Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение основных идеологий современности в вузовском цикле социально-гуманитарных дисциплин 3 страница




Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным».

При этом в социал-демократической идеологии присутствует ясное понимание того, что удельный вес государственного сектора в народнохозяйственном комплексе страны определяется исходя из её национальных интересов, что нет и не может быть национализации ради национализации. Именно с учётом этих интересов, социал-демократы выступают за «национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике».

Профилирование социал-демократов в идейном ландшафте прослеживается и по вопросу о положении работополучателей. Неотъемлемой частью программы любой социал-демократической партии является наличие «системы защиты экономических прав рабочих, предусматривающей:

o Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).

o Улучшение условий труда рабочих.

o Повышение минимальной зарплаты.

o Защиту от неоправданного увольнения.

o Борьбу с безработицей».

В рамка анализируемого профилирования налажено перманентное взаимодействие между социал-демократами и профсоюзами. С последними ни одна иная партия так тесно не взаимодействует, что объясняется тем, что профсоюзы – это становой хребет социал-демократического движения.

Социал-демократы в большей степени, чем их конкуренты выступают за то, чтобы напрягать социальный вектор расходной части государственного бюджета. Имея в виду среди прочих и этот вектор, они ставят вопрос о «среднем или высоком уровне налогообложения, необходимом для финансирования государственных затрат». Социал-демократы официально добиваются того, чтобы названный вектор убедительно гарантировал наполнение реальным содержанием следующих позиций:

«Всеобщего бесплатного образования, равный доступ к которому имеет все население страны.

Государственной системы всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.

Государственной помощи в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.Государственной помощи для ухода за детьми».

При обращении к анализируемому блоку в идейной платформе социал-демократов студентам обязательно надо сказать о том, что социальный вектор расходной части государственного бюджета имеет свои пределы, будучи зависимым от экономической конъюнктуры, от приоритетов государственной политики. Указанный акцент в программных установках социал-демократии не стыкуется с тем сценарием, когда сама жизнь требует от властных структур применения монетаристских методов в государственной экономической политике. Известно, например, что именно поэтому социал-демократы потеряли власть на федеральном уровне в ФРГ в 1982 году.

Стремясь забрать голоса у «Зелёных», социал-демократы всё активнее позиционируют себя по экологической проблематике. При этом они демонстрируют более взвешенный, более сбалансированный подход, чем«Зелёные».

Ни одна политическая сила на Западе не относится так благоприятно как «иммиграции и мирному сосуществованию культур и цивилизаций», как социал-демократия. Это резко отличает её от правой части политического спектра.

При рассмотрении внешнеполитической доктрины современной социал-демократии важно соотнести с внешнеполитической доктриной Республики Беларусь. Если брать сугубо официальные заявления, то можно придти к выводу, что они во многом совпадают. Важно прежде всего отметить, что и социал-демократия, и руководство Республики Беларусь выступают за

«Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках».

Одновременно важно обратить внимание студентов на то, что слова и дела лидеров социал-демократов во внешнеполитической сфере не всегда совпадают. В этой связи можно привести следующие примеры. Канцлер ФРГ Г. Шрёдер и премьер-министр Великобритании Т. Блэр в 1999 году поддержали натовскую агрессию против Югославии. В 2003 году возглавляемая Т. Блэром Великобритания стала активным соучастником американской агрессии против Ирака.

Крайне правая часть политического спектра представлена фашизмом. «Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма… Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-х—30-х гг. двадцатого столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса». Разбор данного подхода составит первую часть в процессе освещения вопроса о фашистской идеологии.

При обращении к фашизму как политической идеологии следует обязательно назвать студентам человека, который впервые позиционировал себя как его приверженец, впервые сформулировал соответствующую концепцию. Это – Бенито Муссолини. Концепция последнего имела два ключевых теоретических источника. Первый источник – тот сегмент наследия Платона, Гегеля, который был посвящён элитарным идеям. Второй источник – теория «органистского государства».Согласно убеждениям её авторов, властные структуры такого государства не должны останавливаться ни перед чем для достижения стабильности, спокойствия и благополучия в обществе, что представляется благом для всех его членов. За это последние должны были признавать как данность «безграничную волю» государства, относиться к власть имущим как к кругу избранных, никому не подконтрольных, стоящих над обществом. Бенито Муссолини пытался внушить среднестатистическому гражданину, что война и экспансия в отношении народов, которые стоят ниже итальянцев, – абсолютно нормальная вещь, которая должна стать фактором консолидации итальянского общества. Таковой была итальянская разновидность фашизма. Кстати, термин этот итальянского происхождения. Итальянское слово fascism переводится на русский язык как пучок, связка, объединение.

