприятий и учреждений.

Белорусскому республиканскому союзу молодежи оказывается содействие со стороны различных министерств и ведомств. Значительная роль в проведении идеологической политики белорусского государства возложена на местные советы, профсоюзы и самые массовые в Беларуси организации детей и молодежи. В образовательных учреждениях при участии местных исполкомов создаются структуры Белорусского патриотического союза молодежи и пионерской организации. Откорректированы планы воспитательной работы в учреждениях образования всех типов.

Усовершенствованы меры государства в сфере деятельности средств массовой информации. Обеспечены уверенный прием на всей территории республики программ НГТРК и ЗАО «Второй национальный телеканал» и трансляция программ ЗАО «Столичное телевидение» в областных центрах. Организованы циклы теле- и радиопередач по патриотической тематике, а также программы общественно-политической направленности, раскрывающие сущность идеологии белорусского государства.

На предприятиях с числом работников 300 и более, в организациях агропромышленного комплекса – 150 и более введены должности заместителей руководителей по идеологической работе. В малочисленных коллективах эти функции возложены на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые вопросы. Разработаны квалификационные характеристики должности заместителя руководителя организации по идеологической работе, которая включена в общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» и Квалификационный справочник «Должности служащих для всех отраслей экономики».

Таким образом, Президент Республики Беларусь является не только главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества, но и главным идеологом страны.

7.2. Парламент – национальное собрание Республики Беларусь –представительный и законодательный орган, важнейший субъект формирования и осуществления идеологии белорусского государства

Одним из важнейших субъектов идеологической деятельности в Республике Беларусь является парламент. Парламент (от фр. «parler» - говорить) – это высший представительный и законодательный орган власти. Принято считать, что первый парламент появился в Англии в XIII веке. К числу старейших парламентов относятся также испанские Кортесы.

В Республике Беларусь Парламент называется Национальным собранием и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Структура и полномочия белорусского парламента. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. СоветРеспублики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть гражданин, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет (ст. 92 Конституции). От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. 8 членов Совета назначает Президент (ст. 91 Конституции). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами. Кандидатуры в члены Совета Республики обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.

Полномочия Палаты представителей изложены в ст.97 Конституции Республики Беларусь. К их числу относятся:

1. Функции в области законотворчества:

- рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

- рассматривает проекты законов, в том числе и программных законов, таких как утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, о военной доктрине (программные законы принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 от полного состава палат, в то время как для принятия обычных законов необходимо более половины голосов от полного состава палат).

2. Контрольные функции:

По отношению к исполнительной власти:

- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

- выражает вотум недоверия Правительству (вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен на обсуждение в течение одного года после одобрения программы его деятельности);

- рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

- обращается с депутатским запросом к Премьер-министру, членам правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.

По отношению к Президенту:

- назначает выборы Президента;

- принимает отставку Президента;

- выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей от полного состава решение о смещении Президента с должности (импичмент).

По отношению к законодательной власти:

- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

3. Кадровые функции:

- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра.

Полномочия Совета Республики изложены в ст. 98 Конституции Республики Беларусь.

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Законодательные функции:

- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок принимает соответствующее решение.

2. Кадровые функции:

- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

- избирает шесть судей Конституционного Суда,

- избирает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

3. Контрольные функции:

- принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований (большинством не менее 2/3 от полного состава) принимает решение о смещении Президента с должности.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, повышения социально-политической активности различных структур общества;

- обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы;

- развитие производства, повышение благосостояния людей, утверждения всех форм собственности и т. д.

7.3. Правительство – совет министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления

Правительство – это коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти, осуществляющий руководство страной.

Название правительства может быть разным, а статус его зависит от формы правления.

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство как высший орган исполнительной власти имеет ряд признаков:

1. Подзаконность. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.

2. Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

3. Предметный характер. Как высший орган исполнительной власти правительство существует для реализации политики страны в различных сферах жизни общества. В руках исполнительной власти находится мощная сила, осуществляемая чиновниками, армией, милицией, администрацией, а также система кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства.