Германская разновидность фашизма, как и итальянская, была одной из ключевых в Старом Свете в 1920-х – 1930-х гг. Поэтому представляется важным донести до каждого студента, что имеется общего и особенного между данными моделями. « Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом».

При разборе расовой составляющей идеологии германского фашизма важно, прежде всего, ответить на следующие вопросы: 1) есть ли основания для утверждения о реальном существовании народа под названием «ария»? 2) какие народы могли быть генетически связаны с арией в случае, если это не мифический народ? Наукой доказано, что такого народа не было. Однако национал-социалисты во главе с Гитлером исходили из того, что ария – это не миф, а реальность. При ответе на второй вопрос они называли немцев, англичан, североевропейцев. Для единомышленников Гитлера ария отождествлялась с высшей расой, которую следовало наделять самым большим объёмом социальных, политических прав в глобальном интерьере. Считалось, что арии и только они – культуртрегеры, то есть носители, созидатели культуры. Именно по отношению к культуре градировались народы планеты. Заявлялось, что наряду с теми расами, которые созидает культуру, есть те, которые её поддерживают и те, что разрушают. Логика мышления национал-социалистов была такова: созидатели культуры должны получить безграничное жизненное пространство; для тех, кто поддерживает культуру, его следует ограничить; для разрушителей культуры нет места в жизненном пространстве. В качестве потенциальных объектов для ограничения этого пространства выступали славяне, часть азиатов, латиноамериканцев, а для лишения – евреи, негры, цыгане.

И итальянский, и германский фашизм полностью соответствуют следующему универсальному определению фашизма: «система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими». В этом определении аккумулировано то общее, что есть между всеми разновидностями фашизма.

«Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943—1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили».

Предваряя вторую часть в процессе освещения вопроса о фашизме, следует разделить все имеющиеся в современном мире идеологические системы на цивилизованные и нецивилизованные. Подобная градация зависит от ответа на вопрос: «Гарантирует ли данная идеологическая система цивилизованное сосуществование различных частей общества?» При ответе на настоящий вопрос обязательно будут выявлены идеологии, в содержательной стороне которых заложена мина замедленного действия, которая может взорваться в любой момент.

Первый пример – национальная идеология, зацикленная на том, чтобы коренное население было на постоянной основе наделено статусом, который был бы недосягаем для остальных сегментов населения и свидетельствовал о дискриминационном положении последних.

Второй пример – коммунистическая идеология, которая делает акцент на ведущей роли рабочего класса в социальной структуре общества, приписывает ему исключительную миссию в историческом развитии.

Третий пример – религиозный фундаментализм, логика мышления идеологов которого такова: вера может быть или подлинная, или неподлинная, третьего не дано.Список подобных примеров можно продолжить.

Организационные структуры, связанные с данными идеологиями, имеют в своём арсенале отнюдь не цивилизованный набор инструментариев, необходимых для достижения целей соответствующих идеологических систем.

В свете вышеизложенного следует обратиться к взглядам той части учёных, которая «интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы… идеологии… (, названные в соответствующих примерах. – М.С., П.М.).

Понимая, таким образом, фашизм, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества».Завершающая часть настоящего учебно-методического пособия посвящена национальным идеологиям.Для постижения феномена национальной идеологии надо сначала разобраться, что же такое нация. Это – термин иностранного происхождения. Понятие «нация» происходит от латинского слова «Nation», которое имеет только один вариант перевода на русский язык: «народ». Безусловно, любая национальная идеология ориентируется на строго однозначную трактовку указанного понятия. Подобные трактовки имеют следующие основные вариации.Первая вариацияуходит своими корнями к теоретическому наследию классиков марксизма-ленинизма.В этом наследии под нацией понималась «общность, складывающаяся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры».Вторая вариацияимеет в качестве своего автора выдающегосясоциолога Макса Вебера. Для последнего речь идёт о «культурной общности, интегрируемой политическими событиями и институтами». Третья вариациясвязана с именем Дж. Бренда, который писал о «воплощении «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами».Четвёртая вариацияявляется ориентиром для идейных наследников пророка Мухаммеда и признаёт в качестве несущей конструкции национальной идеологии «народ, которому ниспослано божественное откровение».Общий знаменатель национальных идеологий таков. «В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью».К национальной идеологии принципиально важно подходить конкретно-исторически. Если брать в расчёт всю историю человечества, то окажется, что национальная идеология – относительно молодое явление. Нации, национальные государства, многонациональные государства впервые появляются в период индустриальной цивилизации. Касательно западной части Старого Света пик национальных идеологий начался в то время, когда приближался к завершению позапрошлый век и продолжался несколько десятилетий. Ныне в этом регионе сосредоточено ядро Евросоюза, который всё больше приобретает черты конфедеративного образования, которое по ряду ключевых позиций не стыкуется с национальной идеологией. Одновременно на СНГовском и постюгославском пространствах прослеживается повторение пути, который Западная Европа давно уже прошла. Там национальные идеологии занимают в политическом интерьере такое же важнейшее место, как и в прежней Западной Европе.Формирование национальных идеологий, их проявление в реальной жизни конкретных государств детерминировано многими факторами. Соответствующие идеологи, прежде всего, учитывают и международные реалии, и наличие либо отсутствие национального самосознания у адресата их идеологической системы, его способность более глубоко постигать содержательную сторону национальной идеологии. Эти же факторы берут в расчёт и субъекты политического процесса, базирующиеся на национальной идеологии. Конечно, с учётом данных факторов их требования разнятся. Они «могут выдвигать требования либо защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, — защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств; либо создания привилегий для лиц «коренной национальности» или же — интенсивного расширения интернациональных контактов и т.д.

Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т.д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут создавать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией)».

В рамках разбора национальной идеологии нельзя не задаться и следующим вопросом: «Есть ли полное совпадение между этой идеологией и комплексом требований касательно только соответствующей нации?» Конечно, с точки зрения формальной логики на него сравнительно легко дать положительный ответ. Вместе с тем всегда находились и находятся искусные политические игроки, которых удовлетворяет иной ответ. В ряде случаев национальные идеологии используются в качестве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса. Например, в конце 1980-х — начале 1990-х гг. прибалтийские республики под флагом защиты интересов коренных национальностей пытались решить весь комплекс проблем с бывшим союзным государством (в частности вопросы хозяйственных взаимоотношений, усиления экономической самостоятельности, обеспечения оптимальных условий роста уровня жизни граждан и т.д.)».

1.Основные идеологические течения в современном мире //Vuzlib: экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс].– 2010. – Режим доступа: www.vuzlib.net/beta3/.../26063/.– Дата доступа: 14 марта 2010 года.

2.Социальное рыночное хозяйство В. Ойкена и Л.Эрхарда//Мировые экономические идеи 20-х – 80-х годов: неолиберализм [Электронный ресурс].– 2010.–Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/economy/00006097_0.html.– Дата доступа: 14 марта 2010 года.

3.Шаталин, Е.А. Либеральная идеология: «негативная свобода» в ракурсе методологического индивидуализма / Е.А. Шаталин // История идей и история общества: Материалы VI I I Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 15-16 апреля 2010 года) / Отв. ред. В.Н. Ерохин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 302–305.

4.Идеология // Википедия [Электронный ресурс]. – 2010. –Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F. – Дата доступа: 18 октября 2010 года.

5. Чучхе // Википедия [Электронный ресурс]. – 2010. –Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Чучхе. – Дата доступа: 11 октября 2010 года.

6. Еврокоммунизм // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Еврокоммунизм. – Дата доступа: 4 октября 2010 года.

7. Cоциал-демократия // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/Социал-демократия. – Дата доступа: 4 октября 2010 года.

8.Фаши́зм // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
ru.wikipedia.org/wiki/Фашизм. – Дата доступа: 14 октября 2010 года.

 

Учебное издание

Стрелец Михаил Васильевич

Малашук Павел Владимирович

«ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕОЛОГИЙ СОВРЕМЕННОСТИ В ВУЗОВСКОМ ЦИКЛЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Редактор Т.В. Строкач

Технический редактор

Компьютерная вёрстка М.В.Стрелец

Корректор

Подписано в печать 2010 г.

Формат 60×84 1/16. Ризография.

Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. лист. Усл. изд. лист.

Тираж Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

Лицензия №02330/0148711 от 30. 04. 2004 г.

224017, г. Брест, улица Московская, 267.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.