Отличительной особенностью смешанной республики является двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Совет министров состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Сформированное Правительство во главе с Премьер-министров полностью подчиняется Президенту и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Президент по собственной инициативе может отправить в отставку все Правительство или любого его члена. Ответственность Правительства перед Парламентом заключается в необходимости предоставления на одобрение нижней палаты программы деятельности Правительства, а также в возможности получить вотум недоверия от Палаты представителей.

Руководит работой Правительства Премьер-министр. Он издает в пределах своей компетенции распоряжения и подписывает постановления Правительства. Полномочия Премьер-министра оговорены в ст. 106, а функции Правительства изложены в статье 107 Конституции Республики Беларусь и заключаются в следующем:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов, а также декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Поскольку важнейшие правительственные решения принимаются Президентом, то Совет Министров Республики Беларусь следует рассматривать не как политическое, а как техническое правительство.

Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: 1) практический и 2) информационно-пропагандистский.

1. Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Практический аспект идеологической работы белорусского Правительства отражен в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях и запретах. Будучи универсальным началом жизни белорусского общества и государства, идеология проникает во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в деятельность исполнительной власти. Таким образом, идеология практической работы Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и др. политики белорусского государства.

2. Организация информационно-пропагандистской работы Правительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. В отличие от практической управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности, она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств как ответственность, чувства долга, правдивость, патриотизм и т.п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии белорусского государства.

Судебная власть занимает особое место в структуре разделения властей. В Республике Беларусь судебная власть представлена Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, судами других инстанций, Прокуратурой и Адвокатурой.

Судебная власть выполняет следующие функции:

- наказание за нарушение государственных предписаний;

- рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином, а также хозяйствующими субъектами.

Для демократических стран характерны такие принципы судоустройства и судопроизводства как:

- независимость суда (несменяемость судей, независимое финансирование и др.);

- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

- профессионализм судей;

- право на обжалование решений (кассацию и апелляцию);

- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;

- равноправие сторон в процессе и состязательность при рассмотрении дел.

Построение судебной системы в Республике Беларусь, компетенция ее институтов и роль в идеологических процессах определены Конституцией, а также Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Осуществлением демократического принципа народовластия является местное самоуправления. Оно представляет собой децентрализацию власти по вертикали и распределение ее среди множества официальных структур, что позволяет гражданам непосредственно принимать участие в осуществлении власти. Специфику белорусской модели общественного развития характеризует вертикальная система исполнительной власти и президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, которые не входят в систему местного самоуправления, а представляют собой самостоятельную систему местного управления. Руководители данных органов власти назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов. Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом разделе Конституции, а также в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года. В соответствии со ст. 1 данного закона под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:

- местные Советы депутатов; -

- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);

- местные референдумы;

- собрания (сходы) граждан;

- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. В Беларуси установлены три территориальных уровня местных Советов:

- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;

- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной, представленный областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

По Конституции Республики Беларусь (ст. 118) местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установлении в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определении в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов.

Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Ориентация на стандарты Европейской хартии о местном самоуправлении Совета Европы от 15 октября 1985 года предполагает реформирование системы местного самоуправления в Республике Беларусь в направлении расширения полномочий власти, предоставления ей реальной способности регламентировать значительную часть местных вопросов, а также поощрения инициатив граждан, касающихся решения проблем локальных сообществ.

1. Совещания по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, позволяющие управленческим кадрам узнать мнения граждан, проанализировать и оценить ситуацию, для подготовки и принятия более взвешенных управленческих решений.

2. По всей стране созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, которые регулярно проводят единые дни информирования. В ходе таких мероприятий руководители общаются с гражданами, вникают в их проблемы. Повсеместно развернута деятельность групп докладчиков, которые занимаются информированием людей, формированием общественного мнения и идеологическим воздействием на местных руководителей. Проводится работа общества «Знание», возобновившего свою деятельность на всех уровнях государственного управления.

3. В отдельных регионах организованы прямые телефонные линии местных исполкомов, что существенно сокращает количество обращений граждан во властные инстанции.

4. Проводятся выездные заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Организованы пресс-центры из депутатов, руководителей предприятий, отделов и служб райисполкомов, представителей средств массовой информации, которые обеспечивают связь местных управленцев со СМИ.

5. Возрождаются различные формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей.

6. Организуются соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